|
Педагогической поддержки и ее исторический характерНовые ориентации и ценности образования, обусловили необходимость обращения к пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на свободном саморазвитии личности и его педагогической поддержке. Педагогическая поддержка – один из факторов развития школы, поскольку педагогическая поддержка – это модель взаимодействия людей, которая должна пронизывать все структуры образования. Идея поддержки (или сопровождения) ребенка, впервые стала формироваться в социальной педагогике в конце 19 века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, не способного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области самостоятельно (А. Маслоу, К. Роджерс). В контексте личностно ориентированного подхода к образованию под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, способствующая раскрытию личностного потенциала человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных психологических, личностных трудностей. В России термин «педагогическая поддержка» был введен Олегом Семеновичем Газманом в 1995 году на основе опыта всей педагогики, научных подходов и образовательной практики. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевые слова воспитания - проблема педагога как представителя государства, общества, поскольку это ему надо приобщать ребенка к должному. Ключевые слова педагогической поддержки: проблема ребенка. Суть педагогической поддержки том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое понятие здесь – помощь ребенку, попавшему в проблемную ситуацию. При этом опора должна осуществляться на собственные силы, возможности ученика. При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух процессов – социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально – типичного, научить жить «как ВСЕ люди живут»), а второй становлению его индивидуальности, развитие индивидуально – неповторимого в конкретном человеке. Индивидуализация предполагает: 1) индивидуально ориентированную помощь ученикам в реализации первичных базовых потребностей; 2) создание условий для максимальной свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида; 3) стержневая черта индивидуализации - поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способностей к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору). Содержательно технология педагогической поддержки направлена на: § Поддержку здоровья и физических сил ребенка: организация здоровье сберегающего режима жизни детей, приобщение их индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье; § Поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии; § Поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности; § Поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи. Педагогическая поддержка в отличие от индивидуального подхода состоит в том, что она ставить целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями. Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги О.С. Газмана внесли некоторые коррективы концептуального характера. Например, Н.Б.Крылова рассматривает поддержку в более широком социокультурном контексте, как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации. Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. В-третьих, под педагогической поддержкой понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов. Т.В. Анохина под педагогической поддержкой понимает «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности». А.Д. Андреева рассматривает психологическую поддержку как частный процесс. Она поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает избежать своих ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. Другое направление предполагает рассмотрение педагогической поддержки как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов), принцип педагогической деятельности (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин). В.П. Бедерханова и ее коллеги пользуются термином «педагогическая поддержка» в контексте личностно ориентированного подхода к образованию и связывают его с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился. В этом контексте под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Т.А. Строкова выделяет два подхода к определению педагогической поддержки – широкий и узкий. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением. Педагогическая помощь - определенная система средств, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности. Это часть деятельности учителя, выражающая его гуманное отношение к детям, способствующая созданию комфортного школьного микроклимата и демократизации образовательного процесса в целом. Поддержать учащихся – значит оказать им в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; моральную или материальную; индивидуальную или групповую, общую. С точки зрения образовательных, воспитательных и развивающих результатов. Виды помощи: замещение, подражание, сотрудничество инициирование, упреждение. Опыт показывает, что педагогическая поддержка достигает результатов, при построении в образовательном процессе ценностно–смысловой атмосферы, организации этических ситуаций, диалоговой формы взаимодействия между учителем и учащимися, которые предоставляют ребенку возможность выбора нравственных ценностей. Педагогическая поддержка нравственного выбора - инициирование в образовательном процессе усилий учащихся в овладении нравственными ценностями и ориентации на них в ситуациях выбора варианта поступка.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|