Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общиепринципыобследованияречидетейраннеговозраста





 

Враннемвозрастеподражательныеспособностиребенкачрезвычайновелики,онлегкоинепринужденноусваиваетогромноеколичествоновыхсловипонятий,судовольствиемучитсяпроизноситьпонравившиесяслова,стремитьсячащеиспользоватьихвречи. Егоартикуляционныевозможностиещенесовершенны,фонематическийслухразвиваетсяпостепенно,поэтомунормированноепроизношениесложныхзвуковещедолгобудетоставатьсянедоступнымребенку. Какправило,даженапервойстадиинормальногоразвитиядетскойречионахорошопонятнатолькоблизкимродственникамиребенка. Общениежесчужимилюдьмичастовызываетунегосерьезныетрудности.

Ещеболеезатрудненообщениепостороннихсдетьми,имеющимидаженезначительныепроблемывразвитииэкспрессивнойстороныречи. Вэтомслучаесоздаетсяопределенныйдисбалансмеждупознавательнымиречевымразвитиемребенка: стремясьсообщитьвзрослымкакую-тоинформацию,онможеттакисказитьпроизношениерядаслов,чтообщийсмыслегосообщениястанетдоступентолькоприанализесамойситуацииобщения. Приэтоммалышчуткореагируетналюбыезамечаниявсвойадрес,обижаетсяикапризничает,когдаегонепонимают.

Ребеноквраннемвозрастеещенеспособенподчинятьсядирективнымуказаниямвзрослоготипа "Произнесизвук", "Назовикартинку", "Расскажистишок",даинестоитстремитьсяктакому "общению" сним.

Логопедическоеобследованиеребенкалюбоговозрастадолжнопроводитьсятолькосиспользованиемспециальногодидактическогоматериала,разработанногосучетомвозрастныхособенностейразвитиявысшихпсихическихфункций,втомчислеиречи.

Приобследованииречиребенкаемунадопредлагатьтакиезадания,которыепомогутсобратьнеобходимуюинформациюнетолькооразвитиипроизносительнойстороныегоречи,ноисоставитьадекватноепредставлениеосформированностиегословаря,стадииразвитияфразовойречи,особенностяхусвоенияосновныхеечастейиспецификеиспользованиянекоторыхграмматическихформ.

Обязательнонадоучитыватьвлияниенаразвитиедетскойречиинпута (обращеннойкребенкуречиблизкоговзрослого), которыйсначалаиграетведущуюрольвформированииначальногодетскоголексикона,азатемоказываетсущественноевлияниенапоследующееусвоениенормированногопроизношения,основныхлексическихзакономерностейиграмматическихправилродногоязыка. Необходимовыявлятьислучаираннегобилингвизма,особенно - приобследованииребенка,воспитывающегосявусловияхмежнациональногобракаилипроживаниямононациональнойсемьевдругойстранеилинациональнойавтономии.

Логопедическоеобследованиеребенкараннеговозрастанадопроводитьвсветлоевремясуток,желательноспустянекотороевремяпослезавтракаилиполдника.

Длительностьдиагностическогозанятиясугубоиндивидуальна,зависитотвозрастаребенкаиегопсихофизическогосостояния,личностныхособенностей,поведениявситуацииобследования. Оптимальнаядлительностьдиагностическогозанятиясребенкомраннеговозраста - 10-15минут. Мынерекомендуемпревышатьэтовремя,дажеесливамкажется,чторебенокоченьзаинтересовалсявыполнениемзаданияинеиспытываетусталостипослепредъявленияцелойсериикартинок. Помните,чтовыимеетеделосбурноразвивающимсяхрупкимчеловеческиминдивидуумом,любаяперегрузканервнойсистемыребенкаможетпривестикотставленнымповременинежелательнымпоследствиямдляегоорганизма! Надооптимизироватьимеющийсяввашемраспоряжениикороткийпромежутоквремени,чтобыуспетьузнатьоразвитииречиребенкакакможнобольше. Приназываниикартиноквовремяпроверкизвукопроизношениянадоучитывать:

- состояниесловарногозапаса

- наличиеперестановокслогови/илиотдельныхзвуков,усеченийокончанийслов

- характертрудностейформированияслоговойструктурымногосложныхслов (13).

Всвязистемчтовнастоящеевремязначительновозрослоколичестводетейраннеговозраста,родителикоторыхобращаютсязаконсультациейпоповодуразвитияихречи,появиласьнеобходимостьвсозданииспециальныхдидактическихпособийдляпроведениятакогообследования. Каковытребованиякдидактическомуматериалу? Перечислимрядтребованийболееподробно.

1. Обследованиепроизношениянеобходимопроводитьсучетомзакономерностейстановленияиразвитияпроизносительнойстороныречивраннемвозрастеиобязательновключитьзаданиянапроизнесениегласныхисогласныхзвуков,артикуляциякоторыхотрабатываетсянаэтапераннегоонтогенеза. Приэтомследуетучитыватькакфизиологическиеособенностиартикулированиязвуковвречинормальноразвивающегосяребенка,такихарактерныетрудностиихстановленияпривыраженныханомалияхразвития (например,приврожденныханатомическихнарушенияхгубыинёба,детскомцеребральномпараличе).

2. Ключевуюрольдлядостиженияуспехаприобследованиипроизношенияребенкараннеговозрастаиграетиллюстративностьпредлагаемогоматериала (красочностьизображения,крупныйразмер,отсутствиеизбыточныхдеталей) иегодоступность. Сюжетныекартинкигораздоинтереснеедетям,онисрадостьюузнаютизображениеи "находят" нужноеслово.

3. Существенноеместозанимаетпоискэффективныхметодическихприемов,напримерприемзавершенияпредложениязавзрослым. Этотметодическийприемчастоиспользуетсядляразвитияречидетейраннеговозраста,онлегокидоступенвработе,судовольствиемпринимаетсямаленькимидетьми.

Использованиевходелогопедическойработыдоступныхребенкуприемоврассматривания,анализаираскрашиванияизображенияспособствующихформированиюунегозрительно-предметноговосприятия,внимания,навыковмелкоймоторики,создаетположительныйэмоциональныйфондляорганизациивзаимодействиямеждувзрослым (логопедом,родителем) иребенком.

Сравнениевыполненныхразнымидетьми "раскрасок" даетвозможностьорганизоватьихнепринужденноеобсуждение,создатьтакимобразомусловиядлянепроизвольногопроизнесениярядазвуков.

4. Предлагаемыедидактическиематериалыдолжныпредусматриватьвозможностьихвариативногоиспользованиякаксточкизренияобъемаисследуемыхзвуков,такиперспективыихдальнейшейавтоматизациисприменениемданногопособия (12).

Выводы:

Такимобразом,подводяитогиизученияречевогоразвитиядетейраннеговозрастаможноотметитьследующиеосновныемоменты:

1. Вразвитииречидетейведущаярольпринадлежитвзрослым: воспитателю - вдетскомсаду,родителямиблизким - всемье. Откультурыречивзрослых,оттого,какониговорятсребенком,скольковниманияуделяютречевомуобщениюсним,вомногомзависятуспехидошкольникавусвоенииязыка.

2. Речьвзрослогодолжнасоответствоватьнормамлитературногоязыка,литературнойразговорнойречиивотношениизвуковойстороны/произнесениезвуковислов,дикция,темп/,ивотношениибогатствасловаря,связности. Специальноевниманиедолжнобытьобращеноназвуковуюсторонуречи,таккакеенедостаткипреодолеваютсясамимговорящимхуже,чем,например,недочетысловоупотребления.

3. Большоезначениедляразвитияречиимеетжизненнаяобстановка,вкоторойвоспитываетсяребенок, - уход,отношениеокружающихвзрослых,ихвоспитательныевоздействия,атакжесобственнаяактивностьребенкавразличныхвидахдеятельности.

1. Воспитательныевоздействиядолжныпроводитьсяпостепенноинаправлятьсянавсесторонынервно - психическогоразвитиядетей. Толькопривсестороннемразвитииунихбудетсвоевременноформироватьсяречь.

2. ВслучаеЗРРнеобходимо:

- осуществлятьдинамическоенаблюдениезаформированиемвербальныхсредствобщенияребенка;

- привлекатьродителейкорганизациистимулирующеговоздействиянараннееречевоеразвитиеребенка;

- вслучаяхсочетанияЗРРсрезидуальнымипроявлениямипатологииЦНСпроконсультироватьребенкауневропатолога;

- обязательнопровестислогопедомпропедевтическийкурскоррекционно-развивающегообучения.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.