Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях





Общие основания, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, — это все основания, кроме оснований, предусмотренных для семей военнослужащих. Таким образом, к пенсии, назначаемой на общих основаниях, относится пенсия в связи с потерей кормильца вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и общего заболевания.

Все пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые на общих основаниях, в зависимости от условий, которые определяют право на пенсию, подразделяются на две группы: пенсии, которые назначаются независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца, и пенсии, для назначения которых требуется определенный общий трудовой стаж кормильца.

К первой группе относятся пенсии по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, а также пенсия по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания, если его смерть наступила после начала работы в возрасте до 20 лет. Во всех этих случаях для назначения пенсии достаточен соответствующий факт — наступление смерти вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания. Все такие пенсии относятся к числу «бесстажевых».

Для семей пенсионеров в российском пенсионном законе предусмотрено дополнительное правило, которое гарантирует им безусловное право на получение пенсии в случае смерти их кормильца-пенсионера. Это правило состоит в том, что семьям всех умерших пенсионеров пенсии на общих основаниях назначаются независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца. Оно по существу превращает все пенсии по случаю потери кормильца-пенсионера также в «бесстажевые» пенсии. Какой общий трудовой стаж имел кормилец-пенсионер, умерший вследствие общего заболевания, не имеет значения, хотя пенсия самому кормильцу определялась с его учетом. Это принципиальное правило касается пенсионеров, которым была назначена пенсия как при полном, так и при неполном общем трудовом стаже.

Семьей умершего пенсионера признается та семья, кормилец которой умер в период получения пенсии либо не позднее пяти лет со дня прекращения ее выплаты (независимо от причины этого).

Ко второй группе, когда для установления пенсии по случаю потери кормильца необходим определенный общий трудовой стаж, относится лишь пенсия по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания, за исключением такой пенсии семьям граждан, умерших в возрасте до 20 лет. Какой необходим общий трудовой стаж? Такой же, как и для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания (см. § 2 гл. 10). Разница лишь в том, к какому времени определяется необходимый общий трудовой стаж: при назначении пенсии по случаю потери кормильца требуемый стаж определяется по возрасту кормильца ко дню его смерти, а при назначении пенсии по инвалидности — по возрасту ко времени наступления инвалидности.

Для получения пенсии по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания, как и для пенсии по инвалидности вследствие такого заболевания, требуется сравнительно небольшой общий трудовой стаж. Однако в некоторых случаях стаж оказывается неполным. Тогда устанавливается пенсия при неполном общем трудовом стаже.

Ранее действовавшее союзное пенсионное законодательство предусматривало ограничительное условие для назначения пенсии по случаю потери кормильца, если он не имел полного стажа: пенсия устанавливалась, если смерть кормильца наступила в период работы. Закон 1990 г. не содержит каких-либо ограничений: пенсия при неполном общем трудовом стаже назначается независимо от того, когда умер кормилец — в период работы или после того, как он ее оставил.

Какая-либо минимальная продолжительность общего трудового стажа кормильца для получения пенсии при неполном общем трудовом стаже по случаю его смерти не установлена, как не предусмотрена она и для назначения пенсии по инвалидности при неполном общем трудовом стаже.

§ 3. Пенсия по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих

 

Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, предусмотренное для семей военнослужащих, включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, регулируется двумя законами — Законом 1990 г. и Законом 1993 г. Различия касаются не условий, а в основном размеров пенсий и порядка их назначения.

Условий для назначения пенсии по случаю потери кормильца на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих, два: первое — наступление смерти в период военной службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы; второе — наступление смерти не в период военной службы и позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы (в данном случае не имеет значения, когда наступила смерть, важно, что она связана с военной травмой или заболеванием, полученным в период военной службы).

Как и пенсия по инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих, рассматриваемая пенсия устанавливается независимо от каких-либо иных условий, в частности от продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной службы, т. е. она является бесстажевой.

На тех же основаниях, что и семьям военнослужащих, пенсии по случаю потери кормильца назначаются семьям лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Соответственно смерть кормильца вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей в указанных органах и учреждениях, приравнивается к смерти кормильца в результате военной травмы, а смерть кормильца вследствие иных причин, имевших место в период прохождения службы в этих органах и учреждениях, — к смерти кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

В прошлом пенсионное обеспечение семей военнослужащих, как и самих военнослужащих, осуществлялось на основании различных актов: семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях», а семей генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц (сохранена прежняя терминология) — на основании соответствующего постановления Совета Министров СССР. В связи с этим семьи кадровых военнослужащих не могли получать пенсию по указанному закону.

Теперь положение изменилось: семьи всех категорий указанных граждан (назовем их условно семьями кадровых военнослужащих) могут обеспечиваться пенсией по случаю потери кормильца по Закону 1990 г. В то же время их семьи вправе получать пенсии в соответствии с Законом 1993 г. Им предоставляется, таким образом, возможность самим решать, по какому из этих двух законов получать пенсию. Однако это лишь теоретическая возможность. В связи с низким уровнем пенсионного обеспечения по Закону 1990 г. выбор очевиден: по второму из названных законов, так как пенсия по нему выше.

Что касается семей военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, проходящих военную службу по призыву, то они обеспечиваются пенсией лишь в соответствии с Законом 1990 г.

К семьям кадровых военнослужащих относятся семьи граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов. Причем не имеет значения, когда, в каких войсках и воинских формированиях, в том числе в СССР или России, проходила военная служба.

На равных основаниях с семьями военнослужащих, погибших вследствие военной травмы, пенсия устанавливается семьям некоторых других граждан, которые погибли вследствие такой травмы (см. § 3 гл.10).


§ 4. Размер пенсии по случаю потери кормильца.

Надбавки к пенсии

Размер пенсии по случаю потери кормильца, как и пенсии по инвалидности, определяется двумя методами: в процентах к заработку кормильца либо в твердой сумме, соизмеряемой с соответствующим минимальным или максимальным размером пенсии по старости. В процентах к заработку он устанавливается при назначении пенсии на общих основаниях по Закону 1990 г. (за исключением пенсий круглым сиротам) и при назначении пенсии по Закону 1993 г.; в твердом размере — при назначении пенсий на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих Законом 1990 г.

Порядок исчисления пенсии на основе заработка кормильца на общих основаниях по Закону 1990 г. прост: на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия устанавливается в размере 30% заработка кормильца (об исчислении среднемесячного заработка см. § 1 гл. 14).

Общий размер пенсии всей семьи по отношению к заработку кормильца находится в прямой зависимости от числа нетрудоспособных членов семьи: если в семье один нетрудоспособный — размер пенсии равен 30% заработка, при двух нетрудоспособных — 60%, при трех — 90%, при четырех — 120% и т.д. Какого-либо ограничения не установлено: многодетная семья, где, допустим, 7 детей, получит пенсию в размере 210% заработка кормильца.

Правила определения размера пенсии по случаю потери кормильца при неполном общем трудовом стаже аналогичны предусмотренным для пенсии по инвалидности при неполном общем трудовом стаже (см. § 4 гл. 10). Он также определяется на каждого члена семьи. Если в семье несколько нетрудоспособных, то общая сумма пенсии соответственно увеличивается.

В твердом размере устанавливается пенсия на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей (таких детей называют круглыми сиротами), и на каждого ребенка умершей одинокой матери. Размер пенсии на каждого такого ребенка составляет полуторный размер минимальной пенсии по старости. Общая сумма пенсии в данном случае также зависит от числа детей в семье.

Пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная для семей военнослужащих, может, как отмечалось, исчисляться из заработка или устанавливаться в твердом размере. При ее назначении в соответствии с Законом 1990 г. размер пенсии по случаю потери кормильца всегда определяется в твердой сумме. Если смерть наступила вследствие военной травмы, то эта сумма равна минимальному размеру пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи. Исключение — дети, потерявшие обоих родителей и дети умершей одинокой матери: на них пенсия устанавливается, независимо от причины смерти военнослужащего, в более высоком размере — в полуторном размере минимальной пенсии по старости на каждого ребенка. Что касается семей военнослужащих, причиной смерти которых явилась не военная травма, то размер пенсии составляет 2/3 минимальной пенсии по старости. Если пенсия исчисляется из заработка, то ее сумма ограничивается соответствующим максимальным размером, т. е. минимумом пенсии по старости.

Подчеркнем еще раз: уровень пенсии в данном случае не дифференцируется в зависимости от каких-либо обстоятельств, например от воинского звания кормильца. Имеет значение лишь причина смерти кормильца и число членов семьи. Всем нетрудоспособным членам семьи пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в твердом размере.

Для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, с 1 января 2000 г. установлен более высокий твердый размер пенсии в связи с потерей кормильца: каждому из них пенсия устанавливается в размере трех минимальных размеров пенсии по старости.

По законодательству СССР, пенсия семьям военнослужащих, работавшим до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих, исчислялась из заработка, семьям остальных военнослужащих она определялась в твердом, более низком размере; повышалась на 10% пенсия семьям военнослужащих — ефрейторов, старших матросов, сержантов, старшин. В результате уровень пенсионного обеспечения семей, кормилец которых погиб вследствие военной травмы, существенно различался.

Для пенсий по случаю потери кормильца, устанавливаемых в соответствии с Законом 1990 г., как и для всех других пенсий, предусмотрены соответствующие минимальные и максимальные размеры пенсий. Минимум равен 2/3 минимального размера пенсии по старости. Если пенсия, исчисленная из заработка, не достигает 2/3 этого минимального размера, то она устанавливается в размере 2/3 его.

Максимум пенсии равен, как отмечалось, минимальному размеру пенсии по старости.

К сожалению, изложенные правила определения размера пенсии потеряли свое практическое значение. Причина все та же — заведомое занижение минимума «базовой» пенсии — пенсии по старости и введение гибкой компенсации, сумма которой снижается, если пенсия вместе с компенсацией превышает определенную сумму (см. гл. 14). Ныне размеры пенсий по случаю потери кормильца равны или различаются незначительно, в том числе даже если пенсия устанавливается круглым сиротам, детям умершей одинокой матери и в связи с гибелью военнослужащего вследствие военной травмы. Заложенная в Законе 1990 г. идея дифференциации размеров пенсий оказалась по указанной причине нереализованной.

Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, назначаемые по Закону 1993 г., исчисляются на основе заработка кормильца (денежного довольствия). Размер пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи — 40% денежного довольствия, если смерть наступила вследствие военной травмы, и 30% — если смерть наступила вследствие заболевания (травмы), полученного в период военной службы, но не связанного с исполнением обязанностей военной службы. По более высоким нормам (40%, а не 30%) определяется также пенсия на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери.

Законом 1993 г. предусмотрены более высокие минимальные размеры пенсии — 150% и 100% минимального размера пенсии по старости — соответственно, когда пенсия назначается в размере 40 и 30% денежного содержания. Что касается максимального размера пенсии, то он этим Законом не предусмотрен, в отличие от Закона 1990 г. Таким образом, уровень пенсии, определенный по соответствующим нормам, зависит от заработка (денежного довольствия).

Для семей умерших пенсионеров, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предусмотрено особое правило, существенно повышающее гарантии получения ими более высокой пенсии: семьям таких пенсионеров пенсия назначается независимо от причины смерти кормильца по правилам, установленным для семей военнослужащих, и по нормам, которые предусмотрены, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы. Это правило не новое, оно содержалось ранее в советском пенсионном законодательстве.

Какая семья считается семьей, на которую распространяется указанное правило? По Закону 1990 г. — если пенсионер — инвалид вследствие военной травмы умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты пенсии; по Закону 1993 г. — если он умер лишь в период получения пенсии.

К пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой как по Закону 1990 г., так и по Закону 1993 г., устанавливаются практически две надбавки. Первая традиционная, она имеет название «на уход за пенсионером». Вторая безымянная, введенная сравнительно недавно, с 1 августа 1994 г. Это надбавка к пенсии детям, тяжело больным, да к тому же не имеющим родителей — отца и матери.

Надбавка на уход за пенсионером, которому назначена пенсия по случаю потери кормильца, впервые введена в нашей стране Законом 1990 г. Она устанавливается на тех же условиях и в тех же размерах, что и надбавка к пенсии по старости (см. §7 гл. 9). Следует обратить внимание на то, что размер этой надбавки с 1 августа 1994 г. дифференцируется (ранее размер был одинаковым): он выше, если пенсионер — инвалид I группы или достиг 80 лет, и ниже, если пенсионер — не инвалид I группы и не достиг 80 лет, но по заключению лечебного учреждения нуждается в постороннем уходе.

Безымянная надбавка к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается: всем детям-инвалидам (в возрасте до 18 лет включительно), инвалидам с детства I и II групп (с 18 лет и старше), однако при условии, что инвалиды с детства I и II групп потеряли обоих родителей. При тех же условиях устанавливается надбавка инвалидам с детства I и II групп — детям умершей одинокой матери. Размер этой надбавки равен минимальному размеру пенсии по старости.

Социальный эффект от введения этих надбавок в связи с низкими размерами самих пенсий и введением гибкой компенсации, уровень которой снижается, если пенсия вместе с надбавкой превышает определенную сумму, ничтожен.

К пенсии по случаю потери кормильца, назначенной по Закону 1993 г., также устанавливается указанная надбавка. При этом размер надбавки на уход для всех единый — он равен минимальному размеру пенсии по старости.

Контрольные вопросы:

1.Дайте общую характеристику нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение в случае потери кормильца.

2.Каково понятие пенсии по случаю потери кормильца?

3.Каковы условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу? Их
дифференциация в зависимости от причины его смерти.

4.Перечислите условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, относящиеся к членам семьи.

5.Каковы условия назначения пенсии семьям лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел?

6.Раскройте понятие иждивенства как одного из условий, необходимых для установления пенсии по случаю потери кормильца.

7.В каких случаях пенсия по случаю потери кормильца назначается
независимо от факта иждивенства?

8.В чем заключаются особенности пенсионного обеспечения детей —
круглых сирот и детей умершей одинокой матери?

9.Каковы размеры пенсии по случаю потери кормильца?

10. Какие надбавки устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца?








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.