|
Общаяхарактеристикаотклоненийвразвитииречиудетейраннеговозраста
Пластичностьнервнойсистемыуребенканебеспредельнаисвозрастомзначительнопонижается,поэтомуработаподиагностике,профилактике,коррекциииформированиюречи,сопоройнасохранныесистемымозга,должнаначинатьсявсамомраннемвозрасте (23) 1этап. Развитиезвуковойстороныречиначинаетсясрождениявформепервичныхголосовыхреакций. Приотсутствииотклоненийвразвитииребеноккричитгромкоспервойминутыжизни,егодыханиехарактеризуетсякороткимвдохомиудлиненнымвыдохом. Первыеголосовыереакцииещеинтонационноневыразительны,новнихможноотчетливоразличитьотдельныегласноподобныезвуки ("а", "э"). Впервыемесяцыжизнимладенецсигнализируетосвоихпотребностяхспомощьюкрика,которыйвслучаеотклоненийвразвитииможетбытьхриплым,ослабленным,монотонным,истощаемымилизвучатьнетипично. Вслучаяхнаиболеетяжелойпатологииотмечаетсяпронзительны,болезненный,непрерывныйкрик,которыйпринятоназывать "мозговым". Нарушениекрикаотчетливопроявляютсяудетейстяжелойдвигательнойпатологией,укоторыхвдальнейшемвыявляютсядизартрияилианартрия. Есликконцупериодановорожденностикрикпо-прежнемупреобладаетнаддругимирефлекторнымизвуками (кряхтенье,ворчанье,гуканье), томожносбольшойдолейвероятностиконстатироватьпатологическиеотклонениявразвитииребенка (3). 2этап. Возникновениена2-3месяцегуления,связаносразвитиемуребенкавокализованноговыдоха,осуществляетсяпомереформированияопределеннойдвигательнойбазыдлятренировкиречевогодыхания (удержаниеголовки,поворотнабокит.п.). Начинаясэтоговозрастаголосовыереакцииребенкастановятсяболеедифференцированными,поддаютсянекоторойфонетическойквалификации (носовые-ротовые,гласноподобные-согласноподобные) иприобретаютвыраженнуюкоммуникативнуюфункцию. Младенецпостепеннопереходитотединичныхгласноподобныхзвуковкпроизнесениюкороткихзвуковыхцепочек. Пригуленииобщаядвигательнаяактивностьребенкаснижается. Наосновезрительногоислуховогососредоточениявозникаетизакрепляетсямимико-соматический "комплексоживления" (3мес.): ребенокначинаетвосприниматьобщениексебеи "отвечать" нанегосочетаниемулыбки,общиммимическиможивлением,вокализацией,генерализованнойдвигательнойактивностью. Онпо-разномуреагируетнасердитыйиласковыйголос,улыбаетсяилиплачет. Спомощьюкрика,которыйстановитсяинтонационо-выразительным,ребеноквыражаетсвойпротестилинеудовольствие. Приотклоненияхвраннемразвитииребенкаориентировочныезрительныеислуховыереакцииформируютсясзапаздываниемилиотсутствиемвообще. Преобладающиеотрицательныереакции (монотонныйплач,длительныйкрикнаодномтоне), улыбкакрайнередка. Вслучаеотклоненийвречевомразвитииголосовыереакциималовыразительны,пригрубыхнарушениях,связанныхсорганическойпатологиейЦНС,начальноегулениеотсутствует (3). Привыраженныхнарушенияхэмоционально-психическойсферынарушаетсяформированиемеханизмовподражания,игулениекакбызадерживаетсянааутоэхолалическойстадии. Необходимотакжеобратитьособоевниманиенаформированиеумладенцак3месяцамвыраженнойэмоциональнойреакциинаухаживающегозанимвзрослогочеловека ("комплексоживления",улыбка,болееактивноегулениепослезвуковойстимуляции). Отсутствиетакойреакцииявляетсяпрогностическинеблагоприятнымпоказателемитребуетдальнейшегонаблюдениязапсихическимиэмоциональнымразвитиемребенка (23). 3этап. Переходклепету (3-6мес.) связансвыработкойритмичностиисогласованностидыханияидвиженийартикуляционногоаппарата,постепеннымнарастаниемдлительностислоговойпродукции,формированиеинтонированногоголосовогообщения. Вначалеэтогоэтапаребенокещеиздаетпротяжныегласноподобныезвуки,нопостепеннонамечаетсяпереходотгуленияклепету: звукистановятсянапевными,продолжительными,заметноболееразнообразными ("истинноегуление"). К6месяцамдолжныхорошоразличатьсязвукосочетаниягласныхсгубнымисогласнымитипа "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" (аутолалическийэтаплепета). Изменениехарактераголосовойпродукцииребенкаприводитктому,чтомладенецначинаетлепетатьстипичнойдляегоязыковогоокружениямелодикой. Постепенноуребенкаформируетсяспецифическиеслуховыереакциинавсевнешниераздражители (голосмамы,разговор,наблюдениезазвучащимпредметомилиигрушкой). С4месяцевонустойчивонаходитглазамиисточникзвука,которыйнаходитсявнеполяегозрения,узнаетматьиулыбаетсяей. С5месяцевдифференцируетзнакомыеинезнакомыелица. Различаютстрогуюиласковуюинтонациюречи,эмоциональноположительнореагируетнаголосматери,акголосунезнакомогочеловекатолькоприслушивается,ноостаетсяравнодушен. Когнетивноеразвитие: уребенкапреобладаетпознавательныйинтереснадэмоциональным (синтересомтянетсякновойигрушке,легкоотвлекаетсянановыйраздражитель). Формируетсяожиданиемногократноповторяющихсядействий. Коммуникативнаядеятельность: ребенокстремитсякобщениюсовзрослым. Развиваетсяобщениеспомощьюжестов: тянетруки,чтобыеговзялинарукиилидалинеобходимыйпредмет. Нарушенияинтонационно-мелодическойструктурылепетанаблюдаютсянетолькоуглухихдетей,ноивслучаяхнатальнойтравмышейногоотделаспинногомозга. Вэтомслучаенапроцесснатальногодыхательногоцентра,слабостьмышцдиафрагмыприповрежденииС-4сегментаимежреберныхмышц. Детидышатповерхностно,унихсниженобъемвыдохаприобщеймышечнойгипотонии,чтостановитсяособеннозаметновсвязисособенностямивокальнойструктурылепета (22). Принаиболеетяжелыхречевыхнарушениях,когдазначительнопораженартикуляционныйаппарат,можетнаблюдатьсяврожденныйстридор - шумное,хриплоедыхание. Стридорноедыханиевсочетанииснарушениямиоральногопраксиса (синкинезиями,апраксиями) приводитктому,чтолепетимеетпрерывистыйсмазанный,слабомодулированныйхарактер. Менеевыраженныенарушенияпроявляютсявтрудностяхформированияинтонационнойстороныречи,котораяужек6месяцамприобретаетунормальноразвивающихсядетейтипичнуюдляихродногоязыкамелодику. Степеньнедоразвитияэмоциональныхипсихическихреакцийдостаточновариабельна. УнекоторыхдетейсформирующимсяДЦПвэтотпериодэтифункциимогутбытьещеполноценными. ВслучаяхгрубогопораженияпотипуРДАилиглубокойумственнойотсталостиребенокможетбытьнеконтактен,пассивен,егоориентировочныереакциибудутсниженыили,наоборот,унегобудетпреобладатьпатологическаядвигательнаяактивность (3). 4этап. (6-9месяцев) Всамостоятельнойвокальнойпродукциинаблюдаетсяпостепенныйпереходкактивному,многообразномупозвуковомусоставулепету. Звукиначинаютпостепеннодифференцироватьсяиприближатьсякзвукамродногоязыка,появляясьвлепетеребенкавопределеннойпоследовательности: ротовые-носовые,звонкие-глухие,твердые-мягкие,смычные-щелевые. Умладенцавызываетсяэхолаличноеповторениеслоговзавзрослым,копированиеинтанационно-мелодическойструктурызнакомойфразы,онтакжеможетимитироватькашельищелканьеязыком (5). Коммуникативнаядеятельность: ребенокпонимает,когдакнемуобращаютсяпоимени,реагируетнаслово "нет",поворачиваетголовувсторонуназываемогочеловека. Отклонениявразвитииприводяткзадержкеилиневозможностиформированиякоммуникативнойфункцииречи,ребенокреагируетнараздражителинедифференцированнымкриком,плачем,спонтаннымижестами. Вслучаегрубойпатологииразвитияфизиологическиеэхолалииислоговойлепетнеформируетсяиливозникаетпозжевискаженномвиде,интонационнаявыразительностьотсутствует,реакциянаобращеннуюречьпроявляетсяввидечрезвычайнобеднойвокализации,отдельныхзвукокомплексов,недефференцированнойголосовойактивности. ПриглубокойумственнойотсталостииРДАэтипризнакивыраженыещесильнее. Когнетивноеразвитие: "Комплексоживления " угасает,уступаяместоболеедифференцированнымпсихическимреакциям. Приотклоненияхвразвитиивместоориетировочнойреакциииигровойдеятельностивыраженыобщийкомплексоживленияиподражательнаяулыбка. ВслучаяхРДАэмоциональныереакцииудетейоченьизбирательныинеожиданны,частоонибываютсвязаныснеодушевленнымпредметами (27). 5этап. ( 9-12мес.) Вначалепериода - активныйлепет,вконцепериодабольшинстводетейпроизносят5-6лепетныхслов. Нормальноразвивающиесядетихорошоподражаютинтонациивзрослого "собеседника",копируютотдельныеслоги,восклицания,междометия. Онихорошовыражаютсвоенастроение,изменяятон,громкость,длительностьзвучанияголоса. Вслучаенарушенияформированияголосовыхреакциисочетающихсясослабостьюслуховыхдифференцировок,недостаточностьюслуховоговниманияитрудностьюлокализацииисточниказвукавпространстве. Этозадерживаетразвитиеначальногопониманияречи. КконцупервогогодажизнивыраженыстановятсяклиническиепризнакиосновныхформДЦП. Коммуникативнаядеятельностьидословесныеформыобщения: Младенецпоказываетуказательные,запретительныежесты,атакжевыполняетнекоторыекоммуникативныедействия: машетручкойприпрощании,подражаявзрослому,дляпросьбыиспользуетуказательныйжест. Унормальноразвивающегосяребенкаформируетсяпониманиеобращеннойречи: отвечаетдействиемнасловесныепросьбы (например,хлопаетвладошиприслове "ладушки"), киваетголовойвзнак "согласия-несогласия". К12месяцампоявляетсяречевоеобщениеприпомощипервыхслов,какправило,обозначающихблизкихлюдей,любимуюигрушку,частовыполняемоедействие. Бедныйлепетприводиткнарушениюритмическойорганизациидетскихвокализаций,которыекконцупервогогодажизниначинаютвыполнятьиопределеннуюсемантическуюфункцию (значенияотрицания "не-а",переспроса "а?", согласия "да",просьбы,требования "дя! дяй!"). Важнейшимипредпосылкамипоявленияуребенкапервыхсловявляются: - анатомическаяифункциональнаяполноценностьартикуляционногоаппарата; - слуховаяиэмоциональнаяреакцияначеловеческуюречь,пониманиеречи; - формированиенауровнесенсорноговосприятияразличительнойспособности (различениереальныхобъектовпоформе,размеру,цвету,звучанию,наощупьит.п.) ипервичныхобобщений ("шарики-кубики", "ложки-вилки", "кошки-собаки") илисенсорныхпонятий ("красный-зеленый", "большой - маленький"); - соответствующеевозрастуумственноеразвитиеистановлениевнимания,памятиидругихпсихическихфункций,необходимыхдляустановленияпервыхсвязеймеждупредметами,действиямииихсловеснымиобозначениями; - мотивированностьречисовместнымисовзрослымдействием,ситуациейобщения; - выраженнаякоммуникативнаяинтенцияиактивноеречевоеподражание (27). Вгодоваломвозрастеребенокпроизнеспервоеслово,и,казалось,онвот-вотзаговорит,номежду12-ми18-ммесяцемонтопчетсянаместе. Например,некоторыедети,ужеумевшиевыговариватьеслиневсеслова,тоодинизслогов,теперьнепроизносятего. Родителиполагают,чторебенокзабылэтослово,насамомжеделеегосейчасзанимает! совсемдругое - ходьба. Ктомуоноченьхорошоспалтеперьже,когдаонначинаетходить,унегобываютбессонныеночи. Сказанноеотноситсяковсемпериодамразвития: успехиребенкавкакой-тооднойобластимогутсопровождатьсязамедлениемвдругихобластях (15). Начальныеэтапыусвоенияязыкакаклексическойсистемыимеютудетейраннеговозрастасотклонениямиречевогоразвитияспецифическиеособенности,связанные - сдлительным "застреванием" настадии "лепетных" слов - неумениемназватьоднородныепредметыоднимсловом; - позднимпоявлением "опорныхслов",скоторымисвязаноформированиевысказыванийтипа "исекаси", "исесыя" ит.п., иоченьнезначительнымприростомэтихсловвсловареребенка; - стойкимэхолалическимповторениемзавзрослым,безумениясамостоятельноиспользоватьновоеслововобщении; - копированиевопросительнойинтонациивзрослоговместоответанавопрос. Однакоглавнымиособенностямиречитакихдетейявляютсятакназываемая "задержкалексическогоразвития",котораяпроявляетсявдефицитарностипреимущественноэкспрессивногословаря (бедностиактивногословарногозапаса), испецифическиетрудностивовладениипрагматическимиаспектамивербальнойкоммуникации. Ввозрастеот1,5до2лет,уребёнкапроисходитрасчленениекомплексовначасти,которыевступаютмеждусобойвразличныекомбинации (Катябай). Вэтотпериодуребёнкабыстроначинаетрастизапасслов,которыйкконцу2годажизнисоставляетоколо300словразличныхчастейречи. Унормальноразвивающихсядетейвторогогодажизнихарактеризуетсяувеличениемсинтаксическойсложностиприпереходеотоднословныхвысказыванийкдвухсловным. Однакоширокаявариативностьиндивидуальныхтемпововладениядвухсловнымипредложениямидажесредидетейоднороднойсоциальнойгруппыделаетэтоткритерийпрактическинеприемлемымдлядетейвторогогодажизни,имеющихотклоненияречевогоразвития. Самостоятельныедетскиевысказыванияещенасколькоэлементарныипостроенынакопированииобразцоввзрослойречи,чтоимеетсмыслговоритьопоявленииопределенныхформконкретногослова,которыефункциональнонетождественнысоответствующимформамнормативногорусскогоязыка - этотакназываемая "доморфологическаястадия" языковогоразвития (27) Первоначальныйлексикондетейвключаетвсебя: 1. несколькоправильнопроизносимыхсловв1-2слога (состоящихиззвуковраннегоонтогенезаречи); 2. контурныесловав1-2слога,редков3слога; 3. слова-звукоподражания (редупликат); 4. слова-фрагментыназванияпредметов,животных; 5. контурныеиправильнопроизносимыеслованерассматриваютсякакнарушенияречи 6. слова-фрагментыназваниядействий (неболее1-3), модальности,оченьредкопризнаковпредметов. Ужепервыесловадетеймогутсигнализироватьонеблагополучномначалеразвитияихречи: "ма" (вместомама), "па" (вместопапа), "ба" (баба) илисловомамаотносяткотцуидругимлицам (30). Независимооттого,началлиребенокпроизноситьпервыесловацеликомилитолькоотдельныечастиих,необходиморазличать "безречевых" детейпоуровнямпониманияимичужойречи. Уоднихдетейуровеньпониманияречи (т.е.импрессивнаяречь) включаетвсебядовольнобольшойсловарныйзапасидовольнотонкоепониманиезначенийслов. Отакомребенкеродителиобычноговорят,что "онвсе-всепонимает,воттольконеговорит". Однакологопедическоеобследованиевсегдавыявитнедостаткиихимпрессивнойречи. Другиедетиструдомориентируютсявобращенномкнимсловесномматериале (15). Припоявленииречевогоподражаниярепродукциясловосуществляетсяневрамкахпреимущественноговоспроизведенияпросодиицелогослова,какэтобываетвнорме,атолькоегоударнойчасти. Такойчастью,какправило,являетсяударныйслогсловавоткрытомеговарианте,например:
Интереснойособенностьюаномальнойдетскойречивэтотпериодееразвитияявляетсястремлениеребенкакупотреблениюоткрытыхслогов. Стремление "открытьслог" ярчевсегообнаруживаетсебявдобавленияхгласныхзвуковкконцамсловвтехслучаях,гдесловооканчиваетсянасогласный: "матика" (мальчик), "котика" (котик). Ребеноккакбыдостраиваетслово: "мяса" (мяч), "гозя" (гвоздь). Укорочениесловазасчетопусканияслоговилиодногослогаявляетсяоднимизхарактерныхсимптомов,которыйсопутствуетдетямснарушениемречевогоразвитиявтечениедолгихлетжизни (30). Первыесловааномальнойдетскойречиможноклассифицироватьследующимобразом: 1) правильнопроизносимые: мама,папа,дай,нетвт.п.; 2) слова-фрагменты,т.е.такие,вкоторыхсохранены толькочастислова,например, "мако" (молоко), "яба" (яблоко). 3) слова-звукоподражания,которымиребенокобозначаетпредметы,действия,ситуацию: "би" (машина), "бух" (упасть). 4) контурныеслова,или "абрисы",вкоторыхправильновоспроизводятсяпросодическиеэлементы - ударениевслове,количествослогов: "тититики" (кирпичики), "папата" (лопата). 5) слова,которыесовершенноненапоминаютсловародногоязыкаилиихфрагменты. Морфологическинечленимоеиспользованиеслов - основнаязакономерностьраннихэтаповдизонтогенезаречи. Наступаетмоментивжизнидетейснедоразвитиемречи,когдаониначинаютсвязыватьужеприобретенныеивновьприобретаемыесловадругсдругом. Однакословавсловосочетанияхупотребляютсятольководнойформе,таккаксловоизменениеэтимдетямнедоступно (27). Словосочетаниявключаютвсебя: 1. единичныеправильнопроизносимыесловаиздвух,режетрех,слогов (состоящихиззвуковраннегоисреднегоонтогенезаречи); 2. контурныесловав2-3слога,режев4слога; 3. слова - звукоподражания; 4. слова - фрагментысуществительных; 5. слова - фрагментыглаголов (значительноменьше,чем существительных); 6. слова - фрагментыприлагательных; 7. слова - фрагментыпрочихчастейречи; 8. формаименительногопадежанаместедругихпадежныхформ (единственноечисло); 9. формаименительногопадежамножественногочисла (окончаниеи) наместедругихпадежныхформ. Наэтомэтаперазвитияребенокнеспособенизменятьслова: мама - маму - маме; илипить - пей - пьет; кукла - куклу - куклы. Существительныеиихфрагментыиспользуютсяпреимущественновименительномпадеже,аглаголыиихфрагментывинфинитивеиповелительномнаклоненииилибезфлексийвизъявительномнаклонении. Однидетиимеюткрайнеубогийглагольныйсловарь,заменяяназваниядействийоднимобщимсловом "деи" (делает), другиезнаютнаскольконазванийдействий,ноивтом,ивдругомслучаевлексиконеребенкаотсутствуютокончанияизъявительногонаклонения - ет, - итидр. Принарушенияхразвитияречиглагольныйсловарьничтожномалпоотношениюкдовольнообширномупредметномусловарю. Предметныйсловарныйзапасребенкаоказываетсякакбыпереобогащеннымпоотношениюкэтапуегоречевогоразвития. Втожевремяэтотсловарныйзапасвсегданедостаточендлякалендарноговозрастадетей. Принарушенияхразвитияречидети,ненакопивнеобходимогонаборасловоизменительныхэлементов (вданномслучаефлексий) иненаучившисьпередвигатьсловопословоизменительнойшкале,преждевременнообращаютсяквоспроизведениюнаиболееобособленногоморфологическогоэлемента - предлога. Онидолгонезамечают,чтопредлогифлексиясвязаныотношениямисимультанностиичтоихсочетаниепредставляетсобойопределенноеединство. Флексияипредлогвыступаютдляребенкаввоспринимаемомимсловесномматериалевкачествепеременныхэлементов,которыеварьируютсявразличныхкомбинацияхслексическойосновойипоэтомуневоспринимаютсядетьми. Этоможнопредставитьввидесхемы:
ребенокслышит:
ребеноквоспроизводит:
Патологиядетскойречиизобилуетпримерами,когдадетисмешиваютмеждусобойкакфлексии,такипредлоги,таккакодномоментноевыражениеграмматическогозначениячерезнесколькоединиц - П (предлог) +К (лексическаяоснова) +Ф (флексия) - имнедоступно. Следующая - "морфологическаястадия" языковогоразвитиясвязанасостановлениемфразовойречи. Натретьемгодужизниречьребенкастремительноразвивается: ототдельныхсамостоятельныхвысказыванийвформефраз,состоящихиз2-3слов,доразвернутыхпредложенийвдиалоге,инициированнымсамимребенком,ипервыхпопытокиспользоватьмонолог. Важнымидиагностическимипоказателяминеблагополучияречевогоразвитиявэтомпериодестановятся: - отсутствиевречиребенкафразиз3иболееслов; - пассивностьибезынициативностьвведениидиалога; - однословностьилиотнотипностьответовнавопросы; - преобладаниевсамостоятельныхвысказываниях "замороженных" морфологическихиграмматическихформивысокаядоляимитируемыхречевыхобразцоввречидетей (частопочтиполныеповторывысказываниявзрослого); - несоответствиевозрастуотклоненияотпоследовательногоусвоенияфонематическихмоделей ("физиологическоесубституирование") или,наоборот,длительное "застревание" нанекоторыхизних,когдаискажениязвуковприобретаютстойкийпатологическийхарактер; - выраженныетрудностипроизнесениямногосложныхсловсостечениемсогласных. Отдельноотмечаютсястойкиезапинкиприпроизнесенииразвернутыхфразилиотдельныхслов,многократныеповторенияирастянутоепроизнесениеслоговизвуков,сопровождающеесямышечныминапряжениями. Невсеизперечисленныхдиагностическихпоказателейявляютсяравнозначнымиилипроявляютсяодновременно,однакоихобщейхарактернойособенностьюявляетсято,чтотяжестьичастотаотклоненийречевогоразвитияобычносвязанысосрокамипоявленияпроизносительнойединицы,морфологическойкатегорииилиграмматическойформывречиребенка. Какправило,чемпозжеэтиформыдолжныбылипоявитьсявречинормальноговорящегоребенка,темтяжелееичащеонибудутнарушенывслучаяхпатологическогоразвитияречи. Вслучаяхнаиболеетяжелыхформречевыхнарушенийразвитиеречизадерживаетсянауровнеотдельныхзвукоподражаний,фрагментовслов,их "абрикосов" ит.п. (15).
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|