|
Технологии организации воспитательного процессаСтр 1 из 6Следующая ⇒ Дереча Ирина Ивановна
Технологии организации воспитательного процесса Учебно-методическое пособие УДК 37. 02 (075.8) ББК 74.200я73 Д 361 Автор: И.И. Дереча. Технологии организации воспитательного процесса: учебно-методическое пособие.
Рецензенты: Л.В. Ведерникова, доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей, доктор педагогических наук, профессор
В учебно-методическом пособии на основе анализа различных подходов к изучению педагогических технологий раскрываются основы технологии организации воспитательного процесса. В основе курса лежит идея воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей. В пособии вы можете найти многие ответы на интересующие вас вопросы по организации воспитательного процесса, в том числе, как организовать личностно–ориентированное КТД, как провести шоу, дискуссию, праздники, конкурсы, этическую беседу и урок этикета, а так же найти алгоритмы формирования классного коллектива, установления педагогически целесообразного взаимодействия, формирования готовности учащихся к самовоспитанию, рекомендации по организации индивидуального воспитательного взаимодействия с учащимися. Раздел «Мониторинг процесса воспитания в школе» поможет изучить и отследить воспитанность школьников. Пособие адресовано студентам, бакалаврам, магистрантам педагогических вузов и колледжей, педагогам школ и преподавателям средних специальных заведений, методистам системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Посредственный учитель - рассказывает, хороший - объясняет, выдающийся - показывает, великий – вдохновляет. А.Уатт.
Многообразие современных педагогических теорий, технологий воспитания дают возможность для раскрытия педагогического творчества, определяют совокупность педагогических ценностей. Осознание своей позиции, системы, целей, ценностей наполняют педагогическую деятельность «личностным смыслом» (А.Н.Леонтьев), избавляют от шаблонности, формализма. На современном этапе развития нашего общества важным компонентом социального заказа для образования является духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий свою ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Для реализации на практике Концепции необходимо подготовить будущих педагогов к ответственному исполнению воспитательных функций. Для будущего педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами воспитания, изучить наработанный опыт, но и найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации, отобрать и возродить актуальные традиции организации воспитательной работы прошлого, стать автором собственной концепции воспитания, создать актуальные педагогические технологии. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Воспитательный процесс относится к числу методологических знаний, ибо в его научном анализе и практической организации объединяется знание о воспитательных системах, о системном и технологическом подходах в педагогике. Воспитательный процесс следует понимать как организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. В пособии рассматривается сущность технологии организации воспитательного процесса как учебного предмета вуза воплощающего идею воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей. Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы, и зависимы. Они так же любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения с детьми и педагоги и помнить о том, что они (педагоги) больше воздействуют на детей своим отношением к работе и своим характером, чем тем, что они говорят. С возрастом мы забываем, о чем нам говорили даже самые лучшие учителя, но их образ продолжает дисциплинировать нас; мы по–прежнему будем помнить то, что они из себя представляли. И этот образ - образ Учителя – должен быть творческим и вдохновляющим. Надеемся, что данное учебно-методическое пособие поможет педагогам основывать воспитательный процесс, ориентированный на свободное, внутреннее осознанное восприятие гуманистических ценностей каждым воспитанником.
Раздел 1 Педагогические технологии. В отечественной педагогике Слово «технология» происходит от греческого «teche» – искусство и «logos» - наука, закон. Технология - это, во-первых, характеристика целостного, завершенного процесса; во-вторых, сущностная сторона процесса, представляющая собой систему методов и средств целенаправленного изменения состояния объекта; в–третьих, результирующая составляющая, обеспечивающая устойчивую, гарантированную эффективность определенной деятельности. Применительно к характеристике педагогической технологии указанные признаки необходимы, но недостаточны. В отечественной педагогической литературе в понимании употребления термина «педагогические технология» существуют разночтения. В.П.Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. По М.В.Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. По мнению В.Ю.Питюкова педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагая способ осмысления технологичности педагогической деятельности. Она призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса. Н.Е.Щуркова рассматривает педагогическую технологию как компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него развитых отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Проблема различения технологии и методики до сих пор является достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что технологии шире, чем методика. В.И. Загвязинский предлагает следующее решение проблемы: и технология и методика обладают системностью (т.е. в их основе должна лежать система научных, законообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью». Идеальная технология и идеальная методика встречаются редко, любая педагогическая система в зависимости от уровня ее инструментальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности). Инструментальность означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с постановки целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Именно данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Важным атрибутом педагогических технологий является измеримость и воспроизводимость результатов. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление способов, принципов в их объективной зависимости, где всецело проявляется личность педагога (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров). В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает привнесение в нее профессионально–личностных характеристик педагога во всех их многообразных проявлениях Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными особенностями педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их профессионализм и педагогическое мастерство. В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г.К.Селевко) 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.Например, к общепедагогическим технологиям воспитательного процессаотносятся гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; система воспитания в Павлышской школе В.А.Сухомлинского; модель трудового воспитания А.А.Католикова; школа как воспитательная система В.А.Караковского, школа самоопределения А.Н.Тубельского и др. 2) Часнометодический (предметный) уровень: Частнометодические воспитательные технологии: т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного направления воспитания, класса, учителя, авторской школы; технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова; технология педагогической поддержки О.С.Газмана. 3) Локальный (модульный) уровень: л окальная (модульная) педагогическая технология - как технология решения воспитательных задач, воспитания отдельных личностных качеств. Современные исследования, посвященные педагогическим технологиям акцентируют внимание на таких характеристиках как системность, последовательность, упорядоченность методов, приемов, действий, обеспечивающих движение образовательного процесса к запланированному результату. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимностью всех его частей, целостностью. Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса воспитания, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Возможно ли технологизировать работу по развитию глубинных характеристик личности? Александр Наумович Тубельский считал, что педагогическая ответственность должна касаться не формирования или изменения черт личности школьника, а условий, в которых живет и развивается школьник. Причем под условиями он понимал не столько качество окружающих воспитанника стен и вещей, сколько характер общения, отношения воспитателей к школьнику, форму и характер деятельности, предлагаемые школой для растущих детей. Характеристика деятельности, качества общения, качества поведения - вот минимальный список целей в воспитании, которые могут стать ориентиром для построения адекватных им цепочек педагогических действий, т.е. конкретных педагогических технологий.
Раздел 2 Воспитательной системы Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для успешного создания и управления надо знать механизмы и специфику ее развития. Воспитательная система проходит в своем развитии три основных этапа. Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между ее компонентами. Главная цель первого этапа - выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Основными методами становления воспитательной системы являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими. Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, общения, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Трудности педагогического управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов. Третий этап - окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив - это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь - воспитание свободной, гуманной духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Воспитательная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом. Этапы развития воспитательной системы сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром.
Раздел 3 Технология прогнозирования и планирования воспитательного процесса § Технология диагностической деятельности классного руководителя. § Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Классного руководителя Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой прогнозирования. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию. Педагогическое прогнозирование определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения. Методы прогнозирования разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др. Принято различать поисковое, и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния. Возможные пути достижения прогнозируемого результата это своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог. Прогнозирование в деятельности педагога позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложностей путей достижения - это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование. Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования воспитательного процесса. Целеполагание и планирование два взаимосвязанных и в тоже время имеющие свои особенности процесса. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы работы педагога. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели. Классный руководитель ставит разнообразные цели: ближайшие, средние, дальние; Текущие и перспективные; реальные и идеальные, глобальные и частные; абстрактные и тактические. Он учитывает цели ребенка, родителей педагогов, работающих в классе, привлекает всех участников воспитательного процесса к выработке, определению общих целей. Важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. Цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: - обоснование и выдвижение целей; - определение путей их достижения; - проектирование ожидаемого результата. От того как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если учитываются следующие требования: § диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями; § реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями; § преемственность, которая означает осуществление связей между всеми целями и задачами, выдвижение и обоснование целей на каждом этапе; § согласованность, непротиворечивость целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности; § направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что осуществимо, если четко, конкретно определены цели воспитания. Исследования показывают, что если целеполагающая деятельность целесообразно организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполаганиии на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важные качества как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения. Согласно точке зрения О.Б. Лебедева выделяются типы целеполагания: свободное, жесткое, интегрированное. При свободном целеполагании учащиеся вырабатывают, конструируют собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска; при жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска, с учетом интересов и потребностей детей.
Таблица 2 Характеристика типов целеполагания
Типы целеполагания зависят от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а так же мастерства педагога. Наиболее эффективным является свободное целеполагание. Например, пред классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе, но в данном случае так же возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем к свободному целеполаганию. Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогом при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности, а это возможно на основе сотрудничества, партнерства старших и младших. Этапы целеполагания классного руководителя: § диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; § моделирование целей и задач, возможных результатов; § организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителей, учащихся, родителей; § уточнение целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов. Целеполагание логично переходит в планирование работы по реализации намеченных целей и задач.
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога Планирование воспитательной работы представляет собой деятельность классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе. Предназначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год. Технология перспективного планирования Перспективное планирование - технологическая цепочка последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются: § определение классным руководителем порядка и срока действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе; § педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; § моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; § коллективное планирование; § уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы
Требования, предъявляемые к плану воспитательной работы § Целенаправленность (целеполагание); § научность (анализ реальных проблем, объяснение изучаемых явлений); § конкретность (конкретные задачи, направления работы и мероприятия); § преемственность (анализ педагогической действительности и развитие уже достигнутого); § последовательность, систематичность; § реальность (определение ресурсов); § согласованность всех заинтересованных лиц и организаций.
Технология разработки перспективного плана Воспитательной работы
1 шаг - определение порядка и сроков действий по составлению плана. При определении порядка действий классный руководитель использует алгоритм составления плана воспитательной работы, формы и способы участия в данном процессе детей, их родителей и других субъектов образовательного процесса. Классный руководитель должен учитывать информацию общешкольного планирования. Раздел 4 Этап 1. «Песчаная россыпь» Основной движущей силой человека в новой ситуации является его потребность в ориентации. Ребенок, попадая в новый коллектив, стремится понять: что здесь будет происходить? Как? Не опасно ли это для меня? С кем можно дружить? Добрый ли человек учитель? Что здесь интересного? Учащийся пытается почерпнуть информацию о новой ситуации в выражении лица классного руководителя, в оформлении школы, в выступлениях на праздничной линейке на 1 сентября и т.п. В новой ситуации учащийся испытывает «информационный голод», и задача классного руководителя – удовлетворение этой потребности. Цель этапа: создать условия для ориентации в новом коллективе. Основные задачи: 1. Удовлетворить потребность учащихся и их родителей в информации о нормах, требованиях, режиме, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива, о педагогической позиции классного руководителя. 2. Изучить индивидуально-личностные особенности учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. 3. Создать привлекательный образ «носителей ценностей» данного коллектива (классного руководителя, педагогов, старшеклассников) Роль классного руководителя - источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик. Показатели окончания этапа: § учащиеся и их родители знают к кому в школе, классе можно обратиться и по какому вопросу; § классный руководитель имеет достаточную первичную информацию о каждом учащемся, его родителях, чтобы знать, как действовать; § наблюдается комфортность самочувствия у большинства учащихся; § прослеживается рост интереса и активности учащихся, родителей, педагогов в изучении новой ситуации взаимодействия. Решить задачи данного этапа помогают различные формы, в том числе традиционные (например, тематический классный час, выпуск стенгазеты, линейка «день знаний» и другие), но реализованные осмысленно, с учетом особенностей новых учащихся, творческого подхода к новой ситуации взаимодействия. Тематический классный час «Мы и наша школа» может быть успешно проведен 1 сентября. Приподнятое эмоциональное состояние ребят, педагогов, «эффект чистого листа» – нового начала – позволяют создать необходимый фон для предлагаемой информации. Этап 2. «Мягкая глина» Особенность этого этапа заключается в том, что учащиеся, осознав в общих чертах нормы и требования данного сообщества, стремятся определить для себя возможность в выборе стратегии и тактики поведения, стиля отношений с окружающими. При этом у ребенка уже имеется о< Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|