Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекции, факультативы, семинары





Цель: разъяснение принципов, понятий, идей, внедрение их в сознание и душу ученика.

Факультатив по этике - такая форма занятий, когда и лекции читаются по этике, и организуются диспуты по вопросам морали.

Программа составляется классным руководителем, учителем. Тематика может быть разнообразной: Что такое мораль? О Родине, патриотизме. О дисциплине. Дружба. Любовь. Честность. Совесть, стыд и т.д.

Задача факультатива - не только разъяснять понятия, но и побуждать к самовоспитанию, давать методику самовоспитания.

В основном, требования к лекции и семинару такие же, как и к учебным лекциям к семинарам.

Диспуты - живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Их проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические и правовые темы. «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди?». Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

В основе диспута - спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему надо готовиться. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута - не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превратился в спор ради спора. Педагог должен помогать ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

Пример- это воспитательное средство исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют не раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне 1-ой сигнальной системы, а слово - на 2-ой. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.



Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Многие качества поведения дети приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подражательство приобретает избирательный, осознанный характер. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только можно, но и нужно. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанников от неправильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения; отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем воспитанникам он относится ровно и доброжелательно.

Развитие школьных предметов «естествознание» и «Биология» в России с 1992 г. по настоящее время. Линейная и концентрическая система изложения биологического содержания. Развитие системы экологического образования. Цели и задачи экологической культуры.

Понимание противоречий процессов обучения основам современной биологии и познавательной способности учащихся, с одной стороны, привело к существенному сокращению учебного материала до его оптимального уровня, а с другой — способствовало развитию поиска новых (инновационных) технологий в организации образовательного процесса. Кроме того, по решению Министерства образования Российской Федерации в стране стали вводиться стандарты образования, в томчисле стандарт биологического образования. В нем обозначены содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений и ценностных отношений.

Все это происходило на фоне изменений в общественно-политической и экономической жизни страны. Внимание общества было обращено к общему образованию как институту развития культуры личности. Перед школой была поставлена задача развить у детей понимание гуманистических и экокультурных ценностей. Современные установки на изучение биологии в школе выявили в методике обучения этому предмету ряд новых проблем и прежде всего проблемы определения целей обучения биологии в школе, содержания предмета и его структуры.

Предстояло переработать принципы и подходы в осуществлении биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учетом возрастных особенностей школьников. Решению этих проблем, согласно модернизации средней школы, будет служить ее переход на 12-летнее обучение.

Цель перехода на 12-летнее общее образование:

—повысить научный уровень подготовки выпускников в условиях научно-технического прогресса;

—обеспечить эквивалентность отечественного образования в развитых странах, где продолжительность обучения составляет 12 лет, интеграцию с мировой системой общего образования;

—сохранить положительные традиции российского школьного биологического образования, повысить престиж и интерес учащихся к предмету;

—устранить перегрузку учащихся за счет увеличения срока обязательного обучения в основной школе до 10 лет, что позволитулучшить состояние их здоровья.

Таким образом, в связи с переходом российской школы на 12-летнюю систему образования необходимо изменить сложившиеся ранее цели и задачи среднего биологического образования. Они должны быть ориентированы на удовлетворение интересов и потребностей отдельной личности, на ее развитие, формирование мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.

Новые задачи, поставленные перед общим биологическим образованием, обозначают новый круг общеметодических и частно-методических (предметных) проблем. Их решение и определит

Система экологических понятий является важной составной частью общей системы биологических понятий школьного предмета и потому обусловлена спецификой его содержания в каждом отдельном курсе и возрастными особенностями учащихся. Вместе с тем эта система отражает основы научных знаний по экологии.

Научные экологические понятия, трансформированные в понятия учебные, вошли во все курсы школьной биологии, где на примере растений, животных и даже человека раскрываются основные экологические закономерности (количественные и качественные). Особенно широко в школьном предмете «Биология»

Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.

Экологическая культура важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите.

Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей: изменение морально-этической оценки природы, отказ от антропоцентризма, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, пересмотр собственных потребностей, духовное освоение сущностных свойств природы, понимание человека как органической части природы.

Педагогика выделяет несколько типов структурирования содержания образования. Один из них — линейное построение предмета. В этом случае все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания. При этом каждая часть (тема, курс) изучается только один раз. Другой тип — концентрическое построение учебного предмета, в этом случае происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом более высоком уровне изложения. Третий тип структуры — спиралеобразное построение школьного предмета. Его особенность заключается в том, что учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, т.е. неоднократно возвращаются на новом более высоком витке (уровне) к тому же содержанию (при обсуждении ряда крупных мировоззренческих вопросов), расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности. В последние годы появился четвертый тип структурирования учебного содержания — модульный. Он характеризуется тем, что целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, по таким модулям, как содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и пр.


Билет 21.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.