|
По теме «Изучение и обобщение педагогического опыта»Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат. Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач. По мнению М.Н.Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил. Организация изучения педагогического опыта. В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения, чтобы эти начинания были достоянием многих преподавателей. Опыт педагога может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных наукой принципов и методов он явится хорошим образцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. О качестве любой работы можно судить по ее конечным результатам. Педагогическим результатом являются уровень общих и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, уровень сформированности мировоззрения, развития личности, уровень воспитанности. При определении достоинств передового опыта важно учитывать временные показатели. Нельзя забывать о том, что одни и те же педагогические результаты могут быть достигнуты с большей и меньшей затратой времени и сил. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счет перегрузки обучающихся. Признаки передового педагогического опыта: · высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным критериям среднего профессионального образования; · сформированность общественной направленности личности студентов; · образованность студентов (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих общеучебных специальных и профессиональных умений и навыков); · сформированные у студентов познавательные и профессиональные интересы и потребности; · стремление к самообразованию (и преподавателя и студентов); · наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентации в учебной деятельности; · воспитанность студентов; · профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. наличие необходимых умений в различных видах деятельности (научная организация труда — НОТ), практические навыки в исполнении профессиональных и трудовых операций (их количество, качество, скорость); · умение анализировать процесс и результат конкретных видов профессинально-педагогического труда; · самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой; рационализаторский подход к делу; · коррекция в организации труда преподавателя; · оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьших затратах сил и времени педагогов и студентов и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач); · устойчивость, стабильность опыта; · возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими; · перспективность опыта: передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна; · научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому. Важно измерить, в какой степени проявляется каждый признак. Так, о познавательных интересах студента, сформированных в результате особого подхода к нему преподавателя можно говорить по таким признакам: активность студента на конкретном занятии; круг внеучебного чтения; участие в предметных олимпиадах, конкурсах; регулярное слушанье и просмотр учебных радио- и телепередач. Мерой при этом могут быть точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на занятии (по своей инициативе), вопросов к преподавателю, число и качество решенных олимпиадных, конкурсных задач (число и степень трудности нерешенных), число обращений студента к преподавателю за консультацией и содержание его вопросов; число и содержание выступлений студента перед товарищами с информацией, докладами (во внеучебное время) и, наконец, общая эрудиция студента, знание материала, далеко выходящего за пределы учебного курса. Структурные единицы, формы и методы изучения передового педагогического опыта. Изучение педагогического опыта осуществляют следующие структурные подразделения: методическая секция или объединение. В такой секции (объединении) состоят преподаватели одного учебного предмета и одного профиля (одной или нескольких соседних школ); цикловая комиссия. Она объединяет преподавателей-предметников одного цикла; научная группа по изучению актуальных проблем педагогики. Например по проблеме: «сравнительная эффективность методов обучения»; «проблемное обучение»; «воспитание у студентов активной жизненной позиции»; научно-педагогический семинар. Действует систематически, на нем обсуждаются вопросы передового педагогического опыта; проблемная лаборатория. Включает педагогов разного профиля, занимающихся изучением общей проблемы, например, воспитанием у студентов познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентации, совершенствование качества профессиональной подготовки и т.п.; школа (университет) педагогического мастерства. Имеет целью пропаганду передового опыта главным образом в группе начинающих педагогов; спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического исследования. Имеет задачей систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, он рассчитан как на опытных, так и начинающих преподавателей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт; научная экспедиция. Этот способ организации изучения и обобщения опыта встречается нечасто. Заключается в организации научных экспедиций с целью монографического изучения и обобщения передового опыта всего педагогического коллектива ссуза или отдельных преподавателей. Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта. 1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Эта форма изучения и обобщения опыта широко используется во всех учебных заведениях. Коллеги и руководители школы посещают открытые занятия опытных педагогов, коллективно обсуждают тот опыт, который действительно является передовым, выявляют условия, при которых он становится таковым. 2. Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед ними проводится большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, организуется выставка, отражающая опыт, готовятся доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поставленные в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса даются рекомендации об использовании передового опыта. 3. Научно-методическая и научно-практическая конференции. Это эффективная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции преподаватели изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. 4. Педагогическая выставка. Она отражает опыт использования, например, дидактического материала, способствующего активизации учебного процесса; различных схем и материалов о межпредметных связях; представляет образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.д. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть других форм (конференций, совещаний и т.д.). 5. Педагогические чтения. Предполагают анализ, осмысление и обобщение преподавателем своего опыта. Сначала учитель выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на областные, региональные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д. 6. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными преподавателями, взаимно дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник диспута стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта. 7. Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на учебный год или на несколько лет. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения. 8. Практикумы по методике изучения и обобщения педагогического опыта. Если в учебном заведении есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то проведение таких практикумов оправданно. На занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и их выбор по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала. 9. Педагогические консультации. Они могут быть устными и письменными. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей. 10. Самообразование. Это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при наличии большого количества описаний по одной теме. Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта. Первый этап изучения и обобщения педагогического опыта — обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения ее эффективности — с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. Второй этап — выявление находок, новшеств в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта. Третий этап — составление развернутой программы изучения и обобщения опыта: окончательно формируются тема и цель, уточняются объект (учебное заведение, группа, учебная дисциплина, педагог, предметная/цикловая комиссия и др.) и предмет изучения и обобщения. Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами; · устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов; · назначаются персональные исполнители (по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель). Четвертый этап — работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала на основе программы. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту). Пятый этап — осмысление описанного опыта: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. — шестой этап. Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь — через педагогический эксперимент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.
Опорный конспект лекции Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|