Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность метода и тематика фовизма. Творчество А. Матисса





Сущность метода и тематика фовизма. Творчество А. Матисса

Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне. Творения новаторов произвели фурор среди посетителей Салона, ведь они кардинально отличались от уже существующих стилей. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным. Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа. Их холсты — это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира, используя для этого максимально простые очертания и формы. Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого — все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие Представители фовизма в живописи, хотя и придерживались схожих принципов в работе, отличались мировоззрением. Андре Дерен был более рационален; Анри Матисс — мечтателен; Жорж Руо выражал образы с особым трагизмом и гротескностью. Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году). Затем пути их разошлись, и каждый из художников нашел себя в более близких по духу и восприятию стилях, изменив при этом приемы работы и творческие принципы. Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца. Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.

 

Анри Смелость цветовых решений отличает и множество небольших пейзажей, которые художник привозил из своих поездок к морю. Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним... Запомните своё первое впечатление... Это чувство — самое главное». Живописец окончательно отказался от смешения цветов, светотени и мелких деталей — ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Его работы кажутся незначительными, но это результат долгого изучения природных форм. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. Панно- «Танец» и «Музыка».Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей.(«Марокканка»). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. То же можно сказать и о графике. Его рисунки пером просты и изысканны. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. В последние годы жизни, когда художнику уже трудно было писать маслом, он стал делать вырезки из цветной бумаги. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист. 1911 г. «Красные рыбки» - эффект кадра. 1904 г. «Площадь в Сен-Тропе» - много света.

 

Своеобразие художественной выразительности фовизма

Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские, и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. Общих интересов у художников входивших в это течение много: это увлечение живописью Гогена и Ван Гога,и увлечение восточным и примитивным искусством. Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин». Художники-фовисты не признавали никаких, прежде установленных европейской живописью законов: наложения светотени, перспективы, смягчения или сгущения цвета, а также рисунка как первоосновы для всей структуры картины. Для манеры фовистов свойственны в первую очередь динамичный, стихийный мазок, эмоциональная сила в художественном выражении, сведение самых сложных форм к довольно простым очертаниям, пронзительная чистота яркого колорита.

 

Творчество М. Вламинк и М. Шагал

М. Вламинк

Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck, 4 апреля 1876, Париж — 11 октября 1958, Рюэй-ла-Гадельер, деп.Эр и Луар) — французский художник.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Французский художник Вламинк родился в семье музыкантов, его отец был фламандец, а мать — из Лотарингии, в 1878 его семья переехала в Везине.

После обучения в школе он занимался самыми разными вещами, был велогонщиком (1893-1896), преподавателем игры на скрипке и музыкантом в вечернем оркестре (1896- 1897), журналистом (1898-1899).

Всерьез он обращается к живописи лишь в 1899 и работает в одной мастерской с Дереном близ моста в Шату (до 1901). Самоучка, он гордился тем, что никогда не учился ни в Академии, ни в мастерской, ни даже в музее. В 1904 в гал. Берты Вейль одна из его картин была впервые показана широкой публике.

В 1905 художник участвует в Осеннем салоне и Салоне Независимых, в зале «диких» вместе с Дереном, Матиссом, Марке, Вальта, Фриезом, Мангеном, Пюи, Браком, Камуаном и Ван Донгеном.

В 1906 его картины покупает Воллар, и художник постепенно начинает выходить из нищеты и зарабатывать своей живописью. Первая персональная выставка Вламинка прошла в гал. Воллара в 1907. Мобилизованный в 1914, он вскоре стал работать токарем на заводе.

Благодаря коммерческому успеху его выставки в гал. Дрюэ в 1919, он покупает загородный дом в Вальмондуа, близ Парижа. В 1925 Вламинк продает этот дом и покупает другой, в Рюэй-ла-Гадельер, он поселяется здесь, спасаясь от шумной парижской жизни. Он был автором двадцати романов, поэм и эссе («Все для этого», 1903: «Души манекенов», 1907: «Опасные повороты», 1929: «Портрет перед кончиной», 1943: «Пейзаж и фигуры». 1953).

Художник создал также многочисленные акварели, ксилографии и литографии, которым присущ тот же, что и его картинам, стиль. Однако их хронологию определить достаточно трудно, поскольку они, как правило, не датированы.

Умер Вламинк в своем загородном доме близ Парижа 11 октября 1958.

ТВОРЧЕСТВО

Искусство Вламинка, беспокойное и инстинктивное.отмечено непосредственной и горячей любовью к природе. Яркая индивидуальность мастера проявилась уже в его первых картинах (1899-1903). Так, несколько карикатурный портрет «Папаши Бужю» (ок. 1900, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) исполнен широкими мазками, как вскоре будет работать Сутин: это настоящий балет краски. В 1901 Вламинк начинает использовать чистый цвет, который он открыл на выставке Ван Гога в гал. Бернхейм-Жён. Влияние голландского живописца проявляется и позже, в таких картинах, как «Интерьер» (1903-1904, там же) и «Жатва в грозу» (1906, там же), которые напоминают поздние пейзажи Ван Гога, написанные в Овер-сюр-Уаз.

Вскоре Вламинк становится одним из лидеров фовизма (1904-1907). Он полностью порывает с манерой предшествующего периода и с воодушевлением открывает принципы фовизма. Он почти не смешивает краски: красные.зеленые, синие, желтые цвета часто используются в чистом виде («Пейзаж с красными деревьями. Улица в Марли», 1905, там же, «Марли-ле-Руа», 1906, Париж, музей Орсэ).

Еhe Оrchard 1905

Autumn Landscape

Portrait of Derain


В своих произведениях художник часто сочетает раздельные мазки, равномерные геометрические и вангоговские мазки в виде запятых. «Шату» (1907, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) — одна из первых картин Вламинка, где проявляется влияние Сезанна, которое будет чувствоваться в его произведениях вплоть до 1910, а иногда и позже («Дом с навесом», 1920, Париж, Гор.музей современного искусства, реплика одного из пейзажей Сезанна).

В 1910 восхищение Сезанном приводит художника к кубизму, но это увлечение продолжалось недолго, поскольку он не принимал кубистическую эстетику, находя ее слишком заумной («Автопортрет», 1910). Вскоре Вламинк возвращается к манере, более соответствующей его темпераменту, и остается верен ей до самой смерти (темные и свинцового оттенка тона).

Он использует киноварь, черные и белые цвета, что придает его романтическим пейзажам под грозовым небом или во время бури драматический и яростный характер.

Излюбленными сюжетами живописца становятся дороги и пшеничные поля.

М. Шагал

Марк Захарович Шагал (1887-1985) — живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.

Мост

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу "Мост", которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе "Моста" было много общего с французским фовизмом. Группа "Мост" - объединение немецких художников, созданное студентами архитектурного отделения Высшего технического училища и Школы искусств в Дрездене. 7 июня 1905 года считается днём основания одной из самых известных художественных групп Германии. В этот день четыре молодых студента, уже давно знавшие друг друга, решили объединить свои усилия по созданию новой живописи. Это были Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Название объединения они нашли в сочинениях своего кумира философа Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". Они не принимали современной живописи, их отталкивал и академический натурализм, и поверхностный югендштиль. Художники увлекались наивным искусством примитивов, народных мастеров, детскими рисунками и произведениями душевнобольных, находя там искренность и непосредственность выражения. Более того, они пытались достигнуть своего идеала не только в искусстве, но и в жизни. "Молодые художники открыли на лесных озерах Морицбурга саксонскую Аркадию. Они поселились в прибрежных камышах со своими натурщицами, ходили обнаженными под летним солнцем, купались, отдавали дань Эроту, живя in unio mystica с природой. Они изображали себя и своих натурщиц в самых дерзких ракурсах, добиваясь острых ритмов, деформировали тела с поразительной самоуверенностью. Манифест, выпущенный ими в 1905 г., гласил: "С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами"! Молодые немецкие художники не задумывались над способом, стилем и техническими приемами изображения, но в их манифесте уже прозвучало ключевое слово "выражение" (нем. Ausdruck — экспрессионизм).

Однако если французские импрессионисты ради "выражения" обращались к природе, то немецкие экспрессионисты, напротив, замкнулись в себе и стали искать, пользуясь определением Ницше, "религиозную чувственность искусства". Картины, рисунки и гравюры художников группы "Мост" подчеркнуто грубы, архаичны, они демонстрируют пренебрежение красотой формы ради непосредственности выражения. В творчестве "мостовцев" радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы - "знаки", окружающие человека. Полностью потеряли свое значение свет и светотень, так как их функцию перенял цвет, ставший духовным компонентом изображения - светящиеся, "сытые" краски, нанесённые широкой кистью плоскими мазками и часто обведённые жёсткой линией контура. Художники группы "Мост" не находили признания у зрителей. В 1910 г. М. Пехштайн, Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель и К. Шмидт-Роттлуфф вошли в "Новый Сецессион". Всего же к моменту распада группы в ней официально насчитывалось 75 членов, подавляющее большинство из которых принимали в работе группы лишь финансовое участие. В 1913 году Л. Кирхнер пишет "Хронику ГХ Мост", которая приводит к разрыву между художниками. М. Пехштейн со скандалом выходит из группы, а Хеккель, Шмидт-Ротлуф и Мюллер публично обвинили Кирхнера в самовосхвалении, одностороннем выпячивании своей значительности в деятельности группы. 27 мая 1913 года группа "Мост" разослала своим "пассивным" членам извещение о том, что группа прекращает своё существование.

 

СИНИЙ ВСАДНИК

В 1911 году во время создания альманаха "Синий всадник" Кандинский вместе с группой молодых художников-авангардистов объединяется в одноимённое интернациональное общество в Мюнхене и Мурнау. Вместе с Кандинским у истоков объединения стоит Франц Марк. Название родилось в разговоре за чашкой кофе: оба они любили в картинах синий цвет, Марк лошадей, а Кандинский всадников.
В группу входят Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Пауль Клее, также в деятельности "Синего всадника" участвуют братья Бурлюки, Г. Мюнтер, Р. Делоне, не только художники, но и ряд танцоров и композиторов. Группа принимает активное участие в движении за обновление немецкого искусства начала двадцатого века. В этом они едины с другим художественным объединением - "Мост" (основанным несколькими годами ранее в Берлине и Дрездене). "Синий всадник" становится истинно международным сообществом. Русские, немцы, французы - всех их объединяет желание творить новое искусство, независимое от действующих правил и канонов, отойти от "модернистской программы современного искусства, ориентированной на внешнее". Если представители "Моста" тяготеют к фигуративному экспрессионизму, то многие участники "Синего всадника" стремятся к абстрактным композициям, ставят перед собой цветовые и живописно-декоративные проблемы, ищут ассоциативные решения.
Первая выставка объединения проходит 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. Вошедшие в экспозицию картины разных членов группы очень близки между собой. Выставленная "Скачущая лошадь" Кампендонка, скорее всего, навеяна творчеством Франца Марка (в частности, картиной "Большие синие лошади"), "Гроза" авторства Маке следует традициям Кандинского, который в свою очередь, представляет на суд ценителей живописи цветовые эксперименты"Композиция 5" и "Импровизация 22".
В марте 1912 года в галерее Х. Гольца проходит вторая экспозиция. В ней принимают участие также и другие группы живописцев, в частности, объединение «Мост», супрематисты, кубисты. В мае того же года «Синий всадник» издаёт (и в ходе зондербундско-кёльнской выставки распространяет) альманах, в котором участники предлагают свои размышления об истории и развитии живописи. Статьи сопровождаются иллюстрациями, демонстрирующими общность древнего искусства в разных частях света. Авторы уделяют большое внимание детскому рисунку, рассматривая его как полноправную живопись, что становится довольно-таки революционной идеей. Общество по-прежнему верно своему принципу синтеза искусств – несколько колонок уделено музыке.
Квинтэссенцией этих тенденций "Синего всадника" становится труд Кандинского "О духовном в искусстве", где большое место отведено эстетике формы и цвета, психологической роли оттенка. В этот период из его работ постепенно уходит фигуративность ("С чёрной аркой"), он создаёт красочные картины, похожие на фотографические явления, запечатлённые в красках.

Альманах номер два (он же последний) выпущен "Всадником" в 1914. А годом раньше в Берлине в помещении, предоставленном журналом "Штурм", проходит последняя масштабная экспозиция объединения. Когда начинается Первая Мировая война, Кандинский покидает Германию, и на этом период "Синего всадника" в его биографии заканчивается. Да и сама группа с разбродом её лидеров фактически прекращает своё существование.

В двадцатые годы после революции в России Кандинский вернётся в Германию, станет членом школы Баухаус и снова встретится там с некоторыми старыми соратниками по "Синему всаднику" (в том числе Клее). Однако в старом виде общество уже не воскреснет.

 

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия — норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Творчество Мунка

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

Девушка на берегу

Три стадии женщины (Сфинкс)

Утро


Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.

Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фото-искусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны.

Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие.

Франц марк

Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий живописец еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».

ТВОРЧЕСТВО

Историческая живопись, на которую делался упор в академии, как и насаждаемый ею натурализм, не были интересны художнику. Марк сумел найти свой стиль и свои сюжеты к середине первого десятилетия ХХ века, и этому в немалой степени способствовала внезапная поездка Марка на полгода в Париж в 1907 году. Здесь он открыл для себя великих художников — Сезанна, Гогена и Ван Гога. Их творчество произвело глубочайшее впечатление на молодого живописца.

В ранних вещах сохранял традиционную, более натуралистичную палитру, хотя стремился к ритмическим обобщениям форм в духе символизма; с 1908 лейтмотивом его живописи стал образ лошади на фоне пейзажа.

Deer at Dusk 1909

Jumping Dog Schlick 1908

Small Horse Study 1905


В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Широко известны серии его картин animals—particularly о лошадях и deer—in о лесных животных, в которых он пытался выразить свое восхищение чудом природы. В своих работах (например, «Синие лошади», 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии, и стилизованные кривые, и блестящий нереальный цвет.

The Large Blue Horses 1911

Horse in a landscape 1910

Weasels Playing 1911


Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913; не сохранилось). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).

Излюбленным мотивом Франца Марка были изображения животных в синих, красных, желтых и зеленых тонах на фоне условных пейзажей.

СИНИЙ КОНЬ

«Синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка. При этом она отличается от других картин художника. В первую очередь, основным ее преимуществом является ее особая пронзительность и очарование.

Конь напоминает молодого юношу, который еще полон сил. Он склонил голову на один бок. Его тело выполнено в немного изломанных формах. Кстати рисование в такой манере является характерным для данного художника. Грудину коня пронизывает белый цвет. В то же время его грива и копыта отдают синевой. За счет этого контраста лошадь выглядит очень необычно. Да и вообще, это немного непривычно – видеть синюю лошадь.

Сама по себе картина выполнена в довольно интересном цвете. На фоне этих контрастных цветов лошадь кажется еще более необычной. Кажется, что она дополняет фон, а фон, в свою очередь, тоже дополняет лошадь. Эти два объекта просто не смогли бы существовать друг без друга.

На картине мы видим теорию цвета художника. Он считал, что фантазия, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе.

Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Благодаря тому, что голова животного склонена, создается впечатление, что лошадь — это восприимчивое существо, которое тоже способно чувствовать.

Макс Бекман

Макс Бекман (12 февраля 1884, Лейпциг — 27 декабря 1950, Нью-Йорк) — немецкий художник, один из крупнейших мастеров межвоенного периода XX в., выдающийся портретист.

Биография Макса Бекмана

Учился живописи в Веймаре, переехал в Берлин. В годы Первой мировой войны работал в госпитале. Интересовался мистикой и теософией.

Годы его наибольшего признания как художника — период Веймарской республики.

В 1927 получил Почётную императорскую премию в номинации Немецкое искусство и Золотую медаль г. Дюссельдорф.

С 1925 преподавал в Штеделевском художественном институте.

В 1933 был отстранён от преподавания нацистскими властями, более 500 его картин были изъяты из музеев Германии, его творчество причислили к дегенеративному искусству.

Мастер с женой переехали в 1937 г. в Амстердам, но нацисты и там не оставляли его в покое: в 1944 г. он едва избежал мобилизации, перенёс инфаркт. Лишь в 1947 Бекман с женой сумели перебраться за океан.

Несмотря на краткое пребывание в США, оказал глубокое воздействие на американское искусство.

Творчество Бекмана

Ранние работы Бекмана были выполнены в импрессионистском стиле.

Следующая экспрессионистская фаза в творчестве художника началась в 1917 году.

Бекман развивал богатое, более персональное, драматическое, символическое искусство в 1920-х годах. Сила его аллегоричного экспрессионизма увеличивалась на протяжении военных лет.

Последние три года своей биографии Макс Бекман прожил в Нью-Йорке. Там он преподавал в Бруклинской музейной школе.

Его широко известный триптих «Departure» (1932-1935, музей современного искусства, Нью-Йорк) является одним из 18 сильнейших увековеченных триптихов, кульминацией которых стала работа «The Argonauts» (1950).

Возродил жанр средневекового триптиха. Иллюстрировал Новый Завет, «Фауст» Гёте, «Записки из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского и др.

Пауль Клее

Пауль Клее (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.

Творчество Клее

Несмотря на глубокое знание искусства прошлого и современности — от произведений примитивных народов до творчества Блейка, Гойи, кубистов, фовистов и немецких экспрессионистов, — Пауль Клее был одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников 20 века.

Кажется, что его образы возникли под влиянием чисто личных интуитивных впечатлений, а формы связаны с автоматическими, подсознательными ассоциациями и трактованы в явно нереалистической манере, хотя и редко достигают полной абстракции («Зоопарк», Нью-Йорк, коллекция Дженис; «Волшебная рыбка», Голливуд, коллекция Аренсберг).

Традиционные концепции пространства и рисунка заменяются построениями, напоминающими творчество детей или народный примитив («Пастораль», Нью-Йорк, Музей современного искусства). Клее использует богатые и разнообразные оттенки.

Пастораль

Волшебная рыбка

Танцовщица


Как особенность его техники следует отметить чувственную, поэтическую и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора («Маска страха», Нью-Йорк, коллекция Рус; «Насмешка над насмешником», Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Сегодня Пауль Клее — один из самых востребованных художников. Например, выставка из 100 картин Клее в Дюссельдорфе, открытая 29 сентября 2012 года, стала столь популярной, что ее продлили до 21 апреля 2013 года. А в начале февраля к ней добавилась выставка «Клее и Явленский» в Бернском Центре Пауля Клее.

Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы.

Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года.

Рекордная для его живописи цена была заплачена 21 июня 2011 года — холст «Танцовщица» (1932) ушел с торгов более чем за 6 000 000 долларов, да и остальные дорогие работы относятся к 2008–2010 годам.

Причем интерес к творчеству художника среди коллекционеров — это не мода последних лет, а десятилетиями продолжающийся процесс; достаточно сказать, что рекордная для художника цена на графическую работу — 3 736 978 долларов за работу «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923-39», была достигнута в ходе торгов Sotheby’s в Лондоне 28 ноября 1989 года.

Работы художника

  • Портрет эмоциональной леди. 1906
  • Жардиньерка, лейка и ведро. 1910
  • Красные и белые купола. 1914
  • Агнец. 1920

  • Голова, сделанная из куска кирпича.1919
  • Танцовщица. 1932
  • Сад. 1932
  • Будущее. 1933
  • Святое место. 1932

Творчество Амедео Модильяни

 

Амедео Модильяни – выдающийся итальянский живописец-портретист, график и скульптор, яркий представитель экспрессионизма, один из самых известных художников XX века.

Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.

В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.

В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.

Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики.

 

Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Скульптурные студии Модильяни явно показывают влияние модной в то время африканской пластики на его творчество. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.

Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнажённая натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и тёплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.

В 1909 году под влиянием Бранкузи и африканской скульптуры, в поисках «идеального объема» художник начал занятия скульптурой. Эти поиски нашли отражение и в живописи: в гармоничном отношении вогнутых и выпуклых планов, в четкой грани между мотивом и фоном.

Эволюцию Модильяни этих лет прекрасно иллюстрируют три «Портрета Поля Александра». Первый (1909) написан еще с сезанновской основательностью. Два года спустя художник упростил и вытянул формы, перенеся акцент на линию, отказался от деланной позы и увеличил роль освещения. Наконец, в третьем портрете (1913) фон оживлен цветовыми штрихами, в то время как строение модели передано с большой точностью вопреки еще большей стилизации лица.

Наиболее полно талант Модильяни раскрылся в портретном жанре: «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник». Модильяни не умел работать долго, так же как он не умел «писать с натуры». А. Сальмон рассказывает, как, попросив натурщицу раздеться, Модильяни долго смотрел на нее и тут же предложил ей опять надеть рубашку и платье; тогда начинал писать.

Для портрета г-жи Сюрваж ему понадобилось только, чтобы она села за рояль и что-нибудь ему сыграла. Пока она играла ему пьесу Равеля, он за ней пристально наблюдал. Потом сказал: «Этого достаточно» – и принялся быстро рисовать. На другой день портрет был готов.

На протяжении 1914–1916 годов художник создает больше десяти портретов маслом и множество рисунков – портретов Беатрис Хестингс и серию портретов и композиций: «Крошка Луиза», «Прекрасная бакалейщица», «Красавица-хозяйка», «Новобрачные» и др. В них освоение того, что дали кубизм и Сезанн, собственный опыт скульптора дополняется постоянными поисками психологии персонажей.

С 1914 по 1916 год Модильяни живет с английской поэтессой Беатрис Хестингс и продает картины

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.