|
Технология управления качеством воспитательных систем
§ Сущность, содержание и структура воспитательной системы. § Этапы становления и развития воспитательной системы § Технология создания воспитательной системы § Система работы заместителя директора по воспитательной работе с педагогами
1. Сущность, содержание и структура воспитательной системы В современных условиях повышение эффективности воспитательного процесса связывают с созданием воспитательных систем. Система это всегда упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов. Изменение в одном компоненте вызывает изменения в других компонентах. Во-вторых, система всегда имеет такие свойства, которых нет ни у одного элемента (эмерджентные свойства); в-третьих - система всегда связана с другими системами. Воспитательная система характеризуется как система открытая неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся. Управление должно осуществляться, во-первых, системой как целым; во-вторых, - каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия; в-третьих, - как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающих личностное развитие учащихся. Аспект управления требует поиска путей оптимального включения каждого учащегося в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих каждого (как учащегося, так и педагога) к рефлексии, самопознанию, самореализации. Построение воспитательной системы любой школы основывается на гуманистическом подходе к личности ученика, признании его индивидуальности и самоценности. Организация работы с детьми основывается на диагностических данных: общих, мотивационно-потребностных, интеллектуальных уровней воспитанности, уровней развития коллектива. Воспитательная система - сложное социальное, психолого-педагогическое образование саморегулируемое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение (Л.К. Гребенкина). Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы (А.М. Прохоров). Задача воспитательной системы - интегрировать все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. К наиболее сложным видам воспитательных систем относятся целенаправленные системы, функционирование которых подчинено достижению определенной воспитательной цели, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования изменять свою структуру и содержание. Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях дополнительного образования, в детских организациях и т.п. Содержание воспитательной системы - это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности. Функции воспитательной системы: интегрирующая, развивающая, регулирующая. Интегрирующая приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий. Развивающая обеспечивает динамику воспитательной системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном движении, совершенствовании. Регулирующая упорядочивает воспитательный процесс, управление им. Составные части воспитательной системы: дидактическая система, система воспитательной работы, система управления. Дидактическая система включает в себя: учебную деятельность учащихся и методическую - преподавателей. Система воспитательной работы содержит систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Система управления включает необходимый набор функций (деятельностей) направленных на поддержание, функционирование и развитие системы. Структура воспитательной системы: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие системы. В основу создания воспитательной системы как моделиположена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества. Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание. Общение как компонент воспитательной системы представляет единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества, гуманизма, общей заботы и доверия, диалог и ситуации успеха). Воспитательная система связана с микро и макросредой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй - общество в целом. Управление воспитательной системой рассматривается, как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности. Функции управления воспитательной системой разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы и семьи и общественности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми. Уровни управления воспитательной системой: социально-педагогический (создание условий); организационно-педагогический (организация жизнедеятельности детей и взрослых); психолого-педагогический (объект-формирующиеся отношения).
Средства управления воспитательной системой (внутренние): § Включение всех учащихся в творческие дела; § Создание воспитывающих ситуаций; § Гуманизация отношений между детьми, детьми и взрослыми; § Регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности школьников; § Классные ученические коллективы; § Кружки; § Трудовые объединения; § Учебные кабинеты, музеи, мастерские как творческие центры для всего школьного коллектива. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|