|
Южный федеральный университетСтр 1 из 87Следующая ⇒ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В вопросах и ответах Южный федеральный университет Факультет социологии и политологии Кафедра социальных технологий СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Под ред. Е. П. Агапова Ростов-на-Дону ББК 65.272 УДК 36 С 69 Печатается по решению кафедры социальных технологий факультета социологии и политологииЮФУ Рецензенты: доктор философских наук, профессор В. И. Курбатов кандидат социологических наук, доцент Н. В. Карасёва Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под С 69 ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с. Учебное пособие содержит краткое изложение основных вопросов истории, теории и технологии социальной работы. В нём приводятся определения важнейших понятий социальной работы, а также даётся краткая информация о тех лицах, которые своей теоретической или практической деятельностью способствовали её становлению и развитию. Учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, готовящихся к сдаче государственного экзамена по социальной работе, а также всех, кто интересуются её проблемами. ББК 65.272 УДК 36 © Кафедра социальных технологий, 2009 ВВЕДЕНИЕ В 1991 г. Ростовский государственный университет оказался среди тех учебных заведений, которым довелось начинать подготовку социальных ра- ботников в нашей стране. Эта подготовка вначале осуществлялась на фило- софском факультете, а затем – на факультете социологии и политологии. По- степенно сформировалась группа преподавателей, которая составила ядро новой кафедры, созданной в рамках факультета социологии и политологии. К настоящему времени кафедра социальных технологий накопила немалый опыт как научной, так и учебно-методической работы. Многие студенты учатся по книгам, написанным её преподавателями. Между тем опыт прове- дения государственных экзаменов по социальной работе говорит о том, что студенты нуждаются в учебном пособии, которое суммировало бы все зна- ния, полученные ими за время обучения по специальности. По замыслу авто- ров, таким учебным пособием, позволяющим студенту систематизировать имеющиеся у него знания и основательно подготовиться к государственному экзамену, должна стать «Социальная работа в вопросах и ответах». Однако она может использоваться не только старшекурсниками, но и студентами других курсов, а также всеми, кто интересуются социальной работой. Структура учебного пособия включает в себя несколько разделов, в ко- торых нашло своё отражение определённое понимание содержания и важно- сти социальной работы, сложившееся к настоящему времени на кафедре со- циальных технологий. Первый из этих разделов образуют семьдесят два па- раграфа, распределённые по двенадцати главам. Каждый из них содержит краткий ответ на один из тех вопросов, с которыми студенты могут столк- нуться при сдаче государственного экзамена по социальной работе. Кроме того, в любом параграфе студент может найти контрольные вопросы, позво- ляющие ему проверить уровень усвоения материала, а также список реко- мендуемой литературы. Второй раздел учебного пособия составляет глосса- рий, в который включены определения важнейших понятий социальной ра- боты. В третьем разделе содержится краткая информация о тех лицах, кото- рые своей теоретической или практической деятельностью способствовали её становлению и развитию. В четвёртом разделе собрана вместе вся рекомен- дуемая литература, разбросанная по отдельным параграфам учебного посо- бия. Наконец, в качестве приложения в учебное пособие включены репро- дукции произведений отечественных и зарубежных художников, касающихся бедности, одиночества, сиротства и других социальных проблем. Знакомство с ними не только расширит кругозор студентов, но и позволит им сделать бо- лее яркими свои выступления на семинарских занятиях, а также ответы на экзаменах по социальной работе. Учебное пособие написано преподавателями и аспирантами кафедры социальных технологий: доктором философских наук, профессором Е. П. Агаповым (введение, 1. 1, 1. 2, 6. 1 – 6. 4, 10. 3, 12. 1, глоссарий, персоналии, библиография и приложение), К. В. Волощуковой (9. 1), кандидатом фило- софских наук А. А. Ивановым (5. 1 – 5. 3), кандидатом социологических на- ук, профессором Л. А. Кайгородовой (2. 1 – 2. 5, 3. 6, 3. 7, 8. 2 – 8. 4), канди- датом философских наук, доцентом Л. П. Карельской (3. 2, 3. 3, 9. 3, 11. 1), Е. К. Кристостурян (2. 8, 7. 1), кандидатом философских наук, доцентом Н. В. Мацининой (3. 1, 3. 8, 7. 6, 8. 6, 9. 4, 11. 10), кандидатом философских наук, доцентом М. А. Никулиной (4. 1, 5. 4, 5. 5, 8. 1, 8. 7, 10. 1, 10. 2, 11. 2), канди- датом социологических наук, доцентом О. А. Нор-Аревян (4. 2, 4. 3, 8. 5, 8. 8, 9. 2, 9. 6), кандидатом философских наук О. М. Папой (3. 5, 3. 9, 7. 7, 9. 7), кандидатом философских наук, доцентом С. Г. Фурдеем (7. 2, 10. 4, 11. 3, 11. 9, 12. 2 – 12. 4), доктором исторических наук, профессором П. Я. Циткило- вым (1. 3, 2. 6, 7. 5), а также кандидатом философских наук, доцентом В. А. Шапинским (2. 7, 3. 4, 7. 3, 7. 4, 9. 5, 11. 4 – 11. 8). Авторы будут признатель- ны всем, кто выскажут своё мнение об их проекте. Электронный адрес ка- федры социальных технологий: soctech@mail.ru Е. П. Агапов ГЛАВА ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Литература 1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М., 2009. 2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX века. М., 2006. 3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX века. М., 2008. 4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006. 5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007. 6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006. Литература 1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М., 2009. 2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX века. М., 2006. 3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX века. М., 2008. 4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006. 5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007. 6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006. Литература 1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М., 2009. 2. Агапов Е. П. Социальная помощь в России. Ростов-на-Дону, 2001. 3. Кравченко А. И. Социальная работа. М., 2008. 4. Кузьмин К. В., Сутырин __________Б. А. История социальной работы. М., 2006. 5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007. 6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006. ГЛАВА ВТОРАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ Цель Субъект – Содержание – Средства – Управление – Объект Функции Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл. Основным критерием, обосновывающим структуру, является её внут- ренняя логика, обеспечивающая соблюдение дидактических принципов сис- тематичности и последовательности перехода от простого к сложному, от общего к частному и др. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором. Характер социальной работы как формы деятельности предполагает её реализацию на нескольких уровнях: · первый – межгосударственный, на котором работают международные организации (ООН, ВОЗ, ВОКР, международные религиозные органи- зации) и формируются программы и документы рекомендательной на- правленности (конвенции, декларации и т. д.); · второй – государственный (федеральный), на котором работают все за- конодательные структуры государства, а также формируются государ- ственные программы («Дети России», «Пожилой человек» и т. д.); · третий – региональный – является исполнительно-законодательным, здесь исполняются законы государства, а также формируются норма- тивно-правовые документы с учётом особенностей регионов; · четвертый – муниципальный, исполнительный, на котором работают все социальные службы (центры занятости, центры оказания помощи пожилым людям, интернаты инвалидов и т. д.). На всех уровнях социальная работа осуществляется через функциони- рование целого ряда государственных и общественных организаций. Социальная работа как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и др. и обеспечение социальной защи- ты для реализации собственных возможностей каждого человека гармонич- ной и полноценной жизнедеятельности. Контрольные вопросы 1. Что называют социальной работой? 2. Почему социальную работу называют особым видом деятельности? 3. Что послужило предпосылкой к появлению социальной работы в Рос- сии? 4. Какова структура социальной работы? 5. На каких уровнях осуществляется реализация социальной работы как формы деятельности? 6. На что направлена социальная работа как форма деятельности? Литература 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2006. 2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холосто- вой. М., 1997. 3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 4. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова. М.,1994. 5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. М., 2006. 6. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. Литература 1. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2006. 2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холосто- вой. М., 1997. 3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 4. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова. М.,1994. 5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. М., 2006. 6. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. Литература 1. Основы __________социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2006. 2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холосто- вой. М., 1997. 3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 4. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. М., 2006. 6. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. Литература 1. Агапов Е. П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997. 2. Социальна работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 3. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. М., 1998. 4. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 5. Теория и методика социальной работы / Под ред. С. И. Григорьева. М., 1994. 6. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. Модели социальной работы Модели теоретического обоснования социальной работы, появившиеся к началу 90-х годов в научной литературе, отражают не только результаты научных поисков учёных разных школ, но и её эволюцию, изменения в са- мом содержании и формах социальной работы. Каждая модель предполагает вполне определённое содержание соци- альной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов. Теоретические подходы построения научного знания социальной рабо- ты могут быть сведены к трём группам моделей: психолого- ориентированным, социолого-ориентированным, комплексно- ориентированныме. Психолого-ориентированные модели социальной работы получают распространение в связи с тем, что их современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать соб- ственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или со- циальном уровнях. Анализ технологий современной социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом направлении теории социальной работы. «Живучесть» психодинамической модели во многом объясняется характером проникнове- ния любой теории в практику социальной работы и закрепления её в виде па- радигмы социального знания. Психодинамическая теория была первой теорией, на основе которой более 40 лет назад профессионально разрабатывалась психодинамическая модель практики социальной работы. Основные понятия этой теории, опи- рающиеся на психоанализ, вошли в ранг категорий теории социальной рабо- ты; психодинамическая теория выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы. Одним из её достоинств несомненно является интегративность, вообще свойственная тео- рии социальной работы в целом как самостоятельной академической дисцип- лине. Интегративность психодинамической модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие __________эффективному решению проблем клиента. Отношения социального работника и клиента в рамках психодинами- ческой модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагностика её и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи. Гуманистическая модель характеризуется тем, что её принципом явля- ется стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопо- знания и понимания значимости своей личности понять самих себя и харак- тер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики со- циальный работник прежде всего старается убедить клиента в своей искрен- ней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей си- туации или к миру в целом. Существенная черта этой модели социальной ра- боты – недирективный подход к решению проблем клиента. Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и чётче обозначить потребности социального работника как специалиста. В на- стоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает всё большее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике. Важными в этой группе моделей является ролевая и коммуникативная модели теоретического обоснования социальной работы. Теория коммуника- ции и ролевая теория были разработаны вне проблематики социальной рабо- ты. Позже их стали использовать для оптимизации теории и практики орга- низации социальной помощи людям. Интерес представляют в группе психолого-ориентированных моделей задача-ориентированная и кризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы. Общность этих моделей состоит в том, что они ориентируют на кратковременное фрагментарное вмешательство спе- циалиста в процесс решения проблем. Эти модели улучшают способность людей решать проблемы оптимальным образом. Задача-ориентированная мо- дель берёт проблемы как таковые. Кризис-интервентная опирается на теорию трудностей. Социолого-ориентированные модели разделяются на две основные группы: первая группа формируется на базе теории социальных систем, вто- рая группа опирается на радикально-марксистские подходы. Системные модели берут своё начало в общей теории социальных сис- тем. В первоначальном своём варианте эта теория была разработана на био- логическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в свою очередь есть часть сверхсистем. Системные идеи стали широко применяться в 70-е годы в со- циолого-ориентированных подходах к осмыслению и регулированию соци- альной работы. Главным аргументом этого подхода явилось то, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем, а значит защита человека должна опираться на совершенствование всех систем. К этой группе также относятся радикальная и марксистская модели. Обе эти модели отличаются критикой традиционных подходов к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы, в них обозначены акценты на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъективности. В основе радикальной модели лежат модели защиты и «наделения пол- номочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представите- лей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, нацио- нальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответствен- ность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на са- мого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника. В основе марксисткой модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществ- лению совместных коллективных действий, направленных на подъём само- сознания и осуществление перемен в обществе. Комплексно-ориетированные модели теории социальной работы опи- раются на междисциплинарный подход; к ним относятся когнитивная, соци- ально-педагогическая, витально-ориентированная и другие модели. Когнитивная (познавательная) модель опирается на принцип организа- ции социальной работы, который гласит, что услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Особую популярность в практике социальной ра- боты когнитивная теория приобретает в начале 80-х годов. Это объясняется растущим интересом к такой методике работы, как консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социально- го поведения клиента путём обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социаль- ной ситуации, в которой он оказался. Одной из методик в процессе консуль- тирования клиента, разработанной на основе когнитивной модели, является объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль социального работника за поведением клиента. Когнитивная модель социальной работы является комплексной, по- скольку она включает и социологические, и психологические подходы к её организации. В основе социально-педагогической модели лежит положение, что вос- питание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное, целенаправленное воздействие на индивида, социальную груп- пу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей це- лью выработку у воспитуемых определённых социальных качеств. На про- цесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институ- ционализированным, реализуется через систему определённых социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничи- вать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их. Наиболее эффективной из комплексно-ориентированных моделей счи- тается витально-ориентированная. Витализм – идеалистическое направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных непознаваемых сил. Зачатки такого по- нимания относятся к древним идеям Платона, Аристотеля__________. Комплексно-ориентированные модели включают в себя психологиче- ские, социальные аспекты, а поэтому являются наиболее эффективными. Контрольные вопросы 1. К каким группам моделей могут быть сведены теоретические подходы построения научного знания социальной работы? 2. Какие компоненты включают в себя отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели? 3. Чем характеризуется гуманистическая модель? 4. Что лежит в основе радикальной модели? марксистской модели? 5. На что опирается когнитивная модель? 6. Что лежит в основе социально-педагогической модели? Литература 1. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 2. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 3. Социальные технологии. Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов. Москва – Белгород, 1995. 4. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. 5. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2009. Литература 1. Благотворительность в России. 2001. Социальные и исторические ис- следования / Под ред. О. Л. Лейкинда. СПб., 2001. 2. Кравченко А. И. Социальная работа. М., 2008. 3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холосто- вой. М., 1997. 4. Современная энциклопедия социальной работы / Гл. научн. ред. В. И. Жуков. М., 2008. 5. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко. М., 1998. 6. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. М., 1993-1994. Социальной работы Под социальной политикой подразумевается целенаправленное воздей- ствие государства и негосударственных структур на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий быта и труда широ- ких слоёв населения, смягчения социального неравенства и повышения куль- турного уровня граждан. По самой своей сути она направлена на защиту со- циальных прав граждан, провозглашённых в Конституции РФ (гл. 2). Разли- чают права и свободы. Право человека (субъективное, юридическое) – это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность осуще- ствлять какую-либо деятельность. Свобода человека (как это отражено в до- кументах о правах человека) – это отсутствие каких-либо ограничений в дея- тельности, поведении. Права человека по содержанию делятся на гражданские (личные), по- литические, экономические, культурные, социальные. Именно группа социальных прав в своей совокупности обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и даёт ему возможность защитить свои интересы и удовлетворить жизненные по- требности. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной не- справедливости, а также дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т. е. не зависят от гражданства их субъектов. Сюда входят: (1) трудовые права (право свободно распоря- жаться своими способностями к труду, запрет принудительного труда, право на охрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискри- минации, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых); (2) право на охрану семьи (материнства и детства, равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей и т. д.); (3) право на социальное обеспечение (на пенсии, пособия, выплаты); (4) право на жилище (стабильное пользование жилым помещением во всех раз- новидностях жилищного фонда, улучшение жилищных условий, обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного челове- ка); (5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (6) право на обра- зование (общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муници- пальных образовательных учреждениях и на предприятиях). Специалисты __________по социальной работе, как правило, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, кото- рые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными права- ми и обязанностями, которые проявляются в конкретных общественных от- ношениях. Эти конкретные отношения показывают различие фактических правовых связей людей при равенстве социальных и правовых возможно- стей, так как индивидуализированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией, социальным статусом (родители, безработные, инвалиды и т. д.). Задача социальных работников в данном случае заключается в защите лич- ных прав граждан, обеспечении их в конкретных жизненных ситуациях, борьба с их нарушениями со стороны должностных лиц и организаций. Независимо от того, занимается ли социальный работник отдельным случаем, работает ли он в составе группы или в рамках организации, участ- вует в реализации национальной программы или занят научными исследова- ниями, вопросы защиты гражданских прав в применении к современным экономическим и социальным проблемам являются высшими приоритетами. Профессиональный социальный работник служит помощником юристу в ут- верждении личных прав и свобод гражданина. Если юрист способен эффек- тивно реализовать юридические и политические права, предусмотренные конституцией, социальный работник помогает обозначить и обеспечить со- временные экономические и социальные права. Под правовым механизмом защиты прав и свобод человека и гражда- нина в Российской Федерации следует понимать совокупность органов госу- дарственной власти на всех уровнях, общественных организаций и исполь- зуемых ими правовых средств, направленных на защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина. Можно увидеть, что механизм защиты прав человека в РФ состоит из двух основных элементов: 1. деятельность государственных органов и учреждений (судебные, ад- министративно-правовые формы защиты прав человека, деятельность комиссий и уполномоченных по правам человека); 2. деятельность негосударственных структур (профессиональная и обще- ственная защита прав человека, а также самозащита гражданином сво- их прав). Конституция РФ, установив то, что права и свободы человека и граж- данина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодатель- ной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно ус- тановила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие. Система кон- ституционного контроля в Российской Федерации включает в себя следую- щие элементы: · Конституционный суд РФ и уставные суды субъектов федерации (по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, по проверке запросов судов о конституционности законов, применяемых в конкретных делах); · федеральные суды общей юрисдикции: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерально- го значения, суды автономной области и автономных округов, район- ные суды, военные суды (по делам о воинских преступлениях, дисцип- линарных проступках и по гражданским делам, отнесённым к их ком- петенции), специализированные суды (речь идёт прежде всего о юве- нальной и административной юстиции); · федеральные арбитражные суды: Высший арбитражный суд РФ, феде- ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). В гражданском и уголовном процессе разли- чают суды первой, второй и надзорной инстанций. Помимо судебных процедур защиты нарушенных прав, существуют и административно-правовые формы защиты прав граждан. Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно выделить следующие: · законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфе- ре исполнительной власти; · административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего орга- на (должностного лица) передаётся на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности (субординации) органа; · специфические формы государственного контроля в системе исполни- тельной власти: контроль Президента за законностью и целесообразно- стью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств. К деятельности негосударственных структур по защите прав человека в первую очередь относится деятельность адвокатуры. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов ме- стного самоуправления. Государственная и общественная защита прав человека не исключает возможности самостоятельных активных действий в этом направлении каж- дого индивида всеми способами, не запрещёнными законом (т. е. самозащи- ты). Такими способами самозащиты могут быть обращения в средства массо- вой информации, использование различного рода общественных объедине- ний (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллективу, собраниям граждан. Определённую роль в повышении правовой культуры, защите прав гра- ждан в политической, экономической, социальной сферах играют различные неправительственные правозащитные организации. Это общественные при- ёмные, такие известные организации, как Союз защиты прав потребителей, Институт прав человека, Правозащитный центр «Мемориал», Московская __________Хельсинкская группа, Фонд защиты гласности, Центр развития демократии и прав человека, Центр международной защиты и т. д. Однако их роль и эф- фективность пока нельзя сравнить с аналогичными структурами и механиз- мами защиты, сложившимися в демократических обществах. Контрольные вопросы 1. Что имеется в виду под социальной политикой? 2. Что такое права человека? свобода человека? 3. Как можно делить права человека по содержанию? 4. Что входит в социальные права? 5. Что имеется в виду под правовым механизмом защиты прав и свобод человека? 6. Какие элементы включает в себя механизм защиты прав человека в Российской Федерации? Литература 1. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: 2002. 2. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. 3. Основы права / Под ред. З. Г. Крыловой. М., 2001. 4. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 5. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. 6. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 2009. Литература 1. Право социального обеспечения России / Отв. ред. К. Н. Гусов. М., 2009. 2. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 3. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 4. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 5. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. 6. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 2009. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЗНАНИЕ Литература 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2003. 2. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 2008. 3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2007. 4. Современная энциклопедия социальной работы / Гл. научн. ред. В. И. Жуков. М., 2008. 5. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2005. Литература 1. Антология гендерной теории. Мн., 2000. 2. Введение в гендерные исследования. М., 2000. 3. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 4. Социально-правовая защита населения / Под ред. Е. П. Агапова. Ново- черкасск, 2009. 5. Справочник социального работника / Под ред. Е. П. Агапова, В. А. Шапинского. Ростов-на-Дону, 2006. 6. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. Литература 1. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 2. Социальная феминология. Иваново, 1998. 3. Социология / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону. 1998. 4. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 5. Феминология. Семьеведение / Под ред. Л. Т. Шинелевой. М., 1997. 6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2009. Литература 1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотиз- ма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2007. 2. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведе- ния. М., 2008. 3. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997. 4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2005. 5. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. 6. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль. Ростов-на-Дону, 1997. Литература 1. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. 2. Демография / Под ред. Н. А. Волгина, Л. Л. Рыбаковского. М., 2005. 3. Медков В. М. Демография. М., 2007. 4. Социальная энциклопедия. М., 2000. 5. Социологическая энциклопедия. В 2 т. М., 2003. 6. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону, 2006. Литература 1. Кайгородова Л. А. Социальная коммуникация как система оциального взаимодействия в условиях деятельности. Новочеркасск, 2004. 2. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995. 3. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2006. 4. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 2006. 5. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. 6. Справочник социального работника / Под ред. Е. П. Агапова, В. А. Шапинского. Ростов-на-Дону, 2006. Каковы функции конфликта? Литература Конфликтология. М, 2008. М., 1998. Москва – Белгород,
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|