|
Шаг- моделирование образа класса и процесса воспитания в нем.Под образом класса понимается совокупность представлений классного руководителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются: - образ учащегося класса; - образ жизнедеятельности классного сообщества, построение в нем деятельности, общения, отношений; - представление о внешних связях и отношениях класса, его месте и роли в школьном сообществе. Образ учащегося класса - представления классного руководителя о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Классный руководитель должен ответить на вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы: - успешно справиться с возложенными на него функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др.; - уверенно чувствовать себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; - реализовать свои способности, стать гармонично развитой личностью. Этапы в аналитической деятельности классного руководителя
Образ жизнедеятельности классного сообщества - наличие у классного руководителя целостных представлений о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Алгоритм формирования образа жизнедеятельности классного коллектива: 1. Определить какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Для этого необходимо выявить интересы и увлечения учащихся, особенности организации учебно-воспитательного процесса в классе; 2. выявить другие виды деятельности и общения школьников, способствующие всестороннему развитию детей, формированию и проявлению их индивидуальности; 3. выявить внешние связи и отношения класса, определить его место и роль в школьном сообществе. Формируя образ класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками. Необходимо также находить и привлекать друзей класса из ближайшего социального окружения. Образ жизнедеятельности классного сообщества должен отображать необходимое, возможное и желаемое состояние воспитательного процесса. Необходимое - это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса. Возможное - это то состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналитической деятельности классного руководителя. Желаемое - это то состояние, которое создается в модельных представлениях, формирующихся на базе субъектных предпочтений, желаний и интересов учащихся и учителя. 4 шаг - это коллективное планирование (по И.П. Иванову), в котором участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. На данном этапе планирования воспитательной работы необходимо включать в технологию включения учащихся, родителей в совместную деятельность по составлению плана, которая состоит из последовательно выполняемых действий: § предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом; § организация педагогического сопровождения коллективного планирования; § осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе; § проектирование совместно с родителями и друзьями классного сообщества действий по педагогическому обеспечению реализации плана. Методические аспекты перечисленных действий в рамках составления плана воспитательной работы. Во время планирования жизнедеятельности классного сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Пример. Алгоритм обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению учащихся и их родителей в процесс планирования: 1. Осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса; 2. Выдвижение целей и задач на планируемый период; 3. Продумывание общих идей будущей жизнедеятельности; 4. назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию. Алгоритм организации педагогического сопровождения коллективного планирования: 1. Договориться с консультантами о времени, месте, и содержании консультаций; 2. Организовать своевременное информирование и взаимодействие организаторов и участников планирования; 3. Помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы; 4. Провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах организации работы микрогрупп. 5. Оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию. Деятельность классного коллектива по разработке перспективного плана целесообразно разбить на несколько этапов: 1 этап - сбор-старт коллективного планирования; 2 этап - консультации со специалистами; 3 этап - определение дел и друзей; 4 этап - защита идей и предложений в годовой план; 5 этап - составление плана жизнедеятельности класса; 6 этап - осмысление итогов коллективного планирования. Проектирование действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса предполагает: - определение во взрослом активе класса кураторов основных направлений совместных действий; - назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий; - моделирование информационно-методической поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива; планирование финансового и материально-технического обеспечения деятельности классного коллектива; - проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отношений. Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования - это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению воспитательной работы. 5 шаг - уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы. Классный руководитель после использования приемов и методов коллективного планирования уточняет и корректирует свой первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в школьном сообществе, учитывая при этом предложения учащихся и их родителей и на основе их пожеланий формирует более конкретные представления о целевом, содержательном, организационном и оценочно-диагностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности. Окончательное завершение данного этапа заключается в оформлении плана воспитательной работы с использованием при этом наиболее рационального варианта формы и структуры плана. Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах, например, «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы. При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания и структуры создаваемого документа - плана воспитательной работы. Структура плана воспитательной работы Примерные разделы плана воспитательной работы. 1. Анализ состояния учебно-воспитательной работы за прошедший год. 2. Психолого-педагогическая характеристика класса (состав класса - количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учащихся на факультативах, секциях; образовательный уровень родителей; наличие в классе детей из многодетных семей, а так же неполных или нуждающихся в постоянном внимании педагога; сплоченность класса - на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дела, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе; ценностные ориентации детей; связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом, т.е. выходит ли классный коллектив в организации дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы. 3. Цель и задачи воспитательной деятельности. 4. Жизнедеятельность классного коллектива (основные направления воспитательной работы в соответствии с задачами, содержанием и системами мер по решению поставленных задач). 5. Работа с родителями учащихся. 6. Индивидуальная работа с учащимися. Существуют различные подходы к планированию дел: это планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова), по ключевым делам (В.А. Караковский), календарное планирование, план-сетка. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|