Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы развития одаренных учащихся. Противоречия, возникающие в процессе их развития, пути решения. Проблема углубленного преподавания биологии в школе.





Одаренность может проявляться в какой-то одной области развития или в общеинтеллектуальном плане. Одаренные дети обычно обладают хорошей памятью, большим словарным запасом, отличаются любознательностью, активностью, способностью прослеживать причинно-следственные связи, умением пользоваться накопленными знаниями, предпочитают игры, требующие активизации познавательных способностей. Они могут освоить школьную программу в несколько раз быстрее и на более высоком уровне, чем их сверстники.

Научной сенсацией стали семеро российских юношей на ежегодном Всемирном смотре научного и инженерного творчества школьников в Филадельфии. В 1999 г. они получили столько наград, сколько получили конкурсанты из Великобритании и Италии вместе взятые. Самый молодой (14-летний) участник конкурса Сергей Тищенко получил сразу три награды по разным номинациям. В частности, он предложил решение одной из задач венгерского ученого Пауля Эрдеша, над которой безуспешно ломали головы математики мира.

Вместе с тем и среди одаренных школьников могут быть неуспевающие. Главная причина здесь - отсутствие должного внимания со стороны педагогов, которые основное время уделяют работе с отстающими детьми, в результате чего одаренные школьники нередко теряют интерес к занятиям, перестают систематически изучать курс, что отрицательно сказывается на их дальнейшей успеваемости и поведении.

Одаренные дети в силу повышенной познавательной активности требуют индивидуального подхода, которого в условиях реальной школьной практики трудно достигнуть. Во многих странах мира разработаны специальные программы для поддержки одаренных детей, созданы специальные школы (физико-математические, с биологическим, химическим или другими уклонами), организованы факультативы, кафедры, секции, призванные способствовать раскрытию юных дарований. В лицеях и гимназиях организуются секции и кружки, в которых школьники под руководством педагогов или научных работников участвуют в разработке и решении научно-исследовательских задач. Разработаны специальные программы для формирования и развития навыков научно-исследовательской деятельности. Особенно хорошо поставлена работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования.



Министерство образования России, станции юных натуралистов и техников, Дворцы творчества детства и юношества, ряд лицеев и гимназий уже несколько лет работают по долговременной комплексной программе развития исследовательской деятельности учащихся. Регулярно проводятся конкурсы юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, научно-методический семинар «Исследовательская деятельность учащихся как средство интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования», районные, городские и всероссийские олимпиады, в которых принимают участие тысячи ребят из регионов страны. На конкурсе рассматриваются работы по техническим, естественным и гуманитарным наукам (искусствоведению, философии, психологии и т.д.), итоги подводятся на конференциях «Юность», «Наука», «Культура».

Так, ежегодно Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана проводятся конференция учащихся и студентов 1—2-х курсов по программе «Шаг в будущее», конкурс исследовательских работ учащихся Московского физико-технического института в г. Долгопрудном «Старт в науку», а также в поселке Черноголовка Московской области, где проходят эвристические олимпиады с участием московской школы «Мыслитель» и американской школы Perry L. Dreu (Hightstown, № 7) с помощью Интернета, и др.

В будущем, вероятно, возрастет методическое обеспечение учителя, он будет иметь наборы контрольных вопросов, заданий, диагностических таблиц для проверки усвоения пройденных тем, выявления типичных ошибок, самоконтроля. Общепринятые школьные нормативы позволят сравнивать достижения учащихся с существующими стандартами. Субъективность учительских оценок тем самым сведется к минимуму. Освободившись от части функций контролера, учитель сможет уделять больше времени своим основным обязанностям: сеять разумное, доброе, вечное.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

В наше время в системе образования немало и негогосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений).


Билет 13.

Гражданское развитие личности и система гражданского воспитания школьников в современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей в гражданском воспитании личности. Гражданское развитие личности в преподавании биологии.

Понятие «гражданин» может быть определено в двух. смыслах - в относительно узком - юридическом смысле и в более широком - общегуманитарном контексте.

В юридическом смысле гражданин - по человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества

В общегумаицтауном контексте гражданин - эго человек, облачающий определенными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу.

В России термин «гражданин» всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества.

Термин «гражданство» отражает принадлежность человека к государству. Гражданином (в юридическом смысле) можно назвать каждого человека, имеющего гражданство той или иной страны. Становление личности как гражданина проявляется не столько во внешней стороне его жизнедеятельности (получение паспорта, место жительства), сколько в изменениях его сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом. Так, можно

Черты и характеристики, личности ГРАЖДАНИНА: гражданское видение мира; активная гражданская позиция; гражданские заботы, волнения и тревоги за судьбу страны; желание утвердить величие, достоинство, честь и славу Родины; » чувство любви, благодарности, тревоги и заботы но отношению к людям, прошлому, настоящему и будущему своей страны; желание видеть свою страну могучей и великой державой; чувство принадлежности к великому и героическому прошлому; в чувство стыда за некоторые периоды и факты исторического прошлого, давать оценку действиям и поступкам политических деятелей; интересоваться проблемами общественной жизни;

Гражданская зрелость личности выступает как одна из характеристик социальной зрелости. Показатели, по которым можно судить о гражданской зрелости личности: осознание своей сопричастности со средой и обществом, в котором живет человек, исполнение принятых на себя социальных ролей к обязанностей; жизненное и профессиональное самоопределение личности включают мотивы гражданского долга; способность личности предъявлять к себе требования с позиции тех
законов и корм, которые приняты в данном обществе; гражданское достоинств; гражданская активность как проявление ответственности,
инициативы, дисциплинированности, творческого поиска и новаторства;

Гражданское развитие происходит в процессе социализации личности. В процессе гражданского развития личности на пути достижения ею гражданской зрелости можно наблюдать противоречия, одно из которых обнаруживает себя в соотношении процессов социализации (как необходимость усвоения социальных норм и требований общества, их выполнения) и эмансипации как потребность личности заявить о себе, как стремление удовлетворять свои интересы и намерения, наиболее ярко это обнаруживается в возрасте 3-х лет, особое значение приобретает в подростковом и юношеском возрасте.

Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условии для полноценного развития качеств личности гражданина. Это значит, что в предлагаемых школьникам разнообразных формах и методах воспитания и обучения, видах учебно-познавательной и досуговой деятельности должны найти отражение все формы гражданского развития личности -социализация, эмансипация, идентификация, самоопределение, самовоспитание и самоутверждение. А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, наполнение её нравственными убеждениями и гражданскими чувствами; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей её средой (миром).

Становление гражданина начинается с того момента, когда жизнь ребёнка выходит за рамки его семьи, и ему приходится выстраивать свои отношения с внешним миром, определять своё место в этом мире. В своём взаимоотношении с окружающим миром человек проявляет многие грани своей личности, и чем шире кругозор личности, её умений и возможностей, тем более многогранной становится её жизнь.

Особенность гражданского развития младшего школьника - в пробуждении гражданских чувств. Дети этого возраста ещё не утратили способность восхищаться, удивляться, обижаться, бить искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно, дети этого возраста способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). В этом просматриваются основы гражданского сознания, однако в суждениях младших школьников всё же больше эмоциональных отношений, нежели логических выводов. Они пока ещё не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но они готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности. Их путь познания лежит от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению.

В социальной ситуации, обусловливающей гражданское развитие подростка, появилось важнейшее событие в его жизни - получение паспорта как факта признания его гражданства со стороны государства и как факта принятия гражданства личностью. Благоприятной для подростка становится такая социальная ситуация его гражданского развития, в которой находят отражение социально-личностно значимые мотивы, создаётся возможность проявлять общественную направленность деятельности, выражать свою гражданскую позицию.

В старшем школьном воздаете становился возможным формирование обобщённых представлений об окружающее мире и о самом себе. Юноши и девушки пытаются высказывать свои суждения, выразить свой отношение относительно происходящих событий, что делает возможным формировать их гражданскую позицию, НО её содержание и формы выражения самые разнообразные - oт нигилизма, отрицания значимости общественного опыта, отсутствия интереса к вопросам общественной жизни - до болезненно обостренного восприятия окружающей действительности, её проблем и противоречий.

ЦЕЛЬ гражданского воспитания и образования сформулирована в законе «Об образовании»: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (статья 14).

ЗАДАЧИ гражданского создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России; подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе; утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России; создание условий, обеспечивающих развитие гражданского сознания и самосознания личности; создание условий, обеспечивающих проявление и развитие гражданской активности личности, её общественной направленности.

В деятельности педагогов-практиков можно выделить принципы их педагогической деятельности, которые выступают для них как исходные положения, определяющие целесообразность воспитагелъно-образовательного процесса, его соответствие цели и задачам гражданского развития личности. Принципы, сформулированные педагогом, определяют систему его работы и выступают как требования, реализация которых позволяет достигать успешности: научности, демократизма, гуманизма, деполитизации, активности и самостоятельности самой личности.

В настоящее время в разных регионах России накоплен собственный опыт осуществления гражданского воспитания и образования на всех ступенях учебного процесса. Гражданское воспитание и образование становится одним из основных направлений гуманитарного образования, где учитываются национально-региональная специфика и многообразие образовательных подходов.

Следует обратить внимание на то, что в достижении задач гражданского развития личности педагоги нашей отечественной школы исходят из понимания единства гражданского воспитания и образования В гражданском образовании на первое место выступает процесс воспитания. которому в определенной степени подчинён процесс обучения.

Организация и проведение работы по гражданскому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных ФОРМ учебно-познавательной деятельности школьников, в которых проявляются различные аспекты становления личности гражданина: урок, факультативы, научные кружки и конференции, спецкурсы, школьный музей, «деловые» игры тренинги, деятельность учащихся в общественных движениях и организациях, экскурсий, исследовательских проектов.

Важное значение в системе гражданского воспитания и образования имеет учитель, так как именно он задаст образцы гражданского отношения и поведения. Он является для учащихся первым взрослым, который представляет детям не семейную, а социальную реальность. Это обусловливает высокие требования к учителю: как к специальным знаниям и навыкам, так и общим и профессиональным умениям и личностным качествам.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.