|
Лекция 14. Христиане в четырнадцатом векеВ истории христианства четырнадцатый век начинается с большого события в римско-католической церкви. Культ папы Бонифация VIII В 1300 году Бонифаций VIII объявляет "Священный год", и бесчисленные толпы паломников направляются в Рим, молятся у гробниц апостолов, молятся в соборе Петра на Латеранском холме и получают от папы отпущение грехов. Этот юбилейный год, праздновавшийся вначале через каждые сто лет, стал позднее праздноваться каждые двадцать пять лет, принося папскому престолу несметные доходы. Эти юбилейные годы являлись также демонстрацией папского могущества перед лицом всего мира. Папа Бонифаций VIII, введя празднование "Священного" или "Юбилейного" года, почувствовал себя на высоте высшей славы и небывалого величия. Он стал поощрять культ своей собственной личности. У его ног лежала разбитая Германская империя, а князья ее были поглощены междоусобной борьбой. Остальные государства были для него ничто.Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII. Увы, далеко не так благополучно обстояло дело, как казалось потерявшему от чести и славы голову папе. Во Франции, незаметно для папы, набирал силы король Филипп VI, получивший в истории название "Красивого", и вскоре между королем и папой началась борьба не на жизнь, а на смерть. Причиной этой борьбы было то, что папа решил обложить французское духовенство налогом в свою пользу, а король Филипп запретил вывоз золота и серебра из Франции, создав для папы самые большие финансовые затруднения. Разгневанный папа провозгласил в своей энциклике от 1302 года папскую власть превыше всякой власти на земле и угрожал всем, кто проявит непослушание папе, вечной погибелью. Ни один папа до Бонифация VIII не дерзал так говорить. Король Филипп заявил, что он не намерен подчиняться папе, и над ним повисла папская булла, то есть папское проклятие. Филипп созвал Национальное собрание с представительством от всех сословий Франции, и это собрание единодушно поддержало короля и осудило папу. Словом, целый народ объявил непослушание папе Бонифацию. В страхе папа спасается в отдаленном замке Агнани. Но его обнаружили и арестовали, причем один знатный итальянец сильно ударил его по щеке. Вскоре Бонифаций VIII был освобожден, но, вернувшись в Рим, снова был арестован и умер под арестом в болезненном психическом состоянии. Так, с головокружительной высоты папа Бонифаций VIII падает в глубочайшую пропасть, и из претендента на абсолютную духовную и светскую власть во всем мире он превращается в несчастного, покинутого всеми человека, умирающего бесславно за тюремной решёткой.Великая катастрофа папства Со смертью Бонифация VIII надежды папства на абсолютное мировое господство рухнули раз и навсегда. Ни один из последующих пап не мог ни для себя, ни для католической церкви требовать того, чего требовал Бонифаций. В чем же причина этой великой катастрофы папства? В том, что Бонифаций все еще жил средневековыми понятиями об универсальном и несокрушимом могуществе папства. О таком могуществе можно было бы мечтать, если бы существовала единая Германская империя, управляемая единым императором, поставленным папой и признающим его авторитет над собой. Но в дни Бонифация такой империи уже не было. Средневековые папы постарались собственными руками разбить единство Германской империи, и на развалинах единого германского государства образовались отдельные самостоятельные национальные государства: Франция, Англия, Шотландия и Габсбургская монархия. Эти отдельные, самостоятельные государства не могли, да и не хотели служить опорой для папства. В четырнадцатом веке роль руководящей державы на Западе берет на себя Франция. Такому положению вынужден был подчиниться и папа.Авиньонское пленение пап Бонифаций VIII умер в 1303 году. Его преемник Венедикт XI поспешил выразить французскому королю свою готовность в исполнении всех желаний. Венедикт не долго пробыл на папском престоле, и после его смерти папский престол попадает в руки одного француза. Имя его Климент V, и он во всем был самым верным слугой французской короны. Покорность его Франции дошла даже до того, что в 1309 году он перенес свое пребывание из Рима во Францию, в крепость Авиньон в Провансе. Правда, формально Авиньон принадлежал не Франции, а королю Неаполя, но это дела не меняет. Папа очутился под полным контролем французского короля и без его согласия не делает ни одного шага. Папа Климент V был вынужден устроить посмертный суд над Бонифацием VIII с обвинением его в ереси.Рим без папы С 1309 по 1377 год папы остаются в Авиньоне и являются послушным орудием в руках французского короля. Как известно, в истории христианства этот период носит название "вавилонского пленения" пап - название, правда, не совсем удачное, поскольку народ израильский был уведен в вавилонский плен силой, папы же переселились в Авиньон добровольно. Точнее говоря, это было "Авиньонское пленение" пап. Надо также сказать, что папы, находясь в Авиньоне, очень покорно склоняли свои головы перед королем Франции; в отношении же других, менее сильных государств они по-прежнему стремились играть роль хозяев, особенно в раздробленной Германии."Финансовый" папа Иоанн XXII Преемник Климента V - папа Иоанн XXII, - сын сапожника, ставший впоследствии банкиром. В истории папства был известен как "финансовый папа". Вступив на папский престол, он нашел финансы "святейшего стула" в полном упадке. И вот он проявляет свои способности банкира и вводит такую хитроумную систему налогов, при которой в самое короткое время он наполнит папскую кассу невероятно большой суммой денег. Его система заключалась в том, что в церкви все буквально стало стоить денег. Каждое духовное звание, каждое пастырское место в приходе, каждая привилегия в церкви - все оплачивалось большими суммами. Каждый монастырь за право существовать должен был также направить большую сумму в казну папы, но особенно много денег поступало за отпущение грехов. Церковь стонала под невероятной налоговой тяжестью, и в народе росло с каждым днем глубокое недовольство беспорядками в церкви.Иоанн XXII против нищенствующих орденов При такой погоне папы Иоанна XXII за деньгами не приходится удивляться, что он был самым решительным противником идей "нищенствующих" орденов и особенно идеала Франциска Ассизского. Он считал все эти высокие идеи о бедности и нищете последователей Христа еретическими. Он проклинал и мистиков, и особенно Мейстера Экхарта.Пожар на Латеранском холме. Эпидемия чумы в Европе Ко всем этим трудностям церкви прибавились еще и народные бедствия. Собор Петра на Латеранском холме сгорел в огне грандиозного пожара. Во всей Европе вспыхнула эпидемия чумы - этой "черной смерти", и в короткий срок от нее погибло две трети населения Европы. Люди считали эпидемию чумы судом Божиим. Всюду появились проповедники, проповедовавшие скорый конец мира, пока они не умолкали в пламени костров "аутодафе". Ко всем этим бедствиям прибавились еще гонения на евреев, которых в чем только не обвиняли.ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|