Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАССКАЗЫ О ШАМАНСКИХ ЧУДЕСАХ.





 

Хождение по водам, как по суше

 

Давно когда-то в Качикатском наслеге жил шаман, который известен под именем Качикаат-Ойуна. Про него ходят разные рассказы.

Однажды он пришел в Немгогинский наслег и попросил тамошнего шамана Солколоох быть его спутником. Последний согласился. И оба шамана пошли по разным местам.

Качикатскнй шаман, подвязав к ногам пестро изрезанный тальник, перешел через Лену шагом, точно по суше. А шаман Солколоох, стоя на одном берегу, с протиоположного берега, причмокнув, привел пустую лодку и переехал на ней через реку.

 

Чудесное доставание пищи

Оба шамана прибыли в Таттинцы. Там в одном месте происходила свадьба. Шаманы зашли в юрту одной бедной старушки. У последней нечем было угостить своих гостей. Качикатский шаман причмокнул и из запасов пирующих на свадьбе очутились перед ними на столе две бутылки водки и четыре ребра мяса... Причмокнул шаман Солколоох и (в изгороди бедной старушки) оказался один воз с сеном. Шаманы остались тут ночевать.

 

Исцеление бесноватых

 

В это время пришли в юрту старухи два человека из свадьбы и рассказали, что из собравшихся там людей 25 человек лишились рассудка и поют, вселяя в себя злых духов («уйгуур мэнэрнк буоллулар»), что даже их всех пришлось связать. Старуха сообщила им про своих ночлежников – шаманов.

Вскорости пришли (из дома, где происходила свадьба) звать туда шаманов. Последние отказались и сказали:

«Мы прибудем завтра, если пришлёте к нам девять человек верхами на конях бело-молочной масти (воздавая этим особый почёт им)».

На следующий день приехали девять верховых на конях белой масти – звать шаманов. Поехали.

Качикатский шаман, попросив тепловатой воды, вобрал в рот и обрызгал всех больныз, одержимых духами. Те моментально выздоровели. Шаманов щедро одарили и проводили обратно.

 

 

Никитина Мария Семёновна, 61 года,

1-го Мальжегарского наслега,

Зап. Кангалусского улуса.

12 января 1925 г. Джобулга

 

ЧУДЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА ШАМАНА ЧЕРЕЗ РЕКУ

 

Про древних шаманов существует такой рассказ. Они, если не имели лодки для переправы (через реку или протоку), то будто бы вызывали её с противоположного берега. Для этого брали тальник, снимали пестро кожуру (винтом – так, чтобы чёрные и белые полосы перемежались). Этим тальником трижды обводили вокруг себя, выкрикивали тоже три раза и махали им по воздуху. Когда этот прут простирали по направлению к той лодке, то он вытягивался и доходил до лодки. Таким образом, подтягивали её к себе. По преданиям, так делал известный Бёртюнский шаман Бётюрюю. Про старинных шаманов рассказывают еще следующее. Когда они, вознесши свящённый конный скот на небо, спускались обратно, то волоса на висках оказывались закуржавевшими (от страшяой стужи, которая царит на небе).

Теперешние шаманы вряд ли поднимаются на небо дальше трёх «орлов»?

 

 

Захаров Иуда Иннокентиев,

Быраканского наслега,

Верхне-Вилгайского улуса.

4 марта 1925 года.

 

ШАМАН ЧУУЧУГУС

В древности у нас в Внлюйском крае был знаменитым шаман Сысыл-Ойун (Лиса-Шаман). В далеком Якутском крае захворала жена одного богатого человека. Муж ея от­правил на Вилюй верхами двух слуг с тремя свободными конями на поводу и просил привезти знаменитого Сасыл-Ойун'а. Последний отказался ехать и вместо себя указал другого шамана по имени Чуучугус, и сказал:

«Эот у меня всё равно, что сын (т. е. Ученик), он совершит и сделает все то, что могу и я»!

Чуучугус согласился, собрался и поехал, взяв с собой одного человека.

 

Превращение коры дерева в живую рыбу.

Люди, приехавшие из Якутского края, глядя на невзрачную наружность шамаиа, насмехались над ним и говорили между собою:

«Имея такой жалкий вид, какую пользу он думает принести и зачем едет с нами»?

Спутник шамана, слыша эти насмешки, в душе очень досадовал на них. Однажды остановились на ночлег в лесу, подбольшой елью, густо наваленной выпавшим снегом. Развели костёр. Двое якутян пошли отпустить коней на длинной верёвке для подножного корма. Улучив этот момент спутник шамана говорит ему:

«Что же это ты, превеликое чудище, позволяешь этим якутянам насмехаться над собой, или у тебя и на самом деле нет никаких духов»?

Шаман сказал в ответ:

«Вот сделай-ка из толстой коры шаманскую рыбу, а затем положи её подле своей постелию Свою постель разложи подальше от этой ели, чтобы сверху тебя не завалило снегом. Я лягу головой к стволу ели. Они скоро придут и, раздеваясь, будут по обыкновению смеяться над нами. Тогда ты схвати эту рыбу и брось в мою сторону, сказав при этом: - «эй, чудовище, зачем оставил вот эту штуку, припрясь её»»!

Парень сделал так, как сказал шаман. Когда он бросил рыбу на постель шамана, тот, как бы вздрогнув от неожиданности, пнул прилетевшую рыбу по направлению к стволу ели. Рыба, ударившись головой в ствол, воткнулась в мёрзлое дерево и, виляя хвостом, стала бить по стволу ели так сильно, что она зашаталсь, начиная с самого корня. Весь снег, осевший на ветвях дерева осыпался и завалил как людей, так и разложеный костёр. Стряхнув с постели опавший снег, якутяне снова разожгли костёр. С тех пор они перестали смеяться над шаманом и моча ложились спать.

 

Возвращение сбежавших коней

В ту ночь, когда шаман показал живую рыбу, выпал большой снег. Утром четырёх привязанных коней на мете не оказалось. По следам было видно, что кони побежали обратно в сторону Вилюя. Двое якутян пошли по следам. Шли целый день и не могли настичь коней. Когда солнце село на верхушки деревьев, утомившись погоней, они решили вернутьсяю Поздно ночью они прищли к месту ночлега, где оставались спутники. Шаман спрашивает:

«Где же ваши кони, почему не догнали»?

Те отвеоили:

«Кони, не останавливаясь, вернулись назад по нашей дороге. (Поэтому догнать их немыслимо)».

Услыхав это, шаман обратился к своему спутнику:

«Эй, паренёк, сделай-ка из гнилушки фигуру волка! Неужели мы должны оставаться здесь пешими»?

Тот сделал волка и передал шаману. Шаман срезал талину, пестро (винтом) изрезал кожуру, взял её в руки и, держа над деревянным волком, произнёс заклинание:

«А ну-ка, соверши ты быстрое путешествие туда и обратно»!

С этими словами он три раза хлестнул талиной по фигуре волка. В этот самый миг волка не стало. Приблизительно около полуночи все четыре коня, сильно вспотевшие и запыхавшиеся, прибежали обратно.

Оседлали коней и поехали дальше.

 

Воскрешение умершей женщины

 

Наконец добрались до дома, где жила больная. Муж последней встретил шамана с такими словами:

«Из такой дали вам пришлось напрасно терять время и труд. Больная уже скончалась два дня тому назад».

Шаман ответил:

«Делать нечего, приходится мириться с тем, что произошло»! Провёл одну ночь. На следующий день он говорит хозяину:

«Вриехав из далёкого края, мне не хотелось бы возвращаться не потрудившись и не сделав никакой попытки. Разреши мне совершить камлание»!

Услышав слова шамана, дочь домохозяина с гневом сказала:

«Я не знаю таких людей, которые видели бы своими глазами или слышали ушами о таком шамане, который своим камланием воскресил бы мёртвого человека. Она мертва вот уже как три дня. Ты, как мне кажется, или сошёл с ума, или же просто глуп»?

Но однако отец ея не имел ничего против камлания.

Шаман приступл к камланию. Оно длилось целую ночь. Вот он, подержав руки в пламени горящего комелька, стал гладить мёртвую женщину. Это он проделал три раза. Вслед за тем втянул в себя ея недуг («бохсуруйар»): мёртвая тотчас же стала дышать и открыла глаза. Шаман прекратил камлание и сказал:

«Если она так заметно ожила, то может быть что-нибудь и получится»!

На следуюшую ночь он тоже приступил к камланию. Больная почувствовала себя ещё лучше. Во время камлания шаман обратился к той сердитой девице, которая вздумала бранить его, со словами:

«Дитя моё, а ну-ка схватись руками за козырёк камелька»! Та послушно взялась за козырёк. В старину у богатых женщин ровдужные полуштанники бывали сплошь украшены корольками, разнообразными медными подвесками – чопчу, тиэрбэс, кымырдагас и проч. Но вдруг такие нарядные полуштанники очутились на дверной дужке. Как они были сняты и очутились там, девица и сама не ведала.

Больная поправилась настолько, что могла самостоятельно сидеть перед очагом.

Шамана отправили обратно.

Этот рассказ в наших краях очень распространённый. Рассказывают в Оргетском, Кентикском и других наслегах.

 

 

Степанов Иван 55 лет,

Хоринского наслега,

Верхне-Вилюйского улуса.

9 марта 1925 года.

 

ШАМАНСКИЕ ЧУДЕСА.

(Воскрешение мёртвого).

 

В глубокой древности, в эпоху прадедов («былыр ёбюгэ сагана»), как гласит предание, а Мастахском улусе жил старик-рыбак. Он имел сына, который с семилетнего возраста ходил по соседям и, выпрашивая молочную пищу («юрюнгнээн»), прокармливал всю семью. Вскорости распространился слух, что этот парень совершает (удачное) камлание против «аббасы» (злого духа), причиняющего болезнь и смерть телятам.

Однажды этот парень, идучи к какому-то богачу, зашёл в одну юрту. Там на левой наре лежала тяжело больная женщина, у которой все четыре конечности были привязаны к лежанке. Эта женщина завела беседу с парнем и упросила его совершить над нею камлание. Парень согласился, взял сковороду (взамен бубна) и стал шаманить. У той женщины был вздут живот. После камлания вздутость прошла и больная совершенно здоровой стала на ноги. С тех пор этот парень превратился в настоящего шамана и молва о нём была слышна в далёких краях.

В то время в якутском крае (т.е. в якутском уезде) захворал именитый человек, глава всех восьми якутских улусов, по прозванию Туттук-Кулуба. Так как он был накануне смерти, сын его, по совету одной шаманки, выехал на Вилюй за этим парнем-шаманов. Он приехал с лишним конём но поводу и с зимней одеждой для шамана. Парень согласился. Поехали.

Когда до дому больной оставалось около 20-ти верст, шаман обратился к своему провожатому со следующими словами:

«Вот пять моих предписаний, которые ты должен испол нить без малейших нарушений: 1) скоро я поеду впереди тебя; 2) ты остерегайся, чтобы голова твоего коня не касалась крупа моего; 3) когда мой конь начнет биться, ты не шевелись и не обращай внимания; 4) затем, если я сверну с дороги и пойду бродить по снегу, ты не вздумай останавливать меня; 5) наконец, если услышишь голос человека, то никогда на это никак не откликайся»!

Затем шаман предсказал ему, что его отец – старик уже скончался. Дальше подробно описал его местожительство, дом и окрестности, провидел также и мыс – пригорок, под которым они должны были проехать.

Когда доехали до определённого мыса, шаман приказал остановиться и поехал впереди. Свернув с дороги, он побрел по снегу и, подойдя к одному пню, стал вести с кем-то беседу. В ответ раздался голос, говорящий:

«Оказывается, приехал ты, мой сродственник, с которым я воспитался в одном гнезде, (где воспитываются души шаманов)! Я, не подозревая о твоём прибытии, пришел уже прервав жизнь (дословно – «дыхание») старика, но тем не менее одна треть жизни осталась при нём; попытайся совершить камлание, но не забудь назначить мне награду, ибо я уже три года ничем ещё не поживился»!

Вот прибыли они к местожительству больного, который уже скончался. Дом был полон людьми. Среди собравшихся был один шаман и одна нарядная молодая женщина. При появлении приезжего вилюйского парня-шамана оба последние посмотрели на него с пренебрежением.

Парень начал шаманить над умершим. Вот он во время пляски трижды закружился в противную сторону. В этот момент тот шаман, который вздумал умалить его шаманскую силу, упал в обморок. Дальше шаман воззвал;

«О явитесь ко мне («будьте ближе») восемь дев, сдружившихся вместе»!

«И девять парней, подобных стае журавлей без маток»!

В этот момент та самая нарядная женщина, которая обнаруживала невнимание к приезжему шаману, оказалась совершенно голой и в таком виде, направляясь в скотский хлев, упала поперек дверного прохода. Она была, оказывается, дочерью старшего сына умершего головы. Ея отец взмолился к шаману:

«Если нужно отдать замену и выкуп за жизнь, то возьми меня, а дочь мою пощади! («Мэйии менгиэтэ, тыын толуга»; правильнее говорится «бэйэ мэннитэ, тыын толуга». «Мэнни – наверное видоизменение – «манньа» - награда, цена, а «толук» - выкуп, искупительная жертва»).

Услышав его мольбу, шаман сделал круг навстречу движению солнца и сказал:

«Прибывши помочь и врачевать, будет не хорошо мне создавать несчастье («бюдюсю»)!..

Затем, вопрошая (духов) о том, какой выкуп взять взамен (возвращаемой) жизни, он стал бить в бубен по направлению средней балки юрты. Обращаясь к отцу молодой женщины, шаман сказал:

«В качестве выкупа за жизнь твоей дочери я взял одного табунного жеребца и одну отборную кобылицу… Они уже погибли»!..

Затем, по поводу умершего шаман сказал:

«Около полуночи голова откроет глаза, на рассвете начнет дышать и сядет на нару, а на восходе солнца будет в состоянии разговаривать с домочадцами… Через семь же дней будет вполне здоров. В 150-верстах отсюда живет один человек, который раньше служил наслежным князем. Он должен был умереть через три года. Умирать ему теперь или через три года – не представляет большой разницы. Я вложил (в больного) жизнь этого князя. Затем, в 15-ти верстах отсюда живет тоже больной человек, служивший ранее выборным, которому в недалеком будущем тоже предстоит смерть... И от него я взял жизнь (чтобы вернуть жизнь больному)… А выздоровевший голова проживет ещё 23 года».

 

-------------------

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.