|
Тельности конкретного человека, особенности его психического состояния,Его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют Описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психи- Ческого развития. Традиционно к психическим свойствам относят: индиви- Дуальные черты (психические, личностные) – темперамент, характер, моти- Вацию; способности – общие, частные, специальные; психические состояния – эмоциональные и функциональные; свойства сознания и самосознания; со- Циально-психологические качества – социальные установки, межличностные Отношения. В психологии под понятием «постановка психологического диагноза» Понимается принятие квалифицированного решения о наличном психологи- Ческом состоянии человека в целом или о состоянии в данный момент време- Ни отдельно взятого психического свойства. Целью психодиагностики явля- Ется сбор информации об особенностях человеческой психики. В психодиаг- Ностике используется два типа диагноза: во-первых, диагноз на основе кон- Статации наличия или отсутствия какого-либо признака; во-вторых, диагноз, Который позволяет найти место испытуемого или группы испытуемых на так Называемой «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. В современной психодиагностике обычно выделяют три группы мето- Дов. К первой относят качественные методы: наблюдение, опрос, анализ до- Кументов. Ко второй – количественные методы: тестирование. Третья группа Представлена комплексом количественных и качественных методов, они по- Зволяют получить разнообразную комплексную по своей сути информацию Об изучаемых свойствах и/или особенностях поведения индивида и/или Группы. В психодиагностике обычно выделяют два её уровня: научный и прак- Тический. Как наука психодиагностика представляет собой область психоло- Гического знания, которая занимается разработкой методов и обоснованием Технологии их применения в практической работе. Психодиагностика как Практическая деятельность – это различные виды деятельности, которые свя- Заны с практической постановкой психологического диагноза. Большое зна- Чение при этом имеет не только качество самой психодиагностической мето- Дики и её способность диагностировать изучаемое свойство, но и высокие Требования, которые предъявляются к специалисту, проводящему психоди- Агностическую процедуру. Они должны осуществляться специально подго- Товленными специалистами, обладающими специфическими знаниями, уме- Ниями и навыками. Общим требованием, которое предъявляется к психодиагностическим Методикам, является быстрая и надёжная процедура сбора данных о клиентах Для формулирования психологического диагноза. В процессе постановки психологического диагноза решается как ми- Нимум четыре основные задачи, которые решаются отдельно или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования: · установление наличия или отсутствия изучаемого психологического свойства или особенности поведения; · определение степени развитости данного свойства и/или особенности Поведения и их выражение в определённых количественных или каче- ственных __________показателях; · описание диагностируемых психологических и/или поведенческих особенностей в тех случаях, когда это необходимо; · сравнение степени развитости изучаемых свойств и/или особенностей Поведения у разных людей. Области применения психодиагностики разнообразны и имеют тенден- Цию к расширению. Она применяется в клинико-консультативной и психоте- Рапевтической практике и направлена на поиск причин появления конкрет- Ных проблем у клиента и выбор способов и приемов, которые способствуют Их разрешению. Психодиагностика является важной составной частью социальной ра- Боты, способствующей социальной адаптации клиентов. Психодиагностиче- ские методики, используемые в этом плане, направлены, например, на про- Фессиональный отбор, профессиональное обучение, профессиональную ори- Ентацию, эффективное овладение профессиональными навыками и знаниями И т. д. Большое значение имеет использование психодиагностических проце- Дур в целях оптимизации процессов обучения и воспитания, например при Определении степени подготовленности ребёнка к обучению в школе, выяв- Лении доминирующих причин неуспеваемости, нарушений в личностной Сфере, реализации на практике индивидуального подхода и т. д. Всё большее Применение психодиагностика находит в судебной практике для проведения Судебно-психологической экспертизы. Проводится исследование потерпев- Ших, свидетелей, подозреваемых с точки зрения определения тех или иных Качеств личности, уровня интеллектуального развития, их психофизиологи- Ческих особенностей и т. д., что позволяет повысить качество следственных Мероприятий и обоснованность судебных решений. В практике социальной работы овладение методами психодиагностики выражается в том, что социальный работник должен уметь: · квалифицированно сформулировать «заказ» психодиагносту на прове- дение психодиагностических процедур; · профессионально оценить пути, средства и способы применения дан- Ных психологического диагноза и рекомендаций для работы по соци- альной реабилитации и адаптации клиентов; · уметь объяснить потенциальным клиентам необходимость проведения Психодиагностического обследования и создать необходимые условия для его проведения; · в экстремальных условиях (отсутствие возможности обращения к ква- Лифицированному психологу) осуществить проведение элементарных Психодиагностических процедур. Усилия психолога и социального работника направлены на реализацию Одной цели – оказание помощи. Однако они достигают этой цели через ре- Шение различных задач. Психолог берёт на себя ответственность за адекват- Ный диагноз, позволяющий определить задачи и резервы развития конкрет- Ного человека. Его усилия направлены на то, чтобы выявить особенности Всех модальностей внутреннего мира человека и предложить пути изменения Его отношения к себе и/или к другим людям. Проблемы, которые решает социальный работник, связаны с организа- Цией индивидуальной жизни человека. Он помогает человеку, попавшему в Тяжёлую жизненную ситуацию, преодолеть социальную и/или физическую Беспомощность. Опираясь на представленные психологом данные, социаль- Ный работник должен сконцентрировать свои усилия на выявлении резервов Развития человека, которые будут способствовать адекватной постановке за- Дачи развития, а также задач, способствующих созданию необходимых для Осуществления жизни клиента перспектив. Таким образом, можно сказать, что психолог несёт ответственность за Точность и достоверность своего диагноза, адекватное информирование о Нём клиента и/или социального работника при непременном условии: он Должен убедиться, что информация воспринята и уровень понимания этой Информации пользователями достаточно высок. Социальный работник несёт Ответственность за результаты использования этой информации. Именно он Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|