|
Возрастная психология и социальная работаУспешная профессиональная деятельность социальных работников за- висит от множества факторов, и одним из них, несомненно, является овладе- ние объёмом знаний в области возрастной психологии. Знание условий и ме- ханизмов развития человека на разных этапах онтогенеза позволяет обеспе- чить эффективность организации социальной работы с различными катего- риями граждан на основе учёта их возрастных особенностей и влияния на них социально-политической ситуации развития, построить индивидуальную траекторию их жизнедеятельности в условиях ограниченных по каким-либо причинам возможностей. Возрастная психология представляет собой отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Она занимается исследованием возрастных особенностей психических процессов, состояний и свойств, особенностей усвоения знаний, возрастных факторов развития личности человека на протяжении онтогенеза – от рождения до старости, ус- тановлением возрастных периодов и причин, которые лежат в основе перехо- да от одного возрастного периода к другому. Важной составной частью предмета возрастной психологии является изучение понятия «возраст», в котором проявляется специфическое сочета- ние особенностей психологии и поведения индивида в конкретной среде. О каком бы возрастном периоде ни шла речь, все исследователи выделяют уни- кальные, характерные только для данного возраста сочетания таких психоло- гических и поведенческих особенностей, которые не сохраняются за преде- лами того или иного возраста. Выделим ещё один аспект предмета изучения – особое внимание к ана- лизу движущих сил, условий и законов развития психических состояний, процессов и свойств человека и его поведения. Движущие силы – это те фак- торы развития человека, которые выступают основными побудительными источниками его развития. Российский психолог Л. С. Выготский, например, доказал общественно-историческую обусловленность психики человека. В качестве условий развития человека возрастная психология выделяет те по- стоянно действующие внутренние и внешние факторы, которые влияют на динамику и конечные результаты этого развития. Законы – это те закономер- ности развития, опираясь на которые можно эффективно управлять процес- сом развития, корректируя его на том или ином возрастном этапе. Изучая движущие силы, условия и законы развития человека, психоло- ги в области возрастной психологии обращают внимание на исследование сравнительного влияния на развитие человека эволюционных, революцион- ных и ситуационных изменений психики и поведения. Обратим внимание на то, что, в отличие от эволюционных и революционных изменений, которые по своей сути являются устойчивыми и необратимыми, преобразуют психо- логию человека как личности, ситуационные изменения, возникающие как результат организованного или случайного обучения или воспитания, затра- гивают исключительно частные формы поведения, умения, навыки человека. Возрастная психология как одна из отраслей научного знания при про- ведении исследований опирается на разнообразные методы, которые носят комплексный характер. В зависимости от целей исследования специалисты в области возрастной психологии используют методы из общей психологии (при изучении когнитивных процессов и развития личности), дифференци- альной психологии (при изучении наследственной и средовой обусловленно- сти формирования индивидуальности человека), социальной психологии (при изучении межличностных отношений и особенностей взаимодействия на разных этапах онтогенеза). Обычно при классификации методов возрас- тной психологии выделяют несколько групп методов. К организационным методам относятся сравнительный, лонгитюдный, комплексный. Широко представлены эмпирические методы: взяты все методы, которые использу- ются в психодиагностике с учётом возможной их эффективности в различ- ных возрастных группах (наблюдение, опрос, тестирование, проективные ме- тодики и т. д.). Кроме того, используются эксперименты, анализ процессов и продуктов деятельности, анализ документов, биографический метод и т. д. В процессе интерпретации полученного материала распространены генетиче- ский и структурный методы. Центральным понятием возрастной психологии является понятие «воз- раст». Возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени сту- пень психологического развития индивида и его развития как личности, ха- рактеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологи- ческих изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Следует заметить, что исследователи отмечают одну важную особен- ность в развитии человека любой возрастной группы: объективно одни и те же элементы социальной среды в конкретном месте и в конкретное время оказывают различное влияние на человека. Это влияние определяется тем, через какие ранее развившиеся индивидуальные и личностные психические свойства они преломляются. В то же время схожие между собой внешние и внутренние факторы различного уровня порождают типичные психологиче- ские особенности, которые являются общими для людей одного возраста. Эта особенность, с одной стороны, определяет общую идентичность базовых возрастных характеристик, а с другой – их закономерный переход к следую- щему возрастному этапу тогда, когда происходит изменение содержания этих факторов или отношений, которые существуют между ними. Такие психоло- ги, как Эриксон, Эльконин, доказали, что любой переход от одного возрас- тного этапа к другому сопровождается кризисом, который есть не что иное, как поворотный момент в развитии личности, он отражает специфику борьбы между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой в развитии. Это не болезнь, а переход к решению качественно другой задачи, смысл решения которой связан с определённым возрастом. Границы возраста изменчивы, они зависят от конкретных исторических условий и этапов развития и не совпадают в различных странах. Существует множество периодизаций возраста. Так, современный российский психолог Г. С. Абрамова выделяет 11 возрастных периодов: младенчество (0 – 2), ран- нее детство (2 – 4), среднее детство (5 – 7), конец детства (8 – 12), подросток (13 – 17), юность (18 – 22), взрослость (23 – 30), переходный возраст (30 – 35), зрелость (36 – 50), пожилой возраст (51 – 65), старость (более 65). Не ме- нее распространенна возрастная периодизация, предложенная, например, Э. Эриксоном. Он выделяет 8 стадий возрастного развития: младенчество, ран- ний возраст, возраст игры, школьный возраст, подростковый возраст, моло- дость, зрелость, старость. Специфика возрастной психологии выражается в том, что, используя накопленные психологией знания о психических функциях (восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение), личностных образованиях (мотивация, самооценка __________и уровень притязаний, ценностные ориентации, ми- ровоззрение и т. д.), она выявляет процесс их развития применительно к кон- кретной возрастной группе, ориентируясь на поиск ответа на вопросы о том, когда они появляются, как развиваются и каковы их особенности в том или ином возрасте. Социальный работник в процессе выработки стратегии и выбора мето- дов работы должен учитывать психологические особенности, характерные для периодов онтогенетического развития. Так, например, выбор методов ра- боты с дошкольниками должен определяться пониманием того, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Проблемы юношества не могут быть эффективно решены без концен- трации внимания на особенностях развития самосознания и формировании образа «Я», специфике общения со сверстниками, взрослыми, в организован- ных коллективах, в спонтанных группах, а также на формировании жизнен- ных планов и проблеме профессионального самоопределения. Помощь людям зрелого возраста должна оказываться с учётом понима- ния того, что в основе развития в этот период особое значение имеет учёт неравномерности и гетерохронности характера развития психических функ- ций взрослого человека, а также особенностей динамических функций в пе- риод ранней и средней взрослости. Социальная работа с людьми в период старения и старости строится на анализе изменений в психическом развитии человека. Она должна сопровож- даться раскрытием роли психологического фактора в период старения, а из- менения в области сенсорики, памяти, интеллекта – данными о возрастной динамике творческой продуктивности. Принципиально важную роль играет анализ особенностей личности в период старения и старости, компенсатор- ных механизмов этого периода. Контрольные вопросы 1. Что представляет собой возрастная психология? 2. Какие методы используются в возрастной психологии? 3. Что такое возраст? 4. Какие существуют периодизации возраста? 5. В чём выражается специфика возрастной психологии? 6. Как должна строиться социальная работа с различными возрастными группами? Литература 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2003. 2. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 2008. 3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2007. 4. Современная энциклопедия социальной работы / Гл. научн. ред. В. И. Жуков. М., 2008. 5. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2005. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|