Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя биологии.





Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.

В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные. Согласно образовательной функции знания в процессе обучения становятся достоянием личности школьника, входят в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовывать прежние знания для решения оригинальных задач, поиска дополнительной информации и добывания новых знаний.

В соответствии с образовательной функцией в обучении знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его как средства, инструменты познавательной деятельности. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, а также формирование опыта творческой деятельности.

Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.; обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Т.о., всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше

Факторы воспитания в процессе обучения: система методов преподавания, характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

Итак, педагогической наукой выделены три функции обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства.


Билет 10.

Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и особенности. «трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного Вам опыта по перевоспитанию.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ -это система воспитательных влияний педагога, направленная на исправление «явных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, востребованных современной жизнью»

В основе воспитательной деятельности по перевоспитанию - стремление исправить, сделать что-то иначе, изменить, скорректировать, добавить, а возможно, и искоренить, ликвидировать, уничтожить и т.п.

Однако, как и процесс воспитания, перевоспитание направлено на развитие и формирование личности. В практике перевоспитания могут применяться меры «исправительного» характера.

По определению А. С.Макаренко, перевоспитание - это тот же процесс воспитания, но, в зависимости от степени педагогической запущенности ребёнка, направленный или на корректировку и исправление тех черт, которые проявляются в поведении ребенка как единичные, случайные или на искоренение устойчивыхпривычек, взглядов, черт характера. Если же речь заходит о детях-правонарушителях, то можно говорить о процессе их перевоспитания в специальных учебно-трудовых исправительных учреждениях.

Характерные черты перевоспитания:

- Исправление уже сформировавшихся норм и форм поведения (ломка сложившихся стереотипов поведения).

- Ориентация на те стороны в развитии, которые следует исправлять, однако важно опираться на то положительное, что уже сформировано в личности.

- Разрушение стереотипов происходит в процессе созидания нового (нельзя сказать, что сначала разрушаем, а потом формируем).

- Усвоение нового происходит сложнее и драматичнее для личности.

- Сопровождается конфликтами и недоверием, педагогу приходится преодолевать сопротивление ребенка.

Перевоспитание - нелегкий и часто длительный процесс. Перевоспитать гораздо труднее, чем воспитать, так как педагогу приходится изменять уже сложившийся в той или иной мере стереотип поведения - привычки, взгляды, черты характера - и формировать новые, резко отличающиеся от прежних.

Степень трудности перевоспитания зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие личности и в какой мере оно захватило личность.

«Трудный ученик» - такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. Это объективная точка зрения. Субъективная точка зрения - это такой ученик, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы (Блонский 1930 г.). В школе к ним чаще всего относят неуспевающих или дезорганизаторов.

Блонский выделяет: неуспевающие, дезорганизаторы, ленивые, единственные дети, психически нездоровые.

В науке принято деление «трудных» детей на следующие категории: педагогически запущенные дети; социально запущенные дети; нервнобольные.

1. «Под педагогической запущенностью мы понимаем такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы» (Невский. «Педагогическая запущенность подростков»).

2. Социально запущенные дети - это дети, попавшие под влияние окружающего общества или дети из неблагополучных семей.

3.Нервнобольные - это дети, нуждающиеся в лечении, для них необходимы специальные школы, но их не хватает, и нервнобольные находятся в школе вместе
со здоровыми детьми.

В общеобразовательной школе учителю приходится иметь дело со всеми тремя группами «трудных детей».

В зависимости от возраста меняются признаки «трудности»:

1-5 классы - лень, капризность, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности.

6-9 классы - грубость, озлобленность, нежелание учиться, трудиться на общую пользу, стремление сделать что-либо вредное, повышенный интерес к сексуальным вопросам.

10-11 классы - пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, неумение доводить начатое дело до конца.

С возрастом меняются не только признаки «трудности», но меняется содержание отрицательных качеств учащихся.

Если в начальной школе ученик проявлял лень в учении, то это было (могло быть) связано с неусидчивостью, неумением преодолеть первые учебные трудности. В среднем звене - лень из-за отсутствия интереса к предмету, за счет интереса к спорту. В старших классах - может появиться принцип, оправдывающий лень: не всем учеными быть, люди без образования тоже хорошо живут.

Критерии отставания: Знания Общее развитие РечьЭмоции Потребности

Все особенности «трудных», характеризующие их как педагогически запущенных, отражаются в поступках, в поведении, обусловливают различные трудности во взаимоотношениях с окружающими (товарищами, учителями, родителями), придавая им нередко конфликтный характер.

Причины неэффективности перевоспитания:

1. Педагогическая работа с «трудными» детьми иногда носит формальный характер.

2. Мешает бестактность и педагогическая несостоятельность отдельных учителей.

3. Педагогическая работа с трудными детьми носит общий, а не индивидуальный характер.

4. Работа имеет характер административных мер. Часто - это просто наказание, а не заботливая работа с учениками, в которой они нуждаются.

На основании глубокого анализа Блонский в 1932г. сделал выводы о мерах воздействия на «трудных» школьников.

1. Втягивать их теми или иными способами в коллективную жизнь. Предупреждал, что дезорганизаторы как работники очень неусидчивы, быстро выдыхаются. Поэтому поручать им нужно непродолжительную и интересную работу, постепенно делая из них полезных обществу работников.

2.Кустарная работа учителя-одиночки малоэффективна. Школа должна вести работу по оздоровлению быта населения. То есть, должно быть, соединение усилий
учителей, родителей, общественников.

Необходимость перевоспитания может возникнуть не только по отношению к
неуспевающим и дезорганизаторам. Есть и успевающие, вполне «средние», но с
отклонениями в нравственном развитии: ложь, трусость, лицемерие, приспособленчество и т.д.

Поэтому необходимо:

- привлекать мужскую половину к воспитанию: воинов, студентов, отцов;

- постоянный педагогический контроль поведения и деятельности детей (шефство);

- принимать меры не только к трудным ученикам, но и к трудным родителям.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.