Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ





Гений Микеланджело заключался в его способности увидеть завер­шенную статую в куске грубого камня. Он ставил перед собой задачу не просто сваять скульптуру, а высвободить эту совершенную форму из каменного плена, в который она заключена. По сути, это – то же самое, что делаете вы, восстанавливая свой совершенный баланс: вы не создаете нового «себя», а попросту освобождаете свое истинное существо. Этот процесс также можно назвать поиском самого себя.

Это «сокровенное я» желает проявить себя в своем изначальном совер­шенном состоянии равновесия. Нахождение пути к этому состоянию – вовсе не простое занятие, и каждый человек находит этот путь своим, особенным образом. Большинство людей даже не подозревают, кем они на самом деле являются (или, в лучшем случае, имеют на этот счет весьма ограниченные представления), поскольку не знают способов познать свою истинную природу. Это знание сокрыто от них вследствие их собственной неуравновешенности, подобно тому, как дно озера недоступно нашему взору из-за мутной воды. Инстинкт уравновешивания изначально встроен в наше тело, подобно чувству голода или жажды. Практика Аюрведы на­правлена на помощь человеку в его поисках равновесия, чтобы его под­линная природа могла воссиять через него. Ка.к показывают следующие случаи, эти два процесса – по сути, одно.

Норман, шестидесятилетний литератор, считает, что за последние три­дцать лет ему ни разу не удалось нормально выспаться ночью. Бессонница позволяет классифицировать его тип тела как классический случай Ваты: ложась в кровать, Норман находит тысячу поводов для беспокойства, и не меньшее число впечатлений прошедшего дня роятся в его голове. Он не в силах отвлечь от них свое внимание, также как и от тиканья часов, шума на улице или капающего крана. Он ворочается в постели всю ночь и наутро чувствует себя разбитым.



К тому моменту, когда Норман пришел на прием в нашу аюрведическую клинику, он успел перепробовать множество средств от бессонницы, от виски на ночь до барбитуратов, и все это не принесло желаемого результа­та. К этому времени он успел свыкнуться со своей бедой – но только внешне, поскольку он с ужасом ждал наступления ночи, всячески оттяги­вая время сна. Рядом со своей кроватью он держал стопки журналов, что­бы, проснувшись ночью, читать; закуски и телефон, чтобы общаться в ночи с «друзьями по несчастью».

«Это все потому, что я – Вата?» – спросил Норман, узнав о телесных типах и пройдя тест определения своей пракрити.

«Да, действительно, у вас дисбаланс Вата-доши», – ответили ему. – «Но это не делает вас представителем типа Вата».

Это его весьма удивило. Полное исследование определило, что Норман относится к типу с преобладанием Питты, хотя и с большой долей Ваты. Однако, вовсе не Вата – причина его бессонницы, а то, что привело его к существенному дисбалансу Вата-доши, а именно – склонность чрезмерно полагаться на игры собственного ума. Будучи писателем, Норман прово­дил за сочинительством долгие часы и не считал нужным придерживаться какой-либо регулярности в своих привычках. Именно регулярность по­могла бы ему удерживать баланс Ваты, нарушенный много лет тому назад.

Чтобы помочь Норману воссоздать свой изначальный образ здорового человека, мы разъяснили ему сущность равновесия и то, как небольшое отклонение может привести к значительным нарушениям здоровья.

СТО ГРАДУСНИКОВ

Каждая функция нашего тела имеет определенный базовый уровень, к которому стремится вернуться в случае его смещения, подобно тому, как градусник имеет точку отсчета. Эта индивидуальная телесная норма может быть нарушена, если вы, к примеру, пробежите километр или посидите в сауне, однако вскоре она вернется в привычную «точку нуля», установлен­ную естественными законами в течение всей эволюции человека. Эти за­коны достаточно гибки, так что вы можете на какое-то время повысить или понизить свою телесную температуру относительно привычных 36.7, од­нако если это будет продолжаться слишком долго, последствия не заставят себя ждать.

Одна из основных особенностей физиологии человека – в том, что каждый из нас являет собой совокупность сотен «термометров», каждый из которых следует собственному закону, определяющему его «норму». Наше тело должно соблюдать все это множество параметров, координация которых обеспечивает индивидуальное здоровье. Если представить себе целостную картину каждой телесной системы, вы увидите, что это Совершенное чудо! К примеру, кровь состоит из огромного числа биохимических элементов – гормонов, питательных веществ и раз­личных молекул-вестников, мигрирующих с током крови. Крове­носная система настолько точно отрегулирована, что эти сигналь­ные молекулы попадают точно в место назначения, в нужный мо­мент и в достаточном количестве! Мозг без напряжения выполняет работу по регуляции всех телесных «термометров». Небольшой участок серого вещества в лобной доле, назы­ваемый гипоталамус, весящий всего несколько граммов, ответственен за координацию многочисленных функций тела, включая превращение угле­водов в жир и его рассасывание, сон и пробуждение, жажду и аппетит, действие желез внутренней секреции, выработку телесных жидкостей, рост и температуру тела – короче, все, что происходит внутри и не осознано нами. Все, о чем нам не приходится заботиться в течение жизни, входит в ведение гипоталамуса, который иногда называют «мозгом мозга».

Этот факт показывает, что равновесие – не что иное как функция интеллекта. Таким образом, человека нельзя рассмат­ривать просто как «набор градусников», поскольку градусники не могут регулировать сами себя, в отличие от нас. Изначальная точка отсчета шкалы каждого «телесного градусника», индиви­дуальная для каждого человека – его пракрити, совокупность его природных свойств. Она задает направление, но в воле чело­века – слегка изменять его. К примеру, Номан родился с теле­сным типом Питта-Вата (см. диаграмму). Таким образом, при рождении он получил идеальный баланс своих трех дош, опреде­ляющих его дальнейшую жизненную программу. Каждый из «градусников» его тела подчиняются этой изначальной настрой­ке, поддерживаемой гипоталамусом. Однако с каждой из дош человек может «договориться» гораздо легче, чем с гипоталамусом, их управляющим центром. Наверняка Вата будет активизироваться в результате таких влияний, как холод, сухость и резкий ветер, страх, острая пища или бессонная ночь. Все это можно передать понятием «избыток Ваты в теле». (Питта и Капха имеют другие стимулирующие влияния).

Однако, ребенок, рожденный, к примеру, как тип Питта-Вата, может в течение жизни развить совершенно иную пракрити по причине влияний окружающей Среды (включая пищу, режим сна и активности, а также тип эмоциональных реакций). На диаграмме он представлен уже как тип Вата-Питта, поскольку все, что он мыслит, делает, ест и чувствует, изменяет соотношение трех его дош. Каждая доша, нарушив привычный баланс, имеет инстинктивную тенденцию возвращаться к исходному положению; однако, бывают случаи (как это случилось с Норманом), когда что-то им помешало.

Накопление дисбаланса инициировало процесс, изображенный на ди­аграмме как незакрашенные области над каждой дошей. В Аюрведе это накопление дисбаланса называется викрути, что означает «отклонение от изначальной природы». Таким образом, пракрити и викрути – противопо­ложные свойства, определяющие, что для человека естественно, а что нет. Никто не может заставить свои доши принять конфигурацию лучшую, чем та, которая у них была при его рождении – в этом случае просто нарушится их баланс, и человек станет дальше от своей изначальной приро­ды. Пропустив прием пищи, вы добавляете к своей викрути; проведя ночь без сна, вы добавляете к ней немного еще. Неподходящая пища и режим сна, негативные эмоции, физическое и ментальное напря­жение делают жизнь человека все менее естественной, пока он не обнаруживает себя в самом неестественном из состояний – в состо­янии болезни.

При этом одновременно существенно меняется ваше представле­ние о самом себе – вместо положительных реакций нездоровый человек будет проявлять отрицательные. Викрути делает его весьма чувствительным к любым нарушениям привычных условий и стрес­сам. Более того – он становится нечувствительным к тонким эмо­циям. Многие ли из нас сохраняют способность проявлять любовь и полное доверие к миру, с которыми рождается каждый ребенок? Мы нагружаем свои клетки опытом отвержения, разочарования и сомне­ний, изобилующих в нашем прошлом опыте, и чувствуем себя как прирожденные пессимисты, страдающие бессонницей и страхами, начисто забывая, как мы дошли до такой жизни!

В случае с Норманом Вата-доша стала «жертвой» его образа жизни. Это – обычный случай, поскольку из всех трех дош она наиболее уязвима. Вата не переносит шума, скопления людей и физический дискомфорт – поэтому, попадая в битком набитый вагон, ваше тело будет реагировать на это как на стресс. Чем дальше вам нужно ехать, тем больше подавляется ваша Вата; со временем сама мысль о том, что нужно попасть на работу, будет вызывать у вас ряд неприятных реакций. Со временем вы привыкнете к ним, но это не значит, что они перестанут угнетать вас. Из всего этого можно сделать вывод, что доши направляют нас к правильным привычкам, уводя от неподходящих для нас.

«Правильные» привычки – это такие, которые соответствуют природе. К примеру, будет правильным каждый день предоставлять своей Вате период полного спокойствия, чтобы найти точку совер­шенного равновесия для нее. Будет неправильным перегружать ее громким шумом и присутствием посторонних людей, поскольку это уведет ее прочь от точки баланса. «Но как же зарабатывать себе на жизнь?» – спросите вы. Это законный вопрос, но ничто не заставит вашу Вату расцветать при мысли о необходимости вновь попадать в битком набитый вагон. Но именно в этом – одно из величайших преимуществ нашего пребывания в этом мире, поскольку мы знаем, что каждая доша стремится восстановить утраченный ею баланс.

Для Нормана это оказалось в достаточной мере легко. Узнав, что нарушение баланса Вата-Питта – обычная примета современного общества, он сделал правильный вывод.

«Викрути – это просто прикрытие, иллюзия выравнивания, наводимая обществом извне. Под ней прячется изначальное сочетание Ваты, Питты и

Капхи, которая и есть истинное «Я». Если это состояние может быть вос­становлено, то симптомы болезни тотчас исчезнут. Совершенство Аюрведы – именно в том, что она позволяет людям вернуться к своему истинно­му «Я»!».

Нам оставалось только дать Норману несколько инструкций, как на­дежнее и быстрее восстановить баланс трех дош. Этот процесс мы называ­ем «умиротворением потревоженной доши». (В конце этой главы вы най­дете общие рекомендации для умиротворения дош, а более полные инст­рукции откроются вам благодаря практике Аюрведы). Первым в этом списке стоит требование регулярности режима дня. В случае Нормана особое вни­мание должно быть посвящено ритуалу отхода ко сну. Он сформулировал это сам: «За час до сна я буду принимать теплую ванну, чуть более прохлад­ную в летние дни. Затем я слегка помассирую лоб, виски и ступни кунжут­ным маслом в течение пяти минут и выпью стакан теплого молока с не­большим количеством расаяны. (Расаяна – травяной сбор, один из сотен применяемых в аюрведе. Для Нормана наиболее подходящим оказался биочаван, однако он может быть заменен каким-либо другим). Затем в течение двадцати минут буду сидеть без движения, читая поэзию или дру­гую вдохновляющую литературу. После этого я выключу свет и послушаю спокойную музыку, пока меня не начнет клонить ко сну, после чего немед­ленно лягу в постель.

Норман рассказывал, что следовал этой процедуре в течение четырех месяцев, неизменно засыпая без всяких трудностей. Его время сна достиг­ло шести часов без перерыва, что вполне достаточно для поддержания его здоровья.

Учитывая, что каждый пятый американец не может заснуть без снот­ворного, это достаточно мягкий и гармоничный выход из данной пробле­мы. При этом Норман в полной мере наслаждается новым ощущением здоровья и равновесия, забыв о привычных болях и простудах. Беспокой­ство и неудовлетворенность также покинули его; он выглядит гораздо бод­рее, и его взор стал гораздо более ясным.

 

ШЕСТЬ СТАДИЙ БОЛЕЗНИ

На протяжении тысячелетий целью медицины было приблизить паци­ентов к постижению их собственной природы, и Аюрведа в этом не исклю­чение. И все же люди Запада, очевидно, околдованы посулами «научной» медицины, стремящейся дать каждой болезни строго физическое объясне­ние. Правда, в последнее время западные ученые начали соглашаться, что недуг происходит не только из тела, но и из ума. Новый естественно­научный подход, который можно назвать «медициной ума и тела», предла­гает считать эти два начала нераздельными. К примеру, шок, вызванный

внезапной смертью супруги, может вызвать нарушения иммунной систе­мы и, как следствие, стать причиной серьезных болезней. (По этой причи­не смертность вдовцов и вдов намного превышает средний уровень). По этой же причине одинокие женщины, лишенные возможности оказывать эмоциональную поддержку другим людям, гораздо чаще страдают раком груди, чем замужние и имеющие детей.

Такая направленность в сторону медицины ума-тела имеет как силь­ную, так и слабую сторону. К примеру, согласно прежним подходам, мы можем утверждать, что пневмония вызывается вторжением пневмококков в ткани легких и их стремительным размножением. Подход, свойственный медицине тела и ума, направит нас на поиск причин в тот период, когда иммунная система была ослаблена влиянием негативных мыслей и эмо­ций. Это – гораздо более широкий базис обоснований, но, к сожалению, и более расплывчатый. Дело в том, что тонкости взаимодействия между умом и иммунной системой все еще остается непостижимым для докторов. И действительно, как уловить тот момент, когда негативные мысли атаку­ют белые клетки тела?

Знание Аюрведы позволяет своим последователям быть более точными в диагностике. Древние аюрведические тексты гласят, что болезнь неиз­менно проходит шесть четко различимых фаз, или шагов. Первые три – невидимы, и могут быть распознаны только внутри тела или ума; послед­ние три «выносят на поверхность» симптомы, которые с легкостью могут быть распознаны самим больным и докторами. Каждая фаза являет собой определенное нарушение баланса, проявляемое весьма различным обра­зом по мере протекания процесса:

1. Накопление – процесс начинается с образования «скопления» од­ной или нескольких дош.

2. Уплотнение – избыточная доша собирается в точку и начинает рас­пространяться за пределы своего обычного местопребывания.

3. Рассеяние – доша начинает заполнять собой все тело.

4. Локализация – «блуждающая» по организму доша начинает скап­ливаться в каком-либо месте, неподобающем ей.

5. Начальное проявление – в месте локализации доши начинают про­являться симптомы болезни.

6. Полное проявление – болезнь в полноте симптомов.

Чтобы полнее представить себе протекание этих шести фаз, давайте про­следим следствия избыточной Питгы у человека Питты-доши. К примеру, мы видим, что он находится в состоянии стресса или просто тяжело переносит слишком жаркое лето. Как только в теле скапливается избыток Питгы, она начинает циркулировать по всему организму, покидая места, где

ей подобало бы находиться. В скором времени она находит место скопления субстанции ама (токсических продуктов жизнедеятельности) и «прицепля­ется» к ним. Так завершается первые три фазы формирования болезни.

Западный доктор, если к нему обратиться в этот момент, даже не сможет поставить диагноз, поскольку еще нет в наличии симптомов, описанных в медицинском справочнике. Однако с точки зрения Аюрведы тело пациен­та уже вышло из состояния совершенного равновесия, и не может считать­ся здоровым. Человек, достигший высоких степеней осознания собствен­ного тела, может почувствовать начальное смещение баланса дош. Каж­дый, кто распознает симптомы приближающейся простуды, находится на верном пути. Для многих других болезней легкий дискомфорт в теле чаще всего не может быть точно распознан и локализован. Если вы обратитесь на этой ранней фазе болезни к западному доктору, он, скорее всего, припи­шет это общей усталости и влиянию стрессов. Однако, раннее предупреж­дение болезни чрезвычайно важно, особенно для сердечных болезней, та­ких, как инфаркт, который подает о себе множество предупреждающих сигналов. Пациент обычно получает множество сигналов, но предпочита­ет не реагировать на них!

Итак, как только доша «оседает» в каком-либо месте, начинается чет­вертая, проявленная фаза болезни. Симптомы становятся очевидны. К примеру, если Питта скапливается на коже, пациент ощущает жжение и зуд; если в желудке, то очевидно, что он заболит. При этом не следует винить саму Питта-дошу в проявлении болезни, поскольку каждая доша пребывает повсюду в теле. Например, если избыточная Вата скапливается в суставе (место, где обычно откладывается ама), наверняка вы ощутите симптомы артрита. На этой стадии, кроме таких не вполне внятных пре­дупреждений, пока нет других указаний на развитие болезни.

Специалисты Аюрведы, обученные распознавать процессы на весьма тонких уровнях наших тел, знают способы облегчения и устранения болез­ненных симптомов, которые покажутся западным докторам мистически­ми и чудесными. Они знают, как избавиться от необъяснимой боли, беспо­койства, депрессии, усталости и многого другого. Западной медицине из­вестно, что болезни имеют психосоматические причины – иными слова­ми, они гнездятся у пациентов в голове. В действительности, они происте­кают из нарушения равновесия дош, легко устранимого на ранних фазах. Диета, травы, физические упражнения, режим дня и особые техники очи­щения тела (панчакарма, которую мы рассмотрим позднее) – вот те сред­ства, которые на этой стадии могут быть с успехом применены.

Имея дело с болезнью в полном разгаре, мы видим, что поражение тканей зашло гораздо дальше, чем может быть устранено с помощью вы­шеперечисленных средств. При этом приходится обращаться к высшим практикам Аюрведической медицины и даже звать на помощь ей западную терапию, имеющую в своем арсенале весьма радикальные средства, вплоть до хирургии.

Как же распознать приближение 4-ой стадии, когда симптомы болезни готовы проявиться? Для большинства людей, которым «перевалило за со­рок», за этим не надо далеко ходить, поскольку они нередко испытывают различные недомогания. Тела, подверженные многолетнему дисбалансу как в сфере диеты, так и в сфере эмоций и поведения, не могут не скапли­вать аму, в которой и осаждается блуждающая избыточная доша. И все же, это – не повод для беспокойства! На фазе 4 наше тело сигнализирует пока не о неминуемой болезни, а лишь о том, что пора очистить свои телесные ткани от избыточной доши. После этого, Вата, Питта и Капха восстанав-ливают свой изначальный баланс.

Базовая техника «обращения» к дошам посредством небольших изме­нений в диете и повседневном режиме дадут вам замечательные результаты [даже в случае, если вам угрожают весьма тяжелые болезни.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.