Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСТРЫЕ УГЛЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ





Снова вспомним, что размолвки между людьми на самых разных уровнях возникают во многом потому, что каждый человек в той или иной степени отсчитывает мир от себя. Но мы уже разобрались, что люди бывают разные, и на одно и то же слово или событие реагировать могут по-своему. Поэтому главное условие успешного общения - понять структуру личности вашего собеседника и если хотите, в чем-то подстроиться под него (особенно если вам действительно важна его положительная реакция). Да, есть личности, общение с которыми изначально конфликтно. Однако и для них можно найти свой стиль разговора - скажем так, приводящий к наименее разрушительным последствиям... А оттого, что люди не понимают особенностей других людей, и бывают всякие межличностные накладки. Давайте разберем несколько наиболее распространенных и острых практических примеров. Разумеется, сочетаний типов личности в подобном общении может быть и больше, но для того чтобы разобрать их все, просто не хватит места. Поэтому определим принцип - а почитав о личностных особенностях, в принципе каждую недостающую ситуацию можно «расписать» самому...

 

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

Нередко конфликтная ситуация возникает, если учитель (чаще учительница) сочетает в себе черты типов Демонстративного и Непосредственного (оценка по внешним проявлениям и несдержанность эмоций), а ученик - Эстетствующий и Сомневающийся (своеобразность мышления, глубина подхода, но внешнее «тугодумство»). В таком случае педагог не видит системного мышления ученика, оценивая лишь его медлительные ответы и растянутую неуверенную речь. И вполне может считать его, извините, тупым (слово из повседневного лексикона множества наших учителей!) Да что тут далеко ходить - вспомните пример из начала нашего разговора про несчастного Петрова... И самое главное, что будет раздражать нашу учительницу - то, что ученик НЕ ТАК подчиняется ее требованиям, не может быть как все, «вечно с выкрутасами». И раз за разом - за то, что сделал что-то не так, не вписался в стандарты - крик, оскорбления, да еще при всем классе - ведь при выраженных качествах Непосредственного типа учительница просто не доживет до перемены, чтобы высказать ученику претензии с глазу на глаз! Она буквально лопнет на месте, если тут же не выразит свою агрессию и недовольство. А бедный ученик, у которого все эмоции выражаются лишь едва заметными штрихами, будет искренне недоумевать: «Что же я такого сделал, чтобы на меня надо было ТАК орать? Это как же надо меня ненавидеть?» Не забудьте и о том, что этому ученику очень важна оценка окружающих - в частности, как самого педагога, так и одноклассников. Поэтому дополнительной травмой для него могут быть обвинения именно на глазах всего класса.



Конфликт подобного рода (к сожалению, нередкий в нашей школе) может кончиться тем, что за какой-нибудь пустяк (скажем, не так оформленную работу или за забытую тетрадь) учительница обзовет ученика при всем классе не самыми добрыми словами, да еще и на весьма повышенных тонах. Не забыв, разумеется, при этом вкатить в журнал соответствующую оценку. А ученик, внешне не сказав ни слова (что тоже дополнительно бесит педагога, ибо для таких людей важна в том числе и реакция на свои эмоции), уйдет домой и по дороге будет вначале про себя переживать, что ему несправедливо поставили плохую оценку. Потом он подумает, что его и в жизни все так невысоко ценят. Потом он придет к выводу, что сам, наверное, никуда не годится, никому не нужен и никто его не любит... А в результате без особых внешних признаков дело может кончиться суицидом.

Вообще если говорить об учителях, то стоит подробнее рассмотреть, как лучше всего общаться с педагогами - обладателями разных личностных структур. И поскольку сейчас во всех учебных заведениях (включая и начальную школу!) воцарились экзамены - поговорим, как сдать экзамен преподавателю, руководствуясь особенностями его личности.

 

КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН, если ваш педагог...

"ПРИЗЕМЛЕННЫЙ". Как правило, такой преподаватель требует ему все "вывести и уточнить". Если вы цитируете ему какое-то определение - будьте готовы повторить слово в слово, как в учебнике. Тем не менее, найдя нужное направление (которое и вы достаточно подробно знаете), можно детализировать отдельный вопрос до бесконечности. В конце концов преподаватель вообще забудет, с чего вы начали, и увлечется мелочами и частностями. В качестве иллюстрации приведу старый студенческий анекдот. К экзамену по биологии студент выучил только одну тему - "Блохи". В его билете три вопроса: "Млекопитающие", "Птицы" и "Рыбы". Студент отвечает на первый вопрос: "Млекопитающие покрыты шерстью. В шерсти водятся блохи"... и далее очень подробно про блох. Преподаватель говорит: "Хорошо. Теперь второй вопрос - птицы". Студент: "Птицы покрыты перьями. Это все равно, что шерсть у млекопитающих. А как известно, в шерсти водятся блохи..." И далее опять про блох. "Хорошо, третий вопрос". "Третий вопрос - рыбы. У рыб шерсти нет. Но если бы была, то в ней бы водились блохи..."

Однако случается, что у такого экзаменатора может быть склонность к своего рода психологическому садизму. Одно из главных бессознательных удовольствий такого экзаменатора - любым способом унизить студента. У таких преподавателей часто бывает в ходу поговорка вроде этой: "На пятерку мой предмет знает Господь Бог, на четыре - я сам, а вы все - в лучшем случае на тройку". И соответственно, выше трех баллов на экзамене он вам не поставит никогда. Даже если вы начнете демонстрировать поистине безупречные знания - увы, это подобного преподавателя только разозлит. Упаси вас боже сказать такому преподавателю "Я все знаю". Выйдете с двойкой. Увы, лучший способ сдать экзамен такому "упырю" - подлизываться. Откровенная лесть тут может дать больше, чем самая глубокая подготовка. И главное - вам следует показать, что вы уже подавлены его величием (и давить вас дальше, мол, совершенно ни к чему). Тогда есть хоть какой-то шанс на приличную оценку.

Важное уточнение для студентов противоположного пола: ни в коем случае не путайте лесть с кокетством! Как только вы показываете преподавателю, что он (она) для вас представляет сексуальный интерес - таким образом вы как бы ставите его с собой на одну доску. И будете за это жестоко наказаны.

 

"ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ". Ему мало того, что вы знаете его предмет - важно, чтобы вы показали, как вы этот предмет обожаете. Ответ в этом случае должен содержать как можно меньше сухих цифр и как можно больше увлекательных образов. В частности, один студент мединститута, рассказывая такому преподавателю про дивертикулез пищевода, закончил свой в общем-то не очень развернутый ответ фразой: "А перед самой операцией несчастный больной вынужден был принимать пищу, стоя на голове в платяном шкафу!" И первым рассмеялся. Эмоциональный преподаватель тут же повторил реакцию студента и поставил ему пять...

Также хорошо действуют на таких преподавателей увлекательные истории из жизни знаменитостей, фигурирующих в сдаваемом курсе. А еще лучше - поведать преподавателю увлекательную историю о том, как знание его предмета помогло в жизни лично вам. Как правило, повышение оценки на балл обеспечено.

 

"ДЕЯТЕЛЬНЫЙ". Такие преподаватели больше всего любят студентов, которые, беря билет, спрашивают: "Разрешите отвечать не подумав?" Конечно, студент из этой старой шутки всего лишь собирался отвечать без подготовки, но именно такой подход нужен скоропалительному преподавателю. Он наверняка высоко оценит ваши знания, если вы будете отвечать уверенным тоном, и самое главное - быстро. Так сказать, по принципу пинг-понга - вопрос-ответ, вопрос-ответ... Если студент мнется, размышляет, просит время подумать - с точки зрения такого преподавателя, знанием предмета здесь и не пахнет (хотя данный студент, скорее всего, знает несколько вариантов ответа на заданный вопрос и хочет выбрать самый лучший). А тот, кто выпаливает ответы действительно не подумав, и порой даже, извините, несет чушь, но зато уверенным тоном, у такого преподавателя вызывает больше одобрения. Поэтому здесь лучше на каждый вопрос подготовить только один краткий вариант ответа. Конечно, от этой подготовки мало что останется в голове, но другое дело, если ваша цель - не знать, а сдать.

 

"ЭСТЕТСТВУЮЩИЙ". Такого важно не спутать с Приземленным: если последнему важны всяческие мелкие подробности - то первый потребует от вас прежде всего витиеватости языка и закрученности формулировок. Скажем, один из таких лекторов всячески обращал внимание на то, что в его предмете нельзя говорить "обожженный", а следует произносить "подвергнутый воздействию высокой температуры". Те, кто не ленился произнести четыре слова вместо одного, гарантированно имели оценку на балл выше. И лучше всего, если вы будете пользоваться терминологией именно конкретного преподавателя, особенностью именно его произношения (конечно, для этого нужно хотя бы периодически ходить на лекции). Только повторять преподавательские выражения надо абсолютно серьезно и даже с некоторым благоговением, а ни в коем случае не издевательским тоном.

 

"НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ". Интересно то, что преподавателей с выраженной доминирующей Непосредтсвенной акцентуацией можно встретить, пожалуй, только на уроках труда, физкультуры и военного дела. (Даже упоминавшаяся нами учительница в первую очередь представитель Демонстративного типа. Да и она, собственно, вряд ли дослужится до участия в экзаменационной комиссии). Все дело в одном: чтобы дорасти до статуса экзаменатора, человеку прежде нужно сдать немало экзаменов самому. А с этим у Непосредственных как раз и сложности: во-первых, потому, что они в принципе плохо обучаемы - так как всегда уверены в правильности именно своей единственной мысли. А во-вторых, они практически всегда не желают учитывать особенности своего собеседника. И нередко проваливаются на экзаменах лишь потому, что вступают в пререкания с экзаменаторами... В общем-то во многом по двум этим причинам отсутствие образования у людей такого типа стало притчей во языцех. Пожалуй, единственное, где можно встретить экзаменатора такого типа - это в ГИБДД. Да и то редко - по вышеуказанным причинам дорасти до статуса экзаменатора ему и там редко удается...

Но если уж волей случая вдруг вам попался экзаменатор этого типа, то главное - определить его любимую «правильную» мысль и по возможности ее придерживаться в процессе вашей беседы!

 

"СОМНЕВАЮЩИЙСЯ". Тоже, как ни странно, в преподаватели 0особенно в экзаменаторы) пробивается редко. такой человек в принципе долго не сможет работать преподавателем (во всяком случае, карьеру уж точно не сделает). Но уже по другой причине: часто он не кажется авторитетом для учеников (и особенно студентов), во многом потому, что довольно неуверенно излагает свой предмет. Ученики ведь не знают. что их лектор просто подбирает лучший вариант изложения - они просто слышат все его слова-паразиты, сбивчивую неуверенную речь... И часто такой человек если уж и работает в системе образования - то каким-нибудь заведующим лабораторией (где ему, с его системным научным подходом, в общем-то самое место). Но если вдруг его попросят посидеть на экзаменах и вам придется общаться именно с ним - тогда можете считать, что вам даже в чем-то повезло. С таким преподавателем лучше всего говорить «на его языке» - отвечать как бы размышляя вслух, предлагая несколько вариантов ответа... таким образом, можно вовлечь самого экзаменатора в процесс вашего ответа, а то и сделать его непосредственным участником. И в таком случае он сам все вам расскажет!

 

Конечно, побольше бы таких преподавателей на всех уровнях образования - наверняка подумают многие (особенно те, для кого экзамены еще актуальны). Однако увы: часто представители Сомневающегося типа страдают качеством, которое в принципе для учителя неприемлемо - застенчивостью. Которая обусловлена именно особенностями их типа личности...

 

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

От застенчивости страдают в основном представители Сомневающегося типа, у которых неуверенность в себе - свойство личности. Человек подобного типа больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо. И очень сложно для него сделать выбор. Разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. Происходит это оттого, что им свойственно изначально подвергать все сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки. Вспомните опять пример № 3 в начале нашего разговора про ученика Петрова. У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени. Вот и тушуется человек перед собеседником... Вопреки устоявшемуся мнению, у него нет страха сказать незнакомому человеку "Здравствуйте" - он просто никак не может выбрать, с какой интонацией произнести это слово в каждой отдельной ситуации. Причем особенно остро проявляется застенчивость именно в новой компании, где опять придется попадать в тяжелую ситуацию выбора в дефиците времени. Нет уж, проще побыть одному. Пусть лучше сочтут застенчивым, чем тугодумом.

Но оказывается, и это еще не все. Да, сомневающиеся люди постоянно хотят выбрать лучший вариант действия; да, у застенчивых людей такое желание доходит до крайности. Но давайте зададимся вопросом - почему? Почему человек так боится ошибиться в выборе - ведь никакого наказания за это не последует? И учительница в школе, особенно подобная вышеупомянутой, наверняка предпочтет услышать любую чепуху, чем упорное молчание? Так-то оно так. Но оказывается, что у всех застенчивых людей есть свой, личный контролер, под чьим влиянием они так или иначе находятся. Это или родитель, или тот же учитель, или старший товарищ (подруга)... И значимость этой - такой уверенной во всем - личности в жизни несчастного застенчивого, которого постоянно раздирают сомнения, настолько высока, что он постоянно словно бы чувствует рядом присутствие своего "экзаменатора"... А поскольку "экзаменатор" в итоге всегда ставит неудовлетворительную оценку ( как ты вырядилась! Что за глупости ты несешь! Да что только из тебя, такого тупого, вырастет!), выбор любого варианта действия становится сущей мукой: что бы человек ни сделал, "экзаменатор" всегда недоволен... И даже когда говорят, что застенчивость связана с боязнью получить отказ, это лишь частный случай такой ситуации: человек боится получить лишнее подтверждение того, что он действительно никуда не годится и не может ничего добиться... Именно поэтому застенчивые люди так переживают любые свои промахи, даже случайные и от них не зависящие.

Каждому застенчивому человеку следует прежде всего понять, что его контролер НИКОГДА не одобрит его действия. Потому что для такого экзаменатора самое важное в подобном общении - унижать своего слабого друга, ученика, ребенка. Зачем? Может быть, для того, чтобы подняться в собственных глазах за счет чужого унижения. А также, чтобы застенчивый друг однажды не поднялся выше его уровня - как же он тогда будет им командовать? А бедный застенчивый и не знает, что на самом деле его влиятельный старший товарищ на самом деле ничем его не лучше. Но присутствие в жизни человека постоянной неадекватной оценки, даваемой значимым человеком, постепенно развивает у бедняги самый настоящий комплекс неудачника, и соответственно, усиление проявлений застенчивости. И такой человек действительно начинает думать, что из него на самом деле ничего не получится... А на самом деле ему просто нужно выйти из-под ненужного давления.

Поэтому, если уж хотите избавиться от застенчивости, то :

  • главное - определить в вашей жизни такого "экзаменатора" (а найти его среди своих знакомых порой не так-то легко, потому что вы привыкли к его командованию). И потом обязательно избавиться от его навязчивой опеки и постоянного давления - если не физически. То хотя бы психологически «увеличить дистанцию».
  • Дальше хорошо бы стать в принципе независимым от чужих оценок - от кого бы они не исходили. Есть такое грубоватое, но по сути очень верное высказывание: "Я не червонец, чтобы всем нравиться". Здесь можно сделать поправку на инфляцию, но суть остается та же: всем угодить нельзя. Поэтому научитесь не воспринимать болезненно чью-то критику. Возможно, вас критикуют просто из зависти...
  • Кстати, застенчивость чаще проявляется в подростковом возрасте - именно потому, что подросткам присущ определенный максимализм - это черное, а это белое, это хорошо, а это плохо. Взрослые же люди начинают понимать, что нет черного и белого, и все ситуации неоднозначны: что для одного хорошо, для другого может быть плохо. Поэтому не стоит так уж сильно зависеть от чужого мнения, легче быть самостоятельной независимой личностью. Но те, кто надолго в душе остается подростком (в плохом смысле этого слова), мучаются застенчивостью до пенсии. И если в подростковом возрасте их "контролерами" были мамы или более развязные друзья, то потом таким цензором становится муж или жена.
  • Но если уж вы не можете не оценивать себя - тогда примите к сведению, что застенчивость - это не плохо! Это черта характера исследователя, который стремится проникнуть в самую суть вещей, а не ограничиваться поверхностным "и так сойдет". Поэтому учтите, что вы - далеко не хуже всех, а многих и лучше. В частности, очень может быть, что вы лучше того человека, от оценки которого зависите до сих пор.
  • Если ваша застенчивость мешает вам общаться, то в качестве "переходной меры" постарайтесь не попадать в незнакомые вам ситуации. А для этого разработайте свою персональную тактику поведения. Подготовьте для себя несколько определенных вариантов (темы разговора, конкретные фразы и т. п.) для каких-то определенных ситуаций. Ситуацию знакомства можно проиграть дома перед зеркалом, телефонный разговор сперва набросать на листе бумаги, а зная, что с прогулки будете возвращаться со спутником, предварительно, допустим, прочитать что-нибудь интересное и пересказать это. ПУСТЬ вашим жизненным кредо станет известная фраза: "Лучший экспромт - тот, который хорошо подготовлен".
  • Многие специалисты советуют для избавления от застенчивости, например, завязывать беседу с прохожими на улице - то есть сразу, "без подготовки", перейти к практическим действиям. Но ведь все-таки для того, чтобы изучить действие закона гравитации, необязательно самому прыгать с крыши. И в избавлении от застенчивости очень важны первые успехи, здесь нельзя действовать по принципу "раз откажут, два откажут - а потом привыкнете". В такой ситуации на третий раз человек можете окончательно поверить в то, что у него никогда ничего не получится... Поэтому прежде подумайте (может, даже не выходя из дома): для чего вы подойдете к незнакомому человеку? Вам необходимо узнать, который час, или нужно попросить жетон для автомата - а может, вы хотите, чтобы вам оставили телефон для продолжения знакомства? К какому именно прохожему вы подойдете, а к какому - нет? Что вы ему скажете? Как среагируете на отрицательный ответ? И тому подобное. Запас экспромтов должен быть небольшим (чтобы вам не пришлось выбирать), но достаточно "резиновым" - на все случаи жизни.
  • Если же что-то на первых порах получается не так, как хотелось бы - не огорчайтесь. Дайте себе право на ошибку - это одно из основных условий избавления от застенчивости.
  • В качестве "спарринг-партнеров" при подготовке ситуации общения вполне могут выступать обычное зеркало, диктофон или видеокамера. Можете обратиться за помощью к другу или подруге (только смотрите, чтобы вы не попросили о помощи вашего пресловутого "экзаменатора"). Если же не сумеете таким образом "подготовиться" сами - можете обратиться к специалисту-психологу. Полезно также походить на тренинговую программу (но только не на такую, где всех застенчивых вышвыривают на улицу и велят, к примеру, через час наклянчить у прохожих сто рублей).
  • И не бойтесь, что вызовете насмешки окружающих. Наоборот - вскоре вы сможете гордиться своей тактикой поведения, настолько она вас выручит в трудную минуту! И потом, как только вы сами поверите в свои способности с помощью таких несложных "домашних заготовок", вашу личность по достоинству оценят и окружающие! И тогда вы наверняка перестанете стесняться, и уж точно с легкостью выйдете из-под влияния вашего "экзаменатора".
  • Но при этом учтите, что худший способ избавиться от застенчивости - "найди того, кто слабее, и подави его". Стать "экзаменатором" самому и почувствовать свою значимость только за счет чужого унижения? Способ вроде бы действенный, но когда человек вашего типа становится наглым, он таким образом сам себя насилует - ведь эта черта поведения ему не свойственна. А нахождение в чужой шкуре, да еще если она тебе не по размеру, причиняет в жизни много неудобств. В частности, агрессия - необходимая составляющая наглости - в вашем исполнении будет выглядеть совершенно немотивированной, и будет провоцировать ответное нападение. В результате вместо уважения вы получите еще большее презрение общества - на этот раз, извините, по заслугам.
  • Вообще хотелось бы именно здесь развенчать сверхценность наглости. Принято считать, что развязные (или, как принято говорить, "отвязные") люди во многом успешнее - но это лишь на первый взгляд. Может, они чуть больше достигают там, где требуется не размышления, а мгновенная реакция (как в известном анекдоте - "что тут думать, трясти надо"), но в жизни таких ситуаций - меньшинство. Для продвижения наверх по социальной лестнице прежде всего требуется способность размышлять, прогнозировать и анализировать, а вовсе не трясти. И наглость имеет очень ограниченное применение: по крайней мере, серьезных дел с откровенным наглецом никто вести не будет. И в результате получается, что разбитное поведение - зачастую лишь маска, за которой человек прячет свой личный комплекс неудачника. А может быть, именно поэтому он находит кого-нибудь более застенчивого и начинает его подавлять, что у него нет иного способа стать действительно значимой личностью?

 

ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ

Наверняка вы во множестве магазинов слышали такой диалог:

- Девушка, будьте добры, покажите мне такой-то товар...
- Все на витрине. Подойдите и посмотрите!
- Но мне нужно знать, сколько тут того-то и того-то...
- Да какая вам разница?! Ходят тут, привередничают...

Это специфический диалог Сомневающегося покупателя и Демонстративно-Непосредственной продавщицы. Хорошо еще, если покупатель просит дать почитать инструкцию к какому-нибудь электроприбору - тут, скорее всего, он получит желаемое (правда, на достаточно короткое время). Но беда, если ему понадобилось посмотреть, скажем, на пакете сока, есть ли в продукте сахар!.. Ему скорее всего доходчиво объяснят, что «больным надо не в магазины ходить, а дома сидеть», а если и ответят на вопрос, то таким тоном, что покупатель (которому опять-таки важна положительная оценка окружающих) предпочтет вообще ничего не покупать, чем нарваться на такой «теплый прием».

Вообще Сомневающиеся люди с трудом ходят в магазины - во многом из-за пресловутой проблемы выбора. Такому покупателю непременно нужен список - причем подробный, с указанием названия покупки, цены, количества и т. п. Если чего-то не окажется - он лучше придет с пустыми руками, чем мучиться размышлениями, что купить взамен. Однако зря многие советуют таким людям, натолкнувшимся на нежелание продавца дать посмотреть товар, ходить в супермаркеты, где все доступно в торговом зале на полках: мол, возьми сам и посмотри, что тебе нужно... Однако не тут-то было: полки с изобилием однотипного товара загоняют Сомневающегося в еще более угнетенное состояние. Он может часами стоять перед ними и мучиться - что же выбрать? Поэтому именно ему особенно нужен за прилавком (или около полок) ненавязчивый, но доброжелательный продавец-консультант. Вообще такому покупателю можно продать что угодно, если его не подавлять (давлению он инстинктивно воспротивится), но подробно поведать о преимуществах именно данного товара перед другим, причем преимуществах значимых, а не просто что «упаковка красивее или цвет приятнее». И жалко, что внимательные продавцы (в общем-то, по понятным причинам) сегодня встречаются только в достаточно дорогих магазинах...

Теперь немного о продавце - вернее, о продавщице. Потому что мужчины за прилавком как-то менее злобны к покупателю. В принципе это можно объяснить - тут, к счастью, наша убежденность, что мужчине не принято демонстрировать свои эмоции, едва ли не в единственный раз срабатывает на пользу. А вот с девушками все сложнее. Те, кто идет в продавщицы, наверняка не обделены демонстративностью. (Отбросим сразу тех, кто попадает за прилавок случайно - эти люди в роди продавцов, как правило, мучают не только покупателей, но и себя). Так вот, демонстративной женщине нередко бывает важно не товар продать, а себя показать. А еще, к несчастью, многие такие девушки уверены, что им с их неземной красотой и очарованием дорога в звезды Голливуда или в крайней случае на подиум. А то, что она оказалась за прилавком - досадный каприз судьбы или несправедливость окружающего мира... Вот и получается, что продавщицы, особенно молодые, бессознательно обижены на весь мир за то, что оказались на такой низкой (в их понимании), недостойной их особы социальной ступени. А тут еще покупатели ходят, докучают своими расспросами... «К тому же как он посмел обратить внимание на товар, а не на меня!!!» И здесь наиболее удачливым покупателем окажется представитель типа Непосредственного: «Эй, девушка, вы такая милая, очаровательная, какие перышки, какой носок... А подайте мне вон ту штуковину...» Да она ему полмагазина перевернет, лишь бы он подольше ею «очаровывался!»

 

ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Сомневающийся и Демонстративный. Здесь вполне может быть явный или скрытый конфликт, если представитель Сомневающегося типа пришел в своем любимом потертом пиджаке на важные переговоры или на собеседование с потенциальным работодателем. Если Его собеседник принадлежит к Демонстративному типу - он оценивает в первую очередь «упаковку». Итак, демонстративный работодатель посмотрит на поношенную одежду претендента. И так или иначе обидится: мол, этот человек настолько пренебрегает нашим возможным сотрудничеством, что даже беседовать явился черт знает в чем! Да ему абсолютно все равно, чем закончатся эти переговоры! А на самом деле в данном случае такая внешняя оценка неправомерна и полностью ошибочна. Потому что претендент-Сомневающийся настолько заинтересован в исходе беседы, настолько для него важны эти переговоры, что он надел самую любимую, привычную и комфортную одежду - чтобы она не отвлекала его от процесса важного общения.

 

Сомневающийся и Непосредственный тоже с трудом найдут общий язык. Особенно в положении равноправных партнеров. Сомневающийся, как правило, внешне мягок, ведет разговор в дипломатическом ключе - и своему бесшабашному партнеру кажется «тюфяком, с которым не стоит иметь дела». А Непосредственный не проявляет интереса к длительным переговорам и все дивиденды хочет получить немедля, что там будет завтра или послезавтра - ему неинтересно. И тем он отпугивает Сомневающегося, для которого контракт - это продукт долгих переговоров, ему непременно нужны значимые гарантии. Такие люди хотят сначала подумать, а уж потом ставить свою подпись и тем более рисковать деньгами. Такая «нерешительность» Непосредственного часто раздражает. Не говоря уже о том, что он бывает просто обескуражен, увидав за внешней «мягкотелой интеллигентностью» партнера тот самый внутренний жесткий стержень (особенно если начнет его подавлять). Причем эта обескураженность может вызвать и агрессию - так часто бывает, если ожидания Непосредственного не совпадают с действительными результатами... Таким образом Непосредственные бизнесмены нередко теряют выгодных и надежных партнеров, не разглядев их системного подхода и не оценив их стремления к долгосрочному надежному сотрудничеству.

И здесь же можно с большой вероятностью предположить, почему именно у нас пока столь непопулярны так называемые корпоративные психологические консультации, когда специалист (или целая группа специалистов) работает со всем коллективом. Ведь большинство таких консультантов-аналитиков - как правило, типы Сомневающиеся (исследователи, использующие глубокий системный подход и во всем стремящиеся добраться до сути). А руководители сегодняшних структур - либо Непосредственные (заработавшие свой капитал в период «приватизации», когда выигрывал тот, кто меньше думает, быстрее делает и не особенно миндальничает с законом), либо Приземленные - бывшие советские бюрократы. Вот и получается, что Непосредственный считает, что он сам все знает лучше всех, и не желает, чтоб кто-то его поучал, особенно вот этот человек (мол, и этот мямля будет учить меня жить?!) А Приземленный будет чувствовать себя некомфортно, когда в его конторе кто-то будет «командовать» вместо него, пусть и временно. Во всяком случае, если он и закажет такую работу, то попросит все результаты тестирования и опросов сотрудников непременно положить ему на стол. Ему нужен не ответ, почему у него такая текучка кадров или низкая продуктивность работы коллектива, а контроль над ситуацией - в том числе и над мыслями своих работников. В крайнем случае, он попросит психологов определить только одно: степень лояльности сотрудников. Но и то редко.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ И ПОДЧИНЕННЫЙ

Руководитель - Деятельный, а подчиненный - Приземленный. Хорошего выйдет мало. При таком раскладе босс будет подкидывать подчиненному идею за идеей, причем как только придумает новую - тут же забудет о старой. Ведь основной стиль работы такого начальника - буря и революция! А Приземленный работник привык ко всему подходить основательно, все разложить по полочкам, все привести в соответствие с инструкциями и только потом начинать осуществлять. И получается, что он только включился в первое задание, а начальник уже дает второе, третье и так далее... И уж разумеется, такой подчиненный не услышит за свое старание от босса ни одного доброго слова (не говоря уж о повышении по службе). За что же тут, по мнению начальника, хвалить, если сотрудник не может работать в «нормальном» (для начальника) темпе! И оценить, что уже сделано, босс тоже не сможет - потому что он уже переключился на новую задачу и все, что связано со старой, его не интересует. Кстати, именно у такого начальника весь коллектив будет работать 25 часов в сутки без выходных. Приземленный сотрудник будет уставать от такого потока нововведений и быстрых переключений - и в конце концов вначале бессознательно, а потом и расчетливо станет блокировать все начинания начальства. Понятно, что продуктивность работы от такого подхода не улучшится.

Начальник-Приземленный и подчиненный-Деятельный. Требования такого начальника кажутся подчиненному архаичными, а сам начальник - ретроградом и «бревном на пути прогресса». Но самому подчиненному тоже трудно добиться одобрения начальства: по мнению босса, он все время без толку суетится и мельтешит, вместо того чтобы сесть и спокойно работать, да еще постоянно лезет с каким-то идеями - будто забыл, кто тут главный... И если работник захочет заслужить одобрение шефа тем, что станет позже уходить домой - и это не вызовет начальственного одобрения: все должно идти по графику, кончился рабочий день в шесть - будь любезен, иди по своим делам. А то мало ли чем ты там занимаешься на казенном оборудовании?! А уж какой-нибудь отчет такому начальнику лучше не подавать раньше времени - именно в точно оговоренный срок, и обязательно аккуратно оформленный!

 

ВОДИТЕЛИ И ИНСПЕКТОРЫ ГИБДД

Такое общение нередко бывает источником не только моральных, но и материальных затрат. И тоже во многом потому, что иные водители неправильно выбирают тактику общения с инспектором (а то и вовсе не выбирают).

Предположим изначально, что инспектор - человек с личностной структурой типов Непосредственного и Приземленного (именно такого плана люди чаще всего встречаются в этой профессии). И дальнейшее общение в зависимости от личности водителя складывается так.

 

ВОДИТЕЛЬ-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Чаще всего его останавливают за превышение скорости и неоправданные хаотичные перестроения. Но самое интересное, что такой водитель не получает никакого удовольствия от самого процесса быстрой езды - просто он всегда торопится. Причем когда его останавливают. Обычно он недоумевает, причем искренне (да действительно он и не заметил, как нарушил правила), но обычно не оправдывается - чтобы не затягивать разговор. Потому что самое страшное для него - потеря времени. Это, если хотите, уже само по себе наказание! Часто такие водители сами стараются предложить деньги без лишних разговоров. Инспекторов нередко это обижает - ишь, мол, какой крутой! И невдомек им, что этот человек может последние деньги отдать, чтобы только от него скорее отстали. И получасовая «профилактическая беседа» ему доставит больше неприятностей, чем уплата штрафа на месте! Но если инспектор, раскусив это, специально захочет «поиздеваться» над водителем (особенно если у инспектора есть явные склонности к психологическому садизму) - пошлет, к примеру, безо всякого повода беднягу на алкогольное освидетельствование или заберет автомобиль на штрафную стоянку - то Деятельный водитель, раз пошло такое дело, внутренне смирится с тем, что окончательно и безнадежно потерял кучу времени, но просто так этого не оставит. Всю свою энергию, которую он жаждал пустить на какое-то свое дело, он теперь пустит на то, чтобы доказать неправомерность этого задержания. И инспектору может прийтись совсем не сладко.

 

ВОДИТЕЛЬ-СОМНЕВАЮЩИЙСЯ

Тоже нарушает чаще всего именно скоростной режим. И тоже не потому, что «любитель быстрой езды» - просто ему вести машину на нашей разрешенной скорости бывает опасно. Ведь он запросто может отвлечься от вождения и задуматься о чем-то другом. Вот и старается гнать как можно быстрее, чтобы полностью сосредоточиться на процессе управления - как в том анекдоте: «У меня сломались тормоза, поэтому я скорее еду в мастерскую».

Еще одно специфическое нарушение такого водителя - несоблюдение порядка движения по полосам. А все из-за того, что ему трудно принимать решение в дефиците времени (а бывает, что он до последнего момента не решается, каким именно маршрутом ему лучше следовать, и меняет решение уже на самом перекрестке). К тому же при нехватке на наших дорогах информационных указателей часто оказывается, что на нужную ему незнакомую улицу с данного перекрестка можно попасть совсем не с того ряда, в который он уже встал... Какой-нибудь Непосредственный водитель тут же бы сориентировался, встал в нужную полосу нагло, на глазах у инспектора, потом тут же по газам - и улетел. А Сомневающийся перестраивается в нужный ряд через разделительные полосы медленно и осторожно. Поэтому именно его чаще всего и останавливают.









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.