Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников: формы, методы и особенности его реализации на уроках биологии.





Успеваемость и дисциплина учащихся не зависят от типа нервной системы и темперамента в тех случаях, когда учитель применяет разнообразные приемы и методы. Нет учеников, которые по особенностям темперамента были бы неспособны к обучению. Но положительный эффект достигается лишь в тех случаях, когда применяемые методы обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ученика. Исследования педагогов и психологов показали необходимость дифференцированного подхода к различным группам учащихся в зависимости от их функциональных возможностей иуровня работоспособности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, что необходимо учитывать при организации проверки и оценки знаний, преодолении неуспеваемости. Несоблюдение этого требования зачастую является главной причиной отставания в учебе даже среди одаренных учащихся, которые, казалось бы, располагают всеми данными хорошо учиться. Они проявляют высокие способности к обучению, опережают своих сверстников в умственном развитии или специальных способностях к музыке, рисованию, другим видам деятельности.

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в-том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все шдания индивидуально. Например, ремесленник, служащий или церковник брали себе в обучение ученика, который, живя в их доме, обучался ремеслу или грамоте. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.



Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель пел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя но-ное, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако подавляющая масса детей оставалась необученной.


Билет 17.

Физическое развитие личности и система физического воспитания школьников в условиях современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей. Взаимосвязь с экологическим образованием школьников.

Физическое развитие - одно из важнейших направлений в целостном процессе развития личности. Физическое развитие можно рассматривать как условие полноценного развития духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфер личности.

В современных условиях проблеме физического развития и воспитания уделяется особое внимание. Так, в связи с ухудшением экологической ситуации в нашей стране и во всем мире встает проблема выживания человека. Основной вопрос состоит в повышении .жизнеспособности и устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды, в формировании, сохранении и укреплении здоровья человека. Физиологи и медики наблюдают массовые нарушения физического и нервно-психического здоровья у детей разного возраста, которые проявляются в невротических состояниях, дефектах полового развития, снижении устойчивости по отношению к факторам риска, ухудшении показателей физического развития.

Эталоном гармоничного развития является человек, у которого проявляются здоровое тело, высокий интеллект, нравственность, эстетический вкус и др. Причем особенности физического развития выступают изначальными характеристиками морфофункционалыюго созревания, физической работоспособности, напряженности механизмов адаптации к различным социально-экологическим и производственным факторам.

Детство и школьные годы - особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм как бы настраивается па здоровый или «больной» образ жизни, у школьника вырабатываются нормы и привычки поведения. К сожалению, на практике довольно часто можно па-

Важную роль в решении этих вопросов играет школа. Однако не в каждой школе создана целесообразная система физического воспитания и образования школьников. Кроме того, сама организация воспитательно-образовательного процесса в школе не всегда способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.

Физическое развитие личности - один из важнейших показателей гармоничного развития человека. Физически развитый человек проявляет себя прежде всего во внешнем облике - осанке, походке, в определенной мере - в манере поведения, в сформированности таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость. Результатом физического развития является сформированность двигательных навыков и физических качеств человека, которые в совокупности определяют всю жизнедеятельность человека. Физическое развитие человека создает неповторимую индивидуальность его внешнего облика, что сказывается на общем развитии человека, его самооценке и работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем его тела.

Физически развитая личность предполагает физическое СОВЕРШЕНСТВО, которое определяется как «высокий уровень физического развития и работоспособности здорового организма человека при сохранении длительного, долголетнего, нормативного протекания жизненно важных функций в нем, а также высокой степени подготовленности, в том числе двигательной, к жизни, к труду, к защите Родины».

Об уровнях физического развития можно судить по нескольким критериям, в которых отражается различная степень подготовленности школьников к выполнению определенного типа упражнений: По медицинским показания – основная, подготовительная и специальная медицинские группы.

Вам известно, что процесс развития личности всегда обусловлен социальной ситуацией. Физическое развитие личности происходит как проявление природно обусловленных задатков в определенных социальных условиях - семье, школе, системе дополнительного образования, - весь окружающий мир имеет значение для формирования физической культуры. Какие же отношения склады-

Социализация обусловливает процесс физического развития, привнося во внутренний мир ребенка определенные ценности, идеалы и эталоны красоты и здоровья, критерии двигательной активности Осмысление и усвоение ребенком этих ценностей проявляется как потребность «вписаться» в окружающий его мир, выработать свой стиль поведения, создать свой образ жизни. Можно отметить, что в условиях нашего социума недостаточно ярко представлены идеалы физического совершенства личности, здорового образа жизни и ценности физической культуры как средства, обеспечивающего физии

Процесс физического развития личности сложный и противоречивый, он требует помощи со стороны взрослых (как учителей, так и родителей). Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условий для полноценного физическою развития личности.

А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен па развитие внутренней позиции школьника, обогащение ее необходимой информацией, развитие эмоционально-волевой сферы личности; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей ее средой (миром).

Известно, что эффективность воспитания зависит от того, в какой мере
содержание, формы, методы и средства воспитательной деятельности согласуются с возрастными возможностями детей.

Школьный возраст рассматривается как такой жизненный период, во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, являющиеся основой для формирования здоровой полноценной личности. В школьном возрасте физическое здоровье становится регулятором интеллектуального, эмоционального и волевого развития личности. В каждом возрастном периоде школьник проходит определенную стадию физиологического созревания, и как показывает опыт, всё то, что он недополучил на предыдущем этапе онтогенеза, практически не может быть восполнено в последующем.

Главная задача в дошкольный период - заложить прочный фундамент для интенсификации физического развития в последующие годы. Младший шк. период - следует усилить акцент на развитие выносливости, быстроты и координации движений. Для подростка характерен своеобразный поиск собственного образа, Для личностного развития опасно проявление неуверенности в себе, стеснения, комплексов неполноценности, они избегают занятий физической культурой. Задача педагога - помочь преодолеть это состояние, вовлечь подростков в процесс начальной физической подготовки. Физиологи отмечают, что основные направления развития физического потенциала человека в юношеском периоде - повышение уровня силы и выносливости, достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях.

Основными факторами физического развития человека являются наследственность, среда, воспитание и, как доказывают исследования физиологов, решающее значение имеет целенаправленная организация двигательной деятельности.

Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие па комплекс естественных свойств организма стимулирование и регулирование и развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального и рационального использования природных условий внешней среды.

ЦЕЛЬ физического воспитания и образования - формирование сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям. Реализация этой цели позволяет решать проблему оздоровления нации, создание здорового образа жизни.

В общеобразовательной школе физическая культура является обязательным учебным предметом, что отражено в государственных образовательных стандартах. Физическая культура рассматривается как такая область образования, которая закладывает основы физического и духовного развития личности.

СРЕДСТВА физического воспитания — физические упражнения, виды спорта и спортивных дисциплин, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой, режим, внешняя среда, отвечающая гигиеническим требованиям).

Организация и проведение работы по физическому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных ФОРМ учебпо-познавателыюй и двигательной деятельности. В практике современной школы сложились разнообразные формы работы по физическому развитию личности (см. 11; 14; 21; 27; 58; 68; 78; 99; 100; 106 и др.).

Современная система физического воспитания и образования предполагает многообразные формы работы: учебная работа - урок; внеурочные формы работы - секции, спартакиады; внеклассные формы в режиме учебного дня (кружки); общешкольные мероприятия (массовые формы работы) - спортивные соревнования, праздники, слёты, туристические походы, игры на местности); физкультурно-оздоровительная работа - упражнения, гимнастика, физкультминутки на уроках, спортивные игры.

Учитель физической культуры играет ведущую роль в решении задач физического воспитания и образования школьников. Так, именно он для многих детей является единственным человеком, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии основных физических качеств, сформировать потребность в занятиях физической культурой и спортом, в организации здорового образа жизни.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.