Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обследованиепроизносительнойстороныречи





Детямраннеговозраставситуациипервичногообследования,какправило,недоступноизолированноепроизнесениезвука. Понашимнаблюдениям,этидетисоглашаютсяповторитьизолированныезвукипообразцувзрослоготолькопослеустановлениясэтимчеловекомдостаточноблизкогоконтакта,чтотребуетопределенноговремени. Поэтомуосновнойакцентвдиагностическомисследованиипроизносительнойстороныречимысделалинаназыванииребенкомсловсопределеннымизвукамивсоставесловаилипредложения.О.Е. Громовой,Г.Н. Соломатинойбылиразработаныинтересныеипонятныедетямсюжетныекартинки,содержаниекоторыхсоответствуетвозрастнымособенностямдетскоговосприятия.

Приотборесловдляпроведениялогопедическойдиагностикисиспользованиемматериалакартинокмыучитывали:

- доступностьсловапониманиюдетей

- позициюстечениясогласныхвслове (позицияначала,серединыиконцаслова)

- качествосоставляющихстечениясогласныхзвуков (использовалисьзвукиразногоспособаиместаобразования).

Приподборефонетическогоматериаламыучитывали:

- позициюмаксимальноговыявлениязвуков,т.е.сильнуюпозициюкаждогозвука (например,длягласныхзвуковсильнойявляетсяпозицияподударением,длясогласныхвзрывныхзвуков - началослова,длясогласныхфрикативных - позицияконцаслова,длязвонкихсогласных - позициямеждугласнымизвуками)

- позиционныемодификациизвуковвзависимостиоткомбинаторныхусловийконкретныхсловоформ (например,изменениеартикуляционногоукладасогласногозвукавзависимостиотпоследующегогласного)

- орфоэпическиенормырусскогоязыка (например,редуцированноепроизнесениебезударныхгласныхзвуков,оглушениесогласныхзвуковвпозицииконцаслова).

Дляобследованияречииспользовалисьотдельныефайлысвложеннымивнихкартинками. Ккартинномуматериалуприлагаетсяпримерныйтекстовыйматериал. Словаподобранысучетомспецификиформированияначальногодетскоголексиконаизакономерностейразвитияслоговойструктурывонтогенезе. (А.К. Маркова) (№с34)

Картинкипредъявлялисьребенкунанесколькихиндивидуальныхзанятиях. (Приложение№2)

1класс - двусложныеслова,состоящиеиз2открытыхслогов

картинки: нога,рука,муха

Постеклуползут2…… (мухи)

2класс - трехсложныеслова,состоящиеизоткрытыхслогов

картинки: волосы,корова,машина

Подорогеедет…. (машина)

3класс - односложныеслова,состоящиеиззакрытогослога

картинки: кот,нос,дом

Детипостроилиизкубиков…. (дом)

4класс - двусложныеслова,состоящиеизодногооткрытогослогаиодногозакрытого

картинки: филин,кефир,жираф

Взоопаркеживет…. (жираф)

5класс - двусложныесловасостечениемсогласныхвсерединеслова

картинки: масло,листья,коньки

Машанамазываетнахлеб…. (масло)

6класс - двусложныесловасзакрытымслогомистечениемсогласных

картинки: дельфин,кактус,кровать

Вмореплавает…. (дельфин)

7класс - трехсложныесловасзакрытымслогом

картинки: самолет,пирожок,чемодан

Мальчикест…. (пирожок)

8класс - трехсложныесловасостечениемсогласных

картинки: облако,иголка,подушка

Скроватиупала…. (подушка)

9класс - трехсложныесловасостечениемсогласныхизакрытымслогомкартинки: автобус,карандаш,виноград

УКоли…. (карандаш)

10класс - трехсложныесловасдвумястечениямисогласных

картинки: игрушки,кисточка,морковка

Вкраскевымазана…. (кисточка)

11класс - односложныесловасостечениемсогласныхвначалеиливконцеслова

картинки: джип,стол,ключ

Папакупил… (джип)

12класс - двусложныесловасдвумястечениямисогласных

картинки: птичка,спичка,гвозди

Молоткомзабивают… (гвозди)

13класс - четырехсложныесловаизоткрытыхслогов

картинки: пуговица,черепаха,гусеница

Поветкеползет… (гусеница)

Обследованиеграмматическогострояречи

Проба№1. "Пониманиеиупотреблениепредлогов"

Цель: выявитьуровеньиспользованияпредлогов

Материалы: игрушечныймишка,стол

Инструкция: "посмотринамишкуискажи,гдеонсидит"

Обработкарезультатов

Вседанныезаносилимывтаблицу,гдеотмечаличислоповторенийформулировкизаданий,необходимыхдлятого,чтобыребенокегопонял,числоправильновыполненныхзаданий. Числоповторенийопределилоколичествонабранныхребенкомбаллов:

1раз - 2балла,

2раза - 1балл/привыполнениизадания/,

0баллов/приневыполнениизадания/. Более2раз - 0баллов.

Еслиребенокнабралот6до4баллов,тоэтовысокийуровеньиспользованиявречипредлогов

От3до2 - среднийуровень,от1до0 - низкийуровень

Проба№2." Опишикартинку"

Цель: выявитьсостояниефразовойречи.

Материал: картинкиспростымсюжетом

Процедурапроведения: ребенкупредлагалисюжетнуюкартинку,ответынакоторуютребовалисостояниеразличныхвидовфраз.

Числовыполненныхфрагментовопределилоколичествонабранныхребенкомбаллов.

фразы: элементарные - 2балла,

развернутые - 3балла,

свободные - 4балла.

Выводыобуровнеразвитияграмматическогостроя.

3-4балла - высокийуровень,

2балла - среднийуровень,

0-1баллов - низкийуровень.

Анализрезультатовконстатирующегоэксперимента

 

Результатыповыявлениюуровняпониманияречиивосприятияречивзрослого

Входеэкспериментабылоотмечено,чтовысокийуровеньпониманияречивыявлену8детей (53%), восприятияречиу6детей (47%). Этидетинеиспытывалиникакихзатрудненийпривыполнениизаданий. Детинесмущалисьипроявлялиявныйинтерескзаданиям. Уровеньпониманияречисоответствуетвозрастнойнорме. Детисосредоточенновсматривалисьвпредмет,бралиеговруки,игрушкивызывалиответнуюреакцию,легковступаливконтакт. Даннаяподгруппадетейпонимаетназваниядействийвразличныхситуациях: "Покажи,ктосидит", "Ктоспит?" ит.д.

а) понимаютдвухступенчатуюинструкцию: "Возьмиплатоквытринос" ит.д.

б) понимаютзначениепредлоговвпривычнойконкретнойситуации,впривычнойситуацииначинаетпониматьвопросыкосвенныхпадежей: "Начемтысидишь?", "Вочтоиграешь?";

в) устанавливаютпервыепричинно-следственныхсвязи;

г) понимаютпрочитанныекороткиерассказы,сказки.

Среднийуровеньпониманияречивзрослогобылотмечену6детей,чтосоставило40%. Среднийуровеньвосприятияречиу7детей (40%). Даннаягруппамалышейсзаданиямисправлялисьчастично. Невседетислушализаданиялогопеда,нереагировалинавопросыобращенныекним. Этидетипонимаютназванияотдельныхпредметовигрушек,узнаетихнапредметныхисюжетныхкартинках.

Низкийуровеньпониманияивосприятиябылвыявлену1 (7%) и2детей (13%) соответственно. Унихнаблюдалосьсильноесмущениеприобщении. Какправило,детинепонимализадаваемыевопросы,поэтомунеобходимобылоповторятьзаданиянесколькораз,нодажеприэтомонооставалосьневыполненным. Понимаютотдельныеинструкциивзнакомыхсловосочетаниях,подчиняютсянекоторымсловеснымкомандам: "Дайручку", "Нельзя". Даннаяподгруппаотстаетотвозрастнойнормы.

Данные,полученныевходеисследования,отраженывтаблицахидиаграммах.


Таблица2.3







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.