|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ С ПОМОЩЬЮ РОМЕН РOINTПри защите курсовых и дипломных работ, во время докладов на научных конференциях часто используются презентации, выполненные в программе. Чтобы они прошли успешно, подготовьте ваше сообщение до того, как будете его представлять. · обдумайте точки зрения, идеи, выводы, которые вы хотите представить; · сделайте набросок (метод «липкой бумаги»); · расположите бумажные полоски на стене; · проверьте логику и порядок расположения набросков; · разбейте наброски по категориям; · отберите информацию для каждого слайда (15-20 слайдов, не больше 40 слов текста на слайд, ограничьте количество цифр на графических изображениях слайдов и длину фраз (сжатый язык позволяет аудитории сфокусироваться на ключевых словах), подчеркните, выделите некоторые слова (ключевые слова); часть информации оформите графически (гистограммы, диаграммы); · помните о том, что цвет может привлекать внимание, создавать настроение, способствовать положительному отклику. Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед традиционной бумажно-плакатной. Для полного использования программы подготовки компьютерной презентации необходимо хорошо знать все ее особенности (приложение 10). Основными принципами при составлении компьютерной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование эффектов) (приложение 1). Необходимо начать компьютерную презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом. В заголовке приводятся название работы и автор. Советуем поместить краткое название на все слайды. Следует пронумеровать слайды и указать, сколько их всего в презентации. Для подготовки профессиональной компьютерной презентации рекомендуется использовать шаблоны. Следует уделить внимание дизайну шаблонов. Не увлекайтесь яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону. Подберите два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции. Не злоупотребляйте эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой текст появляется по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию аудитории, так как одновременно слушать выступление и вникать в тонкости визуального преподнесения материала исследования очень сложно. Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Настройте временной режим вашей презентации. Используя меню («Показ слайдов» — «Режим настройки времени»), узнайте, сколько минут требуется вам на каждый слайд. Очень важно не торопиться во время доклада и не мямлить. Если вы только читаете текст слайдов, то это может стать сигналом, что вы не ориентируетесь в материале. Но если вы растерялись или не можете справиться с волнением, то прочтение текста презентации будет вашим спасением. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу («Вид» — «страницы заметок»). Распечатайте их («Печать»— «печатать заметки») и используйте при подготовке, в крайнем случае — на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала. Используйте интерактивные элементы. Для управления своей презентацией применяют интерактивные кнопки (вперед—назад) или, в крайнем случае, клавиатуру (клавиши «Раде Оочот!» — «Раде Чр»). Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда вас попросят вернуться к определенному слайду. В автоматическом режиме обязательно проконтролируйте временной интервал своего доклада. Немаловажную роль в публичном выступлении играет коммуникативное состояние студента, под которым понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. При формировании нужного коммуникативного состояния, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, необходимо: · думать только о презентации; · сосредоточить внимание на слушателях; · следить за реакцией слушателей; · убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории; · вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы; · иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой; · понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели. Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, мимике, взгляде, позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже поначалу и не осознает), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной. О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, к которым относятся: обращение, приветствие, комплимент и прощание. Следует выбрать несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют мета-текстовые конструкции. Метатекст — это текст о тексте. В нем говорится о построении речи. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: «Хотел обратить ваше внимание на»; «Повторим еще раз»; «Теперь перейдем к вопросу о»; «Во-первых»; «Во-вторых»; «В заключение хотелось бы сказать» и т.п. Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы она легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые параметры текста. Таблица 4. Примерный план публичной защиты научной работы
заключение Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5—7 слов. Примерный план публичной защиты научной работы представлен в табл. 4. Научно-исследовательскую работу студентов целесообразно рассматривать в контексте всего учебно-воспитательного процесса вуза, который включает в себя различные виды учебных занятий, внеаудиторную воспитательную работу, общественную деятельность, студенческое самоуправление, культурно-просветительскую, спортивную и иную работу. Каждый из этих видов деятельности направлен на подготовку специалистов высокой квалификации. Постановка, организация, разнообразие тематики и качество научно-исследовательской работы далеко не одинаковы в различных вузах. Даже в лучших университетах и институтах деятельность студенческих кружков и обществ иногда отстает от уровня учебно-воспитательной работы в целом. Студенты недостаточно активно включаются в работу научных кружков и обществ, что отрицательно сказывается на качестве их подготовки. Изложенные в пособии сведения и основные научные положения организации научно-исследовательской деятельности студентов позволяют разработать собственные программы ее развития. В данном учебно-методическом пособии рассмотрена роль научно-исследовательской работы в образовании и воспитании будущего специалиста. Показаны различные подходы к организации научно-исследовательской деятельности студентов, отражающие специфику профессионального образовательного учреждения. Представленные материалы помогут преподавателям и студентам правильно организовать научную работу.
Приложения ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (ОУИДС) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|