Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание генеративного «контейнера »





 

Следующие упражнения исследуют, как создать условия для генеративного сотрудничества. Для этого важно понять разницу между контейнером (отношения, или поле, между членами группы или команды) и содержанием (ви́дением, идеями или проблемами членов команды).

Для генеративного сотрудничества необходимо создать «контейнер» отношений: доверие, взаимное уважение и признание уникальных ресурсов и вклада каждого члена группы. В третьем поколении НЛП это называется «спонсорством».

Мастер трансформации Ричард Мосс считает, что «лучший подарок, который мы можем преподнести себе или другому человеку, – это качество нашего внимания». Спонсорство — это способность видеть, ощущать и признавать позитивные качества и потенциал других людей. Один из способов поощрять взаимное спонсорство в группе людей – побуждать их искать лучшие качества друг в друге, находить их и оценивать по достоинству. Следующий процесс, который разработал тренер НЛП Роберт Макдональд, помогает людям стать спонсорами друг для друга, внимательно наблюдать за тем, что они видят, и замечать, что им нравится друг в друге.

Члены группы по очереди становятся «участником А». Он будет объектом внимания для остальных членов группы. Важно, чтобы каждый из членов группы играл эту роль добровольно, когда будет к этому готов.

 

 

Каждый член группы добровольно становится объектом внимания группы

 

Члены группы встают в круг. Начиная слева от участника А, по часовой стрелке, каждый из них называет одно качество, которое видит (или наблюдает) в участнике А и которое ему нравится, и одно качество, которое он ощущает в участнике А и которое ему нравится. «Видеть» – значит воспринимать видимые, заметные качества поведения человека. «Ощущать» – это соматическое, интуитивное впечатление о более глубокой составляющей человека, о его «сути».

При этом каждый из членов группы следует такому формату:

 

«Я вижу__________________. И мне это нравится».

«Я ощущаю, что ты__________. И мне это нравится».

 

Повторяйте этот процесс до тех пор, пока каждый член группы не сыграет роль участника А и не услышит комментарии от других членов группы.

Важно помнить, что, когда за нами наблюдают, мы можем почувствовать себя уязвимыми. Поэтому полезно, чтобы перед началом упражнения члены группы нашли свой «центр» и создали для себя «вторую кожу».

Если это упражнение выполнено правильно, оно помогает участникам очень быстро получить глубокий опыт доверия и связи в группе, даже если раньше они были не знакомы.

 

Расширение группового поля

 

Основной принцип генеративного сотрудничества заключается в том, что чем больше каждый участник группы вносит в нее свою уникальную энергию и ресурсы, тем больше выигрывает от этого группа. Точно так же чем больше этого ресурса группа может выявить в участнике, тем больше получат и участник и группа.

Следующее упражнение помогает создать и поддерживать позитивную обратную связь между участником группы и группой как целым.

Как участник:

1. Определите ресурсное состояние, которое вы хотели бы привнести в группу как свой вклад и сделать так, чтобы группа усилила этот ресурс.

2. Полностью войдите в ресурсное состояние. Ощутите энергию этого состояния и выразите ее в физическом движении (найдите его соматический синтаксис). Также найдите слово или название, которое лучше всего описывает это состояние. Это может быть буквальное обозначение («уверенность», «юмор», «мудрость», «щедрость» и так далее) или символ либо метафора («свет звезд», «глубокие корни», «излучение голубой энергии» и так далее).

Как группа:

3. По очереди каждый из членов группы называет и демонстрирует состояние и энергию, которые хотел бы внести в групповое поле. Перед тем как это сделать, он говорит: «Я хочу представить вам свой ресурс/состояние/энергию».

4. Остальные участники группы внимательно наблюдают за человеком, представляющим свой ресурс, а потом переходят во «вторую позицию», перенимая его соматический синтаксис. Когда члены группы ощутили это состояние или энергию, они возвращаются во вторую позицию и говорят: «Я воспринимаю твой (ресурс/энергию)».

5. Тот, кто представляет свой ресурс, говорит: «Посмотрите на меня».

6. Каждый член группы еще отчетливее ощущает присутствие этого человека и говорит: «Я тебя вижу».

7. Повторяйте процесс до тех пор, пока свои ресурсы не представят все члены группы («смотрите на мой ресурс» и «смотрите на меня»).

8. После того как каждый член группы продемонстрирует свой ресурс и ощутит уважение группы к нему, все члены группы одновременно начинают совершать движения, демонстрирующие их уникальные ресурсы. Потом они постепенно перенимают друг у друга эти движения, пока не возникнет общее движение «ресурса группы», нечто вроде общей «четвертой позиции».

 

Как только будет создан такой «контейнер», можно начать исследовать «коллективный интеллект» членов группы. Один эффективный способ это сделать – процесс, который мы называем «интерви́дением».

 

«Интервидение»

 

Богатство генеративного поля связано с тем, что у разных людей – разные карты мира, разный прошлый опыт, разные ресурсы и разные точки зрения. Когда эти различия объединяются, дополняя друг друга, они создают основу для эффективного генеративного сотрудничества. Процесс интервидения — это способ поощрять синергию и конструктивное «наложение» между разными ви́дениями, идеями и точками зрения участников группы. В процессе «супервизии» между людьми возникают иерархические отношения; супервизор показывает другому человеку «правильную карту». В процессе «интерви́дения» люди являются равными партнерами и «правильной» карты не существует. Также здесь есть важный элемент понятия «ви́дение». Одна из целей процесса интерви́дения – использовать стратегии визуального и символического мышления в контексте группы.

Основное преимущество интерви́дения связано с влиянием нашего способа репрезентации и представления наших идей и нашего ви́дения. То, как другой человек представляет свои идеи и свое ви́дение, может автоматически расширить восприятие других членов группы. Поэтому процесс интерви́дения лучше проводить в группе как минимум из четырех человек, чтобы получить спектр различий.

Есть и еще один важный аспект интерви́дения: членов группы вдохновляют ви́дение и идеи других ее членов. С точки зрения отношений между членами группы цель процесса интерви́дения помогает каждому члену группы разделить свое ви́дение с другими. При этом он спрашивает: «Вот мое будущее, можете ли вы сделать свой вклад?», а также: «Каково ваше ви́дение? Могу ли я внести свой вклад?»

В обычном формате интерви́дения каждый член группы по очереди представляет свое ви́дение, идею или ситуацию группе в как можно более краткой и ясной форме. Другие члены группы слушают его и ощущают, чем его слова и идеи затрагивают и вдохновляют их.

После того как он заканчивает, члены группы делают символические или метафорические изображения того, что они услышали и поняли, и того, что их вдохновило. Это может быть диаграмма, скетч и так далее. Например, один человек может нарисовать дерево или пейзаж, другой – какие-то символы, треугольники, круги или звезды и связать их линиями и стрелками. Конечно же, каждый из них изобразит идеи выступавшего по-своему. Каждый создаст собственную карту территории.

Рисуя, каждый участник создает свою карту отдельно, не глядя, что делают другие. Каждый член группы, в том числе и тот, кто представлял свои идеи, рисует свое изображение того, что вдохновило его в представленном ви́дении, идее или ситуации. Затем члены группы определяют, какие ресурсы им хотелось бы предложить говорившему. В этом случае «ресурсом» может быть то, чем член группы может помочь автору ви́дения, чтобы он смог воплотить его в жизнь. Например, это может быть книга, статья, веб-сайт, контактная информация человека, который мог бы ему помочь, и так далее. Также ресурсом может быть какое-то предложение, совет или рекомендации на основании личного опыта.

Важно, чтобы член группы был готов предложить этот ресурс, не ожидая получить что-то взамен.

Когда члены группы закончат свои рисунки и подумают, какие ресурсы могут предложить, каждый из них объясняет остальным, что он нарисовал, и предлагает свой ресурс, следуя такому формату:

1. «Вот мой рисунок твоей идеи или ви́дения…» (если нужно, кратко объясняет свой рисунок).

2. «Твое ви́дение вдохновляет меня тем-то и тем-то…» (делится чувствами, мыслями, новыми открытиями, связанными с идеями или ви́дением выступавшего).

3. «Я хотел бы предложить тебе ресурс, который поможет тебе воплотить в жизнь свою идею или ви́дение…» (описывает ресурс).

 

В конце выступавший дает обратную связь группе с точки зрения того, как члены группы расширили его собственную карту ви́дения или идеи.

Если на это есть время, группа может создать общий рисунок, представляющий общие точки или общие сферы ви́дения каждого из участников.

 

Доступ к Большему разуму

 

Как мы уже говорили, генеративное поле может выходить за рамки межличностного взаимодействия. Оно может возникать, когда мы взаимодействуем с тем, что Бейтсон называл Большим разумом, связанным с нашим окружением, экологией планеты и коллективным бессознательным человечества. Следующие упражнения помогают получить доступ к интеллекту больших полей, которые нас окружают.

 

Активное сновидение

 

«Активное сновидение» – это метод сбора информации, содержащейся в поле, в состоянии «незнания». Активное сновидение – процесс, возникший под влиянием традиций некоторых племен североамериканских индейцев. Он состоит в том, что мы создаем намерение, которое будет реализовано в сновидении или в «ви́дении» во время бодрствования. Намерение может состоять в том, чтобы получить ответ на вопрос, решить проблему, принять решение, получить больше информации, что-то понять и так далее. При этом намерение обычно выражено в более общих терминах, чем конкретная цель или результат. Например, человек может сказать: «Мое намерение – увидеть во сне то, что я могу безопасно и экологично отпустить из своей жизни». Намерение становится фильтром или руководством, направляющим наше бессознательное.

Ответ может прийти в буквальной или в символической форме. Человек может проснуться на следующее утро и подумать: «Пришло время отпустить гнев, связанный с отношениями, которые закончились пять лет назад». Или пойти на прогулку и вдруг представить себе, как с деревьев падают листья. Возможно, он не понимает, что символизируют эти листья, но чувствует себя после этого обновленным и спокойным. Чтобы исследовать значение символов, можно войти во «вторую позицию», увидеть ситуацию как бы с точки зрения этого символа – например, представить себя листьями дерева. Вернувшись в первую позицию или войдя в позицию наблюдателя, можно затем исследовать отношения между символами и нашим первоначальным намерением.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.