Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Главная хитрость нотной абракадабры





Как уже сказано, музыкальные строчки - шпионская шифровка для новичка. В «аналогии» книжных строк и линеек нотоносца скрыт ещё один капкан для восприятия.

В книге междустрочие – пустое разделительное пространство, а в нотной грамоте – такое же «поле боя», только белого цвета, как на шахматной доске. Как мы только что выяснили, читая книгу, мы должны фокусироваться на одной строчке текста, а при чтении нот - минимум на одиннадцати!Пять линеек и шесть междустрочий, плюс дополнительные линейки для высоких или низких нот – вот что нужно фиксировать и прочитывать одновременно!

Линия и междустрочие в нотах – равноценные зоны текста, как и поля шахматной доски. Но изображаются они совершенно по-разному: «черное поле» - тоненькие линии, а «белое» – большие пространства между ними. И восприятие запутывается. Чёрные линии воспринимаются как нечто важное, как строчки письма - ноты на них выглядят выпуклее, значит они «важнее». А междустрочия как бы не важны, и ноты в них - «не главные». Ученик запоминает вовсе не то, что мы хотели бы закрепить в его памяти! Поэтому очень часто начинающие, видя в тексте ноты на первой и второй линейках (например «до» и «ми») играют соседние клавиши «до» и «ре». Промежуток между линейками ( ноту «ре») они воспринимают как пространство между линейками.

Поэтому ноты для начинающих должны выглядеть иначе. Расширим «черное» - линейку - поле до ширины «белого». Значимость обеих нотных дорожек графически выровнена, и восприятие начинающего не отвлекается на «значимость» нот. Важной становится только их высота – как и есть на самом деле.

Детское мышление конкретно. Чтобы понять, что 1+1=2, ребёнок должен взять в руки палочки по одной, а потом увидеть их вместе. Чтобы понять, что тонкая линия и междустрочие - одинаковые строки текста, он должен это увидеть собственными глазами и потрогать руками. Где можно потрогать и услышать нотный стан? Конечно, на клавишах! Клавиши фортепиано - естественное продолжение линеек и междустрочий.



Просто расширив линейки на нотном стане, мы помогаем ребенку решить сразу несколько проблем:

1. понять логику расположения нот и развить восприятие линеек и междустрочий, как равнозначных;

2. получить зрительные образы интервалов;

3. помочь увидеть музыкальный алфавит на нотном стане;

4. конкретизировать музыкальную грамоту - связать её с мышечным прикосновением к нотному стану на клавишах;

5. развить музыкальных глазомер, чем сильно ускорить чтение музыки.

 

Нотный стан для понимания… нотного стана!

 

Стан – это то, что «стоит», верно?

В раннем детстве многих из нас научили определять, сколько дней в каждом месяце… по костяшкам кулака. Отсчитывая от косточки левого мизинца, я привыкла проверять месяца - и это стало навыком. Без такого метода пришлось бы полностью зависеть от календаря. Можно вызубрить месяцы, но без надёжной подсказки нельзя проверить себя – и ты всегда неуверен.

Не сразу я поняла, что клавиши фортепиано - графическое продолжение и подобие нотного стана. Никто никогда не учил меня этому. Мир клавиш в моем сознании мало был связан с миром нот. Но в один из счастливых дней видение перевернулось. Я решила просмотреть какую-то пьесу, и случайно поставила ноты ключами вверх. Посмотрела – и вдруг увидела нотный стан, как есть, «стоящим на хвосте». Это было откровение, подобное удару молнии. На бумаге передо мной были клавиши фортепиано!

Позже я узнала, что эта идея далеко не нова. И до меня некоторые учителя, работая с новичками, пытались поставить нотный стан вертикально. Так клавиши становятся продолжением десяти линеек, и зрение становится опорой для координации пальцев. И ноты, и клавиши движутся в одном направлении, координация становится ясной, нотный стан не нужно переворачивать в голове – и ученик перестаёт нервничать и напрягаться.

Пока не было компьютерной программы «Софт Моцарт», ноты для моих учеников я печатала на расширенных линейках и вертикально. Однажды, на детском празднике в доме моей ученицы, одна гостья случайно забрела в комнату, где стояло фортепиано с моими вертикальными нотами. Это была «Французская песенка» для исполнения двумя руками. Девочка села за инструмент и с увлечением стала разбирать пьеску. Увлекшись, она занималась этим около часа – и разучила пьесу наизусть. Позже она исполнила её для всех и с удивлением призналась, что никогда еще не играла на фортепиано - это ее первый опыт.

 

Магическая цифра семь

Сколько одинаковых линеек вы можете быстро запомнить?

Десять тонких линий нотоносца мало различимы для неподготовленного глаза. Известно: человек может отслеживать не больше семи однородных зрительных объектов. Но промежутки между линейками – тоже «линейки» в нотном тексте. Ребёнку приходится отслеживать даже не десять, а минимум двадцать два объекта! Целый лес линеек и междустрочий – и почти никаких ориентиров.

 

Чтобы мои новички не заблудились в этом лесу, я пронумеровала каждую линейку и в скрипичном, и в басовом ключе цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа я посчитала сверху вниз – так понятнее.

Нотный стан предстал в виде музыкального «градусника» с нулём посередине. Музыкальная система зеркально симметрична - как и числовая шкала. И «до» второй, и «до» малой октав оказались между 3 и 4 линейками. Эти междустрочия я оттенила голубовато-серым цветом, и обе «до» стали точками отсчета для нот второй и малой октав.

 

 

Нотный стан оказался зрительно разделённым на четыре секции. В каждой из них всего 5-6 линеек и междустрочий - их отследить уже нетрудно. В таком виде «территория» нотоносца намного проще для освоения! «Страшные» 10 линеек и 12 промежутков скоро становятся вполне обитаемым пространством.

 

И лишь после того, как освоены эти 22 нотных строки, можно приступать к освоению добавочных линеек. Пока не отработан навык чтения обычных линеек и пространств - как можно прочитать дополнительные?..

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.