|
КАК МЫ НЕ УЧИМ МУЗЫКАЛЬНОМУ ЯЗЫКУСочинение и импровизация
Посадите за инструмент обезьяну, и вы увидите, что такое «сочинение» и «импровизация» в общеобразовательной школе. И что происходит, когда телегу ставят впереди лошади. Сочинение и импровизация – самые сложные, высшие виды музыкальной деятельности. Это самостоятельное создание настоящей музыки на базе уверенного владения музыкальным языком. Сочинение - это оперирование музыкальной логикой и мышление музыкальными образами, плюс его уверенная фиксация голосом, инструментом и нотной записью. Импровизация – всё то же, плюс хорошее владение инструментом. Пение, проигрывание и запись множества пьес наизусть и с листа, масса слуховых и координационных тренировок – вот база для такой сложной музыкальной работы. Если думать иначе, «импровизацией» и «композицией» придётся назвать экзерсисы обезьяны, которой достаточно лишь колотить по клавишам, даже не осознавая, что это музыкальный инструмент! «Сочинения» и «импровизации» в начальных музыкальных классах, как правило, не полезнее, чем оркестр обезьян. Дети могли бы провести это время намного более плодотворно. Чего добивается учитель, работая над «импровизациями» и «сочинениями» тех, кто не имеет ни малейшего контроля над своими действиями? О чём думали составители программ, заставляя детей «сочинять» и «импровизировать» раньше, чем они выучат ноты первой октавы? Представьте: в начальной школе, где дети ещё не выучили буквы, учитель даёт им писать сочинение. Слава Богу, сначала они учатся читать и писать! Куда же девается здравый смысл в музыкальной педагогике? Хочу уточнить свою позицию. Несомненно, живая музыка может сочиняться и звучать «свободно» или устно. Джаз, фольклор, авторская песня – весьма серьёзные музыкальные жанры, где знание музыкального языка не является обязательным условием мастерства. Но, во-первых, эти жанры держатся на исключительно талантливых людях, имеющих дар сочинительства или импровизации от природы. А во-вторых, здесь мы говорим не о самой музыке, а о правильном обучении музыке не зависимо от таланта. Факт: ни один джазмен или бард не проиграл бы, а выиграл, с детства владея музыкальным языком.
Теория музыки
Нужен ли нам музыкальный спам? И нужно ли на уроке плавания налить в бассейн воду? Мы не любим спам и отмахиваемся от любой ненужной информации. Тем более, если мы о ней не просили. На дверях нашего восприятия - табличка: «Ничего ненужного!» Однако, став педагогами, мы забываем об этом. Мы становимся агрессивными спамерами, и даже не хотим этого осознать. Мы навязываем ученику теорию музыки, не дав себе труд сделать её востребованной. Ясно, побуждения у нас самые благородные. Мол, теоретические знания несомненно пригодятся ученику в будущем! Но увы, детское восприятие не разделяет этих доводов. Ему нужно только то, что нужно человеку сейчас. Не верите? Тогда представьте: вам нужно пройти сложный маршрут. Вы, естественно, ждёте, что за день до выхода вам дадут карту. Но инструктор собирает вас за неделю до похода – и долго читает лекцию о вашем пути. А потом требует заучить её наизусть! Уверена: вы почти ничего не запомнили. Внимание рассеяно – ведь сейчас эта лекция не актуальна. Вы еще никуда не едете, разочарованы в инструкторе, и вообще, вам пора обедать и у вас болит живот. Во время лекции вы заняты чем угодно, но не маршрутом. А потом, заблудившись, будете клясть, конечно, инструктора. Вот так же мы разучиваем теорию - «объясняем маршрут» - на уроках музыки. Не пройдя ни шагу по тропе, не показав ученику карту, мы читаем долгие, красочные лекции. Но они ещё не востребованы. Восприятие «понятия не имеет», зачем нужна эта информация! Оно сопротивляется. И приходится вбивать уроки силой – чем и занято большинство учителей. Не хватит ли бороться с учениками, коллеги?.. Намного проще создать такие условия, чтобы ученик сам захотел узнать, что такое скрипичный ключ и чем от отличается от басового! Это нетрудно. Нужно просто «налить в бассейн воды» и начать учить человечка плавать. Иначе говоря - начать с развития навыков. Наши главные навыки - чтение нот с листа и пение по нотам. Вот тут то, в действии, с ростом возможностей, восприятие не просто попросит новых знаний - оно станет умолять вас поделиться ими, и будет ловить каждое слово, как манну небесную! Нас приучили, что знание терминов - олицетворение музыкальной грамотности. Видимо, поэтому мы так любим теорию. Умение произнести к месту умные слова для многих важнее, чем умение сесть за инструмент и сыграть что-нибудь стоящее. Но посмотрим правде в глаза: если человек не умеет извлечь ни одной музыкальной фразы - так ли уж важно ему знать, что такое «Анданте состенуто»? Вспоминаю мой первый перелет в США. Я летела в Америку «грамотным» человеком - вызубрила английскую грамматику, знала названия глаголов и построение предложений. Но когда я, грамотно выстроив фразу спросила у одной дамы, «который сейчас час?», ответ меня обескуражил. В потоке её слов я не поняла ни одного! Хороший урок! Знание правил – не есть умение говорить! Главное – реально владеть языком музыки и понимать его, а не восхищать знакомых знанием заумных музыкальных терминов.
Ритмика
Чему учит ритмика? А ничему! Многие возразят: ритмика не совсем уж бесполезное занятие: она учит двигаться под музыку и делать это ритмично. Понимаю, детям нужно больше двигаться. И хорошо, если под музыку - больше удовольствия. Но чему учат общие движения под музыку? Многие думают: они помогают развивать слух. Это не так. Слух – это способность слышать и осмысливать звуки. Если этой способности нет от рождения, она развивается именно с помощью голоса, чтения нот и музыкального письма. А движение рук и ног – это координационные навыки, навыки танца. К пониманию музыкального языка они отношения не имеют.
За каждый вид деятельности отвечает определенный «канал» восприятия, связанный с нейронами мозга. Если ребенок учится маршировать под музыку, это мало продвигает его к пониманию музыкального языка этого марша. Прохлопывание ритма даёт нужные мышечные навыки лишь с отдельными инструментами: ударные, ксилофоны, ритм-гитара. С клавишными это мало помогает: мышцы и нейронные пути, отвечавшие за прохлопывание ритма ладонями, не отвечают за работу отдельных пальцев руки! Проиграть на инструменте только что прохлопанный ритм - совершенно иной мышечный процесс. Ритмика весьма проста для рук, мелодия же требует несравненно более сложной координации. Как правило, с ритма начинают только потому, что это проще. Но это все равно, что искать лесные грибы под фонарем, поскольку там светлее! Используя ритмику на уроках, мы пытаемся опираться на музыкальную память ученика. Но её, по сути, ещё нет. У большинства начинающих она только начала формироваться! Сыграть на фортепиано прохлопанный ритм, как и записать нотами ритм оттопанного марша, может только человек с развитым музыкальным мышлением. Таких талантов очень мало! Если человек хочет научиться плавать, он должен…плавать. Плавать, а не махать руками возле бассейна! Чтобы научиться пользоваться вилкой – надо ею постоянно пользоваться. Окольный путь в развитии навыков – самый длинный и бесполезный. Хлопание в ладоши, пение песен, игра в барабаны, марширование под музыку – и учат хлопанию в ладоши, пению песен, игре в барабаны и маршированию под музыку. И это имеет мало отношения к музыкальному образованию. Окончена школа – и эти «умения» никому не нужны. Вы слышали, чтобы кто-то похвастался: «я умею хорошо маршировать под музыку и хлопать в ладоши»?.. А ведь учителя и сегодня тратят на это много усилий. А мы платим за это миллионы долларов и думаем, что эти деньги спасают музыкальное искусство. Исполнительство
Может ли блок флейта с барабаном спасти музыку? Вот в чем вопрос. Блок флейты и шумовые инструменты весьма популярны в школах. Именно эти инструменты призваны обучать исполнительству, а также «сочинению» и «импровизации». Каким образом? Видимо, это представляют себе авторы подобных программ. А я не могу себе представить! Эти инструменты меньше всего пригодны для обучения музыке и её языку. Я не против развития чувства ритма и не против барабанов. Очень даже за! Но давайте раз и навсегда определимся, что главное, а что - антураж. Навык переводить звуки в нотные знаки и наоборот – вот главное для эффективного музыкального развития. Ритм - только часть музыкального текста, и не должен разучиваться вне текста. А развитие чувства ритма в шумовых оркестрах развивает чувство ритма в шумовых оркестрах. И не более того!
Что касается блок флейт, они полезны только одним свойством: просты и очень мало стоят. Если игра на флейте и обучает запоминанию, и даже чтению мелодий, то самых примитивных и одноголосных, только в скрипичном ключе и в небольшом диапазоне. Ноты читать тут не научишься. Наконец, играя на флейте по нотам, ученик не может одновременно пропевать мелодию голосом – и не учится чисто петь. А играет ли кто-нибудь на флейте, закончив школу?.. Только редкие единицы – те, кто изначально любил этот инструмент и не нуждался в музыкальном развитии будучи одаренным от природы.
Разучивание песен
Разучивание песен – занятие приятное, но почти бесполезное для музыкального обучения. Как и шумовые оркестры, пение песен считают важной частью музыкального обучения. Но я знаю массу людей, наделенных прекрасным слухом и голосом – и остававшихся полными музыкальными невеждами. Песня нужна и полезна, если при этом пропевается нотный текст. Без этого она не имеет никакого отношения к музыкальной грамотности – а значит и к обучению музыке. Конечно, когда на празднике вы слышите концерт из множества песен, радостно распеваемых вашим чадом вместе с хором одноклассников - на глаза наворачиваются слезинки умиления. Однако целое учебное полугодие, ушедшее на безграмотное разучивание этих песен, могло быть потрачено и на постижение музыкальной грамоты - пение песен по нотам и их запись в виде диктантов. Возможно, когда-то дети и вспомнят, как они пели в хоре, но сыграть или записать «ту самую песню», они не смогут никогда. Выучивание песен на уроках музыки – то же, что выучивание стихов с голоса учителя на уроках литературы. Слуховую память это, может, и развивает, но умение читать, писать и мыслить на языке музыки – никоим образом.
Слушание музыки
Музыкальный язык – точно такая же информация, как и человеческая речь. Мы так же воспринимаем и перерабатываем её органами чувств. Чем она короче и проще, тем легче запоминается и быстрее надоедает.
Услышать и полюбить сложное музыкальное произведение – непростая работа. Нужно знать отдельные фрагменты - за них легче «уцепиться» восприятием. И не просто знать основные темы, но уметь свободно проиграть их или пропеть голосом. Для этого нужно слушать произведение очень много раз, чтобы хорошо запомнить его. Каждый поворот музыкальной мысли, каждый нюанс находит в сознании свое место. Произведение должно становится как бы частью вас. И наконец вы начинаете ощущать и понимать автора – его состояние, чувства, желания. Вы общаетесь с автором! Вот теперь произведение услышано. В школе одному композитору отводится час или два. В основном они уходят на красивые рассказы об эпохе, жизни и музыке, а потом ученикам дают прослушать пару фрагментов. Они их даже не запомнят. Может быть, это возбудит интерес к серьезной музыке, и они купят записи? Увы, и этого в большинстве случаев не происходит. Если людей никогда не учили слушать серьезную музыку, сами они этому вряд ли научатся. Слушать и понимать музыку – точно такая же работа человеческого сознания, как чтение хорошей книги. Но с помощью отвлеченных разговоров о книгах читать не научишь! Музыкальное произведение – это целый театр живых образов. Композитор не просто соединяет несколько мелодий – он развивает их, преображает, порой «сталкивает» между собой, заставляет взаимодействовать, как актеров пьесы. Чтобы и получить удовольствие от услышанного, человек должен услышать и понять все хитросплетения музыкального сюжета. Без хорошего слуха, памяти и знания музыкального языка вы не сможете воспринимать интересную, сложную музыку - как не может ребенок слушать длинную лекцию с кучей непонятных слов. Обучение грамотному слушанию музыки - серьезный раздел музыкального воспитания. Произведение, отобранное для прослушивания, должно изучаться глубоко; его главные темы обязательно должны пропеваться или проигрываться. Если этого не происходит, уроки «о музыке» остаются говорильней, бесполезной для музыкального развития. Не давая человеку овладеть музыкой, мы не можем создавать ни понимания музыки, ни истинной любви к ней. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|