Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мероприятия для координации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей





Деятельность родителей Деятельность педагога-воспитателя Деятельность учащихся
Родительский комитет проводит опрос (анкеты, беседы) по следующим вопросам - каким формам педагогического просвещения вы отдаете предпочтение? - в каких делах класса вы хотите участвовать? - изучение психолого-педагогической литературы, рекомендаций, передового опыта, знакомство с планом работы школы, общешкольных организаций; - педагогическая диагностика. - составление характеристики классного коллектива; - формулировка целей воспитательной работы. - отбор форм воспитывающей деятельности. - Знакомство с планом работы школы. - «Разведка полезных дел» (для учащихся младших классов); «мозговая атака» (для подростков); «аукцион полезных дел» (для старшеклассников)

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа- плана воспитательной работы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий «целеполагающая деятельность».

2. В чем состоит существенное отличие содержания понятий «педагогическое моделирование» от «педагогического прогнозирования»?

Задание. Оцените и прокомментируйте достижимость целей, поставленных студентами на период 4-5 недель педагогической практики в 5 классе. Попробуйте, если это необходимо, скорректировать приведенные формулировки целей:

А) привить общечеловеческую нравственность;

Б) научить правильно, оценивать свои достоинства и недостатки;

В) вызывать стремление к самостоятельности и настойчивости в учении;



Г) возбудить нетерпимое отношение к списыванию и подсказкам;

Д) научить совместному труду, качественному выполнению трудовых операций.

Рефлексия:продолжите фразу: «Для меня самым главным при выполнении данного задания было …, потому что …»

Литература для самостоятельной работы

1. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: методическое пособие / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.

2. Технология работы классного руководителя: планирование, диагностика, отбор содержания. Организация воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст]: науч. -методические рекомендации / под общ. ред. Н.Г. Миловановой. – Тюмень: ТОГИРРО, 2007. – 60 с.

3. Методика воспитательной работы [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2006. – 144 с.

 

Раздел 4

Технология формирования классного коллектива

По мнению А.В. Петровского, «коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности».

Общие признаки коллектива:

1. коллектив объединяет людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели;

2. для коллектива характерна полезная обществу деятельность;

3. в коллективе поддерживаются отношения взаимопомощи и взаимовыручки, товарищества;

4. в коллективе имеет место внутренняя организация;

5. коллектив – это сплоченное, целостное объединение;

6. коллектив характеризуется добровольностью объединения его членов.

В зависимости от уровня развития коллектива меняется роль классного руководителя в нем. Эти изменения проявляются: в характере непосредственного общения с классом; в социальной роли (от организатора к «теневому» педагогическому центру); в степени делегирования полномочий активу класса.

Для выбора форм, приемов педагогического руководства, и для изучения динамики развития коллектива удобно использовать классификацию уровней развития коллектива предложенную А.Н. Лутошкиным.

Опираясь на эти уровни, мы предлагаем соотнести их с определенной логикой подбора форм, приемов формирования коллектива. Для практической деятельности классного руководителя важно понимание состояния и коллектива на определенном уровне развития, и учащегося в коллективе данного уровня. Формы деятельности коллектива определяются в диалоге с участниками, тем не менее, на каждом этапе развития следует определить те дела и педагогические средства, которые позволяют формировать коллектив, выводить его на новый уровень развития.

Этап 1. «Песчаная россыпь»

Основной движущей силой человека в новой ситуации является его потребность в ориентации. Ребенок, попадая в новый коллектив, стремится понять: что здесь будет происходить? Как? Не опасно ли это для меня? С кем можно дружить? Добрый ли человек учитель? Что здесь интересного?

Учащийся пытается почерпнуть информацию о новой ситуации в выражении лица классного руководителя, в оформлении школы, в выступлениях на праздничной линейке на 1 сентября и т.п. В новой ситуации учащийся испытывает «информационный голод», и задача классного руководителя – удовлетворение этой потребности.

Цель этапа: создать условия для ориентации в новом коллективе.

Основные задачи:

1. Удовлетворить потребность учащихся и их родителей в информации о нормах, требованиях, режиме, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива, о педагогической позиции классного руководителя.

2. Изучить индивидуально-личностные особенности учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе.

3. Создать привлекательный образ «носителей ценностей» данного коллектива (классного руководителя, педагогов, старшеклассников)

Роль классного руководителя - источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.

Показатели окончания этапа:

§ учащиеся и их родители знают к кому в школе, классе можно обратиться и по какому вопросу;

§ классный руководитель имеет достаточную первичную информацию о каждом учащемся, его родителях, чтобы знать, как действовать;

§ наблюдается комфортность самочувствия у большинства учащихся;

§ прослеживается рост интереса и активности учащихся, родителей, педагогов в изучении новой ситуации взаимодействия.

Решить задачи данного этапа помогают различные формы, в том числе традиционные (например, тематический классный час, выпуск стенгазеты, линейка «день знаний» и другие), но реализованные осмысленно, с учетом особенностей новых учащихся, творческого подхода к новой ситуации взаимодействия.

Тематический классный час «Мы и наша школа» может быть успешно проведен 1 сентября. Приподнятое эмоциональное состояние ребят, педагогов, «эффект чистого листа» – нового начала – позволяют создать необходимый фон для предлагаемой информации.

Этап 2. « Мягкая глина»

Особенность этого этапа заключается в том, что учащиеся, осознав в общих чертах нормы и требования данного сообщества, стремятся определить для себя возможность в выборе стратегии и тактики поведения, стиля отношений с окружающими. При этом у ребенка уже имеется образ поведения, который от него ожидают в данной ситуации «старожилы сообщества» – педагоги, старшеклассники. В этом случае очень важным является процесс обсуждения и коллективного определения перспектив жизни класса. В процессе обсуждения каждый ребенок имеет возможность предложить свой вариант перспектив и путей движения к ним. Учащиеся уже поняли, что ценится в школе, «как принято», в чем смысл традиций, какие дела обязательно состоятся. Но при этом у них возникают вопросы: «А будет ли происходить то, что мне важно? Смогу ли я проявить и реализовать свой интерес? Не стану ли «белой вороной»?

Очень важно на этом этапе предоставить возможность высказаться каждому, поскольку это обеспечивает включение в процесс выработки общего решения и создает благоприятную атмосферу. Обсуждение перспектив жизни необходимо соединять, во-первых, с планированиём ближайших и дальних дел (что создает зримые «линии развития») с непременным распределением ответственности; во-вторых, с выработкой и утверждением законов, правил жизни в данном коллективе.

Если классный руководитель на этом этапе просто жестко предъявляет требования, объявляет нормы коллективной жизни, не организуя обсуждение, то есть вероятность, что эти нормы и требования все же будут обсуждаться учащимися, но – стихийно, в оппозиционно-негативном ключе, без многостороннего осмысления. Приобщения к этим нормам не происходит. Таким образом, очень важно на этом этапе не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.

На этом этапе у ребят ещё нет навыков совместной деятельности, поэтому, если возникает обсуждение-дискуссия – она может превратиться в общий крик.

Очень важно, чтобы на этом этапе все учащиеся класса прошли через Совет дела и освоили алгоритм технологии коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

Цель этапа: обеспечить организационное единство класса.

Задачи:

1. Реализовать процесс углубления знакомства.

2. Организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по разработке и определению общих целей, задач, принципов (законов) жизни, режима и перспектив деятельности.

3. Учить каждого учащегося логике КТД проводя через работу в Совете дела.

4. Учить навыкам «хорошего слушания».

Роль классного руководителя на этапе «Мягкая глина» – лучший слушатель, «штурман» в Совете дела, организатор, правоохранитель.

В числе форм, направленных на решение задач этого этапа, можно выделить следующие:

§ классное собрание «Я, ты, мы»;

§ вечер знакомства и «огонек» «Расскажи мне о себе»;

§ эстафета любимых увлечений

§ тематический классный час «Умеешь ли ты слушать»;

§ школа творческих дел (ШТД–экспресс);

§ тренинг организаторских умений «Совместимость и сработанность»;

§ первое родительское собрание;

Этап 3. « Мерцающий маяк»

Учащиеся в группе данного уровня развития, получив информацию и сориентировавшись в новой для себя ситуации, определяют и реализуют стратегию и тактику своего поведения. Выяснив требования данного коллектива, одни учащиеся удовлетворены и готовы в соответствии с ними действовать, другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их наличным, реально действующим потребностям, интересам. В этот период нет той доминирующей потребности, которая определила бы стремления всех членов коллектива. Однако имеются такие потребности, интересы, которые объединяют детей в отдельные группы внутри коллектива, т.е. происходит групповая дифференциация по однозначным мотивам, интересам, ценностям (О.С. Газман). Могут возникать напряжение, и даже конфликтные ситуации между разными группами учащихся.

Одно из условий дальнейшего успешного развития коллектива - обеспечение такого разнообразия видов и форм деятельности, которое позволило бы группам, ориентированным на общечеловеческие ценности в наибольшей степени, стать самыми авторитетными в классе, то есть добиться совпадения двух видов иерархий.

На этом этапе очень важно создать в коллективе понимание того, что успех деятельности зависит от усилий каждого, от степени «весомости вклада». А каждый учащийся, в свою очередь, действует тем активнее, целенаправленнее, чем более комфортно его самочувствие в коллективе, чем более прочувствовано ощущение необходимости, личной значимости, востребованности. Классному руководителю необходимо поставить результат деятельности в зависимость от усилий всех членов коллектива, причем в процессе коллективного анализа обязательно обеспечить «наглядность» этой взаимосвязи.

Цель этапа: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи:

1. Изучать степень комфортности самочувствия каждого участника, деятельности и динамику межличностных, межгрупповых взаимоотношений.

2. Обеспечить взаимозависимость результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива.

3. Создать возможность для переживания состояния неудовлетворенности разобщенностью, недостаточным единством и приобретения опыта коллективных переживаний.

4. Обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся и группировок с позитивными ценностями.

5. Учить методам анализа и самоанализа происходящего.

6. Обеспечить возможность высказывания и совместного обсуждения любого мнения, любой точки зрения.

Роль классного руководителя на этом этапе - «теневой» педагогический центр, наблюдатель, человек, стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, «выходить» на всех лично, а работает через официальный актив, неформальных лидеров. Значительная доля времени, наряду с коллективной деятельностью, уделяется индивидуальной работе, созданию специальных ситуаций для конкретных учащихся. Целенаправленное конструирование различных педагогических ситуаций позволяет классному руководителю поддержать индивидуальное многообразие, что, несомненно, обогащает коллектив.

В числе форм, позволяющих реализовать задачи этапа, можно выделить следующие:

§ игра «Кораблекрушение»;

§ тематический классный час «Портрет одноклассника»;

§ диспут-клуб «Я и мой класс»;

§ телемост учащихся и родителей «От чего зависит успех?»;

§ арбузник;

§ игра «Успех приносит каждый»;

§ практикум «Пропповские карты»;

§ диалогово-диагностическая методика «Я в школе»;

§ анкета «Итоги года» и групповая консультация по её результатам;

§ праздник «День рождения класса»;

§ выездная экскурсия.

Этап 4. «Алый парус»

Особенность этапа – ощущение ребенком защищенности и уверенности в своем классе, убежденность, что «поймут и оценят», переживание чувства гордости за свой коллектив.

Учащиеся испытывают потребность нести свои печали и радости в класс, делиться ими, обсуждать и искать сообща оптимальный вариант поведения и отношений. Человек испытывает потребность переживать значимые события своей жизни вместе с данным коллективом. Причем интимно-личное общение подчас выходит за рамки своей сложившейся микрогруппы или дружеской пары – учащийся чаще и чаще обнаруживает в своем классе людей, с которыми интересно. Человек на этом этапе развития группы «открывает» для себя знакомых людей с новой стороны, видит их как бы через увеличительное стекло.

На этом этапе значимо мнение коллектива в целом, поэтому класс может выступать мощным инструментом самосовершенствования каждого. Мнения об учащемся, высказываемые в классе, имеют для него значение именно потому, что это мнение подкреплено доброжелательным отношением, принятием, бережной заботой о самочувствии, стремлением понять и помочь, непрерывным интересом к изменениям в человеке. То есть, на этом уровне развития коллектива преобладают деловой, игровой, духовный уровни общения, что делает возможным углубленное саморазвитие каждого.

Цель этапа. Сформировать ценностно-ориентационное единство в процессе социально-значимой деятельности.

Задачи.

1. Организовать деятельность, где происходит активная самореализация имеющегося опыта учащихся класса на пользу школьного коллектива, младших классов.

2. Создавать ситуации, позволяющие «вывести из тени» и реализовать возможности учащихся, находящихся в позиции наблюдателя, зрителя.

3. Поддерживать всевозможные инициативы отдельных учащихся, микрогрупп.

4. Создавать периодически состояние несамодостаточности, некоторой неудовлетворенности полученными результатами деятельности, акцентируя внимание на самочувствии и настроении всех участников деятельности, в том числе взрослых, в том числе и малознакомых.

5. Учить умению «оглядываться» в процессе деятельности - анализировать результаты соотносить их с индивидуально-личностными затратами участников общего дела (время, силы, здоровье, настроение, отношение и т.д.).

6. Создавать ситуации углубленного самопознания и самоанализа, в том числе для осмысления «коллектив для меня» и «Я - коллективу».

Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, «лакмусовая бумага» (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных людей и групп, создает ситуации для их обсуждения и коррекции), «дискуссионный центр» (обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).

Основные формы этапа «Алый парус»:

§ психолого-педагогический тренинг;

§ вечер песни и поэзии;

§ ролевая дискуссия;

§ педагогический десант (работа профильных групп с младшими учащимися);

§ саморазвивающая игра «Родительское собрание»;

§ эстафета «Соседи»;

§ тематический классный час «Человек – система открытая»;

§ продуктивная игра «Традиции и легенды нашей школы, класса»;

§ защита проектов «Будущее начинается сегодня».

 

Этап 5. «Горящий факел»

На этом этапе коллективом в целом и каждым учащимся осознаются не только цели, но и мотивы деятельности. Человек в коллективе этого уровня пытается решать «задачи на личностный смысл», отвечая на вопросы: «Что я могу? Что я хочу? К чему я стремлюсь? Что во мне заложено от природы и что я пока не сумел реализовать? Как максимально проявить все свои возможности?» То есть в коллективе подобного уровня человек получает максимальную возможность самоопределения. При этом коллектив непременно реагирует на те или иные шаги человека в пользу самоопределения. «Внутриколлективные отношения характеризуются добровольным объединением усилий, проявлением товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения, ибо именно такая атмосфера способствует успеху коллективной работы» (О.С. Газман).

На этом этапе наиболее отчетливо можно пронаблюдать развитое самоуправление – как массовое порождение социально-ценных идей, коллективный поиск лучшего варианта жизненно важной задачи (И.П. Иванов).

Учащиеся класса в любой ситуации, в любом составе способны в короткое время организовать такое обсуждение проблемы, где произойдет генерирование многочисленных идей (и каждая будет услышана), отобрать наиболее ценные и реальные, распределить и организовать работу по их реализации, а затем и проанализировать как полученные результаты, так и процесс работы, и самочувствие каждого.

Коллективу этого уровня развития недостаточно успешности только внутриколлективньх дел - у ребят, у коллектива в целом есть потребность в утверждении общечеловеческих ценностей в различных жизненных ситуациях, и поэтому особенностью и потребностью коллектива становится организация социально-значимых дел. Для этого коллектив не только непрерывно анализирует и совершенствует свои возможности, но и наблюдает, изучает, ведет поиск объектов общественной заботы.

Цель. Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности, направленной на достижение социально-значимого результата, в сотрудничестве с другими коллективами.

Задачи.

1. Организовать поиск «объектов общественной заботы» и реализовать дела для достижения позитивного результата, имеющего общественный смысл.

2. Поддерживать потребность каждого учащегося класса в самосовершенствовании.

3. Создавать условия для освоения учащимися класса навыков исследования социальных проблем.

4. Обучать теоретическим и методическим основам педагогической деятельности.

Роль педагога на этом этапе можно определить как «нравственный камертон» (камертон – инструмент, по которому музыканты определяют частоту звука), то есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие с нравственными ориентирами.

В деятельности коллектива этого уровня педагог, наиболее остро чувствуя социальную необходимость действий по решению конкретной проблемы, сохраняет внутреннее «горение» в течение всего времени, пока она решается. Роль педагога отчетливо видна, если воспользоваться описанием В.Н. Терского, рассказывающего о А.С. Макаренко – «он никогда не занимал позиции вышестоящего руководящего, он сам в гуще дела, в гуще педагогов и ребят, увлеченных делом, выполнял обычно самую трудную и скромную роль, ту, которая нужнее всего в данной ситуации: организатора, хозяйственника, снабженца, суфлера, машинистки – кого угодно».

Формы деятельности, используемые на этом этапе, отличаются сложностью подготовки и широкими возможностями импровизации в процессе проведения. В числе форм, используемых на этапе «Горящий факел», можно выделить:

– суд над фактом (явлением);

– спектакль или театр миниатюр;

– научно-практическая конференция;

– философский стол;

– операция «Сюрприз»;

– выпускной вечер;

– тематический классный час «Эстафета поколений»;

– итоговое родительское собрание;

– игра-импровизация;

– акция «Подарок школе», «Подарок городу».

В то же время подчеркнем, что на этом этапе, прежде всего, имеет значение направленность дела: ради чего? для кого? Что это дело улучшит в окружающей жизни?

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опираясь на публикации педагогов и психологов, охарактеризуйте условия, при которых коллектив является средством развития индивидуальности личности.

2. По каким показателям можно определить уровень развития коллектива?

3. Охарактеризуйте основные признаки коллективной жизнедеятельности.

4. Может ли личность ощущать себя свободной в коллективе?

Задание 1.Ученик отказался участвовать в общем деле, сославшись на занятость, коллектив объявил ему бойкот. На какой стадии развития, по вашему мнению, находится данный коллектив? Какое последействие может иметь применение данного метода?

Задание 2. В коллективе есть ребенок, с которым никто не хочет сидеть за одной партой. Его слабые попытки идти на контакт заканчиваются неудачей. Что бы вы стали делать на месте классного руководителя?

Задание 3. У вас в классе есть враждующие группировки. В результате, крайне сложно провести какое-нибудь общее дело. Какая это стадия развития коллектива? Каким образом можно изменить ситуацию?

Рефлексия:продолжите фразу: «Для меня при изучении данной темы самым главным было ..., потому что»

Литература для самостоятельной работы

  1. Лепнева, О.А. Классный коллектив: технология формирования [Текст]: методическое пособие / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко. - М.: ООО ЦГЛ, 2005. – 128 с.
  2. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии [Текст] / под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – 512 с.
  3. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 386 с.

 

 


Раздел 5









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.