|
Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.Стр 1 из 10Следующая ⇒ Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс с целью развития личности, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий. Фактор - от латинского «делающий», «производящий» - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391). Условия развития - это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.). К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности. Биологический фактор (наследственность) развития личности представляет собой сложную, многогранную систему воздействий на ребенка, обусловливающих формирование его личности. Как утверждают генетики, под контролем генотипа находятся все признаки организма – морфологические, биохимические, физиологические, психологические и т.д. Задатки способностей - некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей Способности – индивидуально-типологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности... Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности Социальная среда. Среда является еще одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Она воздействует на человека на протяжении всей его жизни. В социальных науках "среда" определяется как - "Совокупность всех условий, которые окружают человека и непосредственно или косвенно воздействуют на него Различают среду природную и социальную, каждая из которых состоит из различных элементов и имеет различное значение для развития личности ребенка, по-разному влияет на него. В понятии "социальная среда" выделяют: МАКРОСРЕДУ - широкое понятие общественной среды. Это тот фон, на котором происходит развитие личности; МИКРОСРЕДУ- это самое близкое, относительно устойчивое окружение человеческой личности, которое непосредственно воздействует на личность в процессе ее практической деятельности; в микросреде происходит непосредственное взаимодействие личности с окружающим ее миром. Можно говорить о различных видах социальной микросреды: производственно-трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая, учебно-воспитательная, воинская, "языковая" и др. Различные виды и элементы жизненной среды не являются равноценными и оказывают неодинаковое влияние на ребенка в разные периоды его развития. Одной из особенностей макро- и микросреды является то, что в окружающей жизни происходят постоянные изменения и новые события, возникают новые проблемы, которые требуют своего разрешения. А потому для педагога важное значение имеют все те события общественной жизни, участником которых является личность. Таким образом, воспитание начинается с анализа социальной ситуации развития ребенка, так как она является исходным моментом в организации воспитательного процесса. Социальная ситуация развития личности обусловлена, с одной стороны, особенностями социального окружения, событиями жизни, с другой стороны, в ней отражается система ОТНОШЕНИЙ ребенка к явлениям внешней среды. Это отношение, в свою очередь, обусловлено возрастными особенностями развития личности и индивидуальными особенностями ее взаимодействия с непосредственным окружением (семья, школа, класс, друзья и т.д.). Опыт показывает, что знание положительных и негативных особенностей влияния социальной ситуации на процесс развития личности позволяет педагогу вносить определенные коррективы в образ жизни ребенка, создавать наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности, т.е. осуществлять перевод социальной ситуации развития личности в воспитательную ситуацию ее развития. Для развития ребенка важное значение имеет: Языковая среда. Домашняя (семейная) среда. Школьная среда Воспитание как фактор развития личности Существует множество определений процесса воспитания как фактора развития личности, в каждом из которых отражаются разнообразные взгляды на данный процесс, в каждом из которых - свое видение и понимание значимости воспитания для процесса развития личности ребенка. Воспитание как ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ процесс развития личности означает, что каждое воздействие на ребенка направлено на развитие в нем социально и личностно значимых черт и качеств. Процесс воспитания - это прежде всего специально организованная деятельность и общение воспитателя и воспитанника в целях развития его личности. Воспитание - это помощь взрослого в развитии личности ребенка. Целенаправленность действий со стороны воспитателя предполагает наметить тот образ, который может (должен) быть сформирован в личности ребенка. Не пытаться переделать тот тип психики ребенка, который присущ ему от рождения, наоборот, разумными воспитательными воздействиями помочь развитию его индивидуальности. Воспитательная деятельность может быть организована по-разному. Скорее всего, создание любой педагогической системы обусловлено тем, как осуществить на практике привлекательный для ее авторов идеал человека. И успешность педагогической деятельности школы оценивается тем, какой личностью становится ребенок. Воспитание как СОЗНАТЕЛЬНАЯ деятельность взрослого предполагает осмысление необходимости и целесообразности воспитательных воздействий на ребенка. Воспитание как ПЛАНОМЕРНЫЙ процесс развития личности - определение последовательности действий по формированию умений, качеств и характеристик личности в целом. Воспитание - это процесс ЕСТЕСТВЕННОГО развития ребенка, предполагает отсутствие преднамеренности и искусственности воспитательного воздействия педагога. Активность личности Термином «активность личности» обозначаются те психические процессы, которые обусловливают ее деятельность, позволяют оценивать степень включенности ребенка в различные виды деятельности, ее результативность. Активность личности характеризуется как проявление ее самостоятельного начала. Уровень активности обусловлен индивидуально-типологическими характеристиками человека - характер, темперамент, направленность, интересы и потребности, Термин «активность личности» отражает способность ребенка к саморазвитию. Размышления педагога об активности личности позволяют ставить вопрос о некоторой автономности процесса развития ребенка, его относительной независимости от процесса воспитания. Самовоспитание - тот уровень сформированности характеристик, проявляющихся в самопознании, самосознании, самореализации и самоутверждении, - должно стать ведущим фактором развития (саморазвития) личности на последующих этапах ее жизнедеятельности. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|