Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровни и невербальные мета-сообщения





 

Уровень, на который указывает то или иное сообщение, может также выражаться с помощью различных невербальных мета-сообщений. Например, рассмотрим разницу между следующими сообщениями, где курсивом обозначены слова, которые говорящий выделяет тоном голоса:

«Тебе не следует делать это здесь».

«Тебе не следует делать это здесь».

«Тебе не следует делать это здесь».

В зависимости от того, на чем делается акцент тоном голоса, это утверждение имеет разный смысл: тебе (идентичность) не следует (убеждения/ценности) делать (способности) это (поведение) здесь (окружение). Именно наличие или отсутствие подобных мета-сообщений часто определяет то, как интерпретируется утверждение и верна ли эта интерпретация.

Например, если какая-то авторитетная фигура говорит: «ТЫ не уважаешь правила», это, скорее всего, воспринимается как утверждение об идентичности. Если же человек говорит: «Ты не уважаешь ПРАВИЛА», то идентичность не так важна, как уровень поведения.

 

Вербальный рефрейминг для изменения логических уровней

 

Это хороший способ использовать язык по отношению к разным нейро-логическим уровням, позволяющий выйти из «застывшего» состояния и провести рефрейминг своего опыта. Для этого нужно изменить категорию качества или опыта с одного логического уровня на другой (например, отделить идентичность человека от его способностей или поведения). Негативные суждения об идентичности часто возникают в результате интерпретации как утверждения об идентичности определенных поведенческих результатов или неспособности получать те или иные поведенческие результаты. Вернув негативное утверждение об идентичности на уровень поведения или способностей, мы значительно уменьшаем его ментальное и эмоциональное влияние.

Например, человек может впасть в депрессию из-за того, что у него обнаружили рак, и считать себя «жертвой рака». Можно провести вербальный «рефрейминг» этого убеждения: «Ты не жертва рака (А = идентичность), ты нормальный человек, у которого пока еще нет способности эффективно использовать связь между разумом и телом (Б = способности)». Это может помочь человеку изменить отношение к болезни, открыться для новых возможностей и начать воспринимать себя как активного участника процесса исцеления.

Рефрейминг такого же типа можно провести с убеждением «Я неудачник». Можно сказать: «Дело не в том, что ты неудачник, просто ты еще не научился всем навыкам, необходимым для успеха». И снова это возвращает ограничивающее убеждение на уровне идентичности на более проактивный уровень поведения.

Когда мы переводим что-то на другой логический уровень, его значение и влияние изменяются.

Такой рефрейминг можно разбить на следующие шаги:

A. Определить негативное суждение об идентичности (А):

Я________________ (например, «Я – обуза для других»).

Б. Определить конкретную способность или поведение, связанное либо с текущим состоянием, либо с желаемым состоянием, связанным с суждением об идентичности (В):

Способность______________ (например, «Способность справляться с проблемами самостоятельно»).

B. Заменить способность или поведение, связанные с негативным суждением об идентичности:

Возможно, ты не______________ (негативная идентичность, например, «обуза для других»), просто не обладаешь способностью _____________ (определенная способность или поведение, например «справляться с проблемами самостоятельно»).

 

Чтобы подчеркнуть сдвиг логического уровня, можно изменить тон голоса или использовать другие невербальные мета-сообщения (обозначенные словами, выделенными жирным шрифтом в примерах, приведенных выше).

 

Модель SCORE

 

Модель SCORE разработали Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн в 1987 году. Она описывает процесс, который они интуитивно использовали для определения проблемы и разработки интервенций. Он возник после серии семинаров по супервизии для НЛП-практиков. Дитлс и Эпштейн обнаружили, что они систематически организуют свой подход к проблеме не так, как их слушатели, НЛП-практики, и этот подход позволяет им эффективнее находить истоки проблемы. Они заметили: то, что они делают интуитивно, но систематически, не имеет точного описания ни в одной модели или технике НЛП.

Традиционный подход НЛП к проблеме в то время был ориентирован вокруг определения: (1) текущего состояния, или «проблемного состояния», (2) желаемого состояния, или цели, и (3) шагов, необходимых для решения проблемы, или процедуры, которая, вероятно, поможет человеку решить ее и перейти в желаемое состояние. Дилтс и Эпштейн обнаружили, что во время сбора информации они постоянно разбивают эти элементы процесса решения проблемы на более мелкие фрагменты. Например, определяя «проблемное состояние», они всегда делали различие между проблемой и «причинами» ее симптомов. Они обнаружили, что для того, чтобы определить желаемое состояние и цели, важно провести различие между конкретным поведенческим «результатом», представляющим желаемое состояние, и более долгосрочными «эффектами» этого результата (которые часто находятся не на уровне поведения). Затем Дилтс и Эпштейн обратили внимание, что важно отделять техники от более глубоких «ресурсов», которые позволяют мобилизовать и активировать эти техники как средство найти решение проблемы и достичь желаемой цели.

Буквы «SCORE» обозначают эти дополнительные понятия, предложенные Дилтсом и Эпштейном: симптомы, причины, результаты, ресурсы и эффекты. Согласно этой модели, эти элементы представляют собой минимальную информацию, необходимую в любом процессе изменений или исцеления.

 

 

Модель SCORE вводит дополнительные дистинкции к традиционной модели решения проблем НЛП «Текущее состояние – желаемое состояние»

 

Интересно отметить, что слово score в английском языке имеет несколько трактовок. Это слово происходит от древнескандинавского skor, означающего «борозда» или «надрез». В словаре Вебстера «score» определяется как «метка, которая служит стартовой точкой или целью» или «отметка, помогающая вести счет». Например, когда ведется счет в игре или в спортивных соревнованиях, слово score обозначает текущий статус взаимодействия (например: «Текущее состояние „Пиратов“ – 0», «Желаемое состояние „Смельчаков“ – 4»).

Таким образом, «score» – это средство отслеживать прогресс события или взаимодействия. Например, «musical score» – это музыкальное сопровождение кинофильма или театрального спектакля. В танце словом «score» называют законченную танцевальную композицию. Этот термин даже используется в значении «знать очевидные факты». Например, говорят, что человек «knows the scores» (буквально – «знает счет, знает правила»), когда он понимает все аспекты и особенности данной ситуации.

Еще одно значение слова «score» – выражение достижения, результата (в игре или при выполнении теста) или совершенства (качества) либо в абсолютной величине (в очках), либо по сравнению с каким-то стандартом. «Score» можно даже назвать сам акт достижения. Например, словом score называют цель, пробежку или касание земли в самых разных играх и видах спорта, где ведется счет. Это слово также обозначает успех в достижении чего-то желаемого.

В той или ной степени модель SCORE включает в себя все эти определения. Фактически конечная цель сбора информации и формирование ее по модели SCORE – «рассказать историю» перехода от текущего состояния к желаемому состоянию. Подобно музыкальному сопровождению театрального спектакля, все элементы SCORE, связанные с проблемой, должны быть каким-то образом организованы в осмысленное целое. Поэтому модель SCORE – больше чем просто список категорий анализа. Она позволяет собрать минимальную информацию, необходимую для того, чтобы получить ощущение «истории изменений», необходимой для решения проблемы.

 

«Знать SCORE»

 

Чтобы лучше понять определения SCORE, рассмотрим следующие вопросы: В чем проблема? Что превращает это в проблему? Какие важные элементы проблемы нужно определить, чтобы ее успешно решить?

Во-первых, важно понять, что если у вас нет результата, то нет и проблемы. Если вас полностью устраивает то место, где вы находитесь сейчас, у вас нет проблемы. Фактически часто проблема возникает в процессе определения цели. «Проблема» – это различие между текущим состоянием и желаемым состоянием, а также вопросы, с которыми нужно справиться, чтобы перейти в желаемое состояние.

Вот вопросы, позволяющие определить результат: В чем конкретно состоит ваша цель? Чего вы хотите получить больше? Если бы вы могли получить то, чего хотите, что бы это было?

В процессе движения к желаемому состоянию возникают симптомы в форме ограничений, сопротивления или помех в достижении результата. Обычно симптомы – самый заметный аспект проблемы. Физические симптомы часть проявляются в виде боли, слабости или напряжения. Психологические симптомы проявляются в форме внутренних конфликтов и неприятных эмоций. Обычные симптомы для компании или организации – падение прибыли, недостаток мотивации или продуктивности. Следующие вопросы помогают выявить симптомы:

В чем проблема? Что идет не так или доставляет вам неприятности? Что вы хотите изменить? Что мешает вам получить то, что вы хотите, или быть таким, каким вы хотите?

Конечно, чтобы эффективно решить проблему, нужно найти и устранить более глубокие причины тех или иных симптомов или набора симптомов. Если мы работаем только с симптомом, это принесет лишь временное облегчение. Причины часто не слишком очевидны, более обширны и более системны по своей природе, чем конкретные симптомы, которые проявляются в данный момент. Например, причиной физической боли могут быть невидимые, скрытые факторы – застойные явления, вирусная инфекция или внутреннее кровотечение.

Неприятные эмоции могут быть результатом ограничивающих убеждений («вирусов» мышления), подавленных воспоминаний или искажения ментальных карт и репрезентаций. Падение прибыли или производительности может быть результатом каких-то событий, связанных с конкуренцией, организационной структурой, лидерством, изменениями на рынке, в сфере технологий, в каналах коммуникации и так далее. От того, какую причину мы выявили, зависит, где мы будем искать решение.

Аристотель считал, что есть четыре разных типа причин. Предшествующие (исторические) причины связаны с цепочками событий, корни которых лежат в прошлом. Ограничивающие причины – это следствие границ или возможностей, возникающих «здесь и сейчас». Окончательные причины связаны с прогнозируемыми последствиями в будущем и целями текущих действий. Формальные причины связаны с тем, как мы воспринимаем, организуем и фильтруем текущие события. В поисках причин симптома важно проверить несколько из этих областей: тщательный сбор информации – залог успеха.

Еще один важный тип «причин» тех или иных симптомов связан с потенциальными позитивными намерениями, или вторичной выгодой от симптома. «Причиной» эмоциональных симптомов, например гнева, может быть самозащита или потребность установить границы. Физические симптомы иногда тоже приносят «вторичную выгоду», например заботу, внимание, или служат хорошим «оправданием». Отсутствие мотивации иногда становится способом избежать возможных стрессов или неудач. Это важная сфера потенциальных причин, которой часто не уделяют должного внимания.

В целом причины можно исследовать и обнаружить, задавая такие вопросы: Откуда пришел этот симптом? Что запускает или создает этот симптом? Что происходило как раз перед тем или в тот момент, когда возник симптом? Что держит симптом на месте? Что мешает вам изменить симптом? Каковы позитивные намерения симптома – какой цели он служит? Есть ли какие-нибудь позитивные последствия, к которым приводил или приводит симптом?

Желаемые эффекты достижения определенной цели или результата также могут быть важными факторами в определении пространства проблемы. Конкретный результат в целом – это шаг по пути к долгосрочным последствиям (в НЛП их иногда называют метарезультатами). Важно, чтобы решение проблемы способствовало долгосрочным желаемым эффектам. Иногда способ достижения результата может препятствовать достижению долгосрочной цели. Так сказать, можно выиграть битву, но проиграть войну.

Вопросы, связанные с эффектами: что будет, если вы достигнете результата? Что вы получите, когда достигнете этой цели? Что вы сделаете после того, как получите желаемый результат, или что произойдет потом?

Таким образом, общее «пространство проблемы» определяется отношениями между целью или результатом, симптомами, которые мешают достичь результата, причинами этих симптомов и долгосрочными желаемыми эффектами достижения результата. Чтобы найти ресурсы, которые позволят эффективно устранить симптом, нужно знать причины симптома, результат и долгосрочные желаемые последствия его достижения. Иногда ресурсы, необходимые для устранения проблемного состояния, отличаются от ресурсов, необходимых для достижения результата (например, аспирин, чтобы снять боль, и постельный режим, чтобы организм смог восстановить энергию). В других случаях единственный ресурс может эффективно разрешить всю проблемную ситуацию. Однако полезно исследовать ресурсы, которые помогут и (а) устранить симптом и его причины, и (б) достичь желаемого результата и эффектов. Какие доступные вам ресурсы (поведение, состояние, способности, убеждения, поддержка и так далее) помогут вам достичь результата (решить проблему)? Раньше вам когда-нибудь удавалось достичь подобного результата (решить подобную проблему)? Что вы для этого сделали? Знаете ли вы кого-нибудь, кто смог достичь подобного результата (решить подобную проблему)? Что сделал этот человек? Представьте себе, что вы достигли результата (решили проблему); оглянитесь назад и проанализируйте, что вы для этого сделали? Какие другие возможности, которые позволили бы вам поддерживать позитивное намерение и при этом достичь желаемого состояния, у вас есть?

Техники это последовательности действий, «форматы», позволяющие найти определенные ресурсы, получить к ним доступ и использовать их для устранения определенных симптомов и причин, а также для достижения определенных результатов. Техника – это не ресурс. Техника эффективна лишь в той степени, в которой она позволяет получить доступ к ресурсам, адекватным для изменения всей системы, определенной другими элементами SCORE, и эффективно их использовать.

В зависимости от того, конкретный или общий характер носит проблемная ситуация, те или иные техники и ресурсы могут привести к желаемому результату сразу же или стать промежуточными шагами на пути к нему. Иногда решение требует нескольких разных ресурсов и их нужно использовать на протяжении нескольких месяцев или даже нескольких лет. Процесс определения симптомов, результатов, причин и потенциальных последствий – это непрерывный процесс.

В целом в соответствии с моделью SCORE, чтобы эффективно решить проблему, нужно определить «пространство проблемы» и выяснить потенциальные сферы «пространства решения», установив отношения между следующими элементами.

1. Симптомы — обычно самые заметные и осознаваемые аспекты проблемы или проблемного состояния.

2. Причины — скрытые элементы, несущие ответственность за создание и поддержание симптомов. Они обычно не так заметны, как симптомы, которые они создают.

3. Результаты — определенное состояние или поведение, которое займет место симптомов.

4. Ресурсы — скрытые элементы (навыки, инструменты, убеждения и так далее), несущие ответственность за устранение причин симптомов и за достижение желаемых результатов. Такие техники, как шестишаговый рефрейминг, изменение личной истории, якорение и так далее, – это структуры, позволяющие использовать те или иные ресурсы.

5. Эффекты — долгосрочные результаты достижения определенного результата. Конкретные результаты в целом – это ступени к долговременным эффектам.

А. Позитивные эффекты часто являются причиной или мотивацией для стремления к определенному результату.

Б. Негативные эффекты могут создать сопротивление или проблемы с экологией.

 

Базовые вопросы SCORE

 

Вот базовые вопросы для определения SCORE, связанной с определенной проблемой.

1. Каков симптом проблемы?

2. Какова причина симптома проблемы?

3. Каков желаемый результат или цель?

4. Какими будут долгосрочные эффекты достижения цели?

5. Какие ресурсы помогут устранить причину?

6. Какие ресурсы помогут достичь результата?

 

Применение модели SCORE

 

Эффективный способ понять и использовать модель SCORE состоит в том, чтобы организовать ее элементы в виде линии времени. Обычно симптомы мы переживаем сейчас, в настоящем, или переживали в недавнем прошлом. Причины этих симптомов обычно предшествуют их появлению. То есть во времени причины возникают раньше симптомов – либо сразу же перед ними, либо гораздо раньше. Результаты возникают одновременно с симптомами, ведь именно ими мы хотим заменить симптомы. Итак, если симптом существует в настоящем, результат тоже существует в настоящем или в ближайшем будущем. Эффекты носят более долгосрочный характер. Обычно они находятся в ближайшем или в отдаленном будущем. Ресурсы могут находиться в любой точке времени. Ресурсом может быть то, что случилось с нами только что, много лет назад или что-то, что мы себе представляем, что может случиться в будущем. В процессе творческого решения проблем ресурсы часто возникают, когда мы спрашиваем «а что, если?» и действуем «как если бы».

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.