Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общаяхарактеристикаотклоненийвразвитииречиудетейраннеговозраста





 

Пластичностьнервнойсистемыуребенканебеспредельнаисвозрастомзначительнопонижается,поэтомуработаподиагностике,профилактике,коррекциииформированиюречи,сопоройнасохранныесистемымозга,должнаначинатьсявсамомраннемвозрасте (23)

1этап. Развитиезвуковойстороныречиначинаетсясрождениявформепервичныхголосовыхреакций. Приотсутствииотклоненийвразвитииребеноккричитгромкоспервойминутыжизни,егодыханиехарактеризуетсякороткимвдохомиудлиненнымвыдохом. Первыеголосовыереакцииещеинтонационноневыразительны,новнихможноотчетливоразличитьотдельныегласноподобныезвуки ("а", "э"). Впервыемесяцыжизнимладенецсигнализируетосвоихпотребностяхспомощьюкрика,которыйвслучаеотклоненийвразвитииможетбытьхриплым,ослабленным,монотонным,истощаемымилизвучатьнетипично. Вслучаяхнаиболеетяжелойпатологииотмечаетсяпронзительны,болезненный,непрерывныйкрик,которыйпринятоназывать "мозговым". Нарушениекрикаотчетливопроявляютсяудетейстяжелойдвигательнойпатологией,укоторыхвдальнейшемвыявляютсядизартрияилианартрия. Есликконцупериодановорожденностикрикпо-прежнемупреобладаетнаддругимирефлекторнымизвуками (кряхтенье,ворчанье,гуканье), томожносбольшойдолейвероятностиконстатироватьпатологическиеотклонениявразвитииребенка (3).

2этап. Возникновениена2-3месяцегуления,связаносразвитиемуребенкавокализованноговыдоха,осуществляетсяпомереформированияопределеннойдвигательнойбазыдлятренировкиречевогодыхания (удержаниеголовки,поворотнабокит.п.). Начинаясэтоговозрастаголосовыереакцииребенкастановятсяболеедифференцированными,поддаютсянекоторойфонетическойквалификации (носовые-ротовые,гласноподобные-согласноподобные) иприобретаютвыраженнуюкоммуникативнуюфункцию. Младенецпостепеннопереходитотединичныхгласноподобныхзвуковкпроизнесениюкороткихзвуковыхцепочек. Пригуленииобщаядвигательнаяактивностьребенкаснижается.

Наосновезрительногоислуховогососредоточениявозникаетизакрепляетсямимико-соматический "комплексоживления" (3мес.): ребенокначинаетвосприниматьобщениексебеи "отвечать" нанегосочетаниемулыбки,общиммимическиможивлением,вокализацией,генерализованнойдвигательнойактивностью. Онпо-разномуреагируетнасердитыйиласковыйголос,улыбаетсяилиплачет. Спомощьюкрика,которыйстановитсяинтонационо-выразительным,ребеноквыражаетсвойпротестилинеудовольствие.

Приотклоненияхвраннемразвитииребенкаориентировочныезрительныеислуховыереакцииформируютсясзапаздываниемилиотсутствиемвообще. Преобладающиеотрицательныереакции (монотонныйплач,длительныйкрикнаодномтоне), улыбкакрайнередка.

Вслучаеотклоненийвречевомразвитииголосовыереакциималовыразительны,пригрубыхнарушениях,связанныхсорганическойпатологиейЦНС,начальноегулениеотсутствует (3).

Привыраженныхнарушенияхэмоционально-психическойсферынарушаетсяформированиемеханизмовподражания,игулениекакбызадерживаетсянааутоэхолалическойстадии. Необходимотакжеобратитьособоевниманиенаформированиеумладенцак3месяцамвыраженнойэмоциональнойреакциинаухаживающегозанимвзрослогочеловека ("комплексоживления",улыбка,болееактивноегулениепослезвуковойстимуляции). Отсутствиетакойреакцииявляетсяпрогностическинеблагоприятнымпоказателемитребуетдальнейшегонаблюдениязапсихическимиэмоциональнымразвитиемребенка (23).

3этап. Переходклепету (3-6мес.) связансвыработкойритмичностиисогласованностидыханияидвиженийартикуляционногоаппарата,постепеннымнарастаниемдлительностислоговойпродукции,формированиеинтонированногоголосовогообщения. Вначалеэтогоэтапаребенокещеиздаетпротяжныегласноподобныезвуки,нопостепеннонамечаетсяпереходотгуленияклепету: звукистановятсянапевными,продолжительными,заметноболееразнообразными ("истинноегуление"). К6месяцамдолжныхорошоразличатьсязвукосочетаниягласныхсгубнымисогласнымитипа "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" (аутолалическийэтаплепета). Изменениехарактераголосовойпродукцииребенкаприводитктому,чтомладенецначинаетлепетатьстипичнойдляегоязыковогоокружениямелодикой.

Постепенноуребенкаформируетсяспецифическиеслуховыереакциинавсевнешниераздражители (голосмамы,разговор,наблюдениезазвучащимпредметомилиигрушкой). С4месяцевонустойчивонаходитглазамиисточникзвука,которыйнаходитсявнеполяегозрения,узнаетматьиулыбаетсяей. С5месяцевдифференцируетзнакомыеинезнакомыелица. Различаютстрогуюиласковуюинтонациюречи,эмоциональноположительнореагируетнаголосматери,акголосунезнакомогочеловекатолькоприслушивается,ноостаетсяравнодушен.

Когнетивноеразвитие: уребенкапреобладаетпознавательныйинтереснадэмоциональным (синтересомтянетсякновойигрушке,легкоотвлекаетсянановыйраздражитель). Формируетсяожиданиемногократноповторяющихсядействий.

Коммуникативнаядеятельность: ребенокстремитсякобщениюсовзрослым. Развиваетсяобщениеспомощьюжестов: тянетруки,чтобыеговзялинарукиилидалинеобходимыйпредмет.

Нарушенияинтонационно-мелодическойструктурылепетанаблюдаютсянетолькоуглухихдетей,ноивслучаяхнатальнойтравмышейногоотделаспинногомозга. Вэтомслучаенапроцесснатальногодыхательногоцентра,слабостьмышцдиафрагмыприповрежденииС-4сегментаимежреберныхмышц. Детидышатповерхностно,унихсниженобъемвыдохаприобщеймышечнойгипотонии,чтостановитсяособеннозаметновсвязисособенностямивокальнойструктурылепета (22).

Принаиболеетяжелыхречевыхнарушениях,когдазначительнопораженартикуляционныйаппарат,можетнаблюдатьсяврожденныйстридор - шумное,хриплоедыхание. Стридорноедыханиевсочетанииснарушениямиоральногопраксиса (синкинезиями,апраксиями) приводитктому,чтолепетимеетпрерывистыйсмазанный,слабомодулированныйхарактер. Менеевыраженныенарушенияпроявляютсявтрудностяхформированияинтонационнойстороныречи,котораяужек6месяцамприобретаетунормальноразвивающихсядетейтипичнуюдляихродногоязыкамелодику.

Степеньнедоразвитияэмоциональныхипсихическихреакцийдостаточновариабельна. УнекоторыхдетейсформирующимсяДЦПвэтотпериодэтифункциимогутбытьещеполноценными. ВслучаяхгрубогопораженияпотипуРДАилиглубокойумственнойотсталостиребенокможетбытьнеконтактен,пассивен,егоориентировочныереакциибудутсниженыили,наоборот,унегобудетпреобладатьпатологическаядвигательнаяактивность (3).

4этап. (6-9месяцев) Всамостоятельнойвокальнойпродукциинаблюдаетсяпостепенныйпереходкактивному,многообразномупозвуковомусоставулепету. Звукиначинаютпостепеннодифференцироватьсяиприближатьсякзвукамродногоязыка,появляясьвлепетеребенкавопределеннойпоследовательности: ротовые-носовые,звонкие-глухие,твердые-мягкие,смычные-щелевые. Умладенцавызываетсяэхолаличноеповторениеслоговзавзрослым,копированиеинтанационно-мелодическойструктурызнакомойфразы,онтакжеможетимитироватькашельищелканьеязыком (5).

Коммуникативнаядеятельность: ребенокпонимает,когдакнемуобращаютсяпоимени,реагируетнаслово "нет",поворачиваетголовувсторонуназываемогочеловека.

Отклонениявразвитииприводяткзадержкеилиневозможностиформированиякоммуникативнойфункцииречи,ребенокреагируетнараздражителинедифференцированнымкриком,плачем,спонтаннымижестами.

Вслучаегрубойпатологииразвитияфизиологическиеэхолалииислоговойлепетнеформируетсяиливозникаетпозжевискаженномвиде,интонационнаявыразительностьотсутствует,реакциянаобращеннуюречьпроявляетсяввидечрезвычайнобеднойвокализации,отдельныхзвукокомплексов,недефференцированнойголосовойактивности. ПриглубокойумственнойотсталостииРДАэтипризнакивыраженыещесильнее.

Когнетивноеразвитие: "Комплексоживления " угасает,уступаяместоболеедифференцированнымпсихическимреакциям. Приотклоненияхвразвитиивместоориетировочнойреакциииигровойдеятельностивыраженыобщийкомплексоживленияиподражательнаяулыбка. ВслучаяхРДАэмоциональныереакцииудетейоченьизбирательныинеожиданны,частоонибываютсвязаныснеодушевленнымпредметами (27).

5этап. ( 9-12мес.) Вначалепериода - активныйлепет,вконцепериодабольшинстводетейпроизносят5-6лепетныхслов. Нормальноразвивающиесядетихорошоподражаютинтонациивзрослого "собеседника",копируютотдельныеслоги,восклицания,междометия. Онихорошовыражаютсвоенастроение,изменяятон,громкость,длительностьзвучанияголоса.

Вслучаенарушенияформированияголосовыхреакциисочетающихсясослабостьюслуховыхдифференцировок,недостаточностьюслуховоговниманияитрудностьюлокализацииисточниказвукавпространстве. Этозадерживаетразвитиеначальногопониманияречи.

КконцупервогогодажизнивыраженыстановятсяклиническиепризнакиосновныхформДЦП.

Коммуникативнаядеятельностьидословесныеформыобщения: Младенецпоказываетуказательные,запретительныежесты,атакжевыполняетнекоторыекоммуникативныедействия: машетручкойприпрощании,подражаявзрослому,дляпросьбыиспользуетуказательныйжест.

Унормальноразвивающегосяребенкаформируетсяпониманиеобращеннойречи: отвечаетдействиемнасловесныепросьбы (например,хлопаетвладошиприслове "ладушки"), киваетголовойвзнак "согласия-несогласия". К12месяцампоявляетсяречевоеобщениеприпомощипервыхслов,какправило,обозначающихблизкихлюдей,любимуюигрушку,частовыполняемоедействие.

Бедныйлепетприводиткнарушениюритмическойорганизациидетскихвокализаций,которыекконцупервогогодажизниначинаютвыполнятьиопределеннуюсемантическуюфункцию (значенияотрицания "не-а",переспроса "а?", согласия "да",просьбы,требования "дя! дяй!").

Важнейшимипредпосылкамипоявленияуребенкапервыхсловявляются:

- анатомическаяифункциональнаяполноценностьартикуляционногоаппарата;

- слуховаяиэмоциональнаяреакцияначеловеческуюречь,пониманиеречи;

- формированиенауровнесенсорноговосприятияразличительнойспособности (различениереальныхобъектовпоформе,размеру,цвету,звучанию,наощупьит.п.) ипервичныхобобщений ("шарики-кубики", "ложки-вилки", "кошки-собаки") илисенсорныхпонятий ("красный-зеленый", "большой - маленький");

- соответствующеевозрастуумственноеразвитиеистановлениевнимания,памятиидругихпсихическихфункций,необходимыхдляустановленияпервыхсвязеймеждупредметами,действиямииихсловеснымиобозначениями;

- мотивированностьречисовместнымисовзрослымдействием,ситуациейобщения;

- выраженнаякоммуникативнаяинтенцияиактивноеречевоеподражание (27).

Вгодоваломвозрастеребенокпроизнеспервоеслово,и,казалось,онвот-вотзаговорит,номежду12-ми18-ммесяцемонтопчетсянаместе. Например,некоторыедети,ужеумевшиевыговариватьеслиневсеслова,тоодинизслогов,теперьнепроизносятего. Родителиполагают,чторебенокзабылэтослово,насамомжеделеегосейчасзанимает! совсемдругое - ходьба. Ктомуоноченьхорошоспалтеперьже,когдаонначинаетходить,унегобываютбессонныеночи. Сказанноеотноситсяковсемпериодамразвития: успехиребенкавкакой-тооднойобластимогутсопровождатьсязамедлениемвдругихобластях (15).

Начальныеэтапыусвоенияязыкакаклексическойсистемыимеютудетейраннеговозрастасотклонениямиречевогоразвитияспецифическиеособенности,связанные

- сдлительным "застреванием" настадии "лепетных" слов

- неумениемназватьоднородныепредметыоднимсловом;

- позднимпоявлением "опорныхслов",скоторымисвязаноформированиевысказыванийтипа "исекаси", "исесыя" ит.п., иоченьнезначительнымприростомэтихсловвсловареребенка;

- стойкимэхолалическимповторениемзавзрослым,безумениясамостоятельноиспользоватьновоеслововобщении;

- копированиевопросительнойинтонациивзрослоговместоответанавопрос.

Однакоглавнымиособенностямиречитакихдетейявляютсятакназываемая "задержкалексическогоразвития",котораяпроявляетсявдефицитарностипреимущественноэкспрессивногословаря (бедностиактивногословарногозапаса), испецифическиетрудностивовладениипрагматическимиаспектамивербальнойкоммуникации.

Ввозрастеот1,5до2лет,уребёнкапроисходитрасчленениекомплексовначасти,которыевступаютмеждусобойвразличныекомбинации (Катябай). Вэтотпериодуребёнкабыстроначинаетрастизапасслов,которыйкконцу2годажизнисоставляетоколо300словразличныхчастейречи.

Унормальноразвивающихсядетейвторогогодажизнихарактеризуетсяувеличениемсинтаксическойсложностиприпереходеотоднословныхвысказыванийкдвухсловным. Однакоширокаявариативностьиндивидуальныхтемпововладениядвухсловнымипредложениямидажесредидетейоднороднойсоциальнойгруппыделаетэтоткритерийпрактическинеприемлемымдлядетейвторогогодажизни,имеющихотклоненияречевогоразвития. Самостоятельныедетскиевысказыванияещенасколькоэлементарныипостроенынакопированииобразцоввзрослойречи,чтоимеетсмыслговоритьопоявленииопределенныхформконкретногослова,которыефункциональнонетождественнысоответствующимформамнормативногорусскогоязыка - этотакназываемая "доморфологическаястадия" языковогоразвития (27)

Первоначальныйлексикондетейвключаетвсебя:

1. несколькоправильнопроизносимыхсловв1-2слога (состоящихиззвуковраннегоонтогенезаречи);

2. контурныесловав1-2слога,редков3слога;

3. слова-звукоподражания (редупликат);

4. слова-фрагментыназванияпредметов,животных;

5. контурныеиправильнопроизносимыеслованерассматриваютсякакнарушенияречи

6. слова-фрагментыназваниядействий (неболее1-3), модальности,оченьредкопризнаковпредметов.

Ужепервыесловадетеймогутсигнализироватьонеблагополучномначалеразвитияихречи: "ма" (вместомама), "па" (вместопапа), "ба" (баба) илисловомамаотносяткотцуидругимлицам (30).

Независимооттого,началлиребенокпроизноситьпервыесловацеликомилитолькоотдельныечастиих,необходиморазличать "безречевых" детейпоуровнямпониманияимичужойречи. Уоднихдетейуровеньпониманияречи (т.е.импрессивнаяречь) включаетвсебядовольнобольшойсловарныйзапасидовольнотонкоепониманиезначенийслов. Отакомребенкеродителиобычноговорят,что "онвсе-всепонимает,воттольконеговорит". Однакологопедическоеобследованиевсегдавыявитнедостаткиихимпрессивнойречи. Другиедетиструдомориентируютсявобращенномкнимсловесномматериале (15).

Припоявленииречевогоподражаниярепродукциясловосуществляетсяневрамкахпреимущественноговоспроизведенияпросодиицелогослова,какэтобываетвнорме,атолькоегоударнойчасти. Такойчастью,какправило,являетсяударныйслогсловавоткрытомеговарианте,например:

 

голубь девочка зайчик яйцо иди
го де ва тё ди

 

Интереснойособенностьюаномальнойдетскойречивэтотпериодееразвитияявляетсястремлениеребенкакупотреблениюоткрытыхслогов. Стремление "открытьслог" ярчевсегообнаруживаетсебявдобавленияхгласныхзвуковкконцамсловвтехслучаях,гдесловооканчиваетсянасогласный: "матика" (мальчик), "котика" (котик). Ребеноккакбыдостраиваетслово: "мяса" (мяч), "гозя" (гвоздь).

Укорочениесловазасчетопусканияслоговилиодногослогаявляетсяоднимизхарактерныхсимптомов,которыйсопутствуетдетямснарушениемречевогоразвитиявтечениедолгихлетжизни (30).

Первыесловааномальнойдетскойречиможноклассифицироватьследующимобразом:

1) правильнопроизносимые: мама,папа,дай,нетвт.п.;

2) слова-фрагменты,т.е.такие,вкоторыхсохранены

толькочастислова,например, "мако" (молоко), "яба" (яблоко).

3) слова-звукоподражания,которымиребенокобозначаетпредметы,действия,ситуацию: "би" (машина), "бух" (упасть).

4) контурныеслова,или "абрисы",вкоторыхправильновоспроизводятсяпросодическиеэлементы - ударениевслове,количествослогов: "тититики" (кирпичики), "папата" (лопата).

5) слова,которыесовершенноненапоминаютсловародногоязыкаилиихфрагменты.

Морфологическинечленимоеиспользованиеслов - основнаязакономерностьраннихэтаповдизонтогенезаречи. Наступаетмоментивжизнидетейснедоразвитиемречи,когдаониначинаютсвязыватьужеприобретенныеивновьприобретаемыесловадругсдругом. Однакословавсловосочетанияхупотребляютсятольководнойформе,таккаксловоизменениеэтимдетямнедоступно (27).

Словосочетаниявключаютвсебя:

1. единичныеправильнопроизносимыесловаиздвух,режетрех,слогов (состоящихиззвуковраннегоисреднегоонтогенезаречи);

2. контурныесловав2-3слога,режев4слога;

3. слова - звукоподражания;

4. слова - фрагментысуществительных;

5. слова - фрагментыглаголов (значительноменьше,чем

существительных);

6. слова - фрагментыприлагательных;

7. слова - фрагментыпрочихчастейречи;

8. формаименительногопадежанаместедругихпадежныхформ

(единственноечисло);

9. формаименительногопадежамножественногочисла (окончаниеи) наместедругихпадежныхформ.

Наэтомэтаперазвитияребенокнеспособенизменятьслова: мама - маму - маме; илипить - пей - пьет; кукла - куклу - куклы.

Существительныеиихфрагментыиспользуютсяпреимущественновименительномпадеже,аглаголыиихфрагментывинфинитивеиповелительномнаклоненииилибезфлексийвизъявительномнаклонении.

Однидетиимеюткрайнеубогийглагольныйсловарь,заменяяназваниядействийоднимобщимсловом "деи" (делает), другиезнаютнаскольконазванийдействий,ноивтом,ивдругомслучаевлексиконеребенкаотсутствуютокончанияизъявительногонаклонения - ет, - итидр.

Принарушенияхразвитияречиглагольныйсловарьничтожномалпоотношениюкдовольнообширномупредметномусловарю.

Предметныйсловарныйзапасребенкаоказываетсякакбыпереобогащеннымпоотношениюкэтапуегоречевогоразвития. Втожевремяэтотсловарныйзапасвсегданедостаточендлякалендарноговозрастадетей.

Принарушенияхразвитияречидети,ненакопивнеобходимогонаборасловоизменительныхэлементов (вданномслучаефлексий) иненаучившисьпередвигатьсловопословоизменительнойшкале,преждевременнообращаютсяквоспроизведениюнаиболееобособленногоморфологическогоэлемента - предлога. Онидолгонезамечают,чтопредлогифлексиясвязаныотношениямисимультанностиичтоихсочетаниепредставляетсобойопределенноеединство. Флексияипредлогвыступаютдляребенкаввоспринимаемомимсловесномматериалевкачествепеременныхэлементов,которыеварьируютсявразличныхкомбинацияхслексическойосновойипоэтомуневоспринимаютсядетьми. Этоможнопредставитьввидесхемы:

 

ребенокслышит:

 

ребеноквоспроизводит:

 

Патологиядетскойречиизобилуетпримерами,когдадетисмешиваютмеждусобойкакфлексии,такипредлоги,таккакодномоментноевыражениеграмматическогозначениячерезнесколькоединиц - П (предлог) +К (лексическаяоснова) +Ф (флексия) - имнедоступно.

Следующая - "морфологическаястадия" языковогоразвитиясвязанасостановлениемфразовойречи. Натретьемгодужизниречьребенкастремительноразвивается: ототдельныхсамостоятельныхвысказыванийвформефраз,состоящихиз2-3слов,доразвернутыхпредложенийвдиалоге,инициированнымсамимребенком,ипервыхпопытокиспользоватьмонолог. Важнымидиагностическимипоказателяминеблагополучияречевогоразвитиявэтомпериодестановятся:

- отсутствиевречиребенкафразиз3иболееслов;

- пассивностьибезынициативностьвведениидиалога;

- однословностьилиотнотипностьответовнавопросы;

- преобладаниевсамостоятельныхвысказываниях "замороженных" морфологическихиграмматическихформивысокаядоляимитируемыхречевыхобразцоввречидетей (частопочтиполныеповторывысказываниявзрослого);

- несоответствиевозрастуотклоненияотпоследовательногоусвоенияфонематическихмоделей ("физиологическоесубституирование") или,наоборот,длительное "застревание" нанекоторыхизних,когдаискажениязвуковприобретаютстойкийпатологическийхарактер;

- выраженныетрудностипроизнесениямногосложныхсловсостечениемсогласных.

Отдельноотмечаютсястойкиезапинкиприпроизнесенииразвернутыхфразилиотдельныхслов,многократныеповторенияирастянутоепроизнесениеслоговизвуков,сопровождающеесямышечныминапряжениями.

Невсеизперечисленныхдиагностическихпоказателейявляютсяравнозначнымиилипроявляютсяодновременно,однакоихобщейхарактернойособенностьюявляетсято,чтотяжестьичастотаотклоненийречевогоразвитияобычносвязанысосрокамипоявленияпроизносительнойединицы,морфологическойкатегорииилиграмматическойформывречиребенка.

Какправило,чемпозжеэтиформыдолжныбылипоявитьсявречинормальноговорящегоребенка,темтяжелееичащеонибудутнарушенывслучаяхпатологическогоразвитияречи. Вслучаяхнаиболеетяжелыхформречевыхнарушенийразвитиеречизадерживаетсянауровнеотдельныхзвукоподражаний,фрагментовслов,их "абрикосов" ит.п. (15).

 








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.