Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опыт разработки регионального южноафриканского проекта





Общие сведения

Хорошо продуманная региональная ИПД может способствовать развитию широкого сотрудничества в сферах, которые выходят за национальные границы. Хотя региональные инициативы в этом направлении сейчас находятся в стадии обсуждения или формирования, уже имеется несколько примеров, достойных обсуждения, иллюстрирующих, в частности, возможности ИПД для поддержки решения проблем обеспечения продовольственной безопасности. Постоянный комитет по географической инфраструктуре Азиатско-Tихоокеанского региона является одним из примеров использования региональной ИПД для совместного решения проблем странами региона.

Сообщество развития стран Южной Африки (SADC), образованное в 1980 году, призвано содействовать сотрудничеству для экономического роста стран региона. В состав SADC входят Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Конго, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, Свазиленд, Сейшельские острова, Танзания и ЮАР. Была разработана Программа действий для развития сотрудничества в различных сферах, включая продовольствие, сельское хозяйство и управления природными ресурсами. Секретариат SADC со штаб-квартирой в Хараре (Зимбабве) был сформирован Департаментом FANR по вопросам продовольствия, сельского хозяйства и природных ресурсов. Для эффективного реагирования на угрозу нехватки продуктов питания и управления природными ресурсами, была разработана региональная база пространственных данных для оперативного сбора, обработки и распространения критически важной информации, а также для обмена опытом между странами-членами SADC и другими участниками.

 

Отдел дистанционного зондирования (RRSU) был создан руководством SADC в 1988 году и получил техническую помощь от агентства FAO ООН, а финансовую поддержку – от правительств Японии и Нидерландов. В середине 1998 года техническая помощь от FAO была прекращена, а отдел RRSU было интегрирован в организационную структуру Департамента FANR SADC. Его финансирование осуществляется странами-членами SADC, он также пользуется дополнительной финансовой и технической поддержкой в рамках двусторонних договоренностей между SADC и голландским правительством. RRSU является региональным центром технической экспертизы, должен обеспечивать обучение кадров и техническое сопровождение проектов в области дистанционного зондирования и ГИС для создания систему раннего оповещения об угрозах продовольственной безопасности и управления природными ресурсами. В своей работе RRSU оперативно получаемые космические снимки низкого разрешения для получения данных об уровне выпадающих осадков и видах на урожай, результаты анализа которых распространяются через региональные и национальные отделы раннего оповещения об угрозах продовольственной безопасности, а также через публикации отчетов и размещения отчетов в Интернете. Был проведен ряд национальных и региональных курсов обучения для создания группы хорошо подготовленных специалистов.

 

Созданные RRSU базы геопространственных данных также доступны на CD. Эти базы данных в настоящее время включает основную геоинформацию (административные границы, инфраструктуры, гидрография, растительный покров, почвы, рельеф и т.д.), а также как архивные космические снимки, сельскохозяйственную и метеорологическую статистику. Для дальнейшего развития своих информационных систем RRSU заключил стратегические партнерские отношения с рядом региональных организаций, а также с рядом агентств в Европе и США. База пространственных данных RRSU признана региональным, а часто и национальным стандартом. На региональном уровне RRSU активно сотрудничает с национальной системой пространственных данных ЮАР (NSIF) в разработке метаданных, имеющих потенциал для регионального применения.

 

Этапы развития региональной системы раннего оповещения о проблемах с продовольственным обеспечением

С момента своего создания, RRSU постоянно работает над использованием спутниковой информации для оценки уровня атмосферных осадков и роста сельскохозяйственных культур. Применяемые космические снимки обеспечивают полное покрытие региона ответственности SADC с размером пикселя порядка 7.6 км на поверхности. Развитие ГИС-технологий и прогресс компьютерной техники потребуют еще более четкого согласования и стандартизации наборов пространственных данных - не только растровых космических снимков, но и векторных данных.

Лет десять назад большинство цифровых пространственных данных, доступных для стран-участников SADC, были результатом разработки небольших по объему проектов. Пространственные данные, которые были способны предоставить национальные картографические службы, чаще всего были в аналоговом виде, либо имели недоступный цифровой формат. В результате, многие госпредприятия, менеджеры проектов, университеты и неправительственные организации были вынуждены сами выполнять оцифровку своих баз пространственных данных.

Одной из задач, поставленных перед RRSU, было внедрение ГИС-технологий. Основная проблема при этом стояла в том, что решению этой задачи было отсутствие непротиворечивых региональных базы пространственных данных. Например, не было цифровых данных о государственных и административных границах, либо они были весьма неполными, а для тех данных, которые были доступны, не обеспечивалась стыковка по границам. Данные об основных инфраструктурах, землепользовании, гидрографии и т.п. либо вообще отсутствовали, либо были очень неполными. Например, была создана почвенная карта на территорию ряда стран-участниц SADC, но выбранный для этого цифровой формат сделал невозможным использовать эти данные для дальнейших ГИС-проектов. Растровые снимки со спутников Meteosat и NOAA для мониторинга метеоусловий и растительного покрова были в достаточно редко используемой картографической проекции Хаммера-Аитова, которая поддерживается очень немногими ГИС.

 

Для RRSU стало настоятельной задачей разработка стандартов для цифровых баз данных с целью создания стандартной растровой и векторной картографической подложки для региона ответственности SADC, которая была бы способна обеспечить ее простое использование и поддерживала выполнение аналитических процедур в среде ГИС, а также регулярное обновление этих БД.

Организационные аспекты

SADC RRSU обеспечивает общее руководство региональными инициативами. Специалистами RRSU были сформулированы основные цели и разработан план действий и организовано сотрудничество со стратегическим партнерами. Кроме того, ими была выполнена оценка уровня доступности данных, разработаны меры по упорядочению процедур сбора данных, оценки качества выходных данных, разработаны также способы их распространения.

 

Партнерами в этой работе были лаборатории университетов Аризоны и Stellenbosch, занимающиеся изучением засушливых районов. Оба университета были ответственны за реализацию соответствующих проектов на контрактной основе. Развитие баз цифровых пространственных данных включало их обработку, создание слоев базовой информации, подготовку документации и создание интерфейсов для обмена данными и их анализа. На начальном этапе были использованы несколько уровней цифровой карты мира (DCW), а также база данных на Африку (ADS), созданная Институтом глобальных ресурсов (WRI, США). WRI предоставил RRSU бета-версию ADS в 1994 году для выполнения первоначального анализа доступной информации. Была выполнена интеграция международно-доступных данных с существующими наборами национальных цифровых данных. На первом этапе работы по цифрованию бумажных карт, корректуре и географической привязке информации выполняли специалисты Аризонского университета, а позже к этому был привлечен университет Stellenbosch для анализа и корректуры базы данных о почвах региона.

 

RRSU отвечает за обработку всех растровых космических снимков для их проектирования на плоскость в пределах участков размером порядка 100 кв. км. Благодаря использованию этого стандартного подхода, данные с одних и тех же или других спутников, полученные разными сенсорами, преобразуются в одинаковый географический формат и могут использоваться совместно с векторными данными в различных ГИС-приложениях.

С 1994 года проект прошел через несколько этапов, что позволило создать стандарт для работы с данными спутников Meteosat и NOAA и соответствующую базу данных, а также единую стандартизированную векторную базу данных в миллионном масштабе. Первая версия этой векторной базы данных была выпущена на CD в 1995 г. В июне 1997 года была выпущена следующая версия, в которую были включены все имевшиеся спутниковые данные, сельскохозяйственная и метеорологическая статистика, а в марте 1998 года было выполнено ее обновление. На CD поставлялась также программа WinDisp для просмотра и анализа данных. Следующая версия была выпущена в первой половине 2000 г. Кроме этого, в июне 1999 года RRSU выпустил CD с детальной региональной базой климатических данных в растровом и табличном формате, включая статистику об атмосферных осадках, температурах и параметрах поверхностного испарения.

 

Помимо этого, базирующийся в Хараре Департамент управления региональными водными ресурсами (ALCOM) использовал гидрологические данные базы пространственных данных RRSU для создания своей БД и карты водоразделов основных рек региона, полностью совместимых со стандартным форматом, разработанным специалистами RRSU.

 

Среди других участников этого регионального проекта следует, прежде всего, отметить: национальные агентства предупреждения гуманитарных проблем (NEWU) и национальные метеорологические службы (NMD) стран-членов SADC, сыгравших важную роль в оценке наборов данных и представивших свои замечания и пожелания. В работе также принимали участие Институт глобальных ресурсов; Центр регистрации и обработки данных Eros службы USGS, агентства ООН FAO и UNEP GRID и фонд США по оказанию продовольственной помощи (USAID). Региональные и национальные данные были предоставлены соответствующими агентствами NEWU, NMD; национальные центры ДЗ, Советы по защите окружающей среды, а также другие ведомства стран-участниц SADC. Потребителями данных являются различные госучреждения, министерства, национальные, региональные и международные организации, частные фирмы, банки и финансовые группы и т.д.

 

Анализ и оценка действий для обеспечения потребностей стран-членов SADC выполняются RRSU, а также национальными агентствами NEWU и NMD. Для этого анализировался уровень доступности данных, проводились совещания и семинары с демонстрацией возможностей баз данных, опросы пользователей и ряд других мероприятий, направленных на постоянное совершенствование системы.

 

Распространением базы данных, программных средств и метаданных занимался департамент RRSU, который поставляет данные на CD в удобном для пользователя формате, проводит встречи со спонсорами проекта и ведет Интернет-сайт, что позволяет шире распространять информацию о проекте, получать комментарии и предложения от пользователей системы, оперативно вносить корректировки в работу и обновлять базу данных. Новые версии по мере их готовности передаются всем организациям-участникам. Миссии технической поддержки и региональные семинары использовались для информирования об изменениях формата представления данных и оказания необходимой помощи в работе с ними.

 

Как известно, по доступности Интернета, Африка существенно уступает другим регионами мира. Хотя эта ситуация постоянно улучшается в обсуждаемом регионе, RRSU продолжает распространять данные на CD. Это объясняется двумя основными факторами: объем данных слишком велик для передачи через Интернет (даже при высокой скорости подключения), а записанные на CD RRSU данные и необходимые программы для их использования привычны для пользователей и просты в работе. Тем не менее, RRSU предпринимает усилия для получения широкополосного высокоскоростного доступа к Интернету. Это позволит перейти к более эффективному распространению баз данных с центрального сервера. Однако следует отметить, что даже по достижении этой цели останутся проблемы, связанные с ограниченным доступом к Интернету многих участников проекта и с тем, что многие аналитические процедуры, имеющиеся на CD, не будут при этом доступны.

 

Наконец, хотя RRSU использовал контрактные соглашения с университетами Аризоны и Stellenbosch, с другими партнерами отношения строились на неформальных договоренностях. Данные обычно поставлялись на основе взаимных соглашений, по условиям которых RRSU брал на себя корректировку и обновление наборов данных, а также их возврат поставщику в новом формате.

 

Успехи и проблемы

Успех проекта вполне очевиден. Выпускаемые RRSU базы данных на CD пользуются большим спросом. Разработанные стандарты уже признаны в качестве региональных, а в ряде стран SADC и как национальные. При этом, однако, нельзя сказать, что уже создана структура региональной ИПД, Правда, имеется ряд неофициальных инициатив в этом направлении. Примером таких инициатив является сотрудничество между SADC RRSU и NSIF (национальной инфраструктурой пространственных данных ЮАР). Предпринимаются также усилия, направленные на выработку политики развития региональной ИПД.

Аспекты реализации

RRSU ввел региональный стандарт для пространственных данных, который уже принят большинством стран-участниц SADC. Этот стандарт был представлен на нескольких совещаниях и семинарах. Например, на семинаре, организованном комитетом SADC по экологическим информационным системам (EIS) был выработан ряд рекомендаций относительно базового масштаба и формата пространственных данных на основе опыта работы RRSU по созданию баз пространственных данных. Однако, участники этого семинара сошлись на том, что используемый RRSU формат должен использоваться как обменный, а каждая страна должна сама решить, применять его на национальном уровне, или нет.

 

По решению комитета EIS SADC была создана рабочая группа для подготовки документов, определяющих политику в сфере создания и использования данных.

 

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что разработка базы данных RRSU позволила предложить региональные стандарты, которые были приняты государствами-членами SADC. Хотя эти стандарты изначально в значительной степени были задуманы для обеспечения надежности базы данных RRSU, предназначенной, прежде всего, для предупреждения об угрозах нехватки продовольствия, вполне очевидно, что они могут использоваться и в других приложениях, например, для управления природными ресурсами. При отсутствии ясно определенной и непротиворечивой концепции ИПД национального и регионального уровня, специалисты RRSU работали с участниками проекта и другими заинтересованными организациями для создания ключевых элементов инфраструктуры, необходимых для достижения конечной цели проекта. Ниже приведена хронология событий и действий, связанных с рассматриваемым проектом:

В 1994 году RRSU начал работу с участниками проекта для проведения оценки их потребности в единых стандартах данных для региона SADC и для определения круга партнеров, которых необходимо привлечь к разработкам. В некоторых случаях для этого потребовалось оформление контрактных отношений.

 

· В 1995 году основные усилия были сосредоточены на сборе информации для векторной базы данных. Как отмечалось выше, данные поступали из разных источников, часть из которых соответствовала международным стандартам, а другие требовали конвертирования в приемлемый стандартный формат (этим занимались специалисты Аризонского университета). Параллельно развивалась база данных, выполнялась оценка ее функциональности, обновление сведений о почвенном покрове специалистами университета Stellenbosch. На региональном семинаре (сентябрь 1995 г.) были представлены и одобрены новые стандарты для растровой информации.

· В течение всего 1996 года проводилась работа по распространению информации из базы данных для получения отзывов от Разных ведомств стран-участниц проекта. Из-за того отсутствия принятого регионального стандарта для данных и форматов, пришлось выполнять конвертирование данных в те форматы, которые на тот момент использовались в каждой конкретной стране. Отзывы пользователей были обобщены и задокументированы. С июня по декабрь 1996 года проводилась отладка аналитических функций программного обеспечения WinDisp специалистами Аризонского университета. Эта работа финансировалась RRSU.

·

В начале 1997 года на основе отзывов участников проекта была выполнена модификация векторной базы данных. Был разработан более удобный пользовательский интерфейс, и были решены некоторые проблемы, связанные со структурой БД и правилами именования файлов. Каждая страна-участница SADC получила компакт-диск с бета-версией системы для ее анализа и подготовки своих замечаний. К концу лета 1997 года была завершена подготовка обновленной версии на CD.

 

· В начале 1998 года RRSU выпустил модифицированную версию системы раннего оповещения о проблемах нехватки продовольствия и приступил к работам по ведению и обновлению наборов данных. В сотрудничестве со специалистами из ЮАР, RRSU организовал серию образовательных семинаров по проблемам создания метаданных и их применения.

Программа создания баз пространственных данных, предложенная RRSU, была по достоинству оценена странами региона, поскольку сельское хозяйство представляет важную сферу регионального сотрудничества. Руководствуясь этим, SADC прилагает все усилия для развития межгосударственного сотрудничества в различных сферах, имеющих отношение к обеспечению продовольствием, сельскому хозяйству и управлению природными ресурсами. Обеспечение продовольствием и грамотное использование природных ресурсов являются ключевыми факторами экономического развития и социального благосостояния в регионе.

 

Надежная и согласованная с нуждами пользователей региональная пространственная база данных способствует более эффективному управлению ресурсами, особенно при их нехватке. Информационная система оповещения о продовольственных проблемах агентства FAO (GIEWS) использует базы пространственных данных RRSU и размещает их на своем сайте в Интернете.

Выводы

 

Усилия RRSU по созданию региональной базы данных стимулировали интерес стран региона SADC к разработке основных элементов национальной и региональной ИПД. Однако успех в создании надежных и гибких региональных инфраструктур пространственных данных в конечном итоге зависит от решения ряда важных проблем, перечисленных далее.

 

Телекоммуникационные возможности. Хотя основные усилия RRSU были, в первую очередь, сосредоточены на создании пространственной базы данных и разработке стандартов для обмена информацией, в ходе работ отчетливо выявилась необходимость обеспечения доступа к этим данным через Интернет. Однако, вследствие того, что в большинстве стран региона есть проблемы высокоскоростного доступа к Интернету, данная ИПД пока больше ориентируется на поставку данных на физических носителях информации, типа CD-ROM. При этом, однако, следует отметить, что по своим объемам базы данных от RRSU слишком велики для работы с ними в Интернете, и CD пока являются наиболее подходящим средством передачи информации.

 

Национальная и региональная политика в области ИПД. С организационной и политической точек зрения, официальный подход к обсуждаемой региональной инфраструктуре пространственных данных пока должным образом не сформулирован. Для этого требуется обеспечить более высокий уровень осознания преимуществ ее наличия для региона в целом и для конкретных стран. Кроме того, необходимо выполнить опрос региональных пользователей по поводу их интересов в развитии ИПД для реализации своих планов. RRSU использует все возможности для демонстрации выгод от создания единой базы данных для всего региона. Многие успехи RRSU были достигнуты через неофициальные контакты, которые способствовали установлению взаимопонимания и готовности к совместному использованию критически важных данных для реализации региональных инициатив.

 

Вопросы прав на использование данных и ценовая политика. В этой сфере до сих пор не еще не решен целый ряд проблем, в чем можно убедиться на примере данных о климатических условиях. Например, агентства NMD в странах региона SADC обязаны следовать указаниям Всемирной метеорологической организации (WMO), которые требуют обеспечения доступа к метеоданным на коммерческой основе, но поскольку эти агентства принимают участие в региональном проекте, они предоставляют свои данные RRSU для создания базы климатических данных, необходимой для более полного анализа и проведения дальнейших исследований. Это означает, что RRSU не имеет прав на распространение этой информации. Единственным выходом из этой ситуации представляется организация обучения персонала национальных метеослужб специалистами RRSU способам создания баз данных и тематических слоев, чтобы эти агентства смогли сами выполнять такие работы и самостоятельно заниматься распространением их результатов.

Рекомендации

Обучение и информирование. В этом направлении следует разработать четкую программу действий для получения поддержки местных политиков и предпринимателей. Такая программа должна учитывать интересы различных кругов общества, определять спектр национальных и региональных проблем и способов их решения с помощью проектируемой ИПД.

 

Менеджмент и партнерство. При создания надежной и гибкой ИПД необходимо уделять особое внимание вопросам хорошей организации процесса и налаживанию тесного сотрудничества на национальном и региональном уровнях. Формирование региональной комиссии с официальными полномочиями и комитетами на местах поможет лучше организовать работу и стимулировать установление партнерских отношений.

Финансирование. Для успеха проекта ИПД нужно добиваться долгосрочного финансирования. Хотя в случае проекта SADC использование внешних источников финансирования оказалось весьма полезным для достижения определенных целей, следует позаботиться об обеспечении финансирования как из внешних, так и из внутренних источников. Одним главных уроков разработки этого проекта является то, что в смету необходимо включать операционные расходы, связанные с техническим сопровождением данных и программ. Это в значительной мере гарантирует пригодность пространственной информации для поддержки процессов принятия решений.

 

Стандарты. Страны-участники SADC должны продолжить работу по созданию и внедрению стандартов, которые обеспечат совместимость данных и метаданных по всему региону. Региональные стандарты должны, по возможности, базироваться на действующих международных стандартах, а при необходимости разработки новых стандартов следует учитывать имеющийся международный опыт.

 

Телекоммуникации. Недостаточный уровень доступа к Интернету в странах южноафриканского региона остается одной из главных проблем. Следует постоянно прилагать усилия для обеспечения боле широкого Интернет-доступа к геопространственным данным и услугам в странах региона. Поскольку решение этой проблемы требует определенного времени, необходимо использовать все иные современные средства для распространения данных и метаданных, одним из которых является цифровая запись на CD.

 

Лицензирование и ценовая политика. В этом аспекте требуется выработка четкой региональной политики с учетом прав на интеллектуальную собственность, механизмов дистрибуции и определения цен на приобретение данных. Такая политика должна учитывать не только интересы стран региона SADC, но и стать одной из составляющих инициатив по созданию глобальных инфраструктур пространственных данных для достижения большего понимания международных и глобальных аспектов авторских прав на геопространственные данные, лицензирования и использования.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.