Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Текст I. Предмет и задачи культурологии





Часть II. Тексты

 

Текст I. Предмет и задачи культурологии

А. Понятие культуры

Слово "культурология" произошло двух иностранных слов - «культура» и «логос». Слово "логос" греческого происхождения. Это слово означает учение, знание, понимание, мысль. Точнее всего современный язык обозначает содержание данного понятия с помощью слов "учение", "наука". Таким образом, слово культурология буквально значит учение о культуре, наука о культуре, наука, предметом изучения которой является культура.

Для того чтобы лучше понять данный термин, необходимо иметь точное представление о том, что называют «культурой» и что называют «наукой».

Начнем с центрального для культурологии понятия культуры. Этот научный термин возник очень давно. Но в процессе долгого исторического существования его содержание не было уточнено и не стало общепринятым. Скорее наоборот, термин культура обрастал все новыми и новыми смыслами. И это неудивительно, ибо сам термин возник несколькими тысячелетиями раньше, чем наука «культурология», которая бы поставила своей целью дать данному понятию точное определение.

Слово «культура» иностранное. Произошло от римского, латинского источника. Культивировать значит возделывать, обрабатывать землю, точнее, почву. Это, так сказать, исходное значение слова. Возделывает, обрабатывает землю человек. По этой логике термин "культура" в самом общем плане фиксирует то изменение в мире, которое происходит под осознанным воздействием человека.

Слово «культура» возникло стихийно в римскую эпоху в процессе развития латыни. Но древний римский мир умер. Латинский язык, правда, остался, став «мертвым языком». В результате ряда конкретно исторических обстоятельств латынь в Европе становится языком науки и остается таковой на протяжении долгих веков. Многие ученые, представители различных наук, пытались ввести данное слово в научный обиход, четко установив значение термина «культура», сохранив, по возможности, смысловую связь данного понятия с языковым первоисточником. Но единой трактовки данного понятия им достигнуть не удавалось, ибо научный термин не только определяет, обозначает предмет - он имеет и так называемый «гносеологический статус», т.е. его содержание детерминируется логически. Термин становится элементом системы понятий данной конкретной науки, раскрывая свое содержание в понятиях этой науки. Поэтому в каждой конкретной науке термин «культура» приобрел свой специфический смысл. Отсюда возникает многообразие определений понятия культуры. Небезынтересно, что в далеком 1980 году на международном философском конгрессе говорили о том, что существует более 250 определений данного понятия. А сегодня их обнаружено уже свыше пятисот.

Нельзя не отметить, что изначальное содержание данного термина философично. Философичность его предопределена тем объемом, который охватывает понятие «культура». В его объем входит все, что создает человек. Культура, таким образом, ближайшее понятие к философской категории «деятельность», непосредственно логически выводится из понятия «деятельность». Предметом философии является мир в целом. И если мыслить грубо, в духе материалистической философии, то этот мир может быть разделен на природу и культуру. И культура, т.о., является постоянно увеличивающейся часть бытия.

Исходя из выше сказанного, культура, с точки зрения философии, суть способ и результат человеческой деятельности.

Культура и ценности.

Объяснение, приведенное выше, указывает лишь на ту предметную область, которую исследует культурология. Однако простейший анализ понятия культуры позволяет установить, что в деятельности человека можно четко выявить некие положительные и отрицательные ценностные элементы. Уже наблюдение за использованием слова "культура" в обыденной жизни позволяет выявить его ценностный смысл. И действительно, мы говорим о культурном и некультурном поведении данного человека, о культурном и некультурном производстве чего-либо и проч.

Данный, ценностный смысл четко выявляется в самом распространенном определении культуры: культура – сумма ценностей, созданных человечеством. Из определения ясно, что понятие культуры не тождественно понятию ценности, поскольку не все ценности составляют мир культуры, а только те, которые создает человек. Что же такое ценность?

При ближайшем рассмотрении выясняется, что "ценность" - весьма и весьма непростое понятие. Его смело можно отнести к философским. Теорию ценности разрабатывает особая наука – аксиология. Принадлежность ее к философии предопределена тем, что ценность, даже при предварительном ее рассмотрении, представляется как нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, происходящее в мире, будь то поступок человека или событие природной жизни, имеет ценностную сторону. Все сущее или могущее быть, или вообще как-либо принадлежащее к составу мира, таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия: обо всем можно сказать, что оно хорошо или дурно, прекрасно или безобразно, что оно должно или не должно, то есть, все можно оценить.

Наблюдение действительности, на первый взгляд, приводит к мысли, что все ценности субъективны и относительны. Существует даже учение, называемое аксиологическим релятивизмом, отстаивающее данную точку зрения. И действительно, куда бы мы не обратили свой взор, всюду наталкиваемся на относительные ценности. Быстрый бег гончей собаки, преследующей зайца, суть добро для гончей и для охотника, но зло для зайца; съедание куска хлеба одним из солдат в осажденной крепости, где гарнизон страдает от недостатка съестных припасов, есть благо для него и бедствие для другого солдата (не досталось!); любовь Анны Карениной к Вронскому – счастье для Вронского и несчастье для мужа Анны, Каренина и проч.

Но, возвращаясь к главной проблеме, необходимо отметить, что на основе аксиологического релятивизма невозможно создать науку о культуре. Неопределенность, релятивность ценности как предмета логического анализа, изначально будет нарушать основные логические законы, запрещающие противоречие, запрещающие давать ответ на конкретный вопрос в духе аксиологического релятивизма – и да, и нет (данный предмет одновременно и ценность и не ценность). Поэтому в культурологии, опирающейся на аксиологию, существует отчетливо выраженная тенденция положить в основу своей теории именно «нормативную концепцию ценности». Изучающему культурологию полезно познакомиться с ее содержанием.

В качестве примера приведем один из вариантов нормативной концепции ценности, пожалуй, самый продуманный и обоснованный, разработанный знаменитым русским философом Н.О. Лосским (1870 – 1965 г). Осмысление ценностного отношения он начинает с обоснования первичной сверхмировой абсолютной положительной ценности: это - Бог как само добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий ей безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому. Понятие же производной ценности, из сказанного, легко может быть определено: производная ценность - бытие в его значении для осуществления абсолютной полноты бытия, то есть Добра, Истины, Красоты. По сути дела, мир культуры и составляет часть производных ценностей, связанных с деятельностью человека. Культура поэтому есть деятельность человека, но не всякая, а только опосредованная абсолютными ценностями. И этот ценностный смысл человеческой деятельности должна выявить наука о культуре – культурология.

К сказанному следует добавить, что одной из серьезнейших функций культуры является "возделывание" человека, т.е. приобщение индивида к миру ценностей, и, благодаря этому, - его совершенствование.

 

А. Культура и история.

Единая общечеловеческая культура представляется исследователю как многоликое разнообразие специфических национальных культур. Проблема данного многообразия культур при ближайшем ее рассмотрении распадается на ряд познавательных вопросов:

- в чем причина многообразия национальных культур; как можно оценить данное многообразие (принадлежит к сфере добра или зла?); как "соседствует" реальное многообразие культур и наблюдаемый нами единый прогресс в истории человечества;

- в чем причина прогресса, точнее, что заставляет народ, обладающий вполне сложившейся культурой, искать новые пути развития, подчас отказываясь от несомненных своих завоеваний.

Ответы на эти вопросы мы получим чуть-чуть ниже.

Историей в самом простом определении называют цепь событий, расположенных во временной последовательности. Справедливо считается, что в науке сложились и бытуют в наше время по большому счету две концепции истории: всемирно-историческая и культурно-историческая. Первая - настаивает на том, что существует единое человечество с единым прогрессом, с единым направлением развития. В авангарде исторического прогресса с определенного времени оказались страны Западной Европы, а другие народы отстают, их удел - подражать Европе, учиться у нее. Впервые всемирно-историческое понимание истории было сформулировано в средние века (4 - 14 вв.) как концепция "четырех империй" прошлого: ассирийской, персидской, македонской, римской и пятой - "Священной Римской империи германской нации", возглавившей вместе с папским престолом католическое единство, возникшее в Западной Европе на рубеже 8 - 9 вв. "Прогрессом" при такой системе интерпретации событий считалось последовательное расширение территорий, подчинявшихся имперской власти. Когда же в 14 - 16 вв. Реформация разрушила идеологическое единство Западной Европы и подорвала политическую гегемонию императоров Габсбургской династии, всемирно-историческая концепция устояла и была просто несколько иначе сформулирована. Теперь прогрессивной была признана культура и цивилизация западной, романо-германской Европы, причем бывшие "язычники" и "схизматики" (православные) были просто переименованы в "дикие" и "отсталые" народы. И тех и других часто называли "неисторическими". Эта система, правильно именуемая "европоцентризмом", очень популярна до сего дня, а в 19 веке в ее справедливости в европейском научном мире мало кто сомневался.

Культурно-историческая концепция не столь популярна, хотя и заслуживает самого серьезного внимания. Ученые, ее развивающие, исходят из того, что каждый народ, точнее, каждая культурная область имеет свой путь развития, и, следовательно, нельзя говорить об отставании или застойности неевропейских народов, а можно только отметить их своеобразие. Крупнейшими представителями культурно-исторической школы в XIX в. были Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев, а в XX в. - О. Шпенглер и А. Тойнби. В целях уяснения культурно-исторической концепции рассмотрим ее конкретный вариант - теорию, разработанную замечательным русским философом и писателем К.Н. Леонтьевым (1831 - 1891).

К.Н. Леонтьев, в отличие от перечисленных в одном ряду с ним мыслителей, единицей истории называет не общество, как А. Тойнби, не культуру, как О. Шпенглер, не культурно-исторический тип, как Н.Я. Данилевский, а государство. Последнее понимается им как организованное общество, как система, как живой организм. "Более 1200 лет, - пишет он, - ни одна государственная система, как видно из истории, не жила: многие государства прожили гораздо меньше". Человеческую историю составляет процесс рождения, расцвета, старения и гибели государств, возникающих в разное время. Жизнь государств, как оригинальных систем, по мнению Леонтьева, подчинена всеобщему онтологическому закону, согласно которому "триединый процесс 1) первичной простоты, 2) цветущего объединения и сложности и 3) вторичного смесительного упрощения, свойственен точно так же, как всему существующему, и жизни человеческих обществ, и государствам, и целым культурам мира".

Доказательство существования этого закона К.Н. Леонтьев строит на основе оригинальной трактовки идеи развития. Развитие понимается им как постепенный ход от бесцветности и простоты к оригинальности и сложности, как постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой - от сходных и родственных организмов и явлений, как "постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства". Высшая же точка развития в органических явлениях, согласно Леонтьеву, есть высшая степень сложности, объединенной внутренним "деспотическим единством".

Понятию развития Леонтьев противопоставляет понятие упрощение. Упрощение предшествует смерти и состоит в сокращении составных частей, в уменьшении числа признаков, в ослаблении единства, силы и в смещении частей. "Все постепенно понижается, мешается, а потом уже распадается и гибнет, переходя в нечто общее, не собой уже и не для себя существующее. Перед окончательной гибелью индивидуализация как частей так и целого слабеет. Гибнущее становится и однообразнее внутренне, и ближе к окружающему миру, и сходнее с родственными, близкими ему явлениями (то есть свободнее)".

Возникает вопрос, почему К.Н. Леонтьев для обоснования своей социально-исторической концепции не использовал более привычные для всех понятия "прогресс" и "регресс"? Дело в том, что в его время, впрочем, как и в наше, с понятием прогресса в истории связывали либерально-демократический процесс, охвативший страны Западной Европы. Мыслитель указывал, что это происходит потому, что "свобода, равенство, благоденствие (особенно благоденствие!) принимаются какими-то догматами веры". Если же подходить к вопросу с точки зрения объективного научного подхода, то получается, что эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития. Он разрушает форму, структуру социальной системы, тот самый деспотизм внутреннего единства, о котором было сказано выше. И потому прогресс, борющийся против деспотизма - сословий, цехов, монастырей, даже богатства, есть не что иное, как процесс, вторичного упрощения целого и смещения составных частей, процесс сглаживания морфологических очертаний, процесс уничтожения тех особенностей, которые были органически свойственны общественному телу. Леонтьев полагал, что основные контуры Западной цивилизации стали выявляться со времен воцарения Карла Великого. Века XV, XVI, XVII - время полного ее расцвета. "От XIV и XV до XVII и кое-где половины XVIII, а частью даже в начале нашего века, Европа все сложнеет и сложнеет, крепнет, расширяется на Америку, Австралию, Азию, потом расширение ее продолжается, но сложность выцветает, начинается смешение, сглаживание морфологических резких контуров, религиозные антитезы слабеют, области и целые страны становятся сходнее, сословия падают, разнообразие положений, воспитания и характеров бледнеют, в теории провозглашаются сперва "права человека". Потом в теории же объявляется недостаточность этого политического равенства (упрощения) и требуется равенство всякое, полное, экономическое, умственное, половое, теоретическое".

Леонтьев считал, что "культура есть не что иное, как своеобразие", как то, что в квинтэссенции содержит все отличительные признаки государства - религиозные, юридические, бытовые, художественные. Благодаря многообразию культур, человечество живет, обладая свойством "цветущей сложности". Распространение же одной культуры на все человечество, на все государства суть процесс упрощения, а значит движение в направлении к смерти. Таким образом, история, с точки зрения Леонтьева, суть процесс рождения, цветения и гибели новых и новых культурно своеобразных государств.

Мы так много внимания уделили концепции Леонтьева, потому что культурология возникла именно в русле того духовного движения, которое весьма высоко ставило именно культурное своеобразие различных народов, подвергая их культурно-исторический опыт пристальному исследованию. Одним из ярчайших пионеров этого движения был наш соотечественник Константин Леонтьев.

 

Б. Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации близки по смыслу друг другу, но не тождественны. Различение содержания названных понятий полезно, поскольку позволяет уяснить оттенки смысла каждого их них и углубить понимание современных общественных проблем.

Начнем с того, что первоначально - в 19 веке - понятия культуры и цивилизации совпадали. Просто слово цивилизация больше использовалось в английских и французских источниках, а слово культура – в германских и романских. Затем эти понятия стали различать. Так, одной из плодотворных идей русской философии “серебряного века” является именно четко проведенное различие и осмысление понятий “культура” и “цивилизация”. По мысли русского философа Н. Бердяева, культура есть продукт духовной деятельности. Главный ее признак - присутствие религиозного начала, освещенность идеалом. Она органична, то есть вырастает из духовно-творческого начала, а искусственно не создается. Цивилизация же проявляет себя, "выражается" в технике и связана с началом материальным. Понятие “цивилизация” обладает широким смыслом и широким полем проявления - от промышленности до художественных технологий. Отвергать цивилизацию нельзя, ибо, создавая жизненные удобства, увеличивая материальную силу человечества, цивилизация создает условия для плодотворной духовной, культурной деятельности. Культура без цивилизации слаба, беззащитна, легко разрушима. Но вместе с тем цивилизация, развиваясь без культуры, отчетливо проявляет антигуманистическую тенденцию, и даже может обернуться гибелью человечества. Бердяев показывает, что, начиная с 18 века, на историческую авансцену выходит новая реальность - техника, которая радикально изменяет условия человеческого существования. Господство технологического начала в жизни человека приводит ее к дегуманизации, и даже более того, - к уничтожению культуры и жизни как таковой.

Поясним сказанное примером. Возьмем один из новых богатых городов, - из тех, которые построены в последнее время в странах третьего мира (Южная Корея, Сингапур). Эти города наделены всеми благами современного общества: прекрасными, удобными для жилья зданиями, торговыми центрами, оборудованными по последнему слову техники, поражающими разнообразным ассортиментом товаров. Здесь построены и прекрасно оборудованы театры. Функционируют университеты и проч. Но вы не найдете в них никаких научных или художественных сообществ, никаких художественных или исторических музеев, никакого серьезного репертуара в их театрах. Тщетно вы будет также искать в них своеобразного архитектурного стиля. Вы не можете отказать такому городу в названии "цивилизованного", но "образованным", вы его, конечно, не назовете, "культурным" - тоже. Понятие цивилизации, таким образом, фиксирует степень устроенности хозяйственной жизни человека.

Как ясно из сказанного, гармония культуры и цивилизации суть мера оптимума исторического развития, но, по общему правилу, они развиваются автономно. Причем, большим постоянством обладает прогресс именно в цивилизации, хотя даже цивилизационные достижения могут быть утрачены (как это было, например, в раннем средневековье, когда были утрачены многие элементы античной цивилизации, в частности, наука).

Современную цивилизацию справедливо называют "технократической" или, что звучит более современно, - "информационной". Но наряду с нею существовали и другие цивилизации, например, крестьянская, цивилизация кочевых народов и т.д.

Исторический прогресс в области культуры имеет свою специфику. Культура, как убедительно доказал немецкий философ Гегель, развивается не по прямой восходящей линии, а по спирали. Верхняя часть спирали содержит процессы, параллельные и подобные тем, которые происходили в низшей ее части, но в силу влияния предшествующего развития – более совершенные. В культуре мы наблюдаем постоянное возвращение к одним и тем же темам, идеям, формам и проч. Ярчайший пример данного процесса дает эпоха Возрождения, сменившая средневековья и вернувшаяся к многим элементам, которые разрабатывались в период античности.

Еще один существенный аспект содержания понятия цивилизации просматривается при его сопоставлении с понятием «варварство». Цивилизация в этом случае фиксирует некую ступень развития человечества, ступень устроенности жизни, когда народу удалось создать государство, когда он начинает развивать науку, высокое искусство и проч. Варварство суть первоначальное состояние человеческого коллектива – народа.

Но откуда берутся стимулы, заставляющие народ создавать цивилизацию? Откуда рождается "цветущая сложность" многообразия культур? Самый простой и, вместе с тем, убедительный ответ на данные вопросы дает учение, которое называют "географический детерминизм".

 

Б. История Египта.

Египет – страна речной культуры. Вслед за возникновением первых политических объединений в дельте Нила возникло Северное царство, а между Мемфисом (Каир) и первым нильским порогом – Южное царство. С объединением этих двух царств, состоявшимся примерно около 2900 года до н. э. при царе Менесе (Мине) – основателе первой общеегипетской династии - и начинается, собственно, история Египта. Для большего удобства обзора многочисленные последующие династии объединены в большие группы, которые дали название царств. Что же касается дат, то они и поныне не отличаются особой точностью, поэтому при датировке начального периода истории Египта не исключены ошибки и расхождения иной раз в сто и более лет.

Периодизация истории Египта, предложенная немецким египтологом Шнейдорфом.

Древнее царство (2900 – 2270 до н. э.) – эпоха правления I – VI династий. Это время появления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизэ, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), принадлежащих к IV династии.

Первый переходный период (2270-2100) начинается после катастрофического распада Древнего царства (в Мемфисе еще сохраняется призрачное царство) и, быть может, является переходным этапом к своего рода феодализму. За это время сменилось четыре династии, с 7 – 10, и около тридцати царей.

Среднее царство (2100-1700) было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период – время царствования 11-13 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, время правления четырех властителей, носивших имя Аменемхет, и трех – по имени Сесострис (Сенусерт), период создания многих выдающихся произведений зодчества.

Второй переходный период (1700-1555) проходит под знаком господства гиксосов; это время царствования 14-16 династий. Кочевые племена гиксосов (царей-пастухов) вторгаются в пределы Египта, покоряют его и удерживают в своих руках на протяжении целого столетия, до тех пор, пока их не изгоняют правители Фив (17 династия). Прежде считали, что изгнание гиксосов послужило основой для библейского сказания об исходе детей Израиля из Египта. Теперь эта гипотеза признана неверной, хотя вопрос окончательно не решен.

Новое царство (1555-1090) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха «цезаристских» фараонов 18-20 династий. Завоевания Тутмеса III проводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания. Аменофис (Аменхотеп) III устанавливает связь с царями Вавилона и Ассирии. Его преемник Аменофис IV (его женой была Нефертити) был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амона он ввел культ солнца – Атона – и с того времени начал именовать себя Эхнатоном. Он основал в песках пустыни новую столицу – на смену Фивам пришла Телль-Амарна. Но новая религия не пережила своего основателя – она погибла во время гражданских войн. При зяте Аменофиса – Тутанхамоне – царская резиденция была вновь перенесена в Фивы.

Но своего высшего политического расцвета Египет достиг при царях 19 династии. Рамзес II, позднее прозванный Великим, царствовал 36 лет. Памятниками его могущества являются, воздвигнутые им монументальные, вернее колоссальные строения в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе.

После его смерти наступает период анархии. Рамзес III, царствование которого продолжалось 21 год, вновь устанавливает в стране мир, покой и порядок. Затем Египет подпадает под власть жрецов Амона.

Третий переходный период (1090-712 годы до н.э.) – период успехов и неудач, подъема и упадка. Из царей 21-24 династий интересен покоритель Иерусалима Шешонк I, разграбивший храм Соломона. При 24 династии весь Египет временно подпал под власть эфиопов.

Позднее время (712-525). При 25 династии Египет был завоеван ассирийцами под предводительством Асархаддона. Царям 26 династии удалось еще раз объединить Египет (но без Эфиопии). Связь с Грецией оживила торговые отношения и культуру. Последний из царей этой династии - Саметих III - был побежден персидским царем Камбизом у Пелузия; Египет превращается в персидскую провинцию. На этом в 525 году до н. э. история самостоятельного египетского царства заканчивается.

Персидское господство (525 – 332 г. до н. э.) было утверждено при Камбизе, Дарии I, Гистаспе и Ксерксе I; при Дарии II оно переходит в упадок. Египетская культура в этот период живет традицией, страна становится добычей более сильных народов.

Греко-римское господство (332 год до н. э. – 638 год н. э.) начинается в 332 году, когда Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию, которая стала центром эллинистической культуры. Держава Александра распадается. При Птолемее III Египет вновь обретает политическую самостоятельность. Последующие два века вплоть до Рождества Христова заполнены династическими распрями Птолемеев. Египет все более подпадает под влияние Рима. При поздних цезарях сохраняется лишь видимая независимость египетского государства, в действительности же Египет становится римской провинцией, эксплуатируемой колонией, житницей Римской империи.

Христианство рано получило распространение в Египте. Но с 640 года н. э. Египет попадает в полную зависимость от исламской арабской державы, позднее – под власть Османской империи.

(Реферат соответствующей главы книги: Керам, К. Боги, гробницы, ученые/ К. Керам: Пер. с нем. - М.: Республика, 1994)

 

Д. Религия Египта

Основной элемент, позволяющий объяснить своеобразие египетской культуры, связан с мифом. Особенности основного мифа органически вплетаются в египетскую религию. Ее, египетскую религию, как большинство древних религий, точнее всего называть языческой. Что же такое язычество?

Нужно признать, что современная наука о религии не любит термин язычество, считая, что он не имеет определенного содержания. По историческому происхождению этот термин означал лишь тот факт, что данный народ не относится к племени израильскому. Однако в культурологическом аспекте этот термин имеет вполне ясное значение.

Сущность религии состоит в том или ином отношении человека к Божеству, что в свою очередь зависит от представления о Боге. Можно выявить два типа такого отношения. Одна концепция под именем Бог разумеет личного Создателя всего из ничего и Промыслителя над всем созданным. Другая – считает Бога лишь составным элементом природы. При всем многообразии языческого представления о Боге – вторая концепция отождествляет Бога с естеством.

Первая идея Бога признает исходным пунктом бытия самобытного Бога-Создателя всего из ничего, признает его Промысел, рождает идею Царства Божьего. Вторая – признает самобытность мира, последствием чего является идея автономного царства мира.

Первая концепция исторически принадлежит Израилю, а в окончательном виде христианству. Вторая – именно тем народам, которых евреи называли язычниками.

Язычество есть явление всечеловеческое, всемирное. Оно суть работа ума и чувства всего человечества. Народы живут не изолированно друг от друга – они обмениваются результатами своих наблюдений, своей духовной работы. И последствия данного факта мы можем наблюдать не только в научно-технической сфере, но и в религиозной.

Характеристика язычества Египта. Язычество всегда политеизм. В политеизме исчезает образ Бога личности, Бога творца. Язычник обожествляет природу, полагая, что жизненные силы в ней живут в виде отдельных духов. Так начинается анимистическое мировоззрение. В нем дерево, камень, ветер, молния заключают в себе сознание и волю. Наряду с анимизмом распространяется фетишизм. Фетиш – необыкновенный, легко запоминаемый предмет, в связи с которым происходит нечто благоприятное или неблагоприятное. Этот предмет начинает рассматриваться как местопребывание опасного или благоприятного духа. К названным духам прибавляются еще и духи предков. И это понятно. Уже сны показывают потомку, что его умерший предок не уничтожился. Он является во сне, дает советы и требует услуг как это было при жизни. Дед и отец заботились о семье при жизни. Поэтому данные духи вызывают у человека наибольшее доверие – есть основание полагать, что они не оставят их и после: будет помогать и заботиться. Он требует себе пищи (жертвы). Но и сам помогает потомству.

У египтян высшие Боги были предками. У египтян было множество богов - причем каждая область имела своих богов. Хотя жрецы сводили многообразие Богов к одному общему богу, так как сводят различные имена к одному понятию, все же можно говорить, что Египтом владел целый народ Богов. Эти боги имели очень узкое существование. Бог представлял какую-то определенную функцию, конкретный момент существования человека во вселенной. Когда являлась эта функция – являлся и бог, проходила она – исчезал и он до следующего раза. Были боги утреннего и вечернего солнца, разных времен года, тех или иных случаев жизни человека (рождение, смерть и т.д.). В общей сложности боги были повсюду. В основе этого, очевидно, было понятие о личном проявлении общего божественного элемента в мире. И таким образом политеизм родственен пантеизму, т. е. всебожию.

Принижение понятия о Боге Когда представление о Божестве свелось к верованию в огромное количество более или менее крупных и мелких существ, слитых с силами природы, это принизило представление о Боге. Силы богов были ограничены. Боги действовали не совместно, а врозь; они враждовали друг с другом. В страхе перед одним люди могли прибегнуть к помощи других. Наконец, боги сами нуждались в пище, которую могли получать только от людей, отсюда возникала возможность прямого влияния на них.

Идея о том, что боги нуждаются в кормлении, возникла в культе предков. На предков легче всего переносить свойства живых людей. Если же эти духи нуждаются в пище, то легко данное свойство перенести на духов вообще (на всех духов). Но как боги могли поедать предложенную пищу? Жрецы ответили – потому, что у предметов питания был свой дух, который именно и питал богов. Этот дух - подобен флюидам, магнетизму, то есть таинственным природным силам.

Боги Египта очень походили на людей. У людей кроме тела была еще душа, черная тень (Ка) и двойник (подобный отражению в воде). То же было и у богов. Боги были существа более тонкие и могущественные, чем люди. Но у них были кости и мускулы. Они также ели и пили. Особый таинственный флюид «са» циркулировал в их теле, оживлял его. Для богов в свое время наступало одряхление и старость. Была даже перспектива смерти (Идея неизбежной смерти Богов выражена в одном месте главы 8 «Книги «мертвых»).

Таким образом, питание было необходимо богам, и жертвоприношение было неким юридическим актом, который, будучи совершен в должной ритуальной форме, давал богу пищу и обязывал его к оказанию просимой услуги. Но Боги не зависели полностью от человека – у них существовало какое-то озеро, из которого они могли самостоятельно получать необходимый им флюид.

В понятии о жертвоприношении проявилось невысокое представление о божестве и воспитывалось убеждение о возможности властвовать над богами. Другой источник человеческой власти вырос в заклинании.

Заклинание представляет явление, выросшее из доселе не разгаданного полностью влияния слова, из преклонения перед словом. Слово в магии не просто выражает мысль, не просто наименование предметов или понятий, но выражает какую-то самостоятельную силу. Оно иногда содержало в себе силу богов, передаваемую ими в словесной формуле. Но и само слово обладало силой в качестве элемента бытия. У египтян слову приписывалось значение, равное материальному факту. Тень умершего (Ка) жила в его набальзамированной мумии и нуждалась в пище. Но если она не получала ее, то могла погибнуть. Она могла наделать много бед живым, пустившись высасывать у них соки самостоятельно. Но слово в молитве о хлебе, пиве, жаренном мясе и проч. продуктах для Ка вполне заменяло их реальное присутствие.

Как уже отмечалось, кроме Ка (души) у человека была еще Ба (дух). В то время, когда Ка жила в мумии, Ба должна была подыматься к богам, где оставалась жить с ними. Но путь этот был трудным и сопровождался разными препятствиями, вроде затворенных дверей. "Книга мертвых" имела особую главу волшебных слов, которые Ба должна была знать для преодоления препятствий, и если Ба знала их и умела произносить с надлежащими ударениями и интонациями, то перед ней открывались все затворы. В противном случае она могла погибнуть в пути.

Впоследствии, когда у египтян развилась идея суда над Ба, после смерти человека, у Осириса взвешивалось сердце умершего, и по нем узнавали все грехи его. Но если на талисмане, изображающем сердце умершего, писали особое заклинание, то сердце не открывало Осирису ничего предосудительного, и загробный процесс проходил удачно для Ба.

Философско-религиозную картину бытия постепенно разработали жрецы. Она не содержит идеи создания, творения бытия. Дело обстоит значительно проще.

«Вначале был Нун, первичный Океан, в глубинах которого плавали зародыши вещей. Во всей вечности бог зарождался и порождался сам в недрах этой жидкой массы, еще без формы и без определенного назначения. Этот Бог был существо единственное и совершенное, одаренное знанием и разумом, непостижимое до такой степени, что нельзя даже сказать, в чем оно непостижимо. Он есть один живущий в субстанции, единственный на небе и на земле, который сам не порожден, отец отцов и мать матерей».

Но как он смог производить что-то, если не имел пола? Создания, творения ум язычника еще не мог вместить. Он знал только рождение. И вот перед нами появляется такая концепция:

«Единственный по существу, он не един в лице. Он отец по одному тому, что он есть, и сила его природы такова, что он вечно порождает не истощаясь. Он не имеет надобности выходить из самого себя для своего постоянного порождения. Один в полноте своего бытия он зачинает свой плод, а у него зачатье не может быть различено от порождения, поэтому он во всей вечности производит в самом себе другого самого себя. Он одновременно есть отец, мать и сын Бога».

Этот Бог, тройной и единственный имеет все свойства Бога – безмерность, вечность, независимость, всемогущую волю, безграничную доброту. Он вечно развивает эти верховные свойства, создает собственные элементы, которые суть Боги. Каждый из этих вторичных богов, будучи идентичен первому богу, может рождать новый тип, из которого эманируют таким же образом боги низшего типа.

 

А. Генезис.

Изучение проблемы генезиса культуры Древней Греции уместно начать с рассмотрения вопроса о географии и народонаселении.

На территории Греции была создана первая европейская цивилизация. Эта территория примыкала к Средиземному морю, но, в отличие от Египта, - с европе







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.