Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возрастная психология и социальная работа





Успешная профессиональная деятельность социальных работников за-

висит от множества факторов, и одним из них, несомненно, является овладе-

ние объёмом знаний в области возрастной психологии. Знание условий и ме-

ханизмов развития человека на разных этапах онтогенеза позволяет обеспе-

чить эффективность организации социальной работы с различными катего-

риями граждан на основе учёта их возрастных особенностей и влияния на

них социально-политической ситуации развития, построить индивидуальную

траекторию их жизнедеятельности в условиях ограниченных по каким-либо

причинам возможностей.

Возрастная психология представляет собой отрасль психологической

науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Она занимается

исследованием возрастных особенностей психических процессов, состояний

и свойств, особенностей усвоения знаний, возрастных факторов развития

личности человека на протяжении онтогенеза – от рождения до старости, ус-

тановлением возрастных периодов и причин, которые лежат в основе перехо-

да от одного возрастного периода к другому.

Важной составной частью предмета возрастной психологии является

изучение понятия «возраст», в котором проявляется специфическое сочета-

ние особенностей психологии и поведения индивида в конкретной среде. О

каком бы возрастном периоде ни шла речь, все исследователи выделяют уни-

кальные, характерные только для данного возраста сочетания таких психоло-

гических и поведенческих особенностей, которые не сохраняются за преде-

лами того или иного возраста.

Выделим ещё один аспект предмета изучения – особое внимание к ана-

лизу движущих сил, условий и законов развития психических состояний,

процессов и свойств человека и его поведения. Движущие силы – это те фак-

торы развития человека, которые выступают основными побудительными

источниками его развития. Российский психолог Л. С. Выготский, например,

доказал общественно-историческую обусловленность психики человека. В

качестве условий развития человека возрастная психология выделяет те по-

стоянно действующие внутренние и внешние факторы, которые влияют на

динамику и конечные результаты этого развития. Законы – это те закономер-

ности развития, опираясь на которые можно эффективно управлять процес-

сом развития, корректируя его на том или ином возрастном этапе.

Изучая движущие силы, условия и законы развития человека, психоло-

ги в области возрастной психологии обращают внимание на исследование

сравнительного влияния на развитие человека эволюционных, революцион-

ных и ситуационных изменений психики и поведения. Обратим внимание на

то, что, в отличие от эволюционных и революционных изменений, которые

по своей сути являются устойчивыми и необратимыми, преобразуют психо-

логию человека как личности, ситуационные изменения, возникающие как

результат организованного или случайного обучения или воспитания, затра-

гивают исключительно частные формы поведения, умения, навыки человека.

Возрастная психология как одна из отраслей научного знания при про-

ведении исследований опирается на разнообразные методы, которые носят

комплексный характер. В зависимости от целей исследования специалисты в

области возрастной психологии используют методы из общей психологии

(при изучении когнитивных процессов и развития личности), дифференци-

альной психологии (при изучении наследственной и средовой обусловленно-

сти формирования индивидуальности человека), социальной психологии

(при изучении межличностных отношений и особенностей взаимодействия

на разных этапах онтогенеза). Обычно при классификации методов возрас-

тной психологии выделяют несколько групп методов. К организационным

методам относятся сравнительный, лонгитюдный, комплексный. Широко

представлены эмпирические методы: взяты все методы, которые использу-

ются в психодиагностике с учётом возможной их эффективности в различ-

ных возрастных группах (наблюдение, опрос, тестирование, проективные ме-

тодики и т. д.). Кроме того, используются эксперименты, анализ процессов и

продуктов деятельности, анализ документов, биографический метод и т. д. В

процессе интерпретации полученного материала распространены генетиче-

ский и структурный методы.

Центральным понятием возрастной психологии является понятие «воз-

раст». Возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени сту-

пень психологического развития индивида и его развития как личности, ха-

рактеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологи-

ческих изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Следует заметить, что исследователи отмечают одну важную особен-

ность в развитии человека любой возрастной группы: объективно одни и те

же элементы социальной среды в конкретном месте и в конкретное время

оказывают различное влияние на человека. Это влияние определяется тем,

через какие ранее развившиеся индивидуальные и личностные психические

свойства они преломляются. В то же время схожие между собой внешние и

внутренние факторы различного уровня порождают типичные психологиче-

ские особенности, которые являются общими для людей одного возраста. Эта

особенность, с одной стороны, определяет общую идентичность базовых

возрастных характеристик, а с другой – их закономерный переход к следую-

щему возрастному этапу тогда, когда происходит изменение содержания этих

факторов или отношений, которые существуют между ними. Такие психоло-

ги, как Эриксон, Эльконин, доказали, что любой переход от одного возрас-

тного этапа к другому сопровождается кризисом, который есть не что иное,

как поворотный момент в развитии личности, он отражает специфику борьбы

между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой в развитии. Это не

болезнь, а переход к решению качественно другой задачи, смысл решения

которой связан с определённым возрастом.

Границы возраста изменчивы, они зависят от конкретных исторических

условий и этапов развития и не совпадают в различных странах. Существует

множество периодизаций возраста. Так, современный российский психолог

Г. С. Абрамова выделяет 11 возрастных периодов: младенчество (0 – 2), ран-

нее детство (2 – 4), среднее детство (5 – 7), конец детства (8 – 12), подросток

(13 – 17), юность (18 – 22), взрослость (23 – 30), переходный возраст (30 –

35), зрелость (36 – 50), пожилой возраст (51 – 65), старость (более 65). Не ме-

нее распространенна возрастная периодизация, предложенная, например, Э.

Эриксоном. Он выделяет 8 стадий возрастного развития: младенчество, ран-

ний возраст, возраст игры, школьный возраст, подростковый возраст, моло-

дость, зрелость, старость.

Специфика возрастной психологии выражается в том, что, используя

накопленные психологией знания о психических функциях (восприятие,

мышление, речь, память, внимание, воображение), личностных образованиях

(мотивация, самооценка __________и уровень притязаний, ценностные ориентации, ми-

ровоззрение и т. д.), она выявляет процесс их развития применительно к кон-

кретной возрастной группе, ориентируясь на поиск ответа на вопросы о том,

когда они появляются, как развиваются и каковы их особенности в том или

ином возрасте.

Социальный работник в процессе выработки стратегии и выбора мето-

дов работы должен учитывать психологические особенности, характерные

для периодов онтогенетического развития. Так, например, выбор методов ра-

боты с дошкольниками должен определяться пониманием того, что ведущей

деятельностью в этом возрасте является игра.

Проблемы юношества не могут быть эффективно решены без концен-

трации внимания на особенностях развития самосознания и формировании

образа «Я», специфике общения со сверстниками, взрослыми, в организован-

ных коллективах, в спонтанных группах, а также на формировании жизнен-

ных планов и проблеме профессионального самоопределения.

Помощь людям зрелого возраста должна оказываться с учётом понима-

ния того, что в основе развития в этот период особое значение имеет учёт

неравномерности и гетерохронности характера развития психических функ-

ций взрослого человека, а также особенностей динамических функций в пе-

риод ранней и средней взрослости.

Социальная работа с людьми в период старения и старости строится на

анализе изменений в психическом развитии человека. Она должна сопровож-

даться раскрытием роли психологического фактора в период старения, а из-

менения в области сенсорики, памяти, интеллекта – данными о возрастной

динамике творческой продуктивности. Принципиально важную роль играет

анализ особенностей личности в период старения и старости, компенсатор-

ных механизмов этого периода.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой возрастная психология?

2. Какие методы используются в возрастной психологии?

3. Что такое возраст?

4. Какие существуют периодизации возраста?

5. В чём выражается специфика возрастной психологии?

6. Как должна строиться социальная работа с различными возрастными

группами?

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2003.

2. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М.,

2008.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2007.

4. Современная энциклопедия социальной работы / Гл. научн. ред. В. И.

Жуков. М., 2008.

5. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону,

2006.

6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2005.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.