Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Шаг- моделирование образа класса и процесса воспитания в нем.





Под образом класса понимается совокупность представлений классного руководителя о будущем состоянии классного сообщества.

Основными составляющими образа класса являются:

- образ учащегося класса;

- образ жизнедеятельности классного сообщества, построение в нем деятельности, общения, отношений;

- представление о внешних связях и отношениях класса, его месте и роли в школьном сообществе.

Образ учащегося класса - представления классного руководителя о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества.

Классный руководитель должен ответить на вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы:

- успешно справиться с возложенными на него функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.;

- уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме;

- реализовать свои способности, стать гармонично развитой личностью.

Этапы в аналитической деятельности классного руководителя

этапы Содержание деятельности классного руководителя
подготовительный - Подготовка классного руководителя к осуществлению аналитической деятельности; - Определение предмета и цели педагогического анализа; - Разработка программы и инструментария аналитической деятельности; - привлечение к работе всех субъектов воспитательного процесса
основной - сбор и систематизация информации о воспитательном процессе; - анализ и оценка результатов педагогической деятельности; - выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и воспитании учащихся; - определение проблем и противоречий в воспитательном процессе; - составление прогноза развития воспитательной системы класса; формулирование выводов и предложений по совершенствованию и обновлению учебно-воспитательного процесса в школьном сообществе.
Рефлексивный - оценивание проведенной аналитической деятельности; - устранение фактических и стилистических неточностей в информационно-аналитических материалах; - внесение в них необходимых корректив.

 

Образ жизнедеятельности классного сообщества - наличие у классного руководителя целостных представлений о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива.

Алгоритм формирования образа жизнедеятельности классного коллектива:

1. Определить какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Для этого необходимо выявить интересы и увлечения учащихся, особенности организации учебно-воспитательного процесса в классе;

2. выявить другие виды деятельности и общения школьников, способствующие всестороннему развитию детей, формированию и проявлению их индивидуальности;

3. выявить внешние связи и отношения класса, определить его место и роль в школьном сообществе. Формируя образ класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками. Необходимо также находить и привлекать друзей класса из ближайшего социального окружения.

Образ жизнедеятельности классного сообщества должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса.

Необходимое - это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса.

Возможное - это то состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности классного руководителя.

Желаемое - это то состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на базе субъектных предпочтений, желаний и интересов учащихся и учителя.

4 шаг - это коллективное планирование (по И.П. Иванову), в котором участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. На данном этапе планирования воспитательной работы необходимо включать в технологию включения учащихся, родителей в совместную деятельность по составлению плана, которая состоит из последовательно выполняемых действий:

§ предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом;

§ организация педагогического сопровождения коллективного планирования;

§ осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;

§ проектирование совместно с родителями и друзьями классного сообщества действий по педагогическому обеспечению реализации плана.

Методические аспекты перечисленных действий в рамках составления плана воспитательной работы. Во время планирования жизнедеятельности классного сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой.

Пример. Алгоритм обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению учащихся и их родителей в процесс планирования:

1. Осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;

2. Выдвижение целей и задач на планируемый период;

3. Продумывание общих идей будущей жизнедеятельности;

4. назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.

Алгоритм организации педагогического сопровождения коллективного планирования:

1. Договориться с консультантами о времени, месте, и содержании консультаций;

2. Организовать своевременное информирование и взаимодействие организаторов и участников планирования;

3. Помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;

4. Провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах организации работы микрогрупп.

5. Оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию.

Деятельность классного коллектива по разработке перспективного плана целесообразно разбить на несколько этапов:

1 этап - сбор-старт коллективного планирования;

2 этап - консультации со специалистами;

3 этап - определение дел и друзей;

4 этап - защита идей и предложений в годовой план;

5 этап - составление плана жизнедеятельности класса;

6 этап - осмысление итогов коллективного планирования.

Проектирование действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса предполагает:

- определение во взрослом активе класса кураторов основных направлений совместных действий;

- назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;

- моделирование информационно-методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива;

планирование финансового и материально-технического обеспечения деятельности классного коллектива;

- проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений.

Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования - это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению воспитательной работы.

5 шаг - уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.

Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в школьном сообществе, учитывая при этом предложения учащихся и их родителей и на основе их пожеланий формирует более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности.

Окончательное завершение данного этапа заключается в оформлении плана воспитательной работы с использованием при этом наиболее рационального варианта формы и структуры плана.

Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах, например, «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.

При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа - плана воспитательной работы.

Структура плана воспитательной работы

Примерные разделы плана воспитательной работы.

1. Анализ состояния учебно-воспитательной работы за прошедший год.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса (состав класса - количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учащихся на факультативах, секциях; образовательный уровень родителей; наличие в классе детей из многодетных семей, а так же неполных или нуждающихся в постоянном внимании педагога; сплоченность класса - на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дела, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе; ценностные ориентации детей; связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом, т.е. выходит ли классный коллектив в организации дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы.

3. Цель и задачи воспитательной деятельности.

4. Жизнедеятельность классного коллектива (основные направления воспитательной работы в соответствии с задачами, содержанием и системами мер по решению поставленных задач).

5. Работа с родителями учащихся.

6. Индивидуальная работа с учащимися.

Существуют различные подходы к планированию дел: это планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова), по ключевым делам (В.А. Караковский), календарное планирование, план-сетка.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.