Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотивы учения школьников, их влияние на результат обучения. Пути и методы их формирования в процессе преподавания биологии.





На формирование у учащихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями.

Мотивы - главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование должных, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, — сердцевина педагогического труда.

Мотивы - очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы.

В практической педагогике мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию: социальные (социально-ценностные); познавательные; профессионально-ценностные; эстетические; коммуникационные; статусно-позиционные; традиционно-исторические; утилитарно-практические (меркантильные).

Различные мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Например, широкие познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении охватить большое содержание, являются относительно более слабыми по сравнению с учебно-познавательными, стимулирующими проявление самостоятельности и напористости в узкой области. В конкурентной среде зачастую наиболее значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы школьников можно разделить на побудительные, они лежат в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые «переводят» общественно значимые ценности на личностный уровень — «для меня».



Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые тем не менее могут быть очень сильными.

Наконец, выделим мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Излишне говорить, что дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, создавая одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. interest - имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним, о чем уже шла речь, когда раскрывались общие закономерности воспитания. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, ТСО, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.


Билет 14.

Нравственное развитие личности и система нравственного воспитания школьников в современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей в организации воспитательно-образовательного процесса. Нравственное развитие личности в преподавании биологии.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности.

НРАВСТВЕННОЕ развитие как формирование ценностных ориентации, принципов и норм поведения с другими людьми. В зависимости от индивидуальной ситуации развития личности у каждой формируются свои представления о себе и о других, о нормах общения, вырабатывается свой стиль поведения. И, как показывает опыт, не всегда окружающая нас жизнь и ситуации общения с другими людьми являются образцом для подражания. Антиобщественные формы поведения, как правило, являются следствием педагогической запущенности.

В школе и семье организуется процесс нравственного воспитания, направленный на развитие в ребенке нравственных норм, чувств и привычек. Особенно актуальным нравственное воспитание становится сегодня, когда в обществе происходит переоценка жизненных ценностей, а школьникам (в силу их небольшого жизненного опыта) трудно разобраться в противоречивости и многообразии тех ситуаций, которые его окружают.

Осмысливая сущность нравственности личности. Следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности - выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. -

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся.

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

б) отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка идисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил.

Нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

У школьников в процессе обучения биологии воспитывается нравственное отношение к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям. На уроках, во время экскурсий, в кабинете биологии, на школьном участке или в уголке живой природы есть все условия для реализации этического воспитания подрастающего поколения.

В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

  1. Принципы обучения, особенности их реализации в процессе преподавания биологии.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов).

В отечественной педагогике выдвинуты новые принципы, а те, что перешли в нее из классического педагогического наследства, с теми же наименованиями, имеют новое содержание. Выполнить задачу надежного руководства для педагогов в сложном процессе обучения молодых поколений принципы обучения могут только в том случае, если будут представлять собой не простую систему различных, хотя бы и очень важных положений, а образуют систему ведущих идей.

Но необходимо отметить, что при последовательном изложении принципов нельзя раскрыть диалектику движения обучения, взаимодействие и борьбу противоположных сил, тенденций. Только при тесном взаимодействии различных принципов можно отразить диалектику реального процесса обучения со свойственными ему противоречиями.

Именно при внутреннем взаимодействии эти принципы дают возможность педагогам найти верную линию ведения обучения при оптимальном удовлетворении требований принципов обучения. Практика показала, что принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности обучения.

Поскольку наука всегда представлена системой знаний, постольку овладеть ею можно только в системе. Отсюда вытекает принцип систематичности обучения. Вместе с тем, если обучение всецело подчинить систематическому изучению науки, образование будет односторонним: неотступность следования логической системе может воспрепятствовать иногда задачам применения знаний на практике, а в наше время принцип связи теории с практикой (при ведущей роли теории), обучения с жизнью является особенно значимым. Только при соблюдении этого принципа систематические знания приобретут одно из самых важных качеств -гибкость, применимость. Почему в последние годы стало сложно изучать физику, химию, биологию - с точки зрения научности изменений нет. Все правильно, но сложно, нет интереса у учащихся, нет связи с жизнью. Следовательно, имеются все основания рассматривать во взаимодействии систематичность и связь теории с практикой, с жизнью.

Высокое качество знаний, умений, навыков, и высокий уровень умственного и физического развития есть плод сознательного творческого учебного труда детей. Непременным условием такого труда является руководство учителя, направляющего учебный процесс так, чтобы на каждом его этапе перед учащимися выдвигались все новые и новые задачи, требующие умственного и физического напряжения.

Отсюда следует, что нужно рассматривать в тесном взаимодействии принципы сознательности и активности учащихся и руководящей роли учителя.

Процесс усвоения знаний и вся познавательная деятельность происходят путем осознания учащимися познавательной задачи, чувственного познания, абстрактного мышления и практического применения усвоенного. Чувственное познание является основой всех знаний учащихся о внешнем мире. Однако само чувственное познание направляется абстрактным мышлением, познавательными задачами или практическими потребностями. Имеются все основания принцип наглядности рассматривать во взаимодействии с развитием абстрактного мышления.

Поэтому мы будем рассматривать принципы в том их взаимодействии, которое создается в силу обнаруживаемых в процессе обучения противоречий и приводит к преодолению этих противоречий.

При этом необходимо отметить, что в каждый момент обучения в каждом его компоненте действуют все принципы обучения, но в зависимости от специфических задач того или иного компонента или той или иной стороны обучения, нередко проявляется ведущая роль того или иного отдельного принципа.


Билет 15.

Эстетическое развитие личности в системе эстетического воспитания школьников в условиях современной школы. Проблемы и противоречия, учет возрастных особенностей в организации воспитательно-образовательного процесса. Эстетическое развитие личности в преподавании биологии.

Эстетическое развитие личности проявляется в изменениях ее сознания и самосознания, эмоционально-чувственной сфере, отдельных поступках и поведении в целом.

Эстетически развитая личность проявляет себя в повседневной жизни, в деятельности, в творчестве. В процессе эстетического развития ребенка должны сформироваться такие умения и развиться такие способности, которые позволят занять активно-деятельностную позицию в окружающем его мире. Это позволит человеку быть не только «созерцателем» эстетически прекрасного в искусстве и жизни, но и самому жить и, по возможности, творить «по законам красоты».

Эстетическое развитие личности - это постоянный процесс приближения к более совершенному, прекрасному, это постижение законов красоты, проявление качеств и характеристик, которые позволяют утверждать эти законы в жизни.

По уровню эстетического восприятия. Б. Т. ЛИХАЧЕВособое внимание обращал на школьников и их отношение к предметам художественно-эстетического цикла:

1) школьники с развитым эстетическим восприятием и эмоциональной сферой, способные анализировать художественные произведения и самостоятельно их оценивать. Они изначально настроены на постижение прекрасного. Произведения искусства становятся для них формой познания жизни;

2) школьники со слабо развитыми эстетическим восприятием и эмоциональной сферой, мало подверженные воздействию искусства. Они воспринимают произведения искусства, но не видят их связи с жизнью;

3) школьники эстетически неразвитые,равнодушные к воздействию произведений искусства. Они не видят смысла в их постижении, у них слабо развита эмоционально-чувственная сфера, а потому они даже не испытывают желания в их познании.

Эстетически развитая личность проявляет себя в определенных характеристиках (чертах и свойствах), в которых может быть зафиксирован некий эталонный уровень: целостность эстетических чувств, сознания и практических действий; широта эстетического кругозора; восприятие искусства как средства познания жизни; сформированный эстетический идеал, эстетический вкус; творческий подходк жизни как стремление уйти от шаблона, стандарта.

Как Вы увидели, процесс эстетического развития личности сложный и, противоречивый, он требует помощи со стороны взрослых. Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условий для полноценного эстетического развития личности.А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, наполняя ее эстетическими чувствами, взглядами, отношениями; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей ее средой (миром).

Эстетически развитая личность проявляет себя во всех сферах жизнедеятельности - в общении с искусством, природой, другими людьми, в труде, быте, по отношению к себе. Эстетическое развитие личности многогранный, сложный процесс. В этом процессе проявляются многие грани личности, и чем шире эстетический кругозор личности, ее умений и возможностей, тем более многогранной становится ее жизнь.

Детское восприятие (на самом раннем этапе)отличается диффузностью, недифференцированностью, неумением выделить себя из окружающей среды. Ребенок готов как бы слиться с вещами, что проявляется в его играх, в детских рисунках (изображение для ребенка не отделимо от предмета изображения в сознании). Ребенок легко отождествляет себя с различными предметами, с героями книг, фильмов и спектаклей, он легко меняет сюжеты по своему усмотрению, так как пока еще не отличает сюжет от реальности. В восприятии искусства проявляется непосредственность. Дети эмоционально реагируют на увиденное; дети не понимают условности искусства и воспринимают его активно, как реальность. Для детей характерно фантазирование. Оно играет большую роль в общем развитии личности и активно развивает творческие способности.

Ребенок в этом возрасте не только способен созерцать и воспринимать впечатления окружающего его мира, но и практически созидать эстетически значимые предметы - он САМ способен создавать предметы (из песка, кубиков), а также рисовать, лепить, строить.

В дошкольном возрасте развивается память, которая имеет важное значение в развитии художественно-эстетического восприятия Свойство детской памяти - сохранять визуальные и спуховые образы во всей их целостности на подсознательном уровне.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК- возраст от 7 до 12 лет кажется менее богатым, ярким и активным, чем у дошкольников. Потеря детской непосредственности в восприятии окружающей жизни и произведений искусства, которая происходит в этом возрасте, производит впечатление «шага назад» в развитии художественного восприятия.

Уже сформирован определенный запас эмоционально-эстетических впечатлений. К этому времени уже должен быть сформирован навык восприятия прекрасного в окружающей его жизни и в искусстве. Основной критерий в оценке произведений искусства и впечатлений окружающей жизни продолжает оставаться прежним - их эстетическая привлекательность(красиво - некрасиво). Теперь в восприятии не красота, а правдивость (реальность). усиливается внимание к мелочам, отдельным деталям. На смену всеобщности, схематизму приходит способность к созерцанию отдельных деталей, а в области мышления проявляется способность к их анализу и опенке. Зная такую специфику, учитель при анализе любого произведения

Творческая деятельность, становится более сложной как по форме, так и по содержанию.

ПОДРОСТОК - трудный для эстетического воспитания период в силу тех изменений, которые характерны для подросткового возраста. К этому времени уже завершается в основном процесс адаптации детского сознания к внешним условиям, выработаны некоторые черты эстетического вкуса и идеала, формы поведения и взаимоотношений с другими людьми. Уровень восприятия художественного произведения «сюжетный». Это значит, что подросток ищет в искусстве информацию, знания, которые способны помочь ему в решении ЕГО проблем. Так, посредством искусства он «учится» преодолевать трудности. Учитель должен показать, что с помощью искусства возможно ответить на многие вопросы жизни, которые волнуют подростков. Под руководством учителя у подростков развивается способность к анализу и оценке произведений искусства, однако снижается эмоциональность его восприятия, теряется его острота и непосредственность.

Для подростка характерна потребность в самовыражении, ему важна демонстрация своих успехов и достижений (например, петь, играть на музыкальном инструменте, читать свои стихи и т п.)

РАННЯЯ ЮНОСТЬ - Особенности эстетического развития старшеклассников обусловлены, во-первых, особенностями общего развития; во-вторых, предшествующим опытом эстетического развития личности на предыдущих этапах.

Одно из направлений самоопределения - самоопределение в культуре общества: Какую музыку слушать? Какую одежду носить? Какими окажутся эстетические предпочтения в языке, чтении, манерах поведения, внешнем облике? Эти вопросы имеют для юношей и девушек первостепенное значение.

Практика показывает, что сегодня только благодаря школе (в школе) юноши и девушки приобщаются к лучшим образцам русского и зарубежного искусства. Осмысление художественных впечатлений выступает для старшеклассника как мощный фактор развития их жизненной (в том числе эстетической) позиции.

Для юношей и девушек становится характерной потребность в критическом осмыслении эстетических впечатлении и их систематизации

Можно сказать, что к этому времени у юношей и девушек уже сложилась своя эстетическая позиция и эстетический вкус, позволяющий им проявлять приоритеты в выборе музыки, моды, языка общения.

Как показывает практика, нередко происходит отождествление эстетического воспитания с художественным, следствием чего является недооценка важнейших аспектов в развитии личности, а потому в воспитательно-образовательном процессе школы не уделяется должного внимания решению многих задач.

Под эстетическим воспитанием понимают деятельность, связанную с формированием у подрастающих поколений чувства прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, когда происходит развитие человека, способного с позиций эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты»

Средствами целенаправленного влияния на человека в системе эстетического воспитания могут быть самые разнообразные объекты, процессы и явления.

ЦЕЛЬ художественно-эстетического воспитания и образования - разностороннее развитие эстетически активной личности, проявляющей себя в практической деятельности - отношениях к человеку, к природе, к обществу, к искусству, к обычаям и традициям народа, формам поведения, к миру вещей, самому себе.

Эстетически развитая личность становится способной чутко воспринимать проявление прекрасного в окружающей жизни, наслаждаться этим, объяснять это другим и организовывать свою обыденную жизнь «по законам красоты».

Используются все известные впедагогической науке и практике методы - наглядные, словесные,практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые.

Важное значение в системе эстетического воспитания и образования имеет учитель, так как именно он демонстрирует учащимся образец эстетической культуры.

Природа - естественная среда человеческой жизнедеятельности. В ее восприятии отражаютея все категории эстетики - симметрия, грация, ритмы, пропорции и т.п. Познание эстетической стороны природы - это познание бесконечного разнообразия, движения, обновления жизненных циклов, сезонных ритмов. Созерцание природы внушает человеку величавое настроение, вызывает эстетические переживания, ощущения возвышенного и совершенного Общение с природой учит ребенка эмоциональной чуткости, отзывчивости, любование красками, звуками, формами окружающего мира. Через переживание красоты природы становится возможным подвести ребенка к восприятию прекрасного в человеке









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.