Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА





Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

Суббота

Ворота еврейского кладбища

Я и деревня

Автопортрет с семью пальцами


После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

Художественные объединения у истоков экспрессионизма «Мост», «Синий всадник»

Мост

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу "Мост", которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе "Моста" было много общего с французским фовизмом. Группа "Мост" - объединение немецких художников, созданное студентами архитектурного отделения Высшего технического училища и Школы искусств в Дрездене. 7 июня 1905 года считается днём основания одной из самых известных художественных групп Германии. В этот день четыре молодых студента, уже давно знавшие друг друга, решили объединить свои усилия по созданию новой живописи. Это были Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Название объединения они нашли в сочинениях своего кумира философа Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". Они не принимали современной живописи, их отталкивал и академический натурализм, и поверхностный югендштиль. Художники увлекались наивным искусством примитивов, народных мастеров, детскими рисунками и произведениями душевнобольных, находя там искренность и непосредственность выражения. Более того, они пытались достигнуть своего идеала не только в искусстве, но и в жизни. "Молодые художники открыли на лесных озерах Морицбурга саксонскую Аркадию. Они поселились в прибрежных камышах со своими натурщицами, ходили обнаженными под летним солнцем, купались, отдавали дань Эроту, живя in unio mystica с природой. Они изображали себя и своих натурщиц в самых дерзких ракурсах, добиваясь острых ритмов, деформировали тела с поразительной самоуверенностью. Манифест, выпущенный ими в 1905 г., гласил: "С верой в развитие, в новое поколение творцов и ценителей искусства мы взываем ко всей молодежи. И как молодежь, несущая в себе будущее, мы хотим добиться свободы жить и творить вопреки закоснелым старым силам. Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами"! Молодые немецкие художники не задумывались над способом, стилем и техническими приемами изображения, но в их манифесте уже прозвучало ключевое слово "выражение" (нем. Ausdruck — экспрессионизм).

Однако если французские импрессионисты ради "выражения" обращались к природе, то немецкие экспрессионисты, напротив, замкнулись в себе и стали искать, пользуясь определением Ницше, "религиозную чувственность искусства". Картины, рисунки и гравюры художников группы "Мост" подчеркнуто грубы, архаичны, они демонстрируют пренебрежение красотой формы ради непосредственности выражения. В творчестве "мостовцев" радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы - "знаки", окружающие человека. Полностью потеряли свое значение свет и светотень, так как их функцию перенял цвет, ставший духовным компонентом изображения - светящиеся, "сытые" краски, нанесённые широкой кистью плоскими мазками и часто обведённые жёсткой линией контура. Художники группы "Мост" не находили признания у зрителей. В 1910 г. М. Пехштайн, Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель и К. Шмидт-Роттлуфф вошли в "Новый Сецессион". Всего же к моменту распада группы в ней официально насчитывалось 75 членов, подавляющее большинство из которых принимали в работе группы лишь финансовое участие. В 1913 году Л. Кирхнер пишет "Хронику ГХ Мост", которая приводит к разрыву между художниками. М. Пехштейн со скандалом выходит из группы, а Хеккель, Шмидт-Ротлуф и Мюллер публично обвинили Кирхнера в самовосхвалении, одностороннем выпячивании своей значительности в деятельности группы. 27 мая 1913 года группа "Мост" разослала своим "пассивным" членам извещение о том, что группа прекращает своё существование.

 

СИНИЙ ВСАДНИК

В 1911 году во время создания альманаха "Синий всадник" Кандинский вместе с группой молодых художников-авангардистов объединяется в одноимённое интернациональное общество в Мюнхене и Мурнау. Вместе с Кандинским у истоков объединения стоит Франц Марк. Название родилось в разговоре за чашкой кофе: оба они любили в картинах синий цвет, Марк лошадей, а Кандинский всадников.
В группу входят Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Пауль Клее, также в деятельности "Синего всадника" участвуют братья Бурлюки, Г. Мюнтер, Р. Делоне, не только художники, но и ряд танцоров и композиторов. Группа принимает активное участие в движении за обновление немецкого искусства начала двадцатого века. В этом они едины с другим художественным объединением - "Мост" (основанным несколькими годами ранее в Берлине и Дрездене). "Синий всадник" становится истинно международным сообществом. Русские, немцы, французы - всех их объединяет желание творить новое искусство, независимое от действующих правил и канонов, отойти от "модернистской программы современного искусства, ориентированной на внешнее". Если представители "Моста" тяготеют к фигуративному экспрессионизму, то многие участники "Синего всадника" стремятся к абстрактным композициям, ставят перед собой цветовые и живописно-декоративные проблемы, ищут ассоциативные решения.
Первая выставка объединения проходит 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. Вошедшие в экспозицию картины разных членов группы очень близки между собой. Выставленная "Скачущая лошадь" Кампендонка, скорее всего, навеяна творчеством Франца Марка (в частности, картиной "Большие синие лошади"), "Гроза" авторства Маке следует традициям Кандинского, который в свою очередь, представляет на суд ценителей живописи цветовые эксперименты"Композиция 5" и "Импровизация 22".
В марте 1912 года в галерее Х. Гольца проходит вторая экспозиция. В ней принимают участие также и другие группы живописцев, в частности, объединение «Мост», супрематисты, кубисты. В мае того же года «Синий всадник» издаёт (и в ходе зондербундско-кёльнской выставки распространяет) альманах, в котором участники предлагают свои размышления об истории и развитии живописи. Статьи сопровождаются иллюстрациями, демонстрирующими общность древнего искусства в разных частях света. Авторы уделяют большое внимание детскому рисунку, рассматривая его как полноправную живопись, что становится довольно-таки революционной идеей. Общество по-прежнему верно своему принципу синтеза искусств – несколько колонок уделено музыке.
Квинтэссенцией этих тенденций "Синего всадника" становится труд Кандинского "О духовном в искусстве", где большое место отведено эстетике формы и цвета, психологической роли оттенка. В этот период из его работ постепенно уходит фигуративность ("С чёрной аркой"), он создаёт красочные картины, похожие на фотографические явления, запечатлённые в красках.

Альманах номер два (он же последний) выпущен "Всадником" в 1914. А годом раньше в Берлине в помещении, предоставленном журналом "Штурм", проходит последняя масштабная экспозиция объединения. Когда начинается Первая Мировая война, Кандинский покидает Германию, и на этом период "Синего всадника" в его биографии заканчивается. Да и сама группа с разбродом её лидеров фактически прекращает своё существование.

В двадцатые годы после революции в России Кандинский вернётся в Германию, станет членом школы Баухаус и снова встретится там с некоторыми старыми соратниками по "Синему всаднику" (в том числе Клее). Однако в старом виде общество уже не воскреснет.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.