Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конфликтология и социальная работа





Социальная работа является интегративной областью и опирается на

различные виды деятельности и научного знания: психологию, медицину,

социологию и другие области, а также конфликтологию. Вся наша жизнь со-

ткана из конфликтов, они неизбежны и предопределены природой самого че-

ловека __________и общества. Конфликт – это нормальное социальное явление, встре-

чающееся более часто в социальной работе в силу её особенностей. Поэтому

тесное сотрудничество социальной работы с конфликтологией позволяет

найти адекватные способы выхода из затруднительных ситуаций, способы

разрешения, профилактики и предотвращения конфликтов. Наиболее часто

встречающиеся в социальной работе конфликты – это межличностные кон-

фликты.

Межличностный конфликт – один из уходящих в глубины тысячелетий

способов взаимодействия человеческих существ. Конфликт – это свойство

социальных систем, процесс и способ взаимодействия людей. Конфликт – это

такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкно-

вения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взгля-

дов, позиций по меньшей мере двух сторон. Назначение конфликта было и

есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахождение оп-

тимального выхода из возникшего противостояния, поддержание взаимодей-

ствия субъектов социальных связей в условиях серьёзного расхождения их

интересов, оценок, целей.

Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назна-

чение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими

компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание

последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфлик-

тующих субъектов социальных связей. Поэтому его функции характеризуют-

ся с учётом позитивных и негативных последствий. Положительными, функ-

ционально полезными результатами конфликта считаются решение той про-

блемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учётом

взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и

доверия, укрепление партнёрских отношений и сотрудничества, преодоление

конформизма, покорности, стремления к превосходству. К отрицательным,

дисфункциональным последствиям конфликта относятся неудовлетворён-

ность людей, уход от разрешения назревших проблем, нарастание враждеб-

ности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплочён-

ности сотрудников и т. п.

Одна из основных функций конфликта – та, благодаря которой дости-

гается интегрирующий эффект, влияет на устойчивость и стабильность соци-

альной системы, формирование и консолидацию групп, соотношение инди-

видуальных и коллективных интересов, переналадку управленческого меха-

низма. Важнейшая функция конфликта – активизация социальных связей,

придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и

мобильности. К существенным функциям конфликта относится сигнализация

об очагах социальной напряжённости. Конфликт значим и как средство ин-

новации, содействия творческой инициативе. Весьма значима и такая функ-

ция, как трансформации (преобразование) межличностных и межгрупповых

отношений. И ещё на одну немаловажную функцию конфликта следует обра-

тить внимание – на профилактику (предотвращение) разрушительных проти-

воборств.

Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми различны-

ми. Так, социальные работники обращают внимание прежде всего на макро-

или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-

экономический, нацонально-этнический и политический.

Конфликты разделяются по критериям: по источникам и причинам

возникновения, по коммуникативной направленности, по составу конфлик-

тующих сторон, по функциональной значимости, по формам и степени

столкновения, по масштабам и продолжительности, по способам урегулиро-

вания.

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его

разрешения. Определение стратегии разрешения конкретного конфликта свя-

зано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного пове-

дения.

Существует пять наиболее распространённых способов разрешения

конфликта:

· уклонение – способ уклониться от участия в конфликте;

· приспособление – способ выработать решение, удовлетворяющее кон-

фликтующих;

· конфронтация – способ активного отстаивания своей позиции;

· сотрудничество – способ поиска пути совместного решения проблемы;

· компромисс – способ решения, основанный на взаимных уступках.

Любой конфликт отличается своеобразием, развертывается по-своему.

Но при этом ему присуще нечто общее, что характерно для «анатомическо-

го» строения и движения конфликтов, для их исходного положения, структу-

ры и динамики развития. Развитие конфликта проходит в обычных условиях

три стадии: предконфликтную, конфликтную, послеконфликтную.

Исходной, начальной фазой предконфликтной стадии является кон-

фликтная ситуация. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт,

требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны, вовлечён-

ные в конфликтную ситуацию, в движение. Такие действия означают столк-

новение, инцидент – вторую фазу предконфликтной ситуации. Первая фаза

собственно кофликтной стадии, наступающей после инцидента, вместе с рез-

ким обострением расхождений, выходом на позиции прямой конфронтации

отличается тем, что стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия,

противодействие. Ослабление противостояния есть первая фаза уже после-

конфликтной стадии. Заключительная фаза послеконфликтной стадии – под-

ведение итогов, оценка результатов.

Социальный работник должен соблюсти научный подход, подлинную

объективность, избежать преувеличений в ту или другую сторону, работая по

преодолению конфликта.

Контрольные вопросы

Каково назначение конфликта?

Каковы положительные результаты конфликта? отрицательные?

Каковы функции конфликта?

По каким критериям разделяются конфликты?

Каковы наиболее распространённые способы разрешения конфликта?

Каковы стадии развития конфликта?

Литература

Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Кибанов А. Я., Коновалова В. Г.

Конфликтология. М, 2008.

Громова О. Н. Конфликтология. М., 2000.

Конфликтология / Под ред. А. С.Кармина. СПб., 2001.

Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко.

М., 1998.

Социальные технологии. Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов.

Москва – Белгород, 1995.

Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону,

2006.

Психодиагностика в социальной работе

Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая

Методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивиду-

Ально-психофизических особенностей человека.

В самом общем виде объект психодиагностики определяется так: это

Конкретный человек, который является носителем различных индивидуаль-

Ных психических свойств. Именно психические свойства и выступают пред-

Метом психодиагностики. Напомним, что под психическими свойствами в

Психологии понимаются индивидуальные особенности психической дея-







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.