|
Общиепринципыобследованияречидетейраннеговозраста
Враннемвозрастеподражательныеспособностиребенкачрезвычайновелики,онлегкоинепринужденноусваиваетогромноеколичествоновыхсловипонятий,судовольствиемучитсяпроизноситьпонравившиесяслова,стремитьсячащеиспользоватьихвречи. Егоартикуляционныевозможностиещенесовершенны,фонематическийслухразвиваетсяпостепенно,поэтомунормированноепроизношениесложныхзвуковещедолгобудетоставатьсянедоступнымребенку. Какправило,даженапервойстадиинормальногоразвитиядетскойречионахорошопонятнатолькоблизкимродственникамиребенка. Общениежесчужимилюдьмичастовызываетунегосерьезныетрудности. Ещеболеезатрудненообщениепостороннихсдетьми,имеющимидаженезначительныепроблемывразвитииэкспрессивнойстороныречи. Вэтомслучаесоздаетсяопределенныйдисбалансмеждупознавательнымиречевымразвитиемребенка: стремясьсообщитьвзрослымкакую-тоинформацию,онможеттакисказитьпроизношениерядаслов,чтообщийсмыслегосообщениястанетдоступентолькоприанализесамойситуацииобщения. Приэтоммалышчуткореагируетналюбыезамечаниявсвойадрес,обижаетсяикапризничает,когдаегонепонимают. Ребеноквраннемвозрастеещенеспособенподчинятьсядирективнымуказаниямвзрослоготипа "Произнесизвук", "Назовикартинку", "Расскажистишок",даинестоитстремитьсяктакому "общению" сним. Логопедическоеобследованиеребенкалюбоговозрастадолжнопроводитьсятолькосиспользованиемспециальногодидактическогоматериала,разработанногосучетомвозрастныхособенностейразвитиявысшихпсихическихфункций,втомчислеиречи. Приобследованииречиребенкаемунадопредлагатьтакиезадания,которыепомогутсобратьнеобходимуюинформациюнетолькооразвитиипроизносительнойстороныегоречи,ноисоставитьадекватноепредставлениеосформированностиегословаря,стадииразвитияфразовойречи,особенностяхусвоенияосновныхеечастейиспецификеиспользованиянекоторыхграмматическихформ. Обязательнонадоучитыватьвлияниенаразвитиедетскойречиинпута (обращеннойкребенкуречиблизкоговзрослого), которыйсначалаиграетведущуюрольвформированииначальногодетскоголексикона,азатемоказываетсущественноевлияниенапоследующееусвоениенормированногопроизношения,основныхлексическихзакономерностейиграмматическихправилродногоязыка. Необходимовыявлятьислучаираннегобилингвизма,особенно - приобследованииребенка,воспитывающегосявусловияхмежнациональногобракаилипроживаниямононациональнойсемьевдругойстранеилинациональнойавтономии. Логопедическоеобследованиеребенкараннеговозрастанадопроводитьвсветлоевремясуток,желательноспустянекотороевремяпослезавтракаилиполдника. Длительностьдиагностическогозанятиясугубоиндивидуальна,зависитотвозрастаребенкаиегопсихофизическогосостояния,личностныхособенностей,поведениявситуацииобследования. Оптимальнаядлительностьдиагностическогозанятиясребенкомраннеговозраста - 10-15минут. Мынерекомендуемпревышатьэтовремя,дажеесливамкажется,чторебенокоченьзаинтересовалсявыполнениемзаданияинеиспытываетусталостипослепредъявленияцелойсериикартинок. Помните,чтовыимеетеделосбурноразвивающимсяхрупкимчеловеческиминдивидуумом,любаяперегрузканервнойсистемыребенкаможетпривестикотставленнымповременинежелательнымпоследствиямдляегоорганизма! Надооптимизироватьимеющийсяввашемраспоряжениикороткийпромежутоквремени,чтобыуспетьузнатьоразвитииречиребенкакакможнобольше. Приназываниикартиноквовремяпроверкизвукопроизношениянадоучитывать: - состояниесловарногозапаса - наличиеперестановокслогови/илиотдельныхзвуков,усеченийокончанийслов - характертрудностейформированияслоговойструктурымногосложныхслов (13). Всвязистемчтовнастоящеевремязначительновозрослоколичестводетейраннеговозраста,родителикоторыхобращаютсязаконсультациейпоповодуразвитияихречи,появиласьнеобходимостьвсозданииспециальныхдидактическихпособийдляпроведениятакогообследования. Каковытребованиякдидактическомуматериалу? Перечислимрядтребованийболееподробно. 1. Обследованиепроизношениянеобходимопроводитьсучетомзакономерностейстановленияиразвитияпроизносительнойстороныречивраннемвозрастеиобязательновключитьзаданиянапроизнесениегласныхисогласныхзвуков,артикуляциякоторыхотрабатываетсянаэтапераннегоонтогенеза. Приэтомследуетучитыватькакфизиологическиеособенностиартикулированиязвуковвречинормальноразвивающегосяребенка,такихарактерныетрудностиихстановленияпривыраженныханомалияхразвития (например,приврожденныханатомическихнарушенияхгубыинёба,детскомцеребральномпараличе). 2. Ключевуюрольдлядостиженияуспехаприобследованиипроизношенияребенкараннеговозрастаиграетиллюстративностьпредлагаемогоматериала (красочностьизображения,крупныйразмер,отсутствиеизбыточныхдеталей) иегодоступность. Сюжетныекартинкигораздоинтереснеедетям,онисрадостьюузнаютизображениеи "находят" нужноеслово. 3. Существенноеместозанимаетпоискэффективныхметодическихприемов,напримерприемзавершенияпредложениязавзрослым. Этотметодическийприемчастоиспользуетсядляразвитияречидетейраннеговозраста,онлегокидоступенвработе,судовольствиемпринимаетсямаленькимидетьми. Использованиевходелогопедическойработыдоступныхребенкуприемоврассматривания,анализаираскрашиванияизображенияспособствующихформированиюунегозрительно-предметноговосприятия,внимания,навыковмелкоймоторики,создаетположительныйэмоциональныйфондляорганизациивзаимодействиямеждувзрослым (логопедом,родителем) иребенком. Сравнениевыполненныхразнымидетьми "раскрасок" даетвозможностьорганизоватьихнепринужденноеобсуждение,создатьтакимобразомусловиядлянепроизвольногопроизнесениярядазвуков. 4. Предлагаемыедидактическиематериалыдолжныпредусматриватьвозможностьихвариативногоиспользованиякаксточкизренияобъемаисследуемыхзвуков,такиперспективыихдальнейшейавтоматизациисприменениемданногопособия (12). Выводы: Такимобразом,подводяитогиизученияречевогоразвитиядетейраннеговозрастаможноотметитьследующиеосновныемоменты: 1. Вразвитииречидетейведущаярольпринадлежитвзрослым: воспитателю - вдетскомсаду,родителямиблизким - всемье. Откультурыречивзрослых,оттого,какониговорятсребенком,скольковниманияуделяютречевомуобщениюсним,вомногомзависятуспехидошкольникавусвоенииязыка. 2. Речьвзрослогодолжнасоответствоватьнормамлитературногоязыка,литературнойразговорнойречиивотношениизвуковойстороны/произнесениезвуковислов,дикция,темп/,ивотношениибогатствасловаря,связности. Специальноевниманиедолжнобытьобращеноназвуковуюсторонуречи,таккакеенедостаткипреодолеваютсясамимговорящимхуже,чем,например,недочетысловоупотребления. 3. Большоезначениедляразвитияречиимеетжизненнаяобстановка,вкоторойвоспитываетсяребенок, - уход,отношениеокружающихвзрослых,ихвоспитательныевоздействия,атакжесобственнаяактивностьребенкавразличныхвидахдеятельности. 1. Воспитательныевоздействиядолжныпроводитьсяпостепенноинаправлятьсянавсесторонынервно - психическогоразвитиядетей. Толькопривсестороннемразвитииунихбудетсвоевременноформироватьсяречь. 2. ВслучаеЗРРнеобходимо: - осуществлятьдинамическоенаблюдениезаформированиемвербальныхсредствобщенияребенка; - привлекатьродителейкорганизациистимулирующеговоздействиянараннееречевоеразвитиеребенка; - вслучаяхсочетанияЗРРсрезидуальнымипроявлениямипатологииЦНСпроконсультироватьребенкауневропатолога; - обязательнопровестислогопедомпропедевтическийкурскоррекционно-развивающегообучения. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|