|
Попов Иван Николаевич 30 лет,1-го Бородинского наслега, Нюрбинского улуса. 11 марта 1925 года.
ШАМАНСКИЕ ЧУДЕСА (Сказания о шаманах Бэргэсэлээх, Бютэй-Ытыс, Хадаар и Айалга)
О Вилюйском шамане Бэргэсэлээх существует такие рассказы. Когда он однажды в Якутском крае держал верхним духам посуду «матаар», наполненную кумысом, она тут же опорожнилась. Шаман по этому поводу сказал: «Я дал напиться верхним духам, имеющим конный скот с лысаной головой. («Мангаас-Сылгылаахха»). При этом в доказательство того, что он был у них, показал взятые им три волоса из хвоста конного скота этих духов. Волосы были трехгранные. Рассказывают, что эти волосы и теперь висят привязанными на столбе, который стоит на базаре г. Якутска. Бэргэсэлээх вел дружбу с одним тунгусским шаманом. («Омук ойуна». Вилюйские и северные якуты, соприкасающиеся с тунгусами, называют их просто «Омуками». В Якутском уезде этого обыкновения нет: тунгусы известны под своим племенным наименованием). Рассказывают, что оба шамана, привязав к хвостам своих плащей по шкуре темной белки, стреляли один в другого. По-видимому, из лука). В Якутском крае в то время жил один известный шаман, по имени Бютэй-Ытыс. («Сросшаяся ладонь»). Тот шаман, превратившись в голодного медведя, прибыл на Вилюй и учинил какое-то препятствие шаману Бэргэсэлээх. Последний, тоже оборотившись голодным медведем, сделал большой замкнутый круг (в поисках следов своего противника), но не мог обнаружить его. Тогда он позвал на помощь своего друга, тунгусского шамана. Оба шамана, превратившись в отощавшего волка («торгон бёрё»), сделали большой круг обхватом в 900 верст и обнаружили следы голодного медведя (оборотня шамана Бютэй-Ытыс). Потом, найдя его, пожрали-убили. Затем по просьбе одного богатого человека Бэргэсэлээх, совершив камлание, выпросил от верхних духов работника. Последний в один день скашивал всю траву одной обширной равнины. Но, кормя этим сеном свой скот, этот богач лишился всего скота. Про шамана Хадаар рассказывают, что он одним плевком разрывал ушко семи иголок. Шаман Айалга одним взмахом вдевал в нитку подряд семь иголок. Также рассказывают про шаманов, что они в период рассечения своего тела духами уходят куда-то на горы – Солнце-Гора, Месяц-Гора и там рожают.
Алексеев Иван Алексеевич 42 лет, Сюльского наслега, Нюрбинского улуса. 13 марта 1925 года. ДЖААРЫН (Князь-Шаман)
Джаарын был знаменитый шаман. От него произошел один род, живущий около озера Мэгэджэк, носящий его имя. Ныне они образовали один наслег, 1-ый Бордонгский; в Нюрбинском улусе есть тоже Джааринцы в составе Накасского наслега. Джаарын имел семь сыновей. У него был богатый сосед Нэлэкэй-Кылаа, который имел одного знаменитого жеребца, по имени Мюллю-Босхонг. По всему хребту его от чолки до хвоста росла грива, от хвоста до копыт тоже росла длинная шерсть. Джаарын в течение всей жизни не переставал просить этого жеребца, но хозяин не хотел расставаться с ним. Однажды Нэлэкэй-Кылаа устроил «ысыах» и пригласил шамана Джаарына благословить начаток кумыса. («Кымыс юрдюн алгата», дословно – совершить моление над верхом кумыса). Джаарын пришел. Упомянутого жеребца, надев двойной недоуздок, двумя поводами привязали к лиственнице. Джаарын в самую пору восхода солнца окропил кумыс. Наверное, произносил и молитвы. Начался праздник, пили и плясали… Вечером народ разошелся. Джаарын снова стал упрашивать хозяина – уступить ему жеребца. Тот также ответил неизменным отказом. Тогда шаман взял таловый прут, пестро нарезал кожуру («эриэнни кысар» - винтообразно снять кожуру так, чтобы белые и темные полосы шли, перемежаясь, по спирали) и произнес заклинание, призывая своих духов: «Подвластные мне духи приведите мне этого жеребца Мюллю-Босхонг! Нэлэкэй-Кылаа обещал мне дать его, а теперь отказывается»… Затеялась ссора… Шаман в гневе проговорил: «Хочешь ли дать – возьму его, не захочешь – тоже возьму»! С этими словами он сел на коня и уехал. Он жил на противоположном берегу озера Нюрбы, на мысу, под названием Бёрё-Тумула. Как только ушел шаман, привязанный жеребец стал биться и оборвал свои привязи. Семь человек, вооружившись палками, пытались остановить, но он бросился в озеро Нюрбу и поплыл к противоположному мысу, местожительству Джаарына. Так он ушел за шаманом, как жеребенок за кобылицей. В древности, как рассказывают, в нашей стране свирепствовала особая болезнь, под названием – «хара ёлюю» (чёрная смерть). Захворала этой болезнью дочь одного человека, по имени Хатыы. Пригласили Джаарына совершить над болезнью камлание. Он вселил будто бы эту болезнь в двух-травую корову и хотел спровадить ее на дальний север, в болотистый край (дословно «в океан» - байгалга), где даже паук проваливается. Когда шаман с духом этой болезни летел над озером Ньуджулу (озеро Нежели), дух, превратившись в ртуть, соскользнул из его рук и упал в это озеро. Шаман, как рассказывают, устроил какую-то преграду, чтобы эта болезнь не пробралась в наш край.
Чепалов Павел Григорьевич 72 лет, 1-го Мальжегарского наслега, Западно-Кангаласского улуса. Джобулга. 17 января 1925 года. ПУТЕШЕСТВИЕ ШАМАНА К НИЖНИМ ДУХАМ ЗА ДУШОЙ БОЛЬНОГО Когда душу человека уносят северные злые духи, шаман, совершив камлание, отправляется в их страну с разными подношениями. Когда-то давно направились на север женщины из «нучча» (русские), старушки горбатые, со сгнившими костями на разных суставах. Они проплыли (по Лене) на лодках и поселились на горе под названием Джокуо. Шаманы при этом поминают и извлекают от больных по преимуществу двух старух-Таньахтаах Лаабыралаан (Л. с тростью) и Торуоскалаах Солуонньай-Хотун (Госпожа «Солуонньай, имеющая трость. Рассказчик ошибается, относя Солуонньай к северным духам. Она обычно причисляется к девяти небесным девам, требующим конный скот и наводящим сумасшествие. Г.К.). В качестве подношения этим духам приготовляют девять щербатых пирожков, в деревянные рюмки наливают водки. Из дерева делали фигуру свиньи, индейского петуха («ёндёй бётююк»). Полагается ещё шкурка, бечева, свитая из белых и черных волос и двухразвильчатая вилка (из дерева). Когда эти женщины переселялись на север, они имели при себе все эти принадлежности. У этих духов есть дева с кривым лицом. Она служит вроде караульного. При приближении шамана там раздаются голоса (т.е. все это разыгрывается самим шаманом, который, лежа на полу, ведёт диалоги от имени разных духов при так называемом «нырянии в океан смерти» Г.К.): «Идет он (шаман) с тяжелой ношей, с дорогими дарами, впереди гонит (скот), сзади имеет на привязи (тоже разумеется жертвенный скот»)!... «Эй, вероятно, шествует наш старший сын (шаман, сын потому, что душа его воспитывалась у них)!... Скорей, встречайте его»!... Затем, раздаются крики «су», аса! (Восклицания при поимке скота). Дальше пригнанный скот загоняется в изгороди. Шаман пред ними держит от себя речь, что вот такой-то князь-человек, захворав, прислал эти дары… Вручите мне его душу! Те, удовлетворившись принесенными дарами, распоряжаются выдать. Говорят: «Эй, идите и раскройте двери темницы! (где душа больного»). Иногда духи не хотят выдать душу. Тогда шаман выражает досаду и отчаяние… Повалявшись около комелька, он превращается в осу и влетает в коровий хлев. Там будто бы лежит голубо-пёстрый бык. Оса жалит быка в нос. Бык фыркает носом и в это время душа, запрятанная в ноздрях быка, выпадает. Шаман тотчас же схватывает душу и поспешно улетает. Старик (дух или бог) выскакивает следом за ним и бросает в него комьями глины и говорит: «Вот великая досада, он, только лишь вчера (не особенно давно) воспитавшись у меня самого, осмелился совершить такую покражу»! После этих слов старик (в отместку) похищает душу 12-летнего сына шамана… Старик и старуха перебраниваются между собой. Старуха говорит мужу: «Ты сам виноват, что сделал его, воспитав на 12-ой наре, слишком сильным шаманом. Вот и наказание за то, что наделил их такой необычайной силой»! (Рассказчик поясняет: у них в юрте на каждой наре имеется колыбель, где воспитываются души будущих шаманов. Шаманы, зависимые от нижних, подземных духов, воспитываются у них в этой юрте). Та старуха после упомянутого преступления шамана замазала глаза воспитываемых шаманских душ детскими экскрементами. Говорят, по этой причине уменьшилась сила шаманов. У этих нижних духов имеются собаки, которых они кличут Юнюгэс, Хардас, Бэкир.
Говоров Михаил 61-года, 2-го Ольтекского наслега, Борогонского улуса. 21 декабря 1924 года. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|