Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Феминология и социальная работа





Как наука, феминология складывается в 20 в., а объектом её изучения

становятся женщины. Но сразу возникает вопрос, как понять и определить

этот объект? Российская исследовательница Г. Г. Силласте говорит о двух

подходах к женщине как объекту исследования. Женщин можно рассматри-

вать как социальную демографическую группу, и тогда на первый план вый-

дут проблемы соотношения полов в определённых поколениях, динамика

рождаемости, характеристика женщин как рабочей силы и т. д. Но женщин

можно рассматривать и как реально существующую и эмпирически фикси-

руемую, относительно целостную и устойчивую социальную общность. Ко-

нечно, эта общность вплетена в стратификационную сеть общественных от-

ношений других групп; здесь не исключается рассмотрение экономических и

политических аспектов положения женщины в обществе и её роли в семье;

вместе с тем данный подход позволяет анализировать социо- психологиче-

ские и социо - культурные факторы её личностного становления. Такой ра-

курс даёт более глубокое и всестороннее понимание женского вопроса в про-

шлом, настоящем и будущем, его влияние на общие социальные процессы.

Феминология развивалась не только как область теоретического зна-

ния, но многие её идеи нашли выход в практической сфере. Среди наиболее

значимых достижений феминологов, нашедших отражение в повседневной

жизни, следует назвать введение фактора различия полов в традиционный

социальный, в том числе социально-стратификационный, анализ, обоснова-

ние историчности двух взаимодополняющих социальных сфер – публичной –

«мужской» и частной – «женской» и равной значимости частной сферы для

функционирования общества. Феминистки выявили особое понимание темы

«женской работы» как неоплачиваемого женского труда (рождение детей,

воспитание их, труд по поддержанию в доме чистоты, приготовлению пищи,

стирке, глажке, уходу за больными и немощными), бывшего всегда, во все

эпохи почти незаметным или умышленно незамечаемым. Проанализировав

прошлое и настоящее так называемых «женских профессий» (учительницы,

поварихи, прачки, ткачихи, медсестры, социальной работницы), они показа-

ли, что эти профессии сложились и воспроизводятся как продолжение ген-

дерных ролей, приписанных женщинам социальными и культурными норма-

ми.

Много внимания феминология уделяла и социальной работе. Появился

термин «феминистская социальная работа». Здесь исследователи и практики

ставили цель активизировать ресурсы клиента, чтобы он самостоятельно мог

отвечать за собственную жизнь; кроме того, они считали, что отношения ме-

жду работниками социальных служб и их клиентами должны строиться на

эгалитарных, а не патерналистских принципах, долгое время доминировав-

ших на практике. Одной из серьёзных проблем в психоаналитической соци-

альной работе с точки зрения феминисток было преодоление гендерного не-

равенства. Эмансипация сегодня становится неотъемлемым признаком соци-

альной работы во всём мире, когда речь идёт о сопротивлении бедности, на-

силию против женщин и детей, жестокому обращению с детьми, о семейных

конфликтах и проституции.

Свою деятельность в сфере социальной работы феминистки строили на

определённых принципах: переосмысления власти, убеждённости, что лич-

ное есть политическое, на использовании экосистемного подхода и др. Рас-

смотрим некоторые из них.

Принцип переосмысления власти исходил из того, что власть в соци-

альной работе должна рассматриваться для создания определённых условий

деятельности, а не утверждения господства. Власть, с точки зрения фемини-

сток, позволяет людям осуществлять контроль над собственной жизнью и

самим принимать решения, поэтому отношения между профессиональными

социальными работниками и клиентами должны строиться на основе парт-

нёрства и созависимости, делегировании полномочий.

Принцип, построенный на экосистемном подходе, требует учитывать

целостность и устойчивость изменений для индивидов, семей, отрицая ра-

зобщённость и изолированность людей и общества. С точки зрения фемини-

сток, решить проблемы индивида или группы невозможно на микроуровне,

нужно задействовать формальные и неформальные социальные сети, различ-

ные организации, привлечь внимание СМИ. В качестве примера можно при-

вести оказание помощи женщинам, подвергшимся домашнему насилию. По-

мощь конкретным женщинам оказывают кризисные центры, где в основном

работают психологи и юристы, но чаще всего помощь может оказываться не

на индивидуальном уровне, а на применении коллективных стратегий. Тогда

создаются группы самопомощи, инициируются движения против насилия,

разрабатываются образовательные программы для детей и молодёжи, ведётся

просветительская работа с журналистами и другими профессионалами. В

конце 1990-х годов в России активно стали создаваться кризисные центры, в

том числе и Ростове; принципы их деятельности соответствуют сложившейся

международной практике, т. е. с учётом принципов, сформулированных фе-

министками.

В феминистской социальной работе широкое распространение получи-

ло убеждение «личное есть политическое», согласно которому индивидуаль-

ное поведение, ценности и убеждения личности связаны с социальной поли-

тикой. Социальные движения, которые __________рождаются из совместных действий

людей, влияют на поведение личности, т. е. феминистская социальная работа

применяет этот принцип в процессе активизации коллективного потенциала

социальных групп для решения политически важных задач. Таким примером

может служить отстаивание гражданских прав и самостоятельного определе-

ния своих проблем женскими организациями и инвалидами.

Феминистская социальная работа основана на представлении, что

идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны. Так, причиной

проблем клиента могут быть твёрдые убеждения о традиционных гендерных

ролях, поэтому социальный работник должен добиться того, чтобы его кли-

ент понимал, какое воздействие на него оказывают патриархатные ценности

и структуры и пытаться способствовать развитию самореализующейся лич-

ности. По мнению феминисток, в некоторых случаях такую работу успешно

могут проводить социальные работники женского пола, хотя встречаются и

феминистски настроенные мужчины.

Наиболее распространённые компоненты феминистской социальной

работы включают интеграцию теории и практики, работу в партнёрстве с

женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллек-

тивных решений социальных проблем, учёт связи между ответственностью

женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребно-

сти, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знания женщин, уваже-

ние достоинства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, кото-

рые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин.

Указанные принципы, представления и подходы используются как в

практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в

исследовании качества социальных услуг.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом изучения феминологии?

2. Что можно отнести к наиболее значимым достижениям феминологов,

нашедшим отражение в повседневной жизни?

3. Какое понимание женской работы было характерно для феминисток?

4. Какую цель ставили себе исследователи и практики в феминистской

социальной работе?

5. На каких принципах строили феминистки свою деятельность в сфере

социальной работы?

6. Каковы основные компоненты феминистской социальной работы?

Литература

1. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А.

С. Сорвина. М., 2001.

2. Социальная феминология. Иваново, 1998.

3. Социология / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону. 1998.

4. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону,

2006.

5. Феминология. Семьеведение / Под ред. Л. Т. Шинелевой. М., 1997.

6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2009.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.