Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"





Орудием для духовной борьбы Виклиф избрал свои знаменитые тезисы. Один из основных его тезисов гласил: "Церковь должна быть бедной, каковой она и была в апостольские дни". Со своими тезисами - этими поистине евангельскими лозунгами - Виклиф начал выступать в Лондоне. Все церкви, в которых он проповедовал, были переполнены знатными и простыми лондонцами. Весь Лондон пришел в движение. Пришли в движение и враги Виклифа. Папа слал проклятия Оксфордскому университету и епископу Англии, что они просмотрели появление столь опасного "еретика" в своей среде. Напуганный проклятиями папы, епископ Лондонский Вильям Кортеней призвал 19 февраля 1377 года Виклифа к себе, чтобы потребовать от него отчета в распространяемом им учении. Друзья Виклифа сопровождали смелого проповедника в Лондон. Громадная толпа народа собралась в церкви, где должны были выслушивать Виклифа. Но еще до начала процесса начался ожесточенный спор между епископом и друзьями Виклифа. Покровитель Виклифа, герцог Ланкастер, заявил, что он сумеет расправиться с духовенством Англии, если оно дерзнет причинить хотя бы малейший вред Джону Виклифу. До процесса не дошло, и собрание разошлось. Виклиф, невредимый, покинул Лондон, сопровождаемый своими друзьями и защитниками. Но в сердцах большинства английского духовенства кипела ненависть и злоба против великого вестника евангельских истин. Какой только клеветой не обливали враги этого героя евангельской веры! Тезис Виклифа - "Церковь должна быть бедной, как в дни апостолов" встревожил и духовенство Рима. Папа Григорий XI послал 22 мая 1377 года пять булл, направленных против Виклифа, архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, королю Эдуарду III, канцлеру и Оксфордскому университету. К буллам были приложены 18 тезисов Виклифа, которые объявлялись еретическими и опасными для государства и церкви. Вот эти папские буллы против Виклифа и зажгли, главным образом, пожар реформации в Англии. Поощряемый своими друзьями и покровителями, Виклиф развернул во всю ширь свою реформаторскую деятельность. Он прежде всего направил свои тезисы в английский парламент, а затем в виде листовок распространил их в народе, снабдив их комментариями.

Духовный суд во дворце архиепископа

В марте 1378 года Виклифа снова призвали на духовный суд, на сей раз в Ламбетский дворец архиепископа. Еще не закончилось предварительное следствие, как большая толпа народа приступила к освобождению подсудимого. Испуганные епископы ограничились запрещением Виклифу распространять свои тезисы. Отлученный папой от церкви, Виклиф продолжает распространение своих евангельских убеждений. Чтобы быть понятым народом, он начинает писать вместо латинского на английском языке. В это время он написал свое главное произведение: "Об истинности Священного Писания". Чем шире развертывалась его евангельская деятельность, тем больше он углублялся в страницы Библии, ища в них незыблемого фундамента для своего вероучения. На основании Библии, его тезисы провозглашали: "Церковь - это совокупность всех верующих"; "Глава Церкви - Христос". Истинное богословие для Виклифа - это знание Библии. В богословах он хотел видеть "пророков" своего времени, подобных пророкам Ветхого Завета.

"Монашество не имеет права на существование"

Он говорил и писал, что монашество, на основании Библии, не имеет права на существование и является пристанищем самых пагубных пороков. Его тезисы, направленные против монашества, были настолько действенными, что почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за труд.

"Библия должна быть книгой всенародной"

Виклиф, как ревностный исследователь Библии, горел желанием сделать ее всенародной книгой, и с этой целью взялся за перевод ее на английский язык. Это было величайшим делом его жизни. Лично сам он перевел Новый Завет. Его друг Николай Хирфорд сделал перевод Ветхого Завета. Перевод Библии на английский язык был сделан с Вульгаты, то есть с латинской Библии. Таким образом, Библия стала достоянием английского народа. С появлением Библии на английском языке всех последователей Виклифа стали называть в Англии "библейскими людьми".

"Проповеди Евангелия - первое место"

Виклиф считал проповедь Евангелия своей основной обязанностью. Он произнес великое множество проповедей, был решительным противником церковной иерархии, не находя в Библии ни малейшего основания для нее. Он был сторонником "пресвитерской" системы, то есть считал, что, на основании Евангелия, в каждой церкви должен быть только простой и бедный пастырь - пресвитер, задача которого - проповедовать Евангелие и пасти овец Христовых.

"Лолларды"

Еще папа Григорий XI дал Виклифу в своих буллах, проклинающих великого предшественника Реформации и его тезисы, кличку "лолларда", что означает "сеятель плевел". И это историческое прозвище "лолларды" оставалось за всеми последователями Виклифа и на дальнейшие времена стало их почетнейшим именем.

Евангельский взгляд на причастие

Летом 1381 года Виклиф выпускает свои знаменитые 12 тезисов относительно причастия (хлебопреломления), высказывая в них чисто евангельский взгляд на эту заповедь Христа, чем вызывает новую бурю негодования среди английского духовенства. Но Виклиф не дрогнул и перед этой бурей. Все смелее и решительнее несет он свои тезисы в народ и все больше приобретает себе друзей и последователей. Один из современников Виклифа писал - "Каждый второй человек в Англии - лоллард".

На суде у служителей папы

Оксфорд был центром лоллардов. Профессора Оксфордского университета были друзьями и единомышленниками Виклифа. Духовенство потребовало, чтобы они отреклись от своих взглядов. Проповедникам Евангелия, "бедным пастырям", которых Виклиф посылал с проповедью, стали запрещать проповедовать. И, наконец, 18 ноября 1382 года сам Виклиф, разбитый перед этим параличом, снова предстал в Оксфорде на суд служителей папы. Король и парламент были на его стороне. Поэтому дело ограничилось только допросом о его убеждениях. Его не отлучили и не лишили права священствовать. Он благополучно вернулся на свое служение в Люттеруорт и отсюда продолжал рассылать свои тезисы и сочинения во все концы Англии.

Кончина Виклифа

Двадцать восьмого декабря 1384 года его, во время служения в церкви, постиг второй удар, и 31 декабря великого борца за евангельскую истину не стало. Но и прах его не должен был найти покоя в могиле. Как известно, движение "лоллардов" в Англии породило движение "гуситов" в Чехии. Ян Гус впитал в себя тезисы Джона Виклифа. Естественно, что на Констанцском соборе 1415 года был вынесен приговор не только Гусу, но и Виклифу: было приказано сжечь книги Виклифа, а останки его вырыть из могилы и предать также сожжению. Лишь через двенадцать лет этот приговор в отношении его останков был приведен в исполнение: они были вырыты из могилы, находившейся во дворе Мариинской церкви в Люттеруорте, сожжены, и пепел был брошен в реку Свист, протекающую через Люттеруорт.

Отзыв Яна Гуса о Виклифе

Джон Виклиф принадлежит к числу самых светлых личностей в истории христианства. Его жизнь была настолько чиста, его учение было настолько близко к учению Евангелия, что один из его приверженцев назвал его даже "пятым евангелистом", а Ян Гус так любил его, что выразил однажды пожелание, чтобы его душа могла проводить вечность с душой Джона Виклифа.

Контрольные вопросы

1. Демонстрация папского могущества или культ папы Бонифации XIII (XIV в.). 2. Расскажите о неподчинении папе Бонифацию УШ короля Франции Филиппа IV (XIV в.). 3. Расскажите о великой катастрофе папства (XIV в.). 4. Расскажите об Авиньонском пленении пап (XIV в.). В течение какого времени Рим оставался без папы?. 5. Расскажите о деятельности "финансового" папы Иоанна ХХII. Его отношение к "Нищенствующим" орденам. 6. Расскажите о взаимном отлучении пап Авиньона и Рима (XIV в.). 7. В чем выражалось благотворное влияние мистиков в период церковной неразберихи и эпидемии чумы (XIV в.)? Назовите имена мистиков. 8. Кто такие "флагелланты" (XIV в.)? Где и как протекала их деятельность? 9. Чем ценен для истории христианства Джон Виклиф (XIV в.)? Откуда он и кто он? 10. Как началась духовно-литературная деятельность Джона Виклифа (XIV в.)? 11. Назовите основные богословские труды Джона Виклифа (XIV в.). Его отношение к проповеди Евангелия, Библии, к причастию. 12. Расскажите, кто такие "Лолларды" (XIV в.)? Отношение к ним папства. 13. Расскажите о кончине Джона Виклифа.





Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.