Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организациязанятийпоразвитиюречидетейраннеговозраста





 

Углубленнаяразработкаосновногосодержанияиметодовраннеговоздействиянапервыхэтапахстановлениявербальнойкоммуникацииудетейстановитсянасегодняшнийденьоднимизстратегическихнаправленийразвитиядетскойлогопедии. Именносниммысвязываетближайшиеперспективысовершенствованиясистемыпомощидетямсотклонениямивразвитииречи.

Удетейраннеговозрастаотграничениетемповыхзадержекречевогоразвитияотслучаевдизонтогенезапотипураннегопроявлениясистемногонарушениявсехсторонречи (ОНР) представляетсобойдостаточносложнуюмедико-психолого-педагогическуюпроблему. Однакоприоритетнуюрольвточнойдиагностикемы,такжекакибольшинствоспециалистов,работающихвэтойобластиспециальнойпедагогике,отводимсобственнокоррекционнымзанятиям,впроцессекоторыхподтвердятсяпредварительныепедагогическиезаключенияохарактереречевогонарушенияуребенкараннеговозраста.

Впомощьлогопедам-практикам,воспитателямясельныхгруппиродителямвлабораториилогопедииИнститутакоррекционнойпедагогикиРАОподруководствомдокторапедагогическихнаук,профессораГ.В. Чиркинойбыларазработанаметодикаформированияначальногодетскоголексиконадетейснормальнымслухомисохраннымипредпосылкамиинтеллектуальногоразвитияизгруппырискапообщемунедоразвитиюречи.

Предложеннаясистемаформированияначальногодетскоголексиконаможетбытьиспользованаидлянормальноразвивающихсядетейвторогогодажизни,например,виндивидуальнойработесребенкомстарше1года6месяцев,которыйужепроизнеснесколькосвоихпервыхслов,длястимуляцииегодальнейшегоречевогоразвития.

Развитиемышленияиречиребенкараннеговозрастапроисходитпомереегоознакомлениясокружающейдействительностью. Однакомалышуобычнооченьтруднососредоточитьсянаодномконкретномпредмете,егопризнакахилинадействиях,выполняемыхсэтимпредметом. Часторебенокнеможетсконцентрироватьсвоевниманиеназаданиях,которыеемупредлагаютвыполнитьродителииливоспитатели,стремясьстимулироватьегоречевоеразвитие ("Ктоэто? Чтоэто? Какговориткошечка? Какзовутэтукуклу?"). Ребенокотвлекаетсяи,кажется,совсемнехочетобщатьсясовзрослымиспомощьюслов. Иногдаонможет "позвать" какого-нибудьчеловека, "назвать" коротким, "приблизительным" словомхорошознакомуюигрушку,ноупорноотказываетсяповторитьсказанноеещеразили "выучить" новоеслово.

Работаянадразвитиемречидетейраннеговозраста,мывоздействуемнаформирующуюсяречевуюфункциювеесенситивномпериоде. Хорошоизвестно,чтоименноранниеэтапыусвоениядетьмиродногоязыкаимеютзначительныеиндивидуальныерасхождения,которыепроявляютсявразномтемпенакоплениямалышамипервыхдетскихслов,вовременипоявленияпервыхфразипереходакразвернутойсамостоятельнойречи.

Впроцессеосуществляемыхкоррекционно-развивающихвоздействийнадетейсзадержкойречевогоразвития,наосноверазвитиясоответствующейвозрастудетейкогнитивнойактивностиикомпетенциипостепенноформируетсяпотребностьввербальномобщении,стимулируетсястановлениесамостоятельнойречевойдеятельностидетейкконтекстеонтогенетическихадекватныхформобщения.

Намибыларазработанапрограммаформирующегоэксперимента.

ЦЕЛЬформирующегоэксперимента: развитиепассивногоиактивногословаря.

ЗАДАЧИформирующегоэксперимента:

1. Развитиесловаря.

2. Формированиеграмматическойстороныречи.

3. Формированиеразговорной/диалогической/речи.

Основныенаправленияпрограммы:

1. Совершенствованиеактивногоипассивногословаря.

Совершенствованияпредметногоиглагольногословаря

Обогащениесловаряприлагательных,местоимений,наречий,предлогов.

2. Развитиеграмматическогострояречидетей: рода,числа,падежныхокончаний.

3 Умениесоставлятьпростые,элементарныефразы. Активноеразвитиедиалогическойречи.

4. Умениестроитьпредложения. Умениепоследовательноизлагатькакие-либособытия.

Осуществлениепрограммыпредполагалоследующиепринципыкоррекционнойработы:

1. Принципгенетическогоходаразвитияпсихическойдеятельностивтомчисле,познавательнойипрактической.

2. Развивающийхарактеробучения. Развивающееобучениедолжноучитыватькакособенностивозраста,такиособенностиструктурынарушения. Онодолжнобытьнаправленнонавозможноболеераннеекоррекционно-воспитательноенаправлениепроцессаобучение,ускорениетемпаразвитияипреодолениеотклоненийвразвитии.

ОсновныеМЕТОДЫобучения,какисодержаниеобучения,определяетсянаглядно - действенныминаглядно - образныммышлениемдетейраннеговозраста. Подборприемов,составляющихметодобучения,осуществляетсянаосновеучетаособенностейвсехпсихическихпроцессовданнойвозрастнойгруппыдетей: необходимостьопорынанаглядныйматериал,действенноеучастиевпознаниипредметовиявленийокружающегомира,т.е., вовлечениевпроцесспознаниявсехилимногиханализаторовребенка,обязательноесоотнесениесловасобозначеннымпредметом,слова - сдействием,слова - признаком,многократностьповторенияновогословавзрослым,выполнениедействийдетьмиспредметами,которыеобозначаютсясловом. Развитиеречидетейосуществляетсявпроцессеознакомленияихспредметамиокружающегомира.

Всезанятияпоразвитиюречиребенканамиразделенынанесколькоосновныхэтапов: подготовительныйэтап (8индивидуальныхзанятий) и2этапаосновногоцикла. (1этап - 18занятий,изних3итоговых,которыепроводятсядлявсейгруппы,всеостальные - подгрупповые,2этап - 24занятия,изних4итоговых).

Занятиясмаленькимребенкомследуетпроводитьрегулярно,неменеедвухразвнеделю. Вконцекаждогоцикла (после5занятий) - итоговоезанятие,накоторомследуеткраткоповторитьпройденныйматериал.

Проведениюосновногоциклазанятийпредшествует подготовительныйпериод,продолжительностькотороговарьируетсявзависимостиотвозрастаребенка,егоготовностиквзаимодействиюсовзрослым,навыковзвукоподражания,копированияжестов,общейдвигательнойподвижностиимоторнойловкости. Кконцуэтогоначальногопериодаребенокдолжен:

· привыкнутькпомещению,вкоторомбудутпроходитьзанятия,изнатьсвоеместодляигр;

· познакомитьсясчеловеком,которыйбудетпроводитьэтизанятия,иэмоциональнопринятьегов "ближнийкруг";

· уметьнепродолжительноевремяфиксироватьсвоёвниманиенаопределенныхдвижениях,движенияхэтоговзрослого,егомимикеижестахиповозможностиподражатьим;

· знатьназваниянесколькихсвоихигрушек (например,мишка,кубик,мячик,машинка,кукла) инекоторыеигровыедействиясними;

· выполнятьобращенныекнемуэлементарныеречевыеинструкциитипа "Идикомне. Дай. Возьми".

Содержаниемобучения подготовительногопериода являетсяразвитиеудетейголосовыхреакцийипониманиеобращеннойречи, назанятияхосновногоцикла активнойречи. Ксодержаниюобучениядетейраннеговозраста,относитсяпреждевсеговоспитаниепотребностивречевомобщении,чтоявляетсяосновойдляпоявленияречевойактивности. Померепоявленияактивнойречинеобходиморазвиватьудетей,самостоятельностьвпользованиисловом,желаниеупотреблятьеговкоммуникативныхцелях,т.е.вобщении.

Всезанятияподготовительногоцикла ориентированынаодногоребенкасцельюопределитьиндивидуальныйуровеньразвитияслуховогоизрительноговниманиямалыша. / см. Приложение4/

Развитиеудетейзрительногоислуховогососредоточения,вниманиякречииеепониманиеосуществляетсявпроцессепознанияребенкомпредметовиявленийокружающейдействительности,т.е.развитиеречииразвитиепознавательныхспособностейребенкаосуществляетсяодновременно. Дляуспешногоразвитиязрительногоислуховогососредоточения,вниманиякречииеепониманияребенокдолженвидетьпредметиодновременнослышатьегоназвание,потрогатьего,понюхать/еслионимеетзапах/,попробовать/еслипредметсъедобен/,выполнитьснимнекоторыедействия: подержатьвруках,погладить,покататьвмашинеит.д.Чембольшеребенокбудетсоприкасатьсяспредметом,опираясьнаразличныевидыдеятельности,темуспешнеебудетразвиватьсяегореакциянаслово,обозначающееэтотпредметстоитнаодномитомжеместе,обозначаетсяоднимитемжесловом. Помереусвоениясловаребенокучитсянаходитьпредметывразнообразнойобстановке/находитькуклувразныхместах,кормить,баюкать/.

Особомыуделяливнимание,усложнениюпонимания,развиваяспособностьобобщать. Усложнениепониманиясочетаетсясактивнойречьюидажеопережаетее,поэтому,называязнакомыепредметы,признаки,действиявысказываниястроилисьвформепредложенийилисловосочетаний.

Напервомэтапеосновногоцикладляразвитияудетейcлухо-зрительногососредоточениянамибылииспользованииследующиеприемы:

внезапноепоявлениеибыстроеисчезновениепредмета. Сэтойцельюмыбралинаборигрушек: мяч,мишка,кошка,кукла,машина,зайкаикорзина. Необходимобылодостатьигрушкуиз-заширмыибыстроспрятатьееобратно. Сцельюразвитияречивмоментпоявленияигрушкимыкаждыйразназывалиее,привлекаявниманиеребенка. Действиесоднойигрушкойповторялосьнаодномзанятиимногократно.

Неожиданноепоявлениеиисчезновениеигрушкивызываетудетейответнуюреакцию: улыбку,притягиваниерук,вокализацию. Этосвидетельствуетобустановленииконтактасребенкомипоявленииэмоциональнойформыобщения,что,всвоюочередь,являетсяпредпосылкойкразвитиюпониманиясловеснойречиокружающих.

Назанятияхподготовительногоцикламыприменялиследующиеметодическиеприемы:

показпредмета/игрушки/сназваниемего

показпредметоввдействиисихназыванием

показрядапоследовательныхдействийспредметами

показвыполнениепорученийдетьми,рассматриваниепредметов

показкартиноксизображениемотдельныхпредметов,и

целевойпоказпредметоввпомещениидошкольногоучрежденияизаегопределами

осмотрпредметов

наблюдениязаживымиобъектами.

Всеперечисленныеприемынаправленыглавнымобразомнаразвитиеслуховогоизрительногососредоточения,вниманиякречиипониманиеобращеннойречи. Чтобыребенокмогвслушиватьсявречь,вкомнате,гдепроходятзанятия,должнабытьтишина. Занятияпроводилисьвигровойформе.

Еслиребенокдостаточнохорошоразвитдлясвоеговозраста,то,какправило,подготовительныйпериодзначительносокращается,некоторыеигровыезаданияужезнакомымалышуинетребуетдополнительногозакрепления. Тогдацельюподготовительногопериодастановитсязнакомствосновымвзрослым,привыканиекнемуиорганизацияигровоговзаимодействиямеждуэтимвзрослымиребенком.

Напервомивторомэтапеосновногоциклаобученияналогопедическихзанятияхпреимущественноразвивалиактивнуюречь. Развитиеактивнойречиосуществлялосьвтеснойсвязисразвитиеммышлениянаодномитомжепознавательномматериале. Принципединстваформированияречимышлениянаодномитомжепознавательномматериалебылположенвосновувсегопроцесса,обучениядетейречи.

Наряду,сразвитиемактивнойречимыпродолжаливоспитыватьудетейвниманиекобращеннойречи,еепонимание. Развитиетолькопониманияещенеобеспечиваетуменияговорить,инаоборот,еслиребенкатренироватьтольковпроизношениислов,анеуделятьвниманиеусложнениюпонимания,тонеразовьетсяспособностьобобщения,умениеориентироватьсявокружающемиустанавливатьпричинно-следственныесвязи.

Всодержаниеобученияактивнойречимывключилиразвитиеречевыхсредствахформированиеобщения,т.е.коммуникативнойфункции.

Развитиеудетейречевыхсредствсостоитвпостепенномрасширениипассивногоиактивногословаря/накоплениеегоколичества/,развитиелексическихиграмматическихзначенийслов. Накоплениесловарямыосуществлялизасчетслов,обозначающихпредметы,действия,признаки. Приэтомнеобходимоучитыватьследующее:

удетейвактивномсловарномзапасепоколичествупреобладаютсловаспредметнымзначением/существительные/,ночастотаупотреблениясловвактивнойречисамимребенкомпадаетнаглаголы,т.е., хотявречиребенказапассуществительныхзначительнобольше,онивсежережеупотребляютсявкоммуникативныхцелях,чемглаголы.

глаголыимеютбольшоезначениеприпереходекфразовойречи,поэтомунельзянакапливатьсловарьпоочередно/сначаласуществительные,затемглаголы,прилагательные/.

Поэтомумыобращалинато,какребеноквоспринимаетпредметвцелом: егоназвание,признаки,возможностьпроизводитьснимдействия.

Такжемыобращаливниманиенато,чтобыребенокпредметысопровождалнепростоназываниемотдельныхслов,асвязнымповествованием,сообщением,т.е.рассказомвзрослого,чтобыребенокполучилобщеепредставлениеопредмете,аслово,обозначающеепредмет,сочеталосьбывегорассказесдругимисловами.

Одновременносрасширениемсловарямыпроводилиработупоразвитиюпониманиязначенийслов: ребенокначиналпонимать,чтокаждыйпредмет,действиеимеетсвоеназвание,чтоободномпредметеиомногихговорятпо-разному,начинаетвычленятьокончанияслов,передающиеграмматическоезначение.

Словарьребенкамыактивизироваливследующемпорядке:

словаизповторяющихсяслогов/ляля,дядя,тата/.

звукоподражания/аф-аф,би-би/.

двусложныесловасоткрытымислогами/Ната,вата,Вова,Нина,вода,рука,нога,коза/.

Дляформированияфразовойречиприменялисьследующиеприемы:

обучениеобращеннойречи (выразитьпросьбу2-З-мясловами:

"Дато-то" или "Тетядайто-то"). Детейучиливыражатьпредложенияксовместнойдеятельности:

"Давайиграть"

сообщение: "Мишкаплачет". "Гделяля?". "Гдебыла?"

Указанныеэтапыотражаютобщеенаправлениевразвитииречидетей. Взависимостиотрядапричин,связанныхсдругимисторонамипсихическогоразвитиякаждогоотдельногоребенка., - уоднихдетейразвитиесосредоточениянапредмете,вниманиекречииеепонимание,появлениеактивнойречипроисходитраньше,удругих - позже. Поэтомунельзяпроводитьчеткуюграньмежду1и2этапомобучения. Искусственноеделениеможетпривестикзадерживаниюразвитияактивно? речиотдельных,доступныхимслов,звукоподражаний,вызыватьунихактивнуюречевуюреакцию. Присозданиитакихусловийдетисразнымиречевымивозможностямиодновременнополучаютзапас: одни - активной,другие - пассивнойречивпроцессеодногозанятия.

Всеприемы,характерныедляподготовительногоэтапаобученияиспользовалисьнамисцельюактивизацииречидетейинаосновномэтапеобучения. Чтобыребеноквместомимики,жестаилимолчаливоговыполнениядействиямогупотребитьслово,использовалисьспециальныеприемы,способствующиеактивизацииречидетей. Ихиспользованиесочеталосьсприемами,побуждающимидетейкответнойреакциисловом. Восновевсехприемов,способствующихактивизацииречидетей,лежитподражаниеречивзрослых.

Использовалисьследующиеприемы:

Внезапноепоявлениеибыстроеисчезновениепредмета,сопровождаемоесначаланазыванием,азатемвопросами: ктоэто?., чтоэто?., ктоспрятался? /"Вотпетушок. Покажи,гдепетушок? Ктоэто?., Каккричит?.

просьба,предложениепроизнестислово,

совместноепроговариваниеслова.

отраженноепроизнесениеслова.

самостоятельноепроизнесениеслова,

договариваниесловавизвестнойребенкуситуации,подсказывающейнужноеслово.

ответынаконкретныевопросы: " Ктоэто?", " Чтоэто?", " Чтоделает?", " Какойпредметповеличине? /поформе,цвету/,

образецобращеннойречи/ " ПойдикСаше,скажи,давайиграть"/.

Индивидуальныезанятияподготовительногоцикламыпроводили3разавнеделю. Длительностьзанятиянеболее10минут. Втечениизанятиясребенкомпроводилось2игры - упражнениясигрушками,предметамииликартинками. Основнаязадачаиндивидуальнойработысостоитвразвитииудетейзрительно-слуховогососредоточенияивнимания,кречивзрослого.

Занятияосновногоцикла проводилисьодновременноснесколькимидетьми. Вмини-группу (3-4ребенка) обязательновключалсяребенок,уженачавшийговоритьихорошопонимающийобращеннуюкнемуречь. Сначаланазанятияхприсутствовалачастьдетей,способныхпосвоемусосредоточениювниманияиусидчивостизаниматьсяколлективно. Количестводетей,охваченныхподгрупповымизанятиями,зависитотпсихолого-педагогическойхарактеристикиразвитиядетейкаждойконкретнойгруппы. Вначалеосновногоциклазанятиямогутбытькороткими - 5-7минут. Вконцецикладо30минут. Дляэтогонаодномзанятиипоследовательноиспользуетсянесколькоразныхигр,чтобыребенокмогвтечениеэтогополучасаменятьсвоеместоположение,переходитьотподвижныхигркзанятиямзастолом,игратьсразнымиигрушками. Подгрупповыезанятияпроводились3разавнеделю.

Итоговыезанятия проводилисьсовсемидетьмивгруппе. Фронтальныезанятияпроводилисьвгрупповойкомнате,аподгрупповыеииндивидуальные - влогопедическоекабинете.

Главнаязадачанавсехлогопедическихзанятиях - развитиеречидетейвеекоммуникативнойфункции. Дляуспешногоеерешениявзанятиявключалисьещенесколькозадач,подготавливающихосновудляосуществленияглавнойзадачи. Включениенесколькихзадачводнозанятиенеобходимобылодлясменывидовдеятельности.

Чтобынаодномзанятиирешать,несколькозадач,игрыупражнениямыподбиралиследующимобразом:

развитиезрительногоилислуховогососредоточения,вниманиекречивзрослогоиразвитиецеленаправленныхдействий. (Игра“Скажи,чтозвучит". "Угадай,ктоэто")

Привлечениевниманиядетейкречивзрослого,развитиееепонимания. (Игра " Слушайивыполняй").

- развитиеактивнойречивсочетаниисзадачами,направленныминавоспитаниевнимания,выдержи,мелкойилиобщеймоторики. (Игра "Ктовнимательней")

Основойпланированиязанятийдлянасбылтематическийплан. Занятияпотемепланировалисьпоследовательнооднозадругим. Тема,выбраннаядляизучениясдетьми,располагаласьввидецепипоследовательныхзанятий. Накаждомпоследующемзанятииуточняетсяилизакрепляетсяпознавательныйиречевойматериалтемы. Дляизучениятемывключаютсяразныевидыдеятельности:

ознакомлениеспредметом,

выполнениедетьмиопределенныхдействийспредметами,

игрыспредметами/сюжет/,

дидактическиеигрынаразвитиеразличныханализаторов

игрысостроительнымматериалом.

Задачи,связанныесразвитиемречи,располагалисьвследующемпорядке:

1. Ознакомлениесновымисловами.

2. Уточнениелексическихзначенийновыхслов.

3. Закреплениелексическихзначенийслов,связьсловасобозначаемымпредметом,признаком,действием.

4. Активизацияновыхсловвречидетей.

Даннаяпрограммабылапроведенассемьюдетьми,находящимисявДОУ. Детямбылоинтересно,ионисудовольствиемвыполнялизаданияпредложенныенами.

Посколькуиградлядетей2-2,5летявляетсяосновнымвидомдеятельности,товсезанятияиндивидуальные,подгрупповые,фронтальные,мыпроводилисдетьмивигровойформе.

Дляподтверждениянеобходимостиописаннойвышепрограммыдлядетейраннеговозраста,находящихсявусловияхДОУивыявлениястепениееэффективностинамибылповторнопроведенконтрольныйсрезсцельюизучениядинамикипроизошедшихизмененийвразвитииречидетей.

Припроведенииконтрольногосрезамыиспользовалитужесистемуметодик. (см. Глава2)

Оценкарезультатовсоответствуетколичествунабранныхребенкомбаллов. Приведемпараметрыбаллов.

От0до40баллов - низкийуровеньразвитияречи.

От41до70баллов - среднийуровеньразвитияречи.

От71балливыше - высокийуровеньразвитияречи.

Исследованиеохватилогруппудетейизсемичеловек,принимавшихучастиевформирующемэксперименте - экспериментальнаягруппа. Нампоказалосьцелесообразнымпровестисравнениеуровняразвитияречидетей,послеконстатирующегоэкспериментаипозавершениюформирующегоэксперимента. Такоесравнениерезультатовисследованияпозволяетнагляднеепродемонстрироватьдинамикупроизошедшихизменений: фиксироватьпрогресс,илиженапротив,регресс.

Итак,проанализируемполученныеданные. Длябольшейдостоверностиинаглядностипостараемсясравнитьданныедвухсрезов - исходного - /данныеконстатирующегоэксперимента/иповторного/данныеформирующегоэксперимента/. Сопоставимпоказателидиагностикиуровняречиэкспериментальнойгруппыдопроведения,коррекционнойработы,разработаннойнамиспециальнодлядетейраннеговозраста,находящихсявусловияхДОУипоокончанию.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.