Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гендерные исследования в социальной работе





В последнее время гендерная проблематика всё активнее стала заяв-

лять о себе в различных отраслях научного знания и практики. Эта тенденция

коснулась и социальной работы. В научных публикациях и статьях, написан-

ных практиками, всё чаще можно встретить такие понятия, как «гендер»,

«гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит за исполь-

зованием этих терминов: дань моде или новые тенденции в развитии соци-

альной работы?

В 1958 г. психоаналитик Роберт Столлер ввёл в науку термин «ген-

дер». Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его напи-

сание и произношение скалькировано с английского. В отечественной науч-

ной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1990-х годах. Обще-

принятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в отечест-

венной литературе.

Столлер предложил свою концепцию для разделения «биологического»

и «культурного» изучения пола. Он считал, что sex (биологический пол) яв-

ляется предметной областью изучения биологии и физиологии, а gender мо-

жет быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и со-

циологов. Предложение Столлера о разведении биологической и культурной

составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок фор-

мированию особого направления в современном гуманитарном знании – ген-

дерных исследований. Биологический пол «выдаётся» человеку ещё до рож-

дения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер

же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам.

Гендер может меняться в ходе исторического развития общества. Само поня-

тие «гендер» возникло, когда ученые обнаружили, что биологический пол

мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. В итоге появилось опре-

деление гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые

общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологиче-

ского пола. И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выпол-

нять свои гендерные роли, которое им приписало это общество. Естественно,

в разных обществах и роли будут разными.

Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Гендер-

ные роли мужчин и женщин в полной мере отражаются на социальной рабо-

те, и игнорировать их специалистам нельзя. Так сложилось, что большинство

клиентов социальной службы составляют женщины (бедные, одинокие пре-

старелые, одинокие матери, многодетные матери, матери детей-инвалидов,

безработные).

Такое положение объясняется дискриминацией, которой подвергались

женщины долгое время, что проявилось в низких зарплатах и низких пенси-

ях, политике работодателей, семейном насилии и др., т. е. с какими бы соци-

альными проблемами не сталкивались социальные работники, причина мно-

гих из них была обусловлена патриархатными социальными отношениями,

закрепляющими социальную несправедливость.

От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство

на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами

или на структурном уровне в организационных, социальных и политических

отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального об-

служивания, социальной справедливости и социального развития. Повсе-

дневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и при-

кладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходи-

мости и важности социальной работы для осуществления принципов гендер-

ного равенства.

В России до сих пор не принят закон о гендерном равноправии; про-

блема неравенства по признаку пола сохраняется, что создает дополнитель-

ные трудности в деятельности социальных работников.

Гендерный анализ кадрового состава социальных работников показы-

вает, что в подавляющей части он состоит из женщин. Основной мотивацией

их прихода на эту работу является безработица или возможность работать по

скользящему графику и посещать дома своих больных родственников. Вме-

сте с тем, и в этой сфере деятельности женщины сталкиваются с проблемами

карьерного роста. И хотя их достаточно много среди администраторов соци-

альных служб, руководство управлений и министерств социальной сферы

представлено мужчинами. Социальная работа является частью вторичного

рынка труда, где в низкостатусных эшелонах сконцентрированы женщины.

Социальная работа представлена в организациях и СМИ как «женская рабо-

та». Она требует не столько профессиональных знаний и навыков, сколько

«женских» качеств – доброты, ответственности, терпения, которые от приро-

ды присущи женщинам; тем самым оправдываются низкий статус и низкие

зарплаты социальных работников.

Поскольку речь идёт о социальной работе в гендерном измерении, по-

стольку она не может сводиться к оказанию социальной поддержки только

женщинам, однако стереотипы, сложившиеся в обществе, зачастую игнори-

руют проблемы мужчин, да и сами мужчины не решаются обращаться в со-

циальные службы. Вместе с тем, всё чаще специалисты говорят о том, что

социальные работники должны обращать внимание и на проблемы, с кото-

рыми сталкиваются мужчины, оказывать им соответствующую социальную

поддержку. Прежде всего, в помощи нуждаются одинокие отцы, число кото-

рых неуклонно растёт. К сожалению, в нашей стране отцы-одиночки не име-

ют юридического статуса, но вместе с тем относятся к категории неполных

семей. Действительно, наряду с матерью отцу-одиночке закон разрешает

претендовать на материнский капитал, но в категорию этих отцов не попада-

ют мужчины, не зарегистрированные в браке, а даже по приблизительной

статистике их становится с каждым годом всё больше.

Вместе с тем одинокие отцы нуждаются в элементарных профессио-

нальных советах юристов, психологов, социальных педагогов. Как следствие,

в последние годы в ряде регионов появились различные организации как по

оказанию помощи одиноким отцам, так и по оказанию взаимопомощи. Это

клуб «Мапулечки Москвы», Алтайский краевой кризисный центр для муж-

чин и некоторые другие.

Всё вышеизложенное говорит о важности гендерного подхода в соци-

альной работе. В 2002 г. Региональным бюро Программы развития ООН

(ПРООН) по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ было издано

«Практическое руководство по внедрению гендерных подходов». Гендерный

подход рассматривается здесь как процесс оценки любого планируемого ме-

роприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе

законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях.

Интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, должны быть обязательным

критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, монито-

ринге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех поли-

тических, экономических и общественных сферах, с тем чтобы и женщины,

и мужчины могли получать от них равную выгоду. Иными словами, гендер-

ный подход предполагает, что мужчины и женщины должны быть полно-

правными участниками процесса развития, который в таком случае приобре-

тает, с одной стороны, устойчивый, а с другой – справедливый характер.

Контрольные вопросы

1. Что такое гендер?

2. Что дало толчок формированию гендерных исследований?

3. Как связаны проблемы социальной работы и гендера?

4. Что показывает гендерный анализ кадрового состава социальных ра-

ботников?

5. Каково положение отцов-одиночек в нашей стране?

6. Что предполагает гендерный подход?

Литература

1. Антология гендерной теории. Мн., 2000.

2. Введение в гендерные исследования. М., 2000.

3. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова, А.

С. Сорвина. М., 2001.

4. Социально-правовая защита населения / Под ред. Е. П. Агапова. Ново-

черкасск, 2009.

5. Справочник социального работника / Под ред. Е. П. Агапова, В. А.

Шапинского. Ростов-на-Дону, 2006.

6. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону,

2006.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.