Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа с архетипами перехода





 

Проблемы, связанные с убеждениями, чаще всего возникают во времена «перехода» (сопровождающие разные стадии цикла адаптации). Обычно самая трудная фаза перехода, которой сложнее всего управлять, – это стадия коллапса, или творческого разрушения. В этой фазе чаще всего возникает напряжение, ведь на ней разрушаются привычные установки и паттерны поведения.

Архетипически эту фазу символизирует образ «дракона» – нечто огромное, неизвестное и потенциально опасное. Некоторые распространенные «драконы» на жизненном пути человека – это переходный возраст, менопауза, старость, изменения в карьере, выход на пенсию, смерть близкого человека, потеря, болезнь и другие важные изменения в жизни. Во времена таких «переходов» у нас обычно возникают одинаковые архетипичные реакции: отрицание, подавленность, фрустрация, гнев, упорство, смирение и так далее. Любая из этих реакций создает определенные отношения с «переходом», или «драконом».

Кэрол Пирсон (1992) выявила серию архетипических реакций на трудные ситуации перехода. Они символизируют различные стадии наших отношений с этим таинственным и опасным драконом.

• Невинный (я не знаю о существовании «дракона»).

• Сирота (я поглощен или подавлен «драконом»).

• Мученик («дракон» меня преследует).

• Скиталец (я избегаю «дракона»).

• Воин (я сражаюсь с «драконом»).

• Маг (я принимаю и трансформирую «дракона»).

 

Как и архетипические энергии, каждое из качеств, представленных в этих символических ролях, имеет свои дары и свою тень.

Дары Невинного — оптимизм, чистота и простота. Его теневая сторона – доверчивость, неопытность и уязвимость.

Сирота приносит дар сострадания и способность отпускать. Его тень – беспомощность и отчаяние.

Дары Мученика — готовность к самопожертвованию и стремление к справедливости. Его тень – поведение «жертвы», осуждение и пассивно-агрессивное поведение.

Дары Скитальца — пространство, свобода и дух приключений. Его тени – избегание и отрицание.

Ресурсы Воина — настойчивость, смелость и ясность. Его тени – агрессия, насилие и попытки навязать всем свою точку зрения.

Дары Мага — принятие, творчество и мудрость. Его тени – манипуляции, хитрость и иллюзии.

Чтобы эффективно справиться с «переходом», нужно получить доступ к дарам и ресурсам каждого архетипа в его отношении к «дракону». Если мы удерживаем «дракона» в поле этих ресурсов, он трансформируется: проблема становится возможностью, раны становятся источником обучения и роста. Худшее, что произошло в нашей жизни, становится лучшим, что с нами случилось.

Мы обретаем дары каждого архетипа, получая к ним доступ с помощью состояния COACH, создавая центрированную и интегрированную «версию» каждой архетипической реакции.

Следующее упражнение сочетает процессы пространственной сортировки, соматического синтаксиса и связи с полевым разумом через архетипы Пирсон и помогает ресурсно встретить времена перемен и переворота.

1. Назовите «дракона». Найдите проблему, связанную с ситуацией перехода. Это могут быть ключевые элементы контекста или окружения, связанные с переходом. Это могут быть реакции близких людей или проблемные элементы, связанные с обстоятельствами, окружающими переход.

2. Найдите точку в пространстве, представляющую «дракона». Найдите точки для каждого из архетипов таким образом, чтобы «дракон» оказался в центре: Невинный, Сирота, Мученик, Скиталец, Воин, Маг. Найдите точку для состояния COACH за пределами этого круга (мета-позицию).

3. Начиная с точки, представляющей Невинного, по очереди исследуйте каждый архетип перехода. Ощутите его энергию, убеждения, примите его позу, найдите его движения (соматический синтаксис). Исследуйте отношения каждого архетипа с «драконом». Замечайте и дары и тени, которые пробуждают в вас отношения каждого архетипа с «драконом».

4. Закончив исследовать все архетипы, перейдите в точку мета-позиции и как можно полнее войдите в состояние COACH. Войдите в свою зону совершенства и откройтесь мудрости полевого разума.

5. Удерживая это состояние в теле, физически переходите от одного архетипа к другому по кругу. Получите и переживите «дары», ресурсы и знания каждого из них в отношениях с «драконом». При этом исследуйте позы, жесты и движения (соматический синтаксис), связанные с позитивным выражением архетипов, возникшим благодаря состоянию COACH. В конце процесса вернитесь в точку, которая кажется вам наиболее подходящей в настоящий момент в ваших отношениях с «драконом». Обратите внимание, что теперь вы можете сделать это, осознавая, на какой стадии цикла перехода вы сейчас находитесь.

 

 

Позиции в пространстве для упражнения «Архетипы перехода»

 

6. Вернитесь в точку, обозначающую состояние COACH в мета-позиции, и подумайте о том, что вы обнаружили и чему научились в этом путешествии. Более подробно этот процесс описан в следующих источниках: «Путешествие героя» («The Hero's Journey: A Voyage of Self-Disco very») (Gilligan & Dilts, 2009) и «Энциклопедия системного НЛП и нового кода НЛП» (Дилтс, Делозье, 2000).

 

 

Заключение: ЭГО И ДУША

 

Итак, мы представили все, что хотели описать в рамках этой книги. Но в определенном смысле это лишь начало исследования следующего поколения НЛП. Существует множество процессов и техник, которые мы не включили в эту книгу, и постоянно возникают новые.

Например, одна из основных сфер использования принципов и практик нового поколения НЛП – это коучинг на уровне идентичности. Проблемы и сложности, связанные с идентичностью, лежат в основе коучинга с большой буквы «К». Мы планируем подробнее коснуться этой увлекательной сферы в нашей следующей книге «Коучинг на уровне идентичности» («Coaching at the Identity Level»).

В этой книге мы рассмотрим «идентичность» как некую сущность, состоящую из двух дополняющих друг друга аспектов: эго и души. По мнению психоанализа, эго — это «часть души, служащая посредником между сознанием и бессознательным, несущая ответственность за проверку реальностью и ощущение личной идентичности». То есть эго связано с развитием и сохранением нашего ощущения собственной личности, с восприятием реальности с нашей индивидуальной, уникальной точки зрения.

На уровне окружения эго склонно обращать внимание на опасности и ограничения, оно стремится к кратковременной выгоде и удовольствию. Поэтому на уровне поведения эго преимущественно реагирует на внешние условия. Способности, связанные с эго, в целом связаны с когнитивным интеллектом, например с анализом и разработкой стратегий. На уровне убеждений и ценностей для эго важны безопасность, одобрение, контроль, успехи и достижение собственных целей. На уровне идентичности эго связано с нашими социальными ролями, с тем, кем мы «должны» быть или какими нам «нужно» быть. На уровне духовности эго ориентировано на выживание, признание и реализацию наших амбиций – на жизнь, которую мы хотим для себя создать.

С точки зрения НЛП эго можно рассматривать как когнитивную карту или модель «себя» и как естественный процесс развития. Однако понятия «реальность» и «я сам», связанные с эго, находятся под влиянием внешних авторитетов – социальных норм, культурных ценностей и семейных паттернов. Как любая карта или модель, она всегда сформирована процессами опущения, искажения и генерализации. Если эти элементы и процессы слишком сильно искажают реальную территорию и наш собственный потенциал (нашу душу или сущность), эго обращается своей «теневой» стороной. Некоторые качества нездорового эго принимают форму либо раздувания «я» – гордыни, высокомерия, чувства собственной важности, нарциссизма и себялюбия, либо самоуничижения — осуждения себя, депрессии, критики себя, отсутствия ощущения собственной ценности, уверенности в себе и так далее. В результате нас переполняют алчность и страх, мы прибегаем к стратегиям выживания (бежать, бороться, замереть).

Душа — это уникальная жизненная сила, сущность или энергия, с которой мы приходим в этот мир и которая входит в мир через нас. Например, у новорожденного еще нет эго, но уже есть уникальные энергия и сущность, лежащие в основе его идентичности. Энергия души выражается через наше тело и взаимодействие с полями, которые нас окружают. Душа – это энергетическая «глубинная структура». Она не связана с тем или иным контекстом – и поэтому не испытывает на себе влияния общества, культуры и семьи. При этом она выражает себя в форме вклада в окружающее поле. Поэтому душа – не отдельная сущность и не объект. Она – выражение разворачивающейся, связанной со всем миром, самости.

На уровне окружения душа стремится к самовыражению и росту. В результате на уровне поведения душа проактивно реагирует на внешние условия. Способности, связанные с душой, в целом связаны с восприятием энергии и управлением ею, а также с эмоциональным интеллектом. На уровне убеждений и ценностей душа сосредоточена на внутренних мотивах: служение другим, внесение своего вклада, связь с миром, бытие, расширение и пробуждение. На уровне идентичности душа связана с нашей миссией и уникальными талантами, которые мы приносим в этот мир. На уровне духовности душа ориентирована на наше ви́дение того, что мы хотим создать в этом мире, и того, что больше нас. Поэтому можно сказать, что, когда эго связано с «содержанием» нашего опыта, душа связана с «контейнером», в котором находится это содержание.

Точно так же эго функционирует посредством анализа, а душа действует на основании осознанности. Некоторые подходы, например «Курс чудес», утверждают, что в мире есть всего две фундаментальные силы: любовь и страх. С этой точки зрения можно сказать, что эго возникает преимущественно из разных форм страха, а душа – из всех выражений любви. Очевидно, оба этих аспекта нашей личности необходимы для здоровой и успешной жизни.

 

 

Уровни выражения эго и души

 

Если наше тело (соматический разум) и интеллект (когнитивный разум) связаны, словно два танцора, движущиеся под музыку жизни (поле), то у души есть средство выражения: мы становимся более живыми, в нас больше радости, мы следуем своей интуиции и чувствуем себя в мире как дома. Харизма, страсть и присутствие возникают естественно, когда эти две силы (эго и душа; ви́дение и амбиции) действуют согласованно. Оптимальная эффективность приходит, когда эго находится на службе у души.

Самые мощные мотивы – те, которые сочетают и объединяют наши ви́дение, миссию, амбиции и ценности. Если же эго и душа отделены друг от друга, а амбиции противоречат миссии и ви́дению, возникают конфликты и борьба. Если мы «продаем душу» ради выгод эго, то иногда достигаем временного успеха, но в долгосрочной перспективе это приведет к кризису. Если наши амбиции приводят к высокомерию или «идеализированному» представлению о себе, мы сталкиваемся с «тенью» и начинаем отвергать и подавлять различные части самих себя.

Понимание динамики между эго и душой и достижение баланса между ними – основной аспект коучинга на уровне идентичности и следующего поколения НЛП.

Взаимодействие эго и души точно так же проявляется в компаниях и организациях. Эго компании – это интересы владельцев и акционеров, заинтересованных в ее выживании, финансовой прибыли и возврате на инвестиции. Это отражается в амбициях организации и ее участников с точки зрения статуса и уровня эффективности. Душа организации – это ценность, которую она обеспечивает потребителям, обществу и окружающей среде. Душу организации создают ее ви́дение и уникальный вклад и миссия организации и ее участников по отношению к более обширной системе.

В здоровых процветающих организациях эго и душа сбалансированны и согласованны. Некоторые способы, которыми лидеры компаний могут добиться такой согласованности, описаны в книге, которая скоро увидит свет: «Моделирование факторов успеха» («Success Factor Modeling») Роберта Дилтса и его брата Джона Дилтса. Роберт и Джон разработали метод «Моделирование факторов успеха» (SFM) для того, чтобы идентифицировать и воссоздавать важнейшие факторы успеха, необходимые для роста и влияния на сотрудников, команды и организацию в целом, и для того, чтобы помочь организации создавать, замечать и использовать новые возможности. Исследуя успешные компании, проекты и инициативы, наблюдая за поведением талантливых и эффективных личностей и команд, метод SFM помогает людям и организациям определить факторы, лежащие в основе их успеха, и определить тенденции, необходимые для успеха в будущем.

Мы надеемся, что вы с удовольствием совершили это путешествие в НЛП нового поколения. Нам искренне хотелось бы, чтобы эта книга стала для вас хорошей «дорожной картой», полезным руководством и позволила вам реализовать свое ви́дение, миссию, стремления и мечты, и помогла сделать это более осознанно, уверенно и гибко. И это только начало. Самое интересное – впереди!

 

Послесловие

 

Мы надеемся, что вы с удовольствием вместе с нами исследовали концепции и техники НЛП нового поколения. Если вы хотите глубже изучить принципы и технологии нейро-лингвистического программирования, существуют другие ресурсы и инструменты, позволяющие развивать и применять дистинкции, стратегии и навыки, описанные на этих страницах.

Университет НЛП — это организация, которая проводит тренинги самого высокого качества, базового и мастерского уровня, занимается разработкой новых моделей и техник НЛП в сферах здравоохранения, бизнеса, творчества и обучения. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в калифорнийском университете, Сайта-Круз, а также предлагает расширенные курсы обучения навыкам НЛП, в том числе для бизнес-консультирования и коучинга.

Чтобы получить дополнительную информацию, свяжитесь с Терезой Эпштейн:

 

NLP University

Р. О. Box 1112

Ben Lomond, California 95005

Phone: (831)336-3457

Fax: (831)336-5854

E-Mail: Teresanlp@aol.com

 

Кроме программ университета НЛП мы также проводим семинары и специализированные тренинги, посвященные разным аспектам НЛП, личностного и профессионального развития по всему миру.

Чтобы получить дополнительную информацию об уже запланированных программах, посетите веб-сайт Университета НЛП:

 

http://www.nlpu.com

или отправьте письмо на электронный адрес: rdilts@nlpu.com

 

Кроме того, мы написали несколько других книг, а также разработали программное обеспечение и аудиопрограммы, основанные на принципах и дистинкциях НЛП.

Например, Роберт – один из разработчиков нескольких компьютерных программ, основанных на моделировании стратегий гениев: «От ви́дения к действию» («Vision to Action»), «Стратегия воображения» («Imagineering Strategy») и «Путешествие к гениальности» («Journey to Genius Adventure»). Также он создал несколько аудиозаписей, описывающих творческий процесс таких гениев, как Моцарт, Уолт Дисней и Леонардо да Винчи.

Чтобы получить дополнительную информацию об этих и других продуктах и ресурсах, пишите:

 

Journey to Genius

Р. О. Box 67448

Scotts Valley, CA 95067-7448

Phone (831)438-8314

Fax (831) 438-8571

E-Mail: info@journeytogenius.com

Homepage: http://www.journeytogenius.com

 

 

Благодарности

 

Мы выражаем благодарность:

Стивену Гиллигану, сделавшему важный вклад в развитие НЛП нового поколения. На заре НЛП Стивен входил в первую группу исследователей вместе с Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. С тех пор он развивает свои идеи в работе, повященной «самоотношениям» (Self-Relations) и «генеративным Я» (Generative Self).

Несколько ключевых идей этой книги, касающихся генеративности, трех разумов (когнитивного, соматического и полевого), связанных с ними принципов и элементов, архетипических энергий, центрирования, а также концепция спонсорства впервые изложены в программной книге Стивена, посвященной «самоотношениям» (Self-Relations) (1997). Результатом «перекрестного опыления» между концепцией «самоотношений» и НЛП стала прекрасная книга «Путешествие героя. Путь к открытию себя» («The Hero's Journey: A Voyage of Self-Discovery» (Гиллиган и Дилтс, 2009)).

Мы также благодарим:

Габриэлу Рот, создателя системы «5 ритмов» (5Rhythms®) (она тоже училась у Грегори Бейтсона), которая неустанно подчеркивает огромную важность движения и контакта с телом в любом процессе изменений.

Ричарда Мосса, который с предельной ясностью демонстрирует трансформационную силу осознания, присутствия и связи.

Терезу Эпштейн за прекрасную многолетнюю работу по созданию контекста Университета НЛП, в котором мы все можем продолжать генеративное сотрудничество.

Сандру Бэкон, которая внесла в эту книгу профессионализм редактора.

Майкла Дилтса и Клер Сейдж за постоянную поддержку и за помощь в создании обложки.

 

Подробную нформацию об авторах см. на сайте по адресу http://www.piter.com/book.phtml7978545900761

 

Список литературы

 

Andreas, S. and Andreas, С, Change Your Mind, Real People Press, Moab, UT, 1987.

Andreas, C. and Andreas, S., Heart of the Mind, Real People Press, Moab, UT, 1989.

Andreas, C. and Andreas, Т., Core Transformation, Real People Press, Moab, UT, 1994.

Aristotle, On the Soul, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago, III, 1979.

Aristotle, Physics, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago, III, 1979.

Armour, A., and Ardell, J., (Ed.), Basic and Clinical Neurocardiology, Oxford University Press, New York, NY, 2004.

Bandler, R. and Grinder, J., The Structure of Magic Vol. I & II, Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975, 1976.

Bandler, R. and Grinder, J., Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Enckson, M.D., Vol. I&II, Meta Publications, Capitola, CA, 1975, 1977.

Bandler, R., Using Your Brain, Real People Press, Moab, UT, 1984.

Bandler, R., Time for a Change, Meta Publications, Capitola, CA, 1993.

Bateson, G., Steps To an Ecology of Mind, Ballantine Books, New York, NY, 1972.

Bateson, G., Mind and Nature, E. P. Dutton, New York, NY, 1979.

Bateson, G. and Bateson, M. C, Angels Fear: Towards an Epistemology of the Sacred, Bantam Books, New York, N.Y., 1988.

Bateson, G., A Sacred Unity, HarperCollins Publishers, New York, NY, 1991.

Berman, M., Coming to our Senses, Simon and Schuster, New York, NY, 1989.

Childre, D. and Martin, H., The HeartMath Solution, HarperCollins Publishers, New York, NY, 2000.

Chomsky, N., Syntactic Structures, Мои ton, The Hague, The Netherlands, 1957.

Chomsky, N., Aspects of the Theory of Syntax, The M.I.T. Press, Cambridge, MA, 1965.

Chomsky, N., Language and Mind, Harcourt Brace Jovanovich, Inc., New York, NY, 1968.

Darwin, C, The Origin of Species, Mentor Books, New York, NY, 1958.

DeLozier, J. and Grinder, J., Turtles All The Way Down: Prerequisites to Personal Genius, Metamorphous Press, Portland, OR, 1987.

Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J., Neuro-Linguistic Programming: The Study of the Structure of Subjective Experience, Volume I, Meta Publications, Capitola, CA, 1980.

Dilts, R., Roots of Neuro-Linguistic Programming: A reference guide to the technology of NLP, Meta Publications, Capitola, CA, 1983.

Dilts, R., Changing Belief Systems With NLP, Meta Publications, Capitola, СA, 1990.

Dilts, R., Hallbom, T. and Smith, S., Beliefs: Pathways to Health & Well-Being, Metamorphous Press, Portland, OR, 1990.

Dilts, R. with Bonissone, G, Skills for the Future, Meta Publications, Capitola, CA, 1993.

Dilts, R., Strategies of Genius Vols I, II & III, Meta Publications, Capitola, CA, 1994–1995.

Dilts, R., Visionary Leadership, Meta Publications, Capitola, CA, 1996.

Dilts, R., Time Lines, Anchor Point, October, 1997.

Dilts, R. and McDonald, R., Tools of the Spirit, Meta Publications, Capitola, CA, 1997.

Dilts, R. and DeLozier, J., Darwin's Thinking Path, Anchor Point, February, 1997.

Dilts, R., Modeling With NLP, Meta Publications, Capitola, CA, 1998.

Dilts, R. and DeLozier, J., The Evolution of Perceptual Positions, Anchor Point, September, 1998.

Dilts, R., Sleight of Mouth: The Magic of Conversational Belief Change, Meta Publications, Capitola, CA, 1999.

Dilts, R. and DeLozier, J., The Encyclopedia of Systemic NLP and NLP New Coding, NLP University Press, Santa Cruz, CA, 2000.

Dilts, R., From Coach to Awakener, Meta Publications, Capitola, CA, 2003.

Einstein, A., Out of My Later Years, The Citadel Press, Secaucus, NJ, 1956.

Epstein, D., The 12 Stages of Healing, New World Library, Novato, СA, 1994.

Erickson, Milton H., The Collected Papers of Milton H. Erickson Vol. IV, Irvington Publishers Inc., New York, NY, 1980.

Ericsson, A.K., Charness, N., Feltovich, P., Hoffman, R.R., Cambridge handbook on expertise and expert performance, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 2006.

Feldenkrais, M., Awareness Through Movement, Penguin Books, New York, NY, 1977.

Feldenkrais, M., Body and Mature Behavior, International Universities Press, New York, NY, 1981.

Freud, S., An Autobiographical Study, W. W. Norton & Company, Inc., New York, NY, 1964.

Gendlin, E., Focusing, Bantam Books, New York, NY, 1982.

Gershon, M., The Second Brain: The Scientific Basis of Gut Instinct and a Groundbreaking New Understanding of Nervous Disorders of the Stomach and Intestines, HarperCollins Publishers, New York, NY, 1999.

Gilligan, S., The Courage to Love, W. W. Norton & Co., New York, NY, 1997.

Gilligan, S. and Simon, D. (Ed.), Walking in Two Worlds: The Relational Self in Theory, Practice and Community, Zeig Tucker Publishers, Phoenix, AZ, 2004.

Gilligan, S. and Dilts, R., The Hero'sJourney: A Voyage of Self-Discovery, Crowne House Publishers, London, 2009.

Gladwell, M., Outliers: The Story of Success, Back Bay Books, Little, Brown and Company, New York, NY, 2008.

Goleman, D., The Multiple Personality Puzzle, New York Times, June, 2, 1985.

Gallwey, Т., The Inner Game of Tennis, Random House, New York, NY, 1974.

Gallwey, Т., The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure and Mobility in the Workplace, Random House Trade Paperbacks, New York, NY, 2000.

Haley, J., Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton H. Enckson M.D., W. W. Norton & Company, Inc., New York, NY, 1973.

Holling, C. S., Adaptive environmental assessment and management, John Wiley & Sons, London, 1978.

Holling, C. S., Gunderson, L. (Ed.), Panarchy: understanding transformations in human and natural systems, Island Press, Washington DC, 2002.

James, T. and Woodsmall, W., Time Line Therapy and the Basis of Personality, Meta Publications, Capitola, С A, 1987.

William James, Principles of Psychology, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago, III, 1979.

Jung, C. G., Memories, Dreams and Reflections, Vintage Books, New York, NY, 1965.

Jung, C. G., Psyche and Symbol, Princeton University Press, Princeton, NJ, 1991.

Koestler, A., The Act of Creation, Hutchinson, London, 1964.

Korzybski, A., Science and Sanity, The International Non-Aristotelian Library Publishing Company, Lakeville, CT, 1980.

Laird, J. E., Rosenbloom, P. and Newell, A., Chunkingin SOAR; The Anatomy of a General Learning Mechanism, Machine Learning, 1:11–46, 1986. Laird, J. E., Rosenbloom, P. and Newell, A., SOAR: An Architecture for General Intelligence, Artificial Intelligence, 33:1-64, 1987.

Le Bon, G., The Crowd: A Study of the Popular Mind, Digireads.com Publishing, 2008(1895).

Lovelock, J., Gaia: A New Look at Life on Earth, Oxford University Press, New York, NY, 1979.

Moss, R., The Second Miracle, Celestial Arts, Berkeley, CA, 1995.

Moss, R., The Mandala of Being: Discovering the Power of Awareness, New World Library, Novate, CA, 2007.

Pearsal, P., The Heart's Code, Crown Archetype, New York NY, 1998.

Pearson, C, Awakening The Heroes Within, HarperCollins Publishers, San Francisco, СA, 1991.

Rizzolatti, G., Craighero, L., The Mirror-Neuron System, Annual Review of Neuroscience 27: 169–192, 2004.

Roth, G, Maps to Ecstasy, Nataraj Publishing, Mill Valley, С A, 1989.

Roth, G, Sweat Your Prayers, Penguin Putnam, Inc., New York, NY, 1997.

Roth, G, Connections, Jeremy P. Tarcher/Penguin, 2004.

Russell, P., The Global Brain Awakens, Global Brain, Inc., Palo Alto, CA, 1995.

Schilpp, P., Albert Einstein, Philosopher-Scientist, Northwestern University Press, Evanston, III, 1949.

Sheldrake, R., A New Science of Life: The Hypothesis of Formative Causation, Park Street Press, South Paris, ME, 2008 (1981).

Sheldrake, R., The Presence of the Past: Morphic Resonance and the Habits of Nature, Park Street Press, South Paris, ME, 2008 (1988).

Stephenson, G R., Cultural acquisition of a specific learned response among rhesus monkeys, in Progress in Primatology, (Starek, D., Schneider, R. and Kuhn, H.J., Eds.), pp. 279–288, Fischer, Stuttgart, 1967.

Waldrop, M., Toward a Unifying Theory of Cognition, Science, Vol. 241, July, 1988.

Watson, L., Lifetide, Hodder & Stoughton Ltd., London, 1979.

Whitehead, A. N. and Russell, В., Principia Mathematica, 1910.

Wilber, K., A Brief History of Everything, Shambhala, Boston, MA, 1996.

 


[1]Пресуппозиция – предположение. – Примеч. науч. ред.

 

[2]Тот факт, что жители Запада считают эпистемологию тайным, интеллектуальным предметом, – красноречивое свидетельство того, как редко мы обычно исследуем истоки наших убеждений, ценностей и представлений, а также основанного на них поведения.

 

[3]Три разума НЛП третьего поколения совпадают с «тройным разумом» подхода «само-отношений» Стивена Гиллигана – см. «Прогулки в двух мирах» («Walking in Two Worlds»), 2004 и «Путешествие героя» («The Hero's Journey»), 2009.

 

[4]Эмпауэрмент – способность осуществить «продукцию» генеративности. – Примеч. науч. ред.

 

[5]Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн (1990, 1991, 1995 и 1996) предположили, что существуют незаметные, но важные различия между третьей позицией, мета-позицией и позицией наблюдателя. Они указывают, что «чистая» третья позиция – это точка зрения вне цикла коммуникации, содержащая знание об убеждениях и допущениях, собранных ранее, из первой и второй позиций. Мета-позиция – это точка зрения вне цикла коммуникации, содержащая знание об убеждениях и допущениях, существующих только в первой позиции. Позиция наблюдателя – это точка зрения вне цикла коммуникации, в которой наблюдатель намеренно отказывается от любых убеждений и предположений о первой и второй позициях. (Конечно, третью позицию также нужно отличать от «диссоциированной» точки зрения, в которой нет никаких чувств.)

 

[6]Бенчмаркинг – в бизнесе перенятие опыта конкурентов или других компаний, процесс поиска новых и более совершенных приемов работы, осуществляемый путем сравнения собственных приемов с наилучшими из тех, которые используют другие. – Примеч. перев.

 

[7]С точки зрения стратегии Диснея (Мечтатель – Реалист – Критик), ближайшее и отдаленное будущее – это арена Мечтателя, постоянное выражение симптомов и результатов – это поле Реалиста, причины и проблемы прошлого – это пространство Критика.

 

[8]Алертность – принадлежность, присутствие. – Примеч. науч. ред.

 

[9]Интересно отметить, что в процессе развития человеческого зародыша фрагмент ткани, которая называется «нервный валик», формируется на ранних стадиях. Один ее сегмент формирует центральную нервную систему, а другой мигрирует и формирует энтерическую нервную систему. По мнению доктора Гершона, связь между этими системами возникает гораздо позже, через блуждающий нерв.

 

[10]В японском языке есть фразы, которые содержат слово хара и указывают на важность живота для полной и благополучной жизни. Например, «искусство живота» – это любое действие, которое выполняется совершенно и без усилий. «Великий живот» – человек, широких взглядов, понимающий, сострадательный и щедрый. «Чистый живот» – человек с ясным сознанием. «Найти свой живот» – значит четко определить свои намерения. «Бить в барабан живота» – быть довольным своей жизнью.

 

[11]Здесь: сердечное регулирование, то есть регулирование сердцем. – Примеч. науч. ред.

 

[12]Кстати, именно его мастерство музыканта, а не художника, побудило влиятельного герцога Лодовико Сфорца пригласить его в Милан.

 

[13]Вы можете проверить это сами. Выберите три разных физических действия. Они должны быть ритмичными и более или менее цикличными или повторяющимися. Это могут быть занятия спортом или что-то еще. Подумайте о какой-то проблеме, которую пытаетесь решить, и начните заниматься первым видом физической деятельности. Закончив действие, проверьте, как вы сейчас воспринимаете проблему. Повторите процесс с двумя остальными видами деятельности. Обратите внимание, как меняется восприятие проблемы после каждой из них.

 

[14]Искусственная жизнь – научная дисциплина, которая создает и изучает компьютерные модели живых организмов или синтетических систем, которые по своему поведению похожи в определенных аспектах на естественные живые биологические системы. Задача такого исследования – найти основополагающие принципы организации живых систем на Земле и в других мирах. – Примеч. перев.

 

[15]Рассел утверждает, что человечество способно достичь совершенно нового уровня «сознания» и самоорганизации – возможно, его можно сравнить со сдвигом от неандертальца к кроманьонцу. Рассматривая гипотезу Рассела, нужно иметь в виду, что порог, необходимый для достижения нового уровня интеграции, не обязательно должен быть большим. Например, ДНК человека и шимпанзе совпадают на 98 %.

 

[16]Феномен сотой обезьяны описывает внезапный, спонтанный и необъяснимый скачок сознания, возникающий в популяции живых организмов, когда достигнута точка «критической массы», то есть когда достаточно большое количество членов популяции начинают демонстрировать определенный паттерн поведения или идею. Понятие «феномен сотой обезьяны» предложил доктор Лайал Уотсон в книге «Жизненный поток» (Lifetide (1979)), где он описывает несколько исследований, проведенных в 60-х годах японскими приматологами, наблюдавшими за популяциями макак, живущих на побережье островов Японии.

Уотсон описывает, как одна обезьяна научила другую мыть сладкий картофель в воде. Вторая обезьяна, в свою очередь, научила третью и так далее – до тех пор, пока все обезьяны острова не начали мыть картофель, чего никогда не делали раньше. Когда «сотая» обезьяна научилась мыть картофель, вдруг, спонтанно и совершенно загадочным образом, обезьяны, обитающие на других островах, не имеющие физического контакта с группой, научившейся мыть картофель, тоже начали мыть картофель.

Научная достоверность этих исследований подвергалась сомнению, но есть множество других примеров подобных феноменов, которые могут быть результатом подобных морфогенетических явлений; например, одновременное возникновение определенных идей и теорий в работах разных авторов или в разных регионах мира (например, почти одновременное изобретение математического анализа Ньютоном и Лейбницем).

 

[17]С этой точки зрения интересно отметить, что слово «бекос», которое произнес древнеегипетский ребенок по свидетельствам Геродота, напоминает блеяние овцы.

 

[18]В теории экосистем «Р» представляет мгновенный рост численности популяции. «К» обозначает «пропускную способность» или максимальный устойчивый размер популяции.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.