|
IV. Наблюдение над особенностями падежей.1. Целевая установка. – Сегодня мы будем учиться различать падежи имен существительных. Почему это важно? – Сравните предложения: Я дала тетрадь ученику. Я дала тетрадь ученика. – Чем они различаются по смыслу? (В первом предложении указано на то, кому дана тетрадь, во втором – чью дали тетрадь.) – Чем различаются слова ученика, ученику? (Разные падежи, разные окончания.) – Чтобы точно выразить мысль, нужно знать падеж. 2. Запись предложения с комментированием. Учащиеся записывают с комментированием предложения: Под кустом ребята нашли корзину. Заяц прижался к земле. – Найдите подлежащее и сказуемое в первом предложении, подчеркните их. – Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж. ! Запомните: подлежащее всегда стоит в именительном падеже. – Для того чтобы определить падеж существительного под кустом, прежде всего найдем слово, от которого оно зависит, и поставим от этого слова вопрос. Найдите слово и поставьте вопрос. (Нашли под чем? – под кустом.) ! Запомните: на вопрос под чем? отвечает имя существительное только с творительным падежом. Предлог под тоже употребляется только с творительным падежом. – Определите падеж существительного корзину. (Нашли что? – корзину.) – С какой трудностью вы здесь встретились? (Слово отвечает на вопрос что? Этот вопрос есть и в именительном, и в винительном падежах.) – Обратите внимание на окончание. Оно нам здесь поможет. (Это слово стоит в В. п., потому что окончание -у, в И. п. в слове корзина – окончание -а.) Вывод. Итак, чтобы узнать падеж существительного, надо: 1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от него вопрос; 2) по вопросу и предлогу определить падеж. – Докажите это на примере второго предложения. Дети определяют падеж существительных заяц, к земле. 3. Знакомство с правилом, с. 34. V. Упражнение в определении падежей. 1. Работа над определением падежей существительных в словосочетаниях. (упр. 436.) 2. Игра «Назови падеж». Учитель вызывает четверых учеников: первый называет падеж, второй – вопрос, третий – имя существительное, четвертый – окончание. (Если окончание безударное, учитель помогает правильно его назвать.) 3. Самостоятельная работа над упражнением 437. VI. Итог урока. – Чему учились на уроке? – Что значит «просклонять слово»? Домашнее задание. Упражнение 439.
Урок 121. УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАДЕЖЕЙ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ Цели: развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу; познакомить с особенностями именительного падежа. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Какие предложения вы составили? Прочитайте, назовите падеж выделенных существительных. – Как вы продолжили текст? III. Минутка чистописания. На доске записаны буквы: и р д в т? – Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Буква и – именительный падеж, буква р – родительный падеж, буква д – дательный падеж, буква в – винительный падеж, буква т – творительный падеж. Вместо вопроса нужно поставить букву п – предложный падеж.) Пп Ппп Пппп Ппппп … – Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. IV. Склонение имен существительных. (упр. 440.) V. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже. 1. Списывание с грамматическим заданием. (упр. 441.) 2. Беседа по вопросам: – Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Как вы ему ответите? 3. Чтение правила, с. 166. 4. На доске записан текст: Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка. – Озаглавьте текст. Спишите. – Подчерните в каждом предложении главные члены. – Обозначьте падеж существительного, которое в предложении является подлежащим. VI. Игра «Цепочка слов». (упр. 443.) VII. Итог урока. – Чему учились на уроке? – Каким членом предложения является существительное в именительном падеже? Домашнее задание. Упражнение 444.
Урок 122.УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ ИМёН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Цели: формировать умение склонять имена существительные; совершенствовать умение писать безударные гласные в корне. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже? – Составьте свое предложение, назовите существительное, которое стоит в именительном падеже III. Минутка чистописания. На доске запись: вьюга – метель друг – приятель жара – зной азбука –? – Какое слово нужно записать вместо вопросительного знака? Обоснуйте свой ответ. (Здесь записаны слова-синонимы (близкие по значению слова). Синоним слова азбука – алфавит. Значит, нужно написать слово алфавит.) – Из согласных букв, которые обозначают твердые звуки в этом слове, составьте цепочку. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы л, ф, т. Они обозначают твердые согласные звуки.) Лфт Фтл Тлф Лфт … – Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|