|
V. Наблюдение над смысловым значением суффиксов.1. На доске записано стихотворение: Ирочка, Серёженька, Мамочка, Алёшенька, Замок, замочек, Свисток, свисточек, Белочка, собачка, Трудная задачка. Н. Бетенькова – Прочитайте стихотворение. – Почему в нем говорится не Ира, а Ирочка? Не Сережа, а Сереженька? Не мама, а мамочка? (Автор называет их ласково.) – Выясним, с помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение. Учитель записывает слова на доске, а дети – в тетрадях: – С помощью каких суффиксов образовались эти слова? (С помощью суффиксов
На доске записаны слова: нога – ножка хвост – хвостище мяч – мячик лес – лесок лиса – лисонька слово – словечко коза – козлик кот – котик – Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы сделаете наклон назад. Если в слове есть суффикс, вы сделаете наклон вперед. – Назовите суффиксы, имеющиеся в словах, которые вы запомнили. 2. Работа над упражнениями 152, 153. 3. Работа по вариантам.
– Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов. С одним из слов составьте предложение, запишите его и подчеркните главные члены. VI. Итог урока. – Что нового узнали сегодня на уроке? Домашнее задание. Упражнение 154.
Урок 47. Суффикс – значимая часть слова Цели: уточнить знания о роли суффиксов в русском языке; формировать умения образовывать слова с помощью суффикса по данному образцу. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Какими однокоренными словами с ласкательным значением вы заменили данные в тексте слова? Назовите суффиксы, с помощью которых вы образовали новые слова. III. Минутка чистописания. На доске записаны слова: д..док, гл..зок, л..док, м..док. – Прочитайте слова, записанные на доске. – Чем похожи все эти слова? (Все имена существительные мужского рода единственного числа с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, во всех словах суффикс – Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – глазок, безударная гласная а, проверочное слово глаз. В остальных словах – безударная гласная е: дедок – дед, медок – мёд, ледок – лёд. 2) Лишнее слово – дедок, обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос кто?, остальные слова – неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?) окае окае … – Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (В цепочке суффикс данных слов и буквы, которые являются орфограммами данных слов.) IV. Наблюдение над смысловым значением слов. (Упр. 155.) – О чем можно сказать горький, а о чем – горьковатый? – Суффикс придает слову оттенок неполноты качества: желтоватый, красноватый и т. д. – Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, вы поднимете руки вверх и потянетесь. Если я назову слово, которому суффикс придает оттенок неполноты качества, вы присядете. Учитель называет слова: злющий, мелковатый, сладковатый, большущий, лапища, хитрющий, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый, островатый. V. Подбор однокоренных слов с разными суффиксами. – Отгадайте загадки:
Учащиеся подбирают к словам-отгадкам однокоренные слова и записывают с комментированием. В однокоренных словах выделяют части слова. VI. Письмо под диктовку. (Упр. 157.) VII. Итог урока. – Какие суффиксы используются с увеличительным значением? Приведите примеры таких слов. – Какие суффиксы придают словам оттенок неполноты качества? Приведите примеры таких слов. Домашнее задание. Упражнение 158.
Урок 48. Закрепление знаний о суффиксе Цель: развивать умения образовывать слова с помощью суффикса; разбирать слова по составу. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Назовите однокоренные слова с суффиксом III. Минутка чистописания. На доске записаны слова: пять, крыло, ведро, пальто. – Прочитайте слова. – Сегодня на минутке чистописания мы запишем цепочку, которая будет состоять из букв, обозначающих мягкие звуки. Какие буквы войдут в цепочку? (Мы напишем цепочку из букв п, т, в, л.) птлв… – Какая буква здесь лишняя? Подчеркните ее. (Лишняя буква – л. Она не имеет пары, все остальные согласные парные.) – Напишите строчку до конца, буквы в цепочке можно менять местами. IV. Словарная работа. Учитель диктует слова с непроверяемыми безударными гласными, учащиеся записывают и подчеркивают орфограммы. Горох, месяц, урожай, хороший, помидор, дорога, погода, пенал, молоко, корова, машина. По указанию учителя к некоторым словам дети подбирают однокоренные слова и записывают их. (Можно взять слова, которые подчеркнуты.) Затем разбирают их по составу. – Если я назову слово с суффиксом вы хлопаете в ладоши, подняв руки над головой. Если я назову слово с суффиксом - ист, вы топаете ножками. – Постарайтесь сосчитать, сколько слов с суффиксом я назвала. Учитель произносит слова: учебник, орешник, серебристый, кофейник, глинистая, золотистая, печник, шелковистая, дворник, сборник, каменистый, танкист, штангист, работник. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|