Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы и методы педагогической поддержки





К системе методов современной педагогической поддержки можно отнести приемы побуждения, включающие в себя воздействия на эмоционально-волевую сферу с целью вызвать у ребенка ценностные мотивы, обуславливающие данный тип поведения. К таким методам воздействия можно отнести:

§ увлечение любимым делом, творческим поиском;

§ увлечение прекрасным в природе, искусстве, людях;

§ поощрение, одобрение, похвалу;

§ эмоциональные стимулы, такие как игра, общественное мнение;

§ создание ситуаций коллективного поиска истины, обсуждение нравственных коллизий и межличностных противоречий с позиции художественного образа.

Группа методов и приемов убеждения включает в себя методы, воздействующие на сознание ребенка, на его познавательно-мировоззренческую позицию. К ним можно отнести:

§ использование литературных произведений (сказок, басен, легенд);

§ создание ситуаций эмоционального присутствия (анонимное обсуждение неблаговидных поступков детей в группе путем использования художественного образа);

§ дискуссионные формы (анализ проблемных вопросов, анализ этических ситуаций, создание воображаемой ситуации нравственного выбора, анализ рассуждений сверстников, анализ противоречивых высказываний, разбор этического содержания пословиц, поговорок, афоризмов).

В группу методов приучения входит совокупность способов, с помощью которых в упражнениях, разворачиваются нравственно-коммуникативные навыки и формируются привычки, которые в дальнейшем переходят в характер. К ним можно отнести игру, коллективную творческую деятельность, традиции, личный пример, авансирующий успех.

Наряду с методами при реализации педагогической поддержки нравственного выбора целесообразно использовать приемы педагогической поддержки. Прием - это относительно самостоятельный элемент метода, который выражается в конкретном действии, направленном на достижение определенной воспитательной задачи. Приемы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами.

Прием активное слушание, помогает выработать правильное отношение к сложившейся ситуации. При этом не даются советы, не навязываются требования, а звучат фразы, в основе которых искреннее стремление педагога понять, что происходит с воспитанником. Используя активное слушание, Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает соблюдать ряд правил:

1. Повернитесь лицом к ребятам. Важно, чтобы ваши глаза и глаза воспитанника находились на одном уровне.

2. Покажите, что вы настроены на эмоциональную волну воспитанника. При этом не обязательно задавать вопросы типа: «Что случилось?». Реплики могут звучать так «Я вижу, что ты расстроен …».

3. Держите паузу. Дайте возможность воспитаннику разобраться в своем переживании и почувствовать, что вы рядом и хотите ему помочь.

4. Озвучьте чувство воспитанника. Допустимо повторение того, как вы поняли его проблему. Например, «Ты огорчен тем, что поссорился с другом?».

Использование этого приема дает явные преимущества. Желание педагога разделить с воспитанником его горе или радость удваивает радость и смягчает горестные переживания. Воспитанник не зацикливается на эмоциях, и сам начинает продвигаться в сторону решения своей проблемы. Педагоги должны помнить, что не стоит навязывать воспитаннику свою помощь, если он об этом не просит. Невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». Не стоит присваивать себе все эмоциональные проблемы детей, иногда они должны сами найти выход из сложившейся ситуации.

Диалогический прием «Я - сообщение» основывается на том, что вы говорите о своих чувствах от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о поведении воспитанника. По сути дела мы заменяем привычное «Ты - сообщение» (которое звучит обычно так: «Ты не прав, ты мешаешь, ты не правильно поступил») на «Я – сообщение». И тогда наше обращение к воспитаннику приобретает несколько иную форму: «Я огорчена, я удивлена, мне трудно понять». Преимущества замены «Ты - сообщения» «Я – сообщением» заключаются в том, что воспитанник не ощущает себя обвиняемым и настраивается на эмоциональную волну воспитателя. «Я – сообщение» позволяет установить доброжелательные, доверительные отношения и самое главное, оставлять право за воспитанником без принуждения принять нравственное решение.

Супруги Байярд предлагают следующий алгоритм «Я - сообщения», «Я – высказывания»:

1. Ясно сформулируйте в одном предложении, о чем хотите сказать.

2. Скажите ребенку, что вы чувствуете по поводу этой ситуации. «Я обеспокоена … огорчена … удивлена».

3. Укажите на те последствия, которые вы видите.

4. Признайте вашу беспомощность и одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать ребенку, например, «Я ничего не в силах изменить, но я хотела бы, чтобы мой ребенок был здоровым».

5. Поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь.

6. Выскажите убеждение, что ваш ребенок примет верное решение.

Диалогический прием передача ответственности основывается на том, чтобы дать возможность воспитаннику самому принимать решения в тех ситуациях, где он способен нести ответственность за результат. Полезно составить перечень ситуаций, где педагоги и родители готовы снять с себя ответственность за последствия и передать ее детям. Список должен периодически обновляться. Необходимо позволять детям встречаться с отрицательными последствиями своих действий (бездействий). Только тогда они будут взрослеть. Передача ответственности не означает произвол. Свобода принимать решения может быть ограничена, когда речь идет о тех ситуациях, которые могут привести к потере жизни, здоровья, нести в себе разрушения для окружающих.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Каковы предпосылки научных представлений о педагогической поддержке?
  2. Сравните определения понятия «педагогическая поддержка» в интерпретации различных авторов.
  3. Перечислите этапы педагогической поддержки.
  4. Как соотносятся понятия «поддержка» и «помощь»? Свой вариант ответа прокомментируйте.
  5. Назовите формы и методы педагогической поддержки.

Задание. Подумайте: можно ли таким образом организовать образование, чтобы ученики, педагоги стали подлинно равноправными сотворцами, а не просто сотрудничающими участниками учебно-воспитательного процесса?

Рефлексия: Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что вы узнали при изучении данной темы?

Литература для самостоятельной работы

1. Дереча, И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников [Текст] / И.И. Дереча. - Ишим: изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2006. – 207 с.

2. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - СПб.: СпбГПУ, 2001. – 208 с.

3. Сластенин, В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовательном процессе / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2008.

Раздел 6

Технология установления педагогически

Целесообразного взаимодействия

§ Сущность и структура педагогического взаимодействия.

§ Типы педагогического взаимодействия

§ Технология взаимодействия педагогов и учащихся







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.