|
ОбследованиепроизносительнойстороныречиДетямраннеговозраставситуациипервичногообследования,какправило,недоступноизолированноепроизнесениезвука. Понашимнаблюдениям,этидетисоглашаютсяповторитьизолированныезвукипообразцувзрослоготолькопослеустановлениясэтимчеловекомдостаточноблизкогоконтакта,чтотребуетопределенноговремени. Поэтомуосновнойакцентвдиагностическомисследованиипроизносительнойстороныречимысделалинаназыванииребенкомсловсопределеннымизвукамивсоставесловаилипредложения.О.Е. Громовой,Г.Н. Соломатинойбылиразработаныинтересныеипонятныедетямсюжетныекартинки,содержаниекоторыхсоответствуетвозрастнымособенностямдетскоговосприятия. Приотборесловдляпроведениялогопедическойдиагностикисиспользованиемматериалакартинокмыучитывали: - доступностьсловапониманиюдетей - позициюстечениясогласныхвслове (позицияначала,серединыиконцаслова) - качествосоставляющихстечениясогласныхзвуков (использовалисьзвукиразногоспособаиместаобразования). Приподборефонетическогоматериаламыучитывали: - позициюмаксимальноговыявлениязвуков,т.е.сильнуюпозициюкаждогозвука (например,длягласныхзвуковсильнойявляетсяпозицияподударением,длясогласныхвзрывныхзвуков - началослова,длясогласныхфрикативных - позицияконцаслова,длязвонкихсогласных - позициямеждугласнымизвуками) - позиционныемодификациизвуковвзависимостиоткомбинаторныхусловийконкретныхсловоформ (например,изменениеартикуляционногоукладасогласногозвукавзависимостиотпоследующегогласного) - орфоэпическиенормырусскогоязыка (например,редуцированноепроизнесениебезударныхгласныхзвуков,оглушениесогласныхзвуковвпозицииконцаслова). Дляобследованияречииспользовалисьотдельныефайлысвложеннымивнихкартинками. Ккартинномуматериалуприлагаетсяпримерныйтекстовыйматериал. Словаподобранысучетомспецификиформированияначальногодетскоголексиконаизакономерностейразвитияслоговойструктурывонтогенезе. (А.К. Маркова) (№с34) Картинкипредъявлялисьребенкунанесколькихиндивидуальныхзанятиях. (Приложение№2) 1класс - двусложныеслова,состоящиеиз2открытыхслогов картинки: нога,рука,муха Постеклуползут2…… (мухи) 2класс - трехсложныеслова,состоящиеизоткрытыхслогов картинки: волосы,корова,машина Подорогеедет…. (машина) 3класс - односложныеслова,состоящиеиззакрытогослога картинки: кот,нос,дом Детипостроилиизкубиков…. (дом) 4класс - двусложныеслова,состоящиеизодногооткрытогослогаиодногозакрытого картинки: филин,кефир,жираф Взоопаркеживет…. (жираф) 5класс - двусложныесловасостечениемсогласныхвсерединеслова картинки: масло,листья,коньки Машанамазываетнахлеб…. (масло) 6класс - двусложныесловасзакрытымслогомистечениемсогласных картинки: дельфин,кактус,кровать Вмореплавает…. (дельфин) 7класс - трехсложныесловасзакрытымслогом картинки: самолет,пирожок,чемодан Мальчикест…. (пирожок) 8класс - трехсложныесловасостечениемсогласных картинки: облако,иголка,подушка Скроватиупала…. (подушка) 9класс - трехсложныесловасостечениемсогласныхизакрытымслогомкартинки: автобус,карандаш,виноград УКоли…. (карандаш) 10класс - трехсложныесловасдвумястечениямисогласных картинки: игрушки,кисточка,морковка Вкраскевымазана…. (кисточка) 11класс - односложныесловасостечениемсогласныхвначалеиливконцеслова картинки: джип,стол,ключ Папакупил… (джип) 12класс - двусложныесловасдвумястечениямисогласных картинки: птичка,спичка,гвозди Молоткомзабивают… (гвозди) 13класс - четырехсложныесловаизоткрытыхслогов картинки: пуговица,черепаха,гусеница Поветкеползет… (гусеница) Обследованиеграмматическогострояречи Проба№1. "Пониманиеиупотреблениепредлогов" Цель: выявитьуровеньиспользованияпредлогов Материалы: игрушечныймишка,стол Инструкция: "посмотринамишкуискажи,гдеонсидит" Обработкарезультатов Вседанныезаносилимывтаблицу,гдеотмечаличислоповторенийформулировкизаданий,необходимыхдлятого,чтобыребенокегопонял,числоправильновыполненныхзаданий. Числоповторенийопределилоколичествонабранныхребенкомбаллов: 1раз - 2балла, 2раза - 1балл/привыполнениизадания/, 0баллов/приневыполнениизадания/. Более2раз - 0баллов. Еслиребенокнабралот6до4баллов,тоэтовысокийуровеньиспользованиявречипредлогов От3до2 - среднийуровень,от1до0 - низкийуровень Проба№2." Опишикартинку" Цель: выявитьсостояниефразовойречи. Материал: картинкиспростымсюжетом Процедурапроведения: ребенкупредлагалисюжетнуюкартинку,ответынакоторуютребовалисостояниеразличныхвидовфраз. Числовыполненныхфрагментовопределилоколичествонабранныхребенкомбаллов. фразы: элементарные - 2балла, развернутые - 3балла, свободные - 4балла. Выводыобуровнеразвитияграмматическогостроя. 3-4балла - высокийуровень, 2балла - среднийуровень, 0-1баллов - низкийуровень. Анализрезультатовконстатирующегоэксперимента
Результатыповыявлениюуровняпониманияречиивосприятияречивзрослого Входеэкспериментабылоотмечено,чтовысокийуровеньпониманияречивыявлену8детей (53%), восприятияречиу6детей (47%). Этидетинеиспытывалиникакихзатрудненийпривыполнениизаданий. Детинесмущалисьипроявлялиявныйинтерескзаданиям. Уровеньпониманияречисоответствуетвозрастнойнорме. Детисосредоточенновсматривалисьвпредмет,бралиеговруки,игрушкивызывалиответнуюреакцию,легковступаливконтакт. Даннаяподгруппадетейпонимаетназваниядействийвразличныхситуациях: "Покажи,ктосидит", "Ктоспит?" ит.д. а) понимаютдвухступенчатуюинструкцию: "Возьмиплатоквытринос" ит.д. б) понимаютзначениепредлоговвпривычнойконкретнойситуации,впривычнойситуацииначинаетпониматьвопросыкосвенныхпадежей: "Начемтысидишь?", "Вочтоиграешь?"; в) устанавливаютпервыепричинно-следственныхсвязи; г) понимаютпрочитанныекороткиерассказы,сказки. Среднийуровеньпониманияречивзрослогобылотмечену6детей,чтосоставило40%. Среднийуровеньвосприятияречиу7детей (40%). Даннаягруппамалышейсзаданиямисправлялисьчастично. Невседетислушализаданиялогопеда,нереагировалинавопросыобращенныекним. Этидетипонимаютназванияотдельныхпредметовигрушек,узнаетихнапредметныхисюжетныхкартинках. Низкийуровеньпониманияивосприятиябылвыявлену1 (7%) и2детей (13%) соответственно. Унихнаблюдалосьсильноесмущениеприобщении. Какправило,детинепонимализадаваемыевопросы,поэтомунеобходимобылоповторятьзаданиянесколькораз,нодажеприэтомонооставалосьневыполненным. Понимаютотдельныеинструкциивзнакомыхсловосочетаниях,подчиняютсянекоторымсловеснымкомандам: "Дайручку", "Нельзя". Даннаяподгруппаотстаетотвозрастнойнормы. Данные,полученныевходеисследования,отраженывтаблицахидиаграммах. Таблица2.3 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|