|
Проблемы развития одаренных учащихся. Противоречия, возникающие в процессе их развития, пути решения. Проблема углубленного преподавания биологии в школе.Одаренность может проявляться в какой-то одной области развития или в общеинтеллектуальном плане. Одаренные дети обычно обладают хорошей памятью, большим словарным запасом, отличаются любознательностью, активностью, способностью прослеживать причинно-следственные связи, умением пользоваться накопленными знаниями, предпочитают игры, требующие активизации познавательных способностей. Они могут освоить школьную программу в несколько раз быстрее и на более высоком уровне, чем их сверстники. Научной сенсацией стали семеро российских юношей на ежегодном Всемирном смотре научного и инженерного творчества школьников в Филадельфии. В 1999 г. они получили столько наград, сколько получили конкурсанты из Великобритании и Италии вместе взятые. Самый молодой (14-летний) участник конкурса Сергей Тищенко получил сразу три награды по разным номинациям. В частности, он предложил решение одной из задач венгерского ученого Пауля Эрдеша, над которой безуспешно ломали головы математики мира. Вместе с тем и среди одаренных школьников могут быть неуспевающие. Главная причина здесь - отсутствие должного внимания со стороны педагогов, которые основное время уделяют работе с отстающими детьми, в результате чего одаренные школьники нередко теряют интерес к занятиям, перестают систематически изучать курс, что отрицательно сказывается на их дальнейшей успеваемости и поведении. Одаренные дети в силу повышенной познавательной активности требуют индивидуального подхода, которого в условиях реальной школьной практики трудно достигнуть. Во многих странах мира разработаны специальные программы для поддержки одаренных детей, созданы специальные школы (физико-математические, с биологическим, химическим или другими уклонами), организованы факультативы, кафедры, секции, призванные способствовать раскрытию юных дарований. В лицеях и гимназиях организуются секции и кружки, в которых школьники под руководством педагогов или научных работников участвуют в разработке и решении научно-исследовательских задач. Разработаны специальные программы для формирования и развития навыков научно-исследовательской деятельности. Особенно хорошо поставлена работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Министерство образования России, станции юных натуралистов и техников, Дворцы творчества детства и юношества, ряд лицеев и гимназий уже несколько лет работают по долговременной комплексной программе развития исследовательской деятельности учащихся. Регулярно проводятся конкурсы юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, научно-методический семинар «Исследовательская деятельность учащихся как средство интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования», районные, городские и всероссийские олимпиады, в которых принимают участие тысячи ребят из регионов страны. На конкурсе рассматриваются работы по техническим, естественным и гуманитарным наукам (искусствоведению, философии, психологии и т.д.), итоги подводятся на конференциях «Юность», «Наука», «Культура». Так, ежегодно Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана проводятся конференция учащихся и студентов 1—2-х курсов по программе «Шаг в будущее», конкурс исследовательских работ учащихся Московского физико-технического института в г. Долгопрудном «Старт в науку», а также в поселке Черноголовка Московской области, где проходят эвристические олимпиады с участием московской школы «Мыслитель» и американской школы Perry L. Dreu (Hightstown, № 7) с помощью Интернета, и др. В будущем, вероятно, возрастет методическое обеспечение учителя, он будет иметь наборы контрольных вопросов, заданий, диагностических таблиц для проверки усвоения пройденных тем, выявления типичных ошибок, самоконтроля. Общепринятые школьные нормативы позволят сравнивать достижения учащихся с существующими стандартами. Субъективность учительских оценок тем самым сведется к минимуму. Освободившись от части функций контролера, учитель сможет уделять больше времени своим основным обязанностям: сеять разумное, доброе, вечное. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. В наше время в системе образования немало и негогосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений). Билет 13. Гражданское развитие личности и система гражданского воспитания школьников в современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей в гражданском воспитании личности. Гражданское развитие личности в преподавании биологии. Понятие «гражданин» может быть определено в двух. смыслах - в относительно узком - юридическом смысле и в более широком - общегуманитарном контексте. В ю ридическом смысле гражданин - по человек, знающий и соблюдающий законы государства, обладающий правами и обязанностями, принимающий участие в жизни общества В общегумаицтауном контексте гражданин - эго человек, облачающий определенными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу. В России термин «гражданин» всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества. Термин «гражданство» отражает принадлежность человека к государству. Гражданином (в юридическом смысле) можно назвать каждого человека, имеющего гражданство той или иной страны. С тановление личности как гражданина проявляется не столько во внешней стороне его жизнедеятельности ( получение паспорта, место жительства), сколько в изменениях его сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом. Так, можно Черты и характеристики, личности ГРАЖДАНИНА: гражданское видение мира; активная гражданская позиция; гражданские заботы, волнения и тревоги за судьбу страны; желание утвердить величие, достоинство, честь и славу Родины;» чувство любви, благодарности, тревоги и заботы но отношению к людям, прошлому, настоящему и будущему своей страны; желание видеть свою страну могучей и великой державой; чувство принадлежности к великому и героическому прошлому; в чувство стыда за некоторые периоды и факты исторического прошлого, давать оценку действиям и поступкам политических деятелей; интересоваться проблемами общественной жизни; Гражданская зрелость личности выступает как одна из характеристик социальной зрелости. П оказатели, по которым можно судить о гражданской зрелости личности: осознание своей сопричастности со средой и обществом, в котором живет человек, исполнение принятых на себя социальных ролей к обязанностей; жизненное и профессиональное самоопределение личности включают мотивы гражданского долга; способность личности предъявлять к себе требования с позиции тех Гражданское развитие происходит в процессе социализации личности. В процессе гражданского развития личности на пути достижения ею гражданской зрелости можно наблюдать противоречия, одно из которых обнаруживает себя в соотношении процессов социализации (как необходимость усвоения социальных норм и требований общества, их выполнения) и эмансипации как потребность личности заявить о себе, как стремление удовлетворять свои интересы и намерения, наиболее ярко это обнаруживается в возрасте 3-х лет, особое значение приобретает в подростковом и юношеском возрасте. Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условии для полноценного развития качеств личности гражданина. Это значит, что в предлагаемых школьникам разнообразных формах и методах воспитания и обучения, видах учебно-познавательной и досуговой деятельности должны найти отражение все формы гражданского развития личности - социализация, эмансипация, идентификация, самоопределение, самовоспитание и самоутверждение. А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, наполнение её нравственными убеждениями и гражданскими чувствами; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей её средой (миром). Становление гражданина начинается с того момента, когда жизнь ребёнка выходит за рамки его семьи, и ему приходится выстраивать свои отношения с внешним миром, определять своё место в этом мире. В своём взаимоотношении с окружающим миром человек проявляет многие грани своей личности, и чем шире кругозор личности, её умений и возможностей, тем более многогранной становится её жизнь. Особенность гражданского развития младшего школьника - в пробуждении гражданских чувств. Дети этого возраста ещё не утратили способность восхищаться, удивляться, обижаться, бить искренними в проявлении всех своих чувств и эмоций. Конечно, дети этого возраста способны высказывать собственные суждения и давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если, конечно, их к этому побуждают взрослые (учителя и родители). В этом просматриваются основы гражданского сознания, однако в суждениях младших школьников всё же больше эмоциональных отношений, нежели логических выводов. Они пока ещё не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но они готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности. Их путь познания лежит от чувств к разуму, от непосредственного восприятия наиболее ярких событий к их объяснению. В социальной ситуации, обусловливающей гражданское развитие подростка, появилось важнейшее событие в его жизни - получение паспорта как факта признания его гражданства со стороны государства и как факта принятия гражданства личностью. Благоприятной для подростка становится такая социальная ситуация его гражданского развития, в которой находят отражение социально-личностно значимые мотивы, создаётся возможность проявлять общественную направленность деятельности, выражать свою гражданскую позицию. В старшем школьном воздаете становился возможным формирование обобщённых представлений об окружающее мире и о самом себе. Юноши и девушки пытаются высказывать свои суждения, выразить свой отношение относительно происходящих событий, что делает возможным формировать их гражданскую позицию, НО её содержание и формы выражения самые разнообразные - oт нигилизма, отрицания значимости общественного опыта, отсутствия интереса к вопросам общественной жизни - до болезненно обостренного восприятия окружающей действительности, её проблем и противоречий. ЦЕЛЬ гражданского воспитания и образования сформулирована в законе «Об образовании»: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (статья 14). ЗАДАЧИ гражданского создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России; подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе; утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России; создание условий, обеспечивающих развитие гражданского сознания и самосознания личности; создание условий, обеспечивающих проявление и развитие гражданской активности личности, её общественной направленности. В деятельности педагогов-практиков можно выделить принципы их педагогической деятельности, которые выступают для них как исходные положения, определяющие целесообразность воспитагелъно-образовательного процесса, его соответствие цели и задачам гражданского развития личности. Принципы, сформулированные педагогом, определяют систему его работы и выступают как требования, реализация которых позволяет достигать успешности: научности, демократизма, гуманизма, деполитизации, активности и самостоятельности самой личности. В настоящее время в разных регионах России накоплен собственный опыт осуществления гражданского воспитания и образования на всех ступенях учебного процесса. Гражданское воспитание и образование становится одним из основных направлений гуманитарного образования, где учитываются национально-региональная специфика и многообразие образовательных подходов. Следует обратить внимание на то, что в достижении задач гражданского развития личности педагоги нашей отечественной школы исходят из понимания единства гражданского воспитания и образования В гражданском образовании на первое место выступает процесс воспитания. которому в определенной степени подчинён процесс обучения. Организация и проведение работы по гражданскому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных ФОРМ учебно-познавательной деятельности школьников, в которых проявляются различные аспекты становления личности гражданина: урок, факультативы, научные кружки и конференции, спецкурсы, школьный музей, «деловые» игры тренинги, деятельность учащихся в общественных движениях и организациях, экскурсий, исследовательских проектов. Важное значение в системе гражданского воспитания и образования имеет учитель, так как именно он задаст образцы гражданского отношения и поведения. Он является для учащихся первым взрослым, который представляет детям не семейную, а социальную реальность. Это обусловливает высокие требования к учителю: как к специальным знаниям и навыкам, так и общим и профессиональным умениям и личностным качествам. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|