Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Восемнадцатый век - век Просвещения





Перед нами вопрос: какое значение имеет век Просвещения в истории христианства? С веком Просвещения для Церкви Христовой начинается совершенно новый период жизни и деятельности. Просвещение - это большое движение, которое возникло не только помимо церкви, но даже и против церкви. Это движение начертало на своем знамени: "Человеческий разум - единственное мерило всякого познания". Если гуманизм сделал человека средоточием всего, то Просвещение сделало средоточием всего разум человека. Эта идея нашла для себя подготовленную почву в умах и сердцах людей того времени. Замечательные открытия доказали силу человеческого разума. Астроном Иоганн Кеплер открыл законы движения планет. Физик Галилео Галилей установил основы механики и создал первый телескоп. Ученый Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Возникали все новые и новые отрасли знания, и человеческий разум одерживал победу за победой. А церковь? Церковь казалось ненужной для всех этих научных открытий. В ней движение Просвещения стало даже видеть препятствие для развития науки. Стало казаться, что наука мчится на могучих крыльях нового духа вперед, а церковь с трудом движется медленно за ней. В результате - наука отрывается от религии. Представители Просвещения принимают за истину только то, что доказуемо разумом. Всякое сверхъестественное откровение ставится под сомнение. Начинается борьба между представителями религии и науки; предпринимаются попытки сочетания веры и знания. Все это является совершенно новой страницей в истории христианства, не знавшего ранее разрыва между верой и знанием. Движение Просвещения пошло своим путем, с полным равнодушием проходя мимо христианства и церкви. Но Просвещение было не только равнодушно к церкви. Оно подвергало порой церковь самой острой критике - достаточно вспомнить при этом критику церкви со стороны такого представителя Просвещения, как Франсуа Вольтер. Итак, век Просвещения, век разума сопровождался либо полным равнодушием к религии, либо острой критикой ее. И все же в этот самый век религиозного равнодушия мы видим даже среди интеллигенции немало преданных христианству людей, как, например, один из виднейших философов века Просвещения - Лейбниц или знаменитый педагог Песталонци и другие. Просвещение XVIII века дало сильный толчок для прогресса культуры. Оно ликвидировало позорнейшее явление, длившееся на протяжении нескольких веков, а именно "погоню за ведьмами", стоившую жизни полумиллиону ни в чем не повинных женщин. Но вот среди всех голосов, раздававшихся в честь всесильного разума, прозвучал голос знаменитого философа XVIII века - Иммануила Канта, который своей "критикой чистого разума" старался доказать, что при всем могуществе человеческого разума все же им нельзя постигнуть "вещи в себе". Как известно, французская революция 1789 года официально провозгласила культ "богини разума" и торжественно отмечала его даже в соборе Парижской богоматери. Мы уже сказали, что Просвещение возникло без всякого влияния со стороны церкви; но это не значит, что Просвещение оказалось без влияния на церковь. Наоборот, оно имело на нее весьма большое влияние. Правда, католическая церковь проявила наибольшее сопротивление, но и в ее догматике под влиянием Просвещения стал заметен уклон к принципам морали. Влияние Просвещения в католической церкви проявилось также в том, что ее духовенство стало терпимее относиться к протестантизму, и к концу восемнадцатого века не редкостью был в Германии обмен в богослужениях католическими и протестантскими проповедниками. Но Рим скоро спохватился и положил конец такой веротерпимости. Все же надо сказать, что под влиянием острой критики Просвещения, всесильный некогда орден иезуитов значительно утратил свой авторитет, и в некоторых странах, как, например, во Франции и Португалии, а также в Латинской Америке, иезуиты подвергались даже преследованиям. Дело дошло до того, что папа Климент XIV в 1773 году был вынужден даже закрыть орден иезуитов. Только в двух странах он еще сохранил свободу для своей деятельности: это в цитадели папства в Италии и, как это ни странно, в протестантской Пруссии, где в это время правил веротерпимый король Фридрих Великий, которому принадлежат известные слова: "В моей стране каждый может спасаться по своему фасону". Что же касается протестантизма, то его контроверза (дискуссия) с Просвещением достигала больших размеров. Но как же протекала дискуссия протестантизма с Просвещением? Ее результатом было не обращение "просвещенцев" к вере, а наоборот - сильное развитие духовного индифферентизма (равнодушия) среди верующих протестантских церквей. Словно холодный циклон, врывался дух рационализма в лютеранские и кальвинистские церкви, оставляя за собой "снежный покров" в сердцах верующих. Этот холод рационализма дал себя особенно почувствовать в области богословия; родилось, так называемое, "новое богословие", модернистское богословие с уничтожающей критикой всего Священного Писания. Центром этого нового, рационалистического богословия стал университет в Тюбингене, в Германии. Критика началась с книг Нового Завета, и богословы- модернисты из 14 посланий апостола Павла оставили, в конце концов, без вопросительного знака только четыре послания, а именно: послание к Римлянам, два послания к Коринфянам и послание к Галатам. От остальных посланий апостола Павла они, как им казалось, не оставили камня на камне. Так новое, рационалистическое богословие подтачивало веру христиан восемнадцатого века. Дискуссия богословия с Просвещением заключалась в попытках согласовать учение церкви с новейшими данными науки. Как когда-то во времена схоластики, так и в век Просвещения делались бесконечные попытки доказать с помощью разума существование Бога. "Новое богословие" распространялось, подобно пожару, по всем богословским факультетам университетов Европы. Богословский модернизм начал отрицать богодухновенность всей Библии, оставив в силе лишь "богословие разума", то есть оставив в Библии лишь то, что понятно разуму. Это модернистское богословие продолжает не только существовать, но и господствовать сегодня во многих университетах и богословских колледжах мира. Рационализм в богословии и церкви привел к тому, что проповеди превратились в учение о морали. Церковные песни перестали быть песнями о Христе, о Его смерти и воскресении, а превратились в песни о красотах природы и человеческих добродетелях. Результатом всего этого было то, что духовная смерть охватила большую часть христианства. Проповедь об одной только морали довела церкви до безлюдия, и величественные соборы и храмы блистали пустыми скамьями. Таким образом, контроверза протестантизма с Просвещением оказалась значительным поражением протестантизма. Но было бы большой ошибкой думать, что модернизм овладел всем христианством мира. Множество христиан, и особенно пиетистов, осталось верным заветам Христа и Его апостолов. Именно пиетисты со своим богословием Голгофы, богословием ран и крови Христа, среди холода всеобщего скептицизма несли тогдашнему миру живую и горячую проповедь об Агнце Божием, закланном за грехи мира. И именно в этом заключается особая заслуга пиетизма перед христианством.

Рождение методизма в Англии

Пиетистские кружки внутри лютеранских и кальвинистских церквей Германии привели к образованию таких же пиетистских кружков в Англиканской церкви. В Англии Просвещение и рационалистическое богословие привели к тем же результатам, как и в Германии. Английские церковные модернисты назывались "деистами". Они также отрицали в христианстве все то, что было непонятно их разуму, и от Христа, Творца неба и земли, у них тоже остался только учитель морали. Правда, Англиканская церковь вступила в сильную борьбу с деизмом, но она, вследствие своего собственного больного состояния, почти ничего не достигала в этой борьбе. Дух критики в вопросах веры давал и в ней себя чувствовать. Но вот в Англии засияли три имени, которым в век холодного разума было дано зажечь такое пламя веры, которое зажгло не только тысячи сердец в самой Англии, но перебросилось и на другие страны, всюду зажигая человеческие души пламенной любовью ко Христу. Это три имени: Джон Веслей, Чарльз Веслей и Джордж Уайтфильд. Все трое родились в начале восемнадцатого века, все трое с глубокой печалью наблюдали, как умирала духовно церковь. Джон и Чарльз Веслей - два родных брата - были студентами Оксфордского университета, и там они создали небольшой студенческий кружок пиетистского характера, целью которого было достижение истинного благочестия. Это было в 1729 году. Кружок занимался изучением Библии, совместной молитвой и взаимным назиданием. Недруги подсмеивались над этим кружком и называли его в шутку "святым клубом". Благодаря некоторой методичности в достижении благочестия, члены кружка Веслея получили также прозвище "методистов". И это название - вначале как насмешка - стало впоследствии почетным названием для миллионов христиан, образующих ныне методическую церковь. В 1732 году к кружку Веслея примкнул и Джордж Уайтфильд. В 1735 году Джон и Чарльз Веслей направились в Америку для проповеди Евангелия языческим племенам индейцев. Во время путешествия у них состоялось знакомство с гернгутеровскими миссионерами; во время страшного шторма, разразившегося в океане, братья Веслей были поражены их удивительному спокойствию и упованию на Бога в момент воцарившегося среди пассажиров смятения и отчаяния. В Америке братья Веслей имели мало успеха, и в великом разочаровании вернулись на родину. Здесь они снова встретили одного гернгутеровского проповедника, по имени Петр Белер, который указал обоим братьям путь к решительному обращению ко Христу, как это практиковалось в "Братской общине" гернгутеров; результатом этого было то, что 24 мая 1738 года Джон Веслей пережил свое сознательное обращение ко Христу. Летом этого же 1738 года Джон Веслей совершил поездку в Германию и провел две недели в "Братской общине" в Гернгуте. Дни пребывания в Гернгуте были для Веслея весьма полезными: он познакомился всесторонне с жизнью и деятельностью "Братской общины" гернгутеров и имел возможность еще раз убедиться в их живой вере и огненной любви ко Христу. Но от него не ускользнули и отрицательные стороны пиетизма, и особенно его слишком "панибратское" отношение к Иисусу Христу. В Англию Джон Веслей возвратился, имея свой самостоятельный взгляд на будущее устройство Методистской церкви и ее работы. Оба брата Веслей и их друг Уайтфильд выступили одновременно с удивительно успешной проповедью Евангелия. Одаренные редким талантом проповеди, Джон Веслей и Уайтфильд привлекали в церкви небывалое количество слушателей, и вскоре английское духовенство начало смотреть на их деятельность с недовольством и недоброжелательством. В результате им было запрещено проповедовать в зданиях англиканских церквей. Это привело к тому, что Уайтфильд начал проповедовать Евангелие под открытым небом, получив тем самым возможность проповедовать Евангелие еще большему количеству людей. Его примеру последовал и Джон Веслей, хотя и не без смущения. Он сам говорит об этом так: "Мне трудно было свыкнуться с этим методом проповеди, и я должен был преодолевать свое смущение, чтобы проповедовать благую весть Евангелия вне церковной обстановки". Деятельность Джона Веслея и Джоржа Уайтфильда была необычайно успешной. Они вели борьбу с "новым богословием" и заблуждением деистов (модернистов). Они в ярких красках рисовали грядущий суд Божий и звали людей к покаянию и обращению ко Христу, как Спасителю грешников. И люди слушали их с глубочайшим вниманием и, потрясенные их проповедью, падали на колени, отдавая свою жизнь на служение Богу. И все это происходило в дни, когда кругом дули холодные ветры модернистского богословия и религиозной критики. Так бывало не раз в истории христианства. Когда казалось, что церковь Христова близка к смерти и в ней исчезают все признаки духовной жизни, Бог воздвигал Своих пророков и, исполнив их силою Духа Святого, посылал на могущественную проповедь Слова жизни, и это Слово совершало чудо: духовная зима в человеческих душах отступала, и в них водворялось благодатное лето живой веры и пламенной любви ко Христу. Методистское движение, начавшееся с маленького кружка студентов - пиетистов в Оксфорде, росло не по дням, а по часам. Уайтфильд был могучим проповедником, но он не обладал ни малейшими организаторскими способностями. Зато Джон Веслей был блестяще одаренным организатором, и он из множества обращенных через живую проповедь Евангелия душ создавал методистские поместные церкви с глубоко продуманным порядком их устройства и деятельности. Ни один член поместной церкви методистов не мог быть праздным членом - все верующие должны были быть самоотверженными работниками на ниве Христовой. Не трудившиеся для Христа автоматически выбывали из состава членов методистских церквей. Этот порядок был характерной чертой методизма. Брат Джона Веслея - Чарльз известен в истории христианства не столько как проповедник, сколько как великий поэт духовных песен, которые поются не только в методистских церквах, но и во всех, так называемых, свободных церквах мира. История христианства знает двух таких плодовитых поэтов Евангелия, написавших не только сотни, но и тысячи духовных песен. Это были Николай Цинцендорф и Чарльз Веслей. Конечно, мы не забываем при этом и замечательного поэта лютеранской церкви - Павла Гергардта, а также наших русских евангельских поэтов И.С.Проханова и В.П.Степанова. Методизм был замечательным явлением и в том отношении, что в нем, кроме богословов, стали допускаться до проповеди и рядовые члены церкви. Удивительно высок был в методизме и дух материального служения. Методисты самоотверженно строили один молитвенный дом за другим и покрыли в конце концов всю Англию своими "часовнями". Надо сказать, что методизм, к сожалению, не сохранил единства в своих рядах. Еще в самом начале возникновения этого удивительного движения разномыслие возникло у самих его основоположников - у Веслея и Уайтфильда. Разномыслие между Джоном Веслеем и Уайтфильдом было порождено их разным отношением к учению Кальвина о предопределении. Джон Веслей был так называемым "арминиянцем", то есть противником учения о предопределении; Уайтфильд был ярым кальвинистом в отношении учения о предопределении. Но это разномыслие никогда не отражалось на их большой дружбе и совместном труде для Христа. Но если догматическое разногласие между Веслеем и Уайтфильдом не отражалось на их дружбе, то все же оно привело к образованию двух течений в английском методизме - методизма Уайтфильда и методизма Веслея. Уайтфильд нашел покровительницу своего движения в лице богатой графини Хентингдон. Она ввела Уайтфильда в высшие аристократические круги Англии, помогла ему открыть проповеднический колледж в Тревекке и вообще много жертвовала материальных средств для развития методистского движения. К сожалению, она обладала весьма деспотическим характером, за что и получила прозвище "методистской королевы". После смерти Уайтфильда графиня Хентингдон, с частью сторонников Уайтфильда, вышла из Англиканской церкви и организовала самостоятельный союз методистов - так называемый "Союз леди Хентингдон". Большинство же сторонников Уайтфильда осталось в Англиканской церкви. Здесь мы должны подчеркнуть, что в первое время все методисты вообще оставались членами Англиканской церкви; они, как и "Братская община" гернгутеров в Германии, были как бы "церковь в церкви". Они отделились от церкви и стали самостоятельной церковью лишь тогда, когда их не стали допускать к причастию, а проповедникам их закрыли допуск к церковным кафедрам. Надо сказать, что при всех разделениях методизм восемнадцатого века оставался верен всем основным истинам Писания и был образцом в пламенной любви ко Христу и в радостном служении Ему всех его членов без исключения. Связь методизма с гернгутерами в восемнадцатом веке была самая тесная, хотя до объединения в одну церковь у них никогда не дошло.





Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.