|
Организациязанятийпоразвитиюречидетейраннеговозраста
Углубленнаяразработкаосновногосодержанияиметодовраннеговоздействиянапервыхэтапахстановлениявербальнойкоммуникацииудетейстановитсянасегодняшнийденьоднимизстратегическихнаправленийразвитиядетскойлогопедии. Именносниммысвязываетближайшиеперспективысовершенствованиясистемыпомощидетямсотклонениямивразвитииречи. Удетейраннеговозрастаотграничениетемповыхзадержекречевогоразвитияотслучаевдизонтогенезапотипураннегопроявлениясистемногонарушениявсехсторонречи (ОНР) представляетсобойдостаточносложнуюмедико-психолого-педагогическуюпроблему. Однакоприоритетнуюрольвточнойдиагностикемы,такжекакибольшинствоспециалистов,работающихвэтойобластиспециальнойпедагогике,отводимсобственнокоррекционнымзанятиям,впроцессекоторыхподтвердятсяпредварительныепедагогическиезаключенияохарактереречевогонарушенияуребенкараннеговозраста. Впомощьлогопедам-практикам,воспитателямясельныхгруппиродителямвлабораториилогопедииИнститутакоррекционнойпедагогикиРАОподруководствомдокторапедагогическихнаук,профессораГ.В. Чиркинойбыларазработанаметодикаформированияначальногодетскоголексиконадетейснормальнымслухомисохраннымипредпосылкамиинтеллектуальногоразвитияизгруппырискапообщемунедоразвитиюречи. Предложеннаясистемаформированияначальногодетскоголексиконаможетбытьиспользованаидлянормальноразвивающихсядетейвторогогодажизни,например,виндивидуальнойработесребенкомстарше1года6месяцев,которыйужепроизнеснесколькосвоихпервыхслов,длястимуляцииегодальнейшегоречевогоразвития. Развитиемышленияиречиребенкараннеговозрастапроисходитпомереегоознакомлениясокружающейдействительностью. Однакомалышуобычнооченьтруднососредоточитьсянаодномконкретномпредмете,егопризнакахилинадействиях,выполняемыхсэтимпредметом. Часторебенокнеможетсконцентрироватьсвоевниманиеназаданиях,которыеемупредлагаютвыполнитьродителииливоспитатели,стремясьстимулироватьегоречевоеразвитие ("Ктоэто? Чтоэто? Какговориткошечка? Какзовутэтукуклу?"). Ребенокотвлекаетсяи,кажется,совсемнехочетобщатьсясовзрослымиспомощьюслов. Иногдаонможет "позвать" какого-нибудьчеловека, "назвать" коротким, "приблизительным" словомхорошознакомуюигрушку,ноупорноотказываетсяповторитьсказанноеещеразили "выучить" новоеслово. Работаянадразвитиемречидетейраннеговозраста,мывоздействуемнаформирующуюсяречевуюфункциювеесенситивномпериоде. Хорошоизвестно,чтоименноранниеэтапыусвоениядетьмиродногоязыкаимеютзначительныеиндивидуальныерасхождения,которыепроявляютсявразномтемпенакоплениямалышамипервыхдетскихслов,вовременипоявленияпервыхфразипереходакразвернутойсамостоятельнойречи. Впроцессеосуществляемыхкоррекционно-развивающихвоздействийнадетейсзадержкойречевогоразвития,наосноверазвитиясоответствующейвозрастудетейкогнитивнойактивностиикомпетенциипостепенноформируетсяпотребностьввербальномобщении,стимулируетсястановлениесамостоятельнойречевойдеятельностидетейкконтекстеонтогенетическихадекватныхформобщения. Намибыларазработанапрограммаформирующегоэксперимента. ЦЕЛЬформирующегоэксперимента: развитиепассивногоиактивногословаря. ЗАДАЧИформирующегоэксперимента: 1. Развитиесловаря. 2. Формированиеграмматическойстороныречи. 3. Формированиеразговорной/диалогической/речи. Основныенаправленияпрограммы: 1. Совершенствованиеактивногоипассивногословаря. Совершенствованияпредметногоиглагольногословаря Обогащениесловаряприлагательных,местоимений,наречий,предлогов. 2. Развитиеграмматическогострояречидетей: рода,числа,падежныхокончаний. 3 Умениесоставлятьпростые,элементарныефразы. Активноеразвитиедиалогическойречи. 4. Умениестроитьпредложения. Умениепоследовательноизлагатькакие-либособытия. Осуществлениепрограммыпредполагалоследующиепринципыкоррекционнойработы: 1. Принципгенетическогоходаразвитияпсихическойдеятельностивтомчисле,познавательнойипрактической. 2. Развивающийхарактеробучения. Развивающееобучениедолжноучитыватькакособенностивозраста,такиособенностиструктурынарушения. Онодолжнобытьнаправленнонавозможноболеераннеекоррекционно-воспитательноенаправлениепроцессаобучение,ускорениетемпаразвитияипреодолениеотклоненийвразвитии. ОсновныеМЕТОДЫобучения,какисодержаниеобучения,определяетсянаглядно - действенныминаглядно - образныммышлениемдетейраннеговозраста. Подборприемов,составляющихметодобучения,осуществляетсянаосновеучетаособенностейвсехпсихическихпроцессовданнойвозрастнойгруппыдетей: необходимостьопорынанаглядныйматериал,действенноеучастиевпознаниипредметовиявленийокружающегомира,т.е., вовлечениевпроцесспознаниявсехилимногиханализаторовребенка,обязательноесоотнесениесловасобозначеннымпредметом,слова - сдействием,слова - признаком,многократностьповторенияновогословавзрослым,выполнениедействийдетьмиспредметами,которыеобозначаютсясловом. Развитиеречидетейосуществляетсявпроцессеознакомленияихспредметамиокружающегомира. Всезанятияпоразвитиюречиребенканамиразделенынанесколькоосновныхэтапов: подготовительныйэтап (8индивидуальныхзанятий) и2этапаосновногоцикла. (1этап - 18занятий,изних3итоговых,которыепроводятсядлявсейгруппы,всеостальные - подгрупповые,2этап - 24занятия,изних4итоговых). Занятиясмаленькимребенкомследуетпроводитьрегулярно,неменеедвухразвнеделю. Вконцекаждогоцикла (после5занятий) - итоговоезанятие,накоторомследуеткраткоповторитьпройденныйматериал. Проведениюосновногоциклазанятийпредшествует подготовительныйпериод,продолжительностькотороговарьируетсявзависимостиотвозрастаребенка,егоготовностиквзаимодействиюсовзрослым,навыковзвукоподражания,копированияжестов,общейдвигательнойподвижностиимоторнойловкости. Кконцуэтогоначальногопериодаребенокдолжен: · привыкнутькпомещению,вкоторомбудутпроходитьзанятия,изнатьсвоеместодляигр; · познакомитьсясчеловеком,которыйбудетпроводитьэтизанятия,иэмоциональнопринятьегов "ближнийкруг"; · уметьнепродолжительноевремяфиксироватьсвоёвниманиенаопределенныхдвижениях,движенияхэтоговзрослого,егомимикеижестахиповозможностиподражатьим; · знатьназваниянесколькихсвоихигрушек (например,мишка,кубик,мячик,машинка,кукла) инекоторыеигровыедействиясними; · выполнятьобращенныекнемуэлементарныеречевыеинструкциитипа "Идикомне. Дай. Возьми". Содержаниемобучения подготовительногопериода являетсяразвитиеудетейголосовыхреакцийипониманиеобращеннойречи, назанятияхосновногоцикла активнойречи. Ксодержаниюобучениядетейраннеговозраста,относитсяпреждевсеговоспитаниепотребностивречевомобщении,чтоявляетсяосновойдляпоявленияречевойактивности. Померепоявленияактивнойречинеобходиморазвиватьудетей,самостоятельностьвпользованиисловом,желаниеупотреблятьеговкоммуникативныхцелях,т.е.вобщении. Всезанятияподготовительногоцикла ориентированынаодногоребенкасцельюопределитьиндивидуальныйуровеньразвитияслуховогоизрительноговниманиямалыша. / см. Приложение4/ Развитиеудетейзрительногоислуховогососредоточения,вниманиякречииеепониманиеосуществляетсявпроцессепознанияребенкомпредметовиявленийокружающейдействительности,т.е.развитиеречииразвитиепознавательныхспособностейребенкаосуществляетсяодновременно. Дляуспешногоразвитиязрительногоислуховогососредоточения,вниманиякречииеепониманияребенокдолженвидетьпредметиодновременнослышатьегоназвание,потрогатьего,понюхать/еслионимеетзапах/,попробовать/еслипредметсъедобен/,выполнитьснимнекоторыедействия: подержатьвруках,погладить,покататьвмашинеит.д.Чембольшеребенокбудетсоприкасатьсяспредметом,опираясьнаразличныевидыдеятельности,темуспешнеебудетразвиватьсяегореакциянаслово,обозначающееэтотпредметстоитнаодномитомжеместе,обозначаетсяоднимитемжесловом. Помереусвоениясловаребенокучитсянаходитьпредметывразнообразнойобстановке/находитькуклувразныхместах,кормить,баюкать/. Особомыуделяливнимание,усложнениюпонимания,развиваяспособностьобобщать. Усложнениепониманиясочетаетсясактивнойречьюидажеопережаетее,поэтому,называязнакомыепредметы,признаки,действиявысказываниястроилисьвформепредложенийилисловосочетаний. Напервомэтапеосновногоцикладляразвитияудетейcлухо-зрительногососредоточениянамибылииспользованииследующиеприемы: внезапноепоявлениеибыстроеисчезновениепредмета. Сэтойцельюмыбралинаборигрушек: мяч,мишка,кошка,кукла,машина,зайкаикорзина. Необходимобылодостатьигрушкуиз-заширмыибыстроспрятатьееобратно. Сцельюразвитияречивмоментпоявленияигрушкимыкаждыйразназывалиее,привлекаявниманиеребенка. Действиесоднойигрушкойповторялосьнаодномзанятиимногократно. Неожиданноепоявлениеиисчезновениеигрушкивызываетудетейответнуюреакцию: улыбку,притягиваниерук,вокализацию. Этосвидетельствуетобустановленииконтактасребенкомипоявленииэмоциональнойформыобщения,что,всвоюочередь,являетсяпредпосылкойкразвитиюпониманиясловеснойречиокружающих. Назанятияхподготовительногоцикламыприменялиследующиеметодическиеприемы: показпредмета/игрушки/сназваниемего показпредметоввдействиисихназыванием показрядапоследовательныхдействийспредметами показвыполнениепорученийдетьми,рассматриваниепредметов показкартиноксизображениемотдельныхпредметов,и целевойпоказпредметоввпомещениидошкольногоучрежденияизаегопределами осмотрпредметов наблюдениязаживымиобъектами. Всеперечисленныеприемынаправленыглавнымобразомнаразвитиеслуховогоизрительногососредоточения,вниманиякречиипониманиеобращеннойречи. Чтобыребенокмогвслушиватьсявречь,вкомнате,гдепроходятзанятия,должнабытьтишина. Занятияпроводилисьвигровойформе. Еслиребенокдостаточнохорошоразвитдлясвоеговозраста,то,какправило,подготовительныйпериодзначительносокращается,некоторыеигровыезаданияужезнакомымалышуинетребуетдополнительногозакрепления. Тогдацельюподготовительногопериодастановитсязнакомствосновымвзрослым,привыканиекнемуиорганизацияигровоговзаимодействиямеждуэтимвзрослымиребенком. Напервомивторомэтапеосновногоциклаобученияналогопедическихзанятияхпреимущественноразвивалиактивнуюречь. Развитиеактивнойречиосуществлялосьвтеснойсвязисразвитиеммышлениянаодномитомжепознавательномматериале. Принципединстваформированияречимышлениянаодномитомжепознавательномматериалебылположенвосновувсегопроцесса,обучениядетейречи. Наряду,сразвитиемактивнойречимыпродолжаливоспитыватьудетейвниманиекобращеннойречи,еепонимание. Развитиетолькопониманияещенеобеспечиваетуменияговорить,инаоборот,еслиребенкатренироватьтольковпроизношениислов,анеуделятьвниманиеусложнениюпонимания,тонеразовьетсяспособностьобобщения,умениеориентироватьсявокружающемиустанавливатьпричинно-следственныесвязи. Всодержаниеобученияактивнойречимывключилиразвитиеречевыхсредствахформированиеобщения,т.е.коммуникативнойфункции. Развитиеудетейречевыхсредствсостоитвпостепенномрасширениипассивногоиактивногословаря/накоплениеегоколичества/,развитиелексическихиграмматическихзначенийслов. Накоплениесловарямыосуществлялизасчетслов,обозначающихпредметы,действия,признаки. Приэтомнеобходимоучитыватьследующее: удетейвактивномсловарномзапасепоколичествупреобладаютсловаспредметнымзначением/существительные/,ночастотаупотреблениясловвактивнойречисамимребенкомпадаетнаглаголы,т.е., хотявречиребенказапассуществительныхзначительнобольше,онивсежережеупотребляютсявкоммуникативныхцелях,чемглаголы. глаголыимеютбольшоезначениеприпереходекфразовойречи,поэтомунельзянакапливатьсловарьпоочередно/сначаласуществительные,затемглаголы,прилагательные/. Поэтомумыобращалинато,какребеноквоспринимаетпредметвцелом: егоназвание,признаки,возможностьпроизводитьснимдействия. Такжемыобращаливниманиенато,чтобыребенокпредметысопровождалнепростоназываниемотдельныхслов,асвязнымповествованием,сообщением,т.е.рассказомвзрослого,чтобыребенокполучилобщеепредставлениеопредмете,аслово,обозначающеепредмет,сочеталосьбывегорассказесдругимисловами. Одновременносрасширениемсловарямыпроводилиработупоразвитиюпониманиязначенийслов: ребенокначиналпонимать,чтокаждыйпредмет,действиеимеетсвоеназвание,чтоободномпредметеиомногихговорятпо-разному,начинаетвычленятьокончанияслов,передающиеграмматическоезначение. Словарьребенкамыактивизироваливследующемпорядке: словаизповторяющихсяслогов/ляля,дядя,тата/. звукоподражания/аф-аф,би-би/. двусложныесловасоткрытымислогами/Ната,вата,Вова,Нина,вода,рука,нога,коза/. Дляформированияфразовойречиприменялисьследующиеприемы: обучениеобращеннойречи (выразитьпросьбу2-З-мясловами: "Дато-то" или "Тетядайто-то"). Детейучиливыражатьпредложенияксовместнойдеятельности: "Давайиграть" сообщение: "Мишкаплачет". "Гделяля?". "Гдебыла?" Указанныеэтапыотражаютобщеенаправлениевразвитииречидетей. Взависимостиотрядапричин,связанныхсдругимисторонамипсихическогоразвитиякаждогоотдельногоребенка., - уоднихдетейразвитиесосредоточениянапредмете,вниманиекречииеепонимание,появлениеактивнойречипроисходитраньше,удругих - позже. Поэтомунельзяпроводитьчеткуюграньмежду1и2этапомобучения. Искусственноеделениеможетпривестикзадерживаниюразвитияактивно? речиотдельных,доступныхимслов,звукоподражаний,вызыватьунихактивнуюречевуюреакцию. Присозданиитакихусловийдетисразнымиречевымивозможностямиодновременнополучаютзапас: одни - активной,другие - пассивнойречивпроцессеодногозанятия. Всеприемы,характерныедляподготовительногоэтапаобученияиспользовалисьнамисцельюактивизацииречидетейинаосновномэтапеобучения. Чтобыребеноквместомимики,жестаилимолчаливоговыполнениядействиямогупотребитьслово,использовалисьспециальныеприемы,способствующиеактивизацииречидетей. Ихиспользованиесочеталосьсприемами,побуждающимидетейкответнойреакциисловом. Восновевсехприемов,способствующихактивизацииречидетей,лежитподражаниеречивзрослых. Использовалисьследующиеприемы: Внезапноепоявлениеибыстроеисчезновениепредмета,сопровождаемоесначаланазыванием,азатемвопросами: ктоэто?., чтоэто?., ктоспрятался? /"Вотпетушок. Покажи,гдепетушок? Ктоэто?., Каккричит?. просьба,предложениепроизнестислово, совместноепроговариваниеслова. отраженноепроизнесениеслова. самостоятельноепроизнесениеслова, договариваниесловавизвестнойребенкуситуации,подсказывающейнужноеслово. ответынаконкретныевопросы: " Ктоэто?", " Чтоэто?", " Чтоделает?", " Какойпредметповеличине? /поформе,цвету/, образецобращеннойречи/ " ПойдикСаше,скажи,давайиграть"/. Индивидуальныезанятияподготовительногоцикламыпроводили3разавнеделю. Длительностьзанятиянеболее10минут. Втечениизанятиясребенкомпроводилось2игры - упражнениясигрушками,предметамииликартинками. Основнаязадачаиндивидуальнойработысостоитвразвитииудетейзрительно-слуховогососредоточенияивнимания,кречивзрослого. Занятияосновногоцикла проводилисьодновременноснесколькимидетьми. Вмини-группу (3-4ребенка) обязательновключалсяребенок,уженачавшийговоритьихорошопонимающийобращеннуюкнемуречь. Сначаланазанятияхприсутствовалачастьдетей,способныхпосвоемусосредоточениювниманияиусидчивостизаниматьсяколлективно. Количестводетей,охваченныхподгрупповымизанятиями,зависитотпсихолого-педагогическойхарактеристикиразвитиядетейкаждойконкретнойгруппы. Вначалеосновногоциклазанятиямогутбытькороткими - 5-7минут. Вконцецикладо30минут. Дляэтогонаодномзанятиипоследовательноиспользуетсянесколькоразныхигр,чтобыребенокмогвтечениеэтогополучасаменятьсвоеместоположение,переходитьотподвижныхигркзанятиямзастолом,игратьсразнымиигрушками. Подгрупповыезанятияпроводились3разавнеделю. Итоговыезанятия проводилисьсовсемидетьмивгруппе. Фронтальныезанятияпроводилисьвгрупповойкомнате,аподгрупповыеииндивидуальные - влогопедическоекабинете. Главнаязадачанавсехлогопедическихзанятиях - развитиеречидетейвеекоммуникативнойфункции. Дляуспешногоеерешениявзанятиявключалисьещенесколькозадач,подготавливающихосновудляосуществленияглавнойзадачи. Включениенесколькихзадачводнозанятиенеобходимобылодлясменывидовдеятельности. Чтобынаодномзанятиирешать,несколькозадач,игрыупражнениямыподбиралиследующимобразом: развитиезрительногоилислуховогососредоточения,вниманиекречивзрослогоиразвитиецеленаправленныхдействий. (Игра“Скажи,чтозвучит". "Угадай,ктоэто") Привлечениевниманиядетейкречивзрослого,развитиееепонимания. (Игра " Слушайивыполняй"). - развитиеактивнойречивсочетаниисзадачами,направленныминавоспитаниевнимания,выдержи,мелкойилиобщеймоторики. (Игра "Ктовнимательней") Основойпланированиязанятийдлянасбылтематическийплан. Занятияпотемепланировалисьпоследовательнооднозадругим. Тема,выбраннаядляизучениясдетьми,располагаласьввидецепипоследовательныхзанятий. Накаждомпоследующемзанятииуточняетсяилизакрепляетсяпознавательныйиречевойматериалтемы. Дляизучениятемывключаютсяразныевидыдеятельности: ознакомлениеспредметом, выполнениедетьмиопределенныхдействийспредметами, игрыспредметами/сюжет/, дидактическиеигрынаразвитиеразличныханализаторов игрысостроительнымматериалом. Задачи,связанныесразвитиемречи,располагалисьвследующемпорядке: 1. Ознакомлениесновымисловами. 2. Уточнениелексическихзначенийновыхслов. 3. Закреплениелексическихзначенийслов,связьсловасобозначаемымпредметом,признаком,действием. 4. Активизацияновыхсловвречидетей. Даннаяпрограммабылапроведенассемьюдетьми,находящимисявДОУ. Детямбылоинтересно,ионисудовольствиемвыполнялизаданияпредложенныенами. Посколькуиградлядетей2-2,5летявляетсяосновнымвидомдеятельности,товсезанятияиндивидуальные,подгрупповые,фронтальные,мыпроводилисдетьмивигровойформе. Дляподтверждениянеобходимостиописаннойвышепрограммыдлядетейраннеговозраста,находящихсявусловияхДОУивыявлениястепениееэффективностинамибылповторнопроведенконтрольныйсрезсцельюизучениядинамикипроизошедшихизмененийвразвитииречидетей. Припроведенииконтрольногосрезамыиспользовалитужесистемуметодик. (см. Глава2) Оценкарезультатовсоответствуетколичествунабранныхребенкомбаллов. Приведемпараметрыбаллов. От0до40баллов - низкийуровеньразвитияречи. От41до70баллов - среднийуровеньразвитияречи. От71балливыше - высокийуровеньразвитияречи. Исследованиеохватилогруппудетейизсемичеловек,принимавшихучастиевформирующемэксперименте - экспериментальнаягруппа. Нампоказалосьцелесообразнымпровестисравнениеуровняразвитияречидетей,послеконстатирующегоэкспериментаипозавершениюформирующегоэксперимента. Такоесравнениерезультатовисследованияпозволяетнагляднеепродемонстрироватьдинамикупроизошедшихизменений: фиксироватьпрогресс,илиженапротив,регресс. Итак,проанализируемполученныеданные. Длябольшейдостоверностиинаглядностипостараемсясравнитьданныедвухсрезов - исходного - /данныеконстатирующегоэксперимента/иповторного/данныеформирующегоэксперимента/. Сопоставимпоказателидиагностикиуровняречиэкспериментальнойгруппыдопроведения,коррекционнойработы,разработаннойнамиспециальнодлядетейраннеговозраста,находящихсявусловияхДОУипоокончанию.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|