Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тельности конкретного человека, особенности его психического состояния,





Его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют

Описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психи-

Ческого развития. Традиционно к психическим свойствам относят: индиви-

Дуальные черты (психические, личностные) – темперамент, характер, моти-

Вацию; способности – общие, частные, специальные; психические состояния

– эмоциональные и функциональные; свойства сознания и самосознания; со-

Циально-психологические качества – социальные установки, межличностные

Отношения.

В психологии под понятием «постановка психологического диагноза»

Понимается принятие квалифицированного решения о наличном психологи-

Ческом состоянии человека в целом или о состоянии в данный момент време-

Ни отдельно взятого психического свойства. Целью психодиагностики явля-

Ется сбор информации об особенностях человеческой психики. В психодиаг-

Ностике используется два типа диагноза: во-первых, диагноз на основе кон-

Статации наличия или отсутствия какого-либо признака; во-вторых, диагноз,

Который позволяет найти место испытуемого или группы испытуемых на так

Называемой «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств.

В современной психодиагностике обычно выделяют три группы мето-

Дов. К первой относят качественные методы: наблюдение, опрос, анализ до-

Кументов. Ко второй – количественные методы: тестирование. Третья группа

Представлена комплексом количественных и качественных методов, они по-

Зволяют получить разнообразную комплексную по своей сути информацию

Об изучаемых свойствах и/или особенностях поведения индивида и/или

Группы.

В психодиагностике обычно выделяют два её уровня: научный и прак-

Тический. Как наука психодиагностика представляет собой область психоло-

Гического знания, которая занимается разработкой методов и обоснованием

Технологии их применения в практической работе. Психодиагностика как

Практическая деятельность – это различные виды деятельности, которые свя-

Заны с практической постановкой психологического диагноза. Большое зна-

Чение при этом имеет не только качество самой психодиагностической мето-

Дики и её способность диагностировать изучаемое свойство, но и высокие

Требования, которые предъявляются к специалисту, проводящему психоди-

Агностическую процедуру. Они должны осуществляться специально подго-

Товленными специалистами, обладающими специфическими знаниями, уме-

Ниями и навыками.

Общим требованием, которое предъявляется к психодиагностическим

Методикам, является быстрая и надёжная процедура сбора данных о клиентах

Для формулирования психологического диагноза.

В процессе постановки психологического диагноза решается как ми-

Нимум четыре основные задачи, которые решаются отдельно или комплексно

в зависимости от целей проводимого обследования:

· установление наличия или отсутствия изучаемого психологического

свойства или особенности поведения;

· определение степени развитости данного свойства и/или особенности

Поведения и их выражение в определённых количественных или каче-

ственных __________показателях;

· описание диагностируемых психологических и/или поведенческих

особенностей в тех случаях, когда это необходимо;

· сравнение степени развитости изучаемых свойств и/или особенностей

Поведения у разных людей.

Области применения психодиагностики разнообразны и имеют тенден-

Цию к расширению. Она применяется в клинико-консультативной и психоте-

Рапевтической практике и направлена на поиск причин появления конкрет-

Ных проблем у клиента и выбор способов и приемов, которые способствуют

Их разрешению.

Психодиагностика является важной составной частью социальной ра-

Боты, способствующей социальной адаптации клиентов. Психодиагностиче-

ские методики, используемые в этом плане, направлены, например, на про-

Фессиональный отбор, профессиональное обучение, профессиональную ори-

Ентацию, эффективное овладение профессиональными навыками и знаниями

И т. д.

Большое значение имеет использование психодиагностических проце-

Дур в целях оптимизации процессов обучения и воспитания, например при

Определении степени подготовленности ребёнка к обучению в школе, выяв-

Лении доминирующих причин неуспеваемости, нарушений в личностной

Сфере, реализации на практике индивидуального подхода и т. д. Всё большее

Применение психодиагностика находит в судебной практике для проведения

Судебно-психологической экспертизы. Проводится исследование потерпев-

Ших, свидетелей, подозреваемых с точки зрения определения тех или иных

Качеств личности, уровня интеллектуального развития, их психофизиологи-

Ческих особенностей и т. д., что позволяет повысить качество следственных

Мероприятий и обоснованность судебных решений.

В практике социальной работы овладение методами психодиагностики

выражается в том, что социальный работник должен уметь:

· квалифицированно сформулировать «заказ» психодиагносту на прове-

дение психодиагностических процедур;

· профессионально оценить пути, средства и способы применения дан-

Ных психологического диагноза и рекомендаций для работы по соци-

альной реабилитации и адаптации клиентов;

· уметь объяснить потенциальным клиентам необходимость проведения

Психодиагностического обследования и создать необходимые условия

для его проведения;

· в экстремальных условиях (отсутствие возможности обращения к ква-

Лифицированному психологу) осуществить проведение элементарных

Психодиагностических процедур.

Усилия психолога и социального работника направлены на реализацию

Одной цели – оказание помощи. Однако они достигают этой цели через ре-

Шение различных задач. Психолог берёт на себя ответственность за адекват-

Ный диагноз, позволяющий определить задачи и резервы развития конкрет-

Ного человека. Его усилия направлены на то, чтобы выявить особенности

Всех модальностей внутреннего мира человека и предложить пути изменения

Его отношения к себе и/или к другим людям.

Проблемы, которые решает социальный работник, связаны с организа-

Цией индивидуальной жизни человека. Он помогает человеку, попавшему в

Тяжёлую жизненную ситуацию, преодолеть социальную и/или физическую

Беспомощность. Опираясь на представленные психологом данные, социаль-

Ный работник должен сконцентрировать свои усилия на выявлении резервов

Развития человека, которые будут способствовать адекватной постановке за-

Дачи развития, а также задач, способствующих созданию необходимых для

Осуществления жизни клиента перспектив.

Таким образом, можно сказать, что психолог несёт ответственность за

Точность и достоверность своего диагноза, адекватное информирование о

Нём клиента и/или социального работника при непременном условии: он

Должен убедиться, что информация воспринята и уровень понимания этой

Информации пользователями достаточно высок. Социальный работник несёт

Ответственность за результаты использования этой информации. Именно он







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.