Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Какое музыкальное просветительство спасет музыку?





 

Конечно, среди музыкантов прошлого были и просветители.

В 1862 году в Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа (БМШ). Создали её два выдающихся музыканта и композитора: Гавриил Алексеевич Ломакин и Милий Алексеевич Балакирев. БМШ просуществовала довольно долго. Она предоставляла начальное музыкальное образование всем желающим и вела широкую концертную деятельность. Несколько лет её возглавлял Николай Андреевич Римский-Корсаков, и при нём школа стала центром исполнения новой русской музыки.

Русские просветители пошли ещё дальше. В 1906 году, по инициативе композитора Танеева и других деятелей культуры, в Москве была организована Народная консерватория. Она была призвана распространять музыкальное образование среди населения, обучать хоровому искусству и выявлять талантливых людей, чтобы обучать их игре на музыкальных инструментах.

С тех пор хоровое пение считается единственным путём распространения музыкальной грамотности. Нетрудно понять, почему: обучение в хоре долго было самым недорогим и массовым видом музыкальных занятий. Но, как уже упоминалось, хоровое пение сильно ограничивает музыкальные навыки, и потому не может дать полноценного музыкального образования.

В начале 20 века идеи всеобщего музыкального образования развивали три композитора-просветителя. Они разработали свои, оригинальные системы обучения музыке в общеобразовательных школах. Золтан Кодай (1882 - 1967) – известный венгерский композитор и педагог – предложил методику развития музыкального слуха. Карл Орф (1895 - 1982) – немецкий музыкальный деятель – приобщал к музыке через чувство ритма. Советский композитор Дмитрий Кабалевский (1904 - 1983) сделал доступным понимание музыкальных жанров и стилей. Достижения этих выдающихся просветителей несомненны, их вклад в дело приобщения к музыке огромен. Но факт: ни одна из созданных ими систем не решила главной проблемы музыкального образования – проблемы музыкальной грамотности.

Увы, ни пение в хоре по ручным знакам Кодая, ни участие в шумовых оркестрах Орфа, ни умение отличить вальс от марша по системе Кабалевского не прибавляют детям способности читать, писать и мыслить на языке музыки.

Методы обучения прошлого соответствовали возможностям того времени. До самого конца 20 века не могло быть и речи о том, чтобы обучать игре на фортепиано сразу целый класс, или учить чтению нот с помощью простой компьютерной программы. Сегодня старые взгляды приносят уже не пользу, а конкретный вред. Нам пора пересмотреть свои привычки: мир давно изменился, и у нас в руках масса новых возможностей!

Давайте наконец признаем очевидные факты.

Музыкальное образование уже стало немодным. Публичные хоры, ВИА и оркестры не меняют этой ситуации. Без грамотных слушателей музыкальное искусство деградирует.

Музыкальное обучение – это не использование, а осознанное создание музыкальных способностей у любого человека. Любой ребёнок способен легко, без напряжения освоить музыкальный язык и игру на фортепиано уже в 4-5 лет. Нужен только соответствующий метод обучения. Такой метод уже есть, и я предлагаю его всем желающим.

Эпоха технической музыки?..

 

Звукозапись произвела революцию в музыкальной жизни людей: чтобы слушать музыку, теперь не нужно уметь играть. Целая армия певцов, оркестров и исполнителей теперь помещается в кармане, и любого из них можно слушать, нажав пару кнопок. Умение играть на инструментах, а тем более знать ноты, теперь ни к чему обычной публике. На стадионы вышли исполнители, которые не нуждаются в музыкальной грамоте и гордятся этим!

В обществе устанавливается новый стандарт, провозглашенный песней Чака Берри «Посторонись, Бетховен!». Люди больше не должны просить музыку у музыкантов - они просто выбирают то, что им нравится. «Вы не хотели нас учить – а теперь мы обойдёмся без вас!» - вот суть отношения нынешнего поколения музыке профессионалов. Музыкальная педагогика отвернулась от общества - и теперь общество мстит ей своим пренебрежением и равнодушием.

В музыковедении появились новые веяния: мол, письменность – необязательный атрибут музыкального искусства, и многие современные жанры (джаз, рок, фолк) в ней просто не нуждаются. Говорят даже, что знание музыкальной грамоты ВРЕДНО для развития поп и рок музыкантов! Дескать, не умея читать ноты, они сохраняют собственную самобытность.

И действительно, авторы современной поп-музыки вполне обходятся без серьёзной музыкальной грамотности. Музыкантам вполне хватает одного слуха. Электронные устройства дают возможность неограниченно манипулировать звуками, компьютеры предоставляют для аранжировки целые оркестры, программы переводят звуки в нотные знаки без участия человека. Всё, что требуется от музыканта - придумать мелодию, наиграть ее и наложить сверху аранжировку. Можно перевести в нотный текст, а чаще достаточно просто записать – сделать саундтрэк.

Что ж, новые технические возможности – это прекрасно. Но машины не могут творить. Качество музыки – продукт высокого человеческого интеллекта. Как раньше, так и сейчас самые интересные, лучшие композиции создают музыканты с высшим музыкальным образованием. Потому что мастерство композитора можно отточить только на основе владения музыкальным языком.

На примере моих земляков, украинцев Хьюстона, я наблюдала за судьбой вербального языка в условиях иммиграции. Многие дети иммигрантов умели только говорить на языке родителей, но читать и писать на нём уже не умели. Эти дети быстро теряли украинский и предпочитали думать на английском. Их словарный запас съёживался, усыхал, как шагреневая кожа. Это естественно: чтобы развиваться, язык должен подпитываться разными источниками - книгами, статьями и новостями, собственными сочинениями и письмами. Только чтение и письмо могут развивать словарный запас, а значит и творческое мышление на этом языке.

Способность записывать музыку – не просто прагматичный навык. Это главное условие для развития музыкального мышления и интеллекта. Можно переводить звуки в нотное письмо с помощью машин, но расширить таким способом уровень своего мышления авторы не смогут никогда. Наоборот, пока музыканты остаются безграмотными, музыкальная мысль буксует на месте. А остановившись, неизбежно деградирует до уровня ритмованной какофонии или примитивных, навязчивых повторов. Именно этот уровень давно демонстрируют клубные ди-джеи, большинство рэп- и техно-групп.

Слушатели, вскормленные такой «музыкой», вряд ли способны воспринимать нечто более интересное. Минимум музыки и максимум ритма – информация не для слуха, а для рефлексов. Как и древние ритуальные танцы, современные «дэнсы» нацелены на первобытные инстинкты и производят скорее гипнотическое воздействие. 120 ударов в минуту - и хлесткий ритм вползает в подсознание исключительно на физиологическом уровне.

Музыка – часть личного мира человека. Скажи мне, какую музыку ты слушаешь – и я скажу, кто ты… Когда музыкальной мысли почти нет, а композиция навязчиво и монотонно «вращается по кругу», слушатель чувствует безысходность и впадает в депрессию. Музыка как бы оправдывает его несогласие с миром. Не случайно такая музыка – символ эпатажа и протеста. Она может вызывать приливы энергии и приступы агрессии, стремление к разрушению и саморазрушению.

Примитивные формы музыки совершенно не развивают слух, память и восприятие, не говоря уже о вкусе. Пропасть между массами любителей и серьёзными музыкальными жанрами ширится. Серьезная музыка становится изолированной и всё более элитарной, а музыкальный язык превращается в некое подобие латыни, которую используют только продвинутые медики и биологи.

Конечно, об эволюции музыки можно рассуждать и спорить. Возможно, сплав техники и музыкального интеллекта ещё даст какой-то прорыв, нечто качественно иное. Но я говорю о том, к чему мы пришли сейчас. А сейчас профессиональная музыка похожа на большое, разросшееся дерево с усыхающими корнями. Даже относительно несложная, мелодичная классика «серебряного века» находит все меньше и меньше слушателей. Новые же произведения, кажется, обречены на полную изоляцию и непонимание общества.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.