|
Борисов Михаил Иннокентьевич 66 л.Кангаласского наслега, Мархинского улуса. 5 марта 1925 года.
ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВОГО В старину у нас жил известный шаман, по имени Бэргэсэ-Ойун, а в Хочинском улусе одновременно с ним жил другой шаман Хамначчит-Ойун. У первого шамана в Якутском крае (Якутском уезде) был приятель, у которого единственный сын захворал чахоткой. Он отправил на Вилюй особого человека к Бэргэсэ шаману с просьбой прибыть и совершать камлание над его больным сыном. Бэргэсэ-шаман, получив приглашение, сказал посланному человеку: «Я болен (ехать не могу), но вот в Хачинцах есть другой шаман, по имени, Хамначчит, который ни чуть не хуже меня, ты увези его»? Посланный человек по этому совету обратился к Хамначчиту, который изъявил согласие на поездку. Поехали. В дороге во время одной ночевки шаман обратился к своему провожатому со словами: «По-видимому, еду зря: с больным, надо полагать, уже стало плохо. Теперь там (у больного) собрались пять шаманов, а мы прибудем, когда больной уже будет мертв. Когда мне придется шаманить, ты положи в середине юрты потник из-под моего седла (рассказчик добавляет: «в старину, по преданиям, шаманы совершали камлание, сидя на потнике»), а затем дай напиться молока». Наконец, доехали они до дому Ынахсыт (так звали отца больного); сын уже был мертв. Собралось уже много народа и среди них были пять шаманов. Многие плакали и горевали. По поводу приезда шамана выражали сожаление, что зря его привезли. Но тем не менее Хамначчит-Шаман приступил к камланию. Предварительно он попросил сварить молоко. Во время камлания мёртвый ожил и, попросив молока, отведал. Затем он сказал: «Не знаю и не могу понять – был ли я мертв или лежал в обмороке»? Хамначчит сказал: «Я ещё вчера дал знать о себе и удержал при нем жизнь… Нужно думать, что он лежал в обмороке»… Затем, обращаясь к отцу больного, сказал: «Твой сын умрет не раньше трех лет». Шамана щедро одарили разным добром, навьючив на трех верховых коней, и проводили обратно.
------------------- Алексеев Иван Алексеевич 42 лет, Сюльского наслега, Нюрбинского улуса. 13 марта 1925 года.
ИСПРОШЕНИЕ ДЕТЕЙ ШАМАНАМИ Сиэллээх-Ёсюргю состарился, жене его было уже 60 лет и она ни разу не рожала. Однажды приехали к ним из Якутского края два шамана, назвались Качикатцами. (Наслег с таким названием имееется в Восточно-Кангаласком улусе). Шаманы остались ночевать. Разговарились: хозяева, между прочим, говорят, что вот до старости лет не имеют детей. Легли спать. Утром один из шаманов говорит: «Я видел сон, который предвещает вам рождение ребенка». Узнав, что они – шаманы, хозяева попросили их совершить моление бога о даровании им ребенка. Те согласились, сказав предварительно: «Да, раньше, бывало, мы испрашивали своим молением ребенка»! Совершив моление, они спустились к Айыысыту (богиня родов), но получили отказ. Во время священнодействия главный шаман в своих песнях стал печаловаться и, между прочим, сказал: «Имел я обыкновение совершать моление к духу, наводящему облака»! Домохозяева снова попросили совершить моление к этому духу. Согласились и прокамлали целые сутки – ночь и день, совершив путешествие к Сююлэр-Былыт-Тёрдюгэр. («Сююлэ-Хаан» - бог грома и дождя, имеет много наименований. По-видимому, это – забытый образ древнего степного бога, разделившийся у якутов в Джылга-Хаан – бога рока и судьбы и в Уордаах-Джёсёгёйя, подателя и покровителя конного скота). Это божество вняло молениям шаманов и обещало даровать двух сыновей, первому из них просило дать имя «Чохух», а второму – дарованный от источника проливных дождей (облаков) Сююлэ-Багдарыын. Этого, нашего младшего сына, пусть не задевают ни соломинкой и ни ветками тальника»! Так сказало божество через уста шаманов. С этими словами, чтобы вселить душу дарованного ребенка, они причитали над головой старухи бррр… В этот момент старуха упала в обморок. Одаренные подарками шаманы уехали, обещая возвратиться к ним через три года. И, действительно, через три года снова приехали и застали у старика и старухи двух детей. Опять дали им подарки – разную пушнину, наполнив ими две переметные сумы.
-------------------
Козлов Василий 34 лет, 1-го Малтанского наслега, Западно-Кангаласского улуса. 31 июля 1921 года. ИСПРОШЕНИЕ ШАМАНАМИ ДЕТЕЙ Кюннэт-Князь имел двух жен, но они долгое время были бездетны. Поэтому он пригласил из Вилюя одного шамана небожителей («айыы ойуна»), не причастного ни к чему грязному и нечистому, чтобы совершить моление о даровании детей. Из Намцев пригласили другого шамана небожителей, чтобы при совершении «айыысыт тартарар» (обряд испрошения женских родов) исполнять обязанности «кутуруксута» (помощник главного шамана, который, по-видимому, в древности играл роль возницы, тогда как сам шаман изображал верхового коня). Моление совершали летом до Петрова дня, устроив предварительно праздник кропления кумыса в честь Белого Создателя («Юрюнг Айыыга»). Совершая священнодействие, оба шамана вознеслись к Белому Создателю. (Шаманское камлание представляет из себя символическое путешествие духов к тем или другим божествам. Шаман, стоя в юрте, показывает в лицах и словах все отдельные моменты этого путешествия в ряде драматических актов, разделённых небольшими антрактами. Игра сопровождается диалогами и монологами в стихах и в прозе). Вот они добрались до Юрюнг-Айыы. Говорят ему (поют): «Кюннэт-Князь, ниспосланный по твоей воле на среднюю землю, не имеет детей. Его две жены лишились способности рожать. Он послал нас с просьбой к тебе – даровать ему детей»! На это Юрюнг-Айыы ответил (рассказчик добавляет – «шаман говорит за него»): «Его именитый дед (т.е. Тыгын – якутский царь) мешал размножению хорошего скота, дочиста истребляя их, не давая размножаться породистым и родовитым людям, постоянно уничтожая их. Поэтому я живу, не чувствуя к нему (потомкам его) доброго расположения. (В подлиннике – «халльыйан олоробун», дословно «живу, отвернувшись от него»)». Шаман стал неотступно умолять божество. Наконец, оно ответило: «Ну, пусть будет так: дарую ему сына по имени Айанньыт-Ыстырыан, вторым именитого Айгаан-Кюрююкю, который родится с назначением благоустроить землю»! (Дословно – «кюрюёлюю, хасаалыы» - поставить изгороди и построить жеребячьи хлева. Это выражение употребляется в разговоре в смысле – управлять, привести в порядок). Шаманы обернулись назад, стали спускаться. В это время задний шаман – намец, чуть приостановившись (как будто к чему-то прислушиваясь), бросил беглый взгляд куда-то в сторону. Старший, вернувшись на землю, сказал: «Я принес вам души двух детей, имена их должны быть такие-то». И с этими словами он вдохнул их в темя старшей жены. Старик Кюннэт-Князь вопрошает младшего шамана: «Не узнал ли ты какие-либо добрые вести, что нм скажешь»? Тот ответил: «Я слышал голос живущей внизу Айыысыт (богиня покровительница семьи, браков и чадородия), она говорит: «И я когда-то даровала им плодовитое и знатное потомство! Почему же вы ныне обходите меня сзади, как будто мыс, увешанный жертвенными шкурами для злых духов? Почему проходите мимо меня спереди, как будто сопку, населенную страшными духами? И теперь ведь не оскудела моя дающая рука! На следующий день попросили младшего шамана совершить моление к Айыысыт. Он пришел к богине, умоляет и просит. Айыысыт сказала: «Я дарую им сына, по имени Могой-Сыраан, вслед за ним крепкого и упрямого нравом наподобие лиственичной крени Кииллээйи Сабарча, ещё сына, по имени Хара-Батык Кетююнэп, (Черная Борода К.) и, наконец, четвертого, по имени Тасыччы-Бэрт. (В переводе – свыше меры, лучший, совершенный). Затем, чтобы он не огорчился тем, что лишился удовольствия прибыть к коновязи иноплеменников свадебным гостем («Омук» - иное племя, но обычно это слово употребляется и для обозначения людей иных улусов и дальних наслегов), я дам ему двух дочерей. Дарованные мною дети все будут счастливы. С этими словами богиня дала шаману два камня «сата» (будто бы во внутренностях разных животных иногда находят человекоподобные камни, которые по понятиям древних якутов влияют на погоду) с особыми именами – «Кютэрчин» и «Тагыалай» - для прикрытия дороги детей. (Смысл последней фразы не удалось выяснить). При этом она просила положить эти камни на полку боковой матицы юрты и обещала после убрать их сама. Когда шаман вернулся от богини, на следующий же день выпал снег, образовавший покров, толщиной в целую четверть. («Харыс» - расстояние между концами растянутых большого и среднего пальца руки). Под тяжестью этого снега ветви деревьев поникли к земле. Через день весь снег растаял. Как сказано было шаманами, родились шесть сыновей и две дочери. Сына Айгаан-Кюрююкю К. Князь дал своему старшему брату Баай-Баабыкыю для усыновления. Сабарча-Кииллээйи был любимым сыном отца. Когда он плакал, вытягивался, будучи двухлетним, его детская колыбель, сделанная из лиственных досок, давала трещины. Кормили его молоком семи коров-стародоек, но и такое количество молока было для него недостаточно. Когда он вырос, из него вышел необычайно сильный и мощный…
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|