|
ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ПОЛОВОЙ СТРАСТИ(«Джалын Ылыыта»).
В старину, по рассказам, шаманы совершали особое моление духу земли и ниспослании на женщин-«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно несколькими хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готовились к этому обряду, заранее распространялась молва, запасали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления. Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, обточенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие берёзки; тут натягивали верёвку, свитую из белых и чёрных волос. К верёвке привязывали в дар духу земли обрезки материи, пучки конских волос, и небольшие модели телячьих намордников. Около столбов ставили урасу (конический шатёр, крытый берестой). Все это обносилось изгородью. К назначенному времени собирался народ и приходил приглашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов – трижды девять девушек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках берёзовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял её даровать «джалын». Когда он брал у богини «джалын», половую страсть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавал призывные крики – хоруу, хоруу! («Хоруутур» - звать криками кобылиц или коней). В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски - «иннэ-сасах»! С ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные движения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Расказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красными наподобие красной меди. Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины кидались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды. Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»). По рассказам, уважаемые и почтенные женщины на совершение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жён (за их поведение на этом шаманском обряде). Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Вошедшие сели по правую нару. Мой отец завёл беседу со старухой, женой шамана, и передал ей – по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала: «Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»! Старик шаман, лёжа, храпел, не замечая никого из присутствующих. Мой дед громко сказал: «Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»! Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик, будто пришел в себя и сел на скамейку с криком – «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл – что, что? О чем говорят, что слышу)? Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом). Вдруг он неожиданно схватил и камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая: «Били мин Суон бээлэй ойохпун Кёрсююлэсэр, Бахсы суруксута Суон Байыысап Кэллэ диэтигит дуу?
Били Сах кыыса – Сарры Тангалай, Ёлюю кыыса Ёсёх-Бэргэсэ, Ньалбаан- Туосахта? Сарасын-Сырай?...
Ииирэр Ильбис-аХан тёрдё Бу юс нилээх, сагалаах Киенг Дуулага Хотунгнга Холлогос сага кутаалаах уоттунан Илгистиэх буолбуккут? Ол ханна тиийдэ»?
(Перевод)
Не сказали вы, что пришел Бахсытский писарь, Толстяк баишев, Тот, который с моей Толстой и приземистой женой Был в прелюбодейной связи?
Эй, где ты – Сахова дочь, Зычная и голосистая, Бесовская дочь, напялившая На голову взамен шапки Сгусток крови, Жестяный кружок вместо Серебряного солнечного диска, Где ты, бледноликая? А ты, Илбис-Хаан, Сводящий людей с ума! Разве вы не обещали мне Низвести пламень пожара На широкую Дуулага-Госпожу Окаймлённую разнообразными Берегами?
Куда же все это сгинуло?...
Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до восхода солнца. Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они совершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства – в Курбусахском наслеге такой обряд совершил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен. Духу матери земли совершается тоже летом особое моление для испрошения приплода рогатого скота.
Говоров Михаил 61 года, 2-го Ольтекского наслега, Борогонского улуса. 21 декабря 1924 года. БОРЬБА ШАМАНА С КНЯЗЕМ. (Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)
Давно в старину у нас в Борогонцах жил шаман, по имени Хагыстаайы. В одно время с ним жил один знатный якут Усуктаах-Сэмэн («Острый Семен»), который был головой семи улусов, имел ордена и медали. Жену последнего звали Марбыйаана, сам царь прислал ей ризу. Этот голова враждовал с Хагыстаайы и переселил его на тридцать вёрст дальше от прежнего жительства, в местность Кэрсиэ-Оруода. Шамана насильно посадили на сани с лицом обращенным назад, запрягли быка черной масти с белой мордой и повезли. Шаман, прибыв на новое место, пришел в бешенство и в продолжение трех суток совершал моление, именуя Ильбис-Хаана (дословно – Ильбис-Хаан тёрдё, т.е. предок или корень Ильбис-Хаана; И.Х., - по-видимому, дух древнего хана, который покровительствовал войне, вызывал воинственный азарт и помогал уничтожать врагов), взывая об отомщении к своему противнику – Усуктаах-Семену. По рассказам, после этого камлания семь человек сошли с ума (надо полагать родственники последнего) и среди них один славный сын его (У. С-на). Последний, раздевшись догола, пробежал тридцать верст и в зимнюю пору, уткнувшись под снежный сугроб, замерз. Хагыстаайы вел знакомство с одним купцом (из г. Якутск) и держал от него на прокормлении 20 голов разного скота. Купец умер, оставив имущество своему сыну. Последний выехал из города, чтобы получить от шамана скот, сданный отцом. Он прибыл к моему деду (рассказчика), который в то время исполнял обязанности князя, и попросил его идти вместе к шаману. Пошли. Вся юрта наполнилась горящими искрами. Русский тотчас же выскочил на двор, за ним следом вышел и мой дед. Русский сказал: «Чорт с ним, пусть 20 голов скота пропадают»! И отправился восвояси. Усуктаах-Семен на месте, отобранном от шамана, поселил было одного своего сына Романа. Описанное поведение шамана, конечно, не могло остаться без последствий. В ту самую ночь, когда шаман орудовал горящей головней, амбар этого Романа, наполненный разным имуществом, сгорел дотла. Рассказывают, в том амбаре сгорело имущество, которое могло бы составить вьюк для 30 коней. Между прочим, погибли 20 цельных шкур лисиц, один бобер и весь свадебный наряд его жены, отделанный в серебро. Расплавленное серебро притекло до основания коновязи, стоящего в центре двора, а растопленное масло целым ручьем влилось в прорубь. И того и другого было в таком изобилии. После этого происшествия Усуктаах переселил сына обратно. Затем он отправил к шаману особого человека с приглашением прибыть и помириться, так как он де поступил с несправедливо. Шаман наотрез отказался идти к нему сказал: «Пусть просит прощения от самого Ильбис-Хаана»! Усуктаах вторично снарядил к шаману наслежного князя, снабдив гостинцем в ¼ ведра водки, и просил сказать шаману: «Пусть прибудет ко мне, в возмещение его труда («атагын соболонгун», дословно - вознаграждение за утруждение ног) воздам ему почетное угощение»! Тогда лишь шаман отправился. Прибыв к своему противнику, совершил особое камлание Ильбис-Хаану, упрашивая его предотвратить насланные им беды. При этом для умиротворения духа принес ему в жертву скот надлежащей масти. (Рассказчик не указал род жертвы – «кэрэх» - убиение скотины или «ытык» - вручение ему живой скотины). Так умилостив духа, он излечил всех тех, которые сошли с ума. Для шамана же сам Усуктаах, как рассказывают, привязал к коновязи верхового коня, иноходца с полной сбруей, дал еще три пуда масла и одну чернобурую лисицу. С тем они и помирились, покончив все счеты.
Корякина Христина, 1-го Малтанского наслега, Зап.-Кангаласского улуса. Июль 1921 года. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|