Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Довербальныйэтапразвитияречи





Подготовительныйэтапохватывает1-йгоджизнидетей.

Срокнебольшойпосравнениюспродолжительностьючеловеческойжизни. Однакоонимеетчрезвычайноезначениевгенезисевербальнойфункцииребенка.

Напротяжениипервогогодаребенок,меняетпокрайнеймередвеформыобщениясокружающимивзрослыми. Кдвуммесяцамунегоскладываетсяситуативно-личностноеобщениесблизкимивзрослыми. Онохарактеризуетсяследующимичертами:

общениенаходитсянаположенииведущейдеятельностидетей,опосредуявсеихостальныеотношениясмиром.

содержаниепотребностидетейвобщениисводитсякнуждевдоброжелательномвниманиивзрослых,ведущимсредимотивовобщенияявляетсяличностныймотив.

основнымсредствомобщениясокружающимилюдьми,служитдлямладенцевкатегориявыразительныхдвиженийипоз.

Вконцепервогополугодияребенок,овладевшийхватанием,переходитнауровеньвторой,болеесложнойформыобщениясовзрослыми. Этоситуативно-деловоеобщение. Оноотличаетсятакимиособенностями:

1. общениеразворачиваетсянафонепредметныхманипуляций,составляющихновыйвиддеятельностиребенка,котораязанимаетположениеведущей.

2. содержаниепотребностидетейвобщенииобогащаетсяновымкомпонентомстремлениемребенкаксотрудничеству,ксовместномудействиюсокружающимивзрослыми,этоткомпонентнеотменяетпрежнейнуждыдетейвдоброжелательномвниманиивзрослых,асоединяетсней.

3. ведущимсредимотивовобщениястановитсяделовоймотив,таккакдети,побуждаемыепрактическимизадачамиманипулятивнойдеятельности,ищуттеперьконтактовсвзрослыми.

4. основнымсредствомобщениясокружающимилюдьмидлямладенцемслужиткатегорияизобразительныхдвиженийипозпредметныхдействиепреобразованныхдляфункционированиявкачествекоммуникативныхсигналов (24).

Эмоциональныеипервыепростыепрактическиеконтакты,замыкающиесямеждудетьмиивзрослымиврамкахдвухпервыхформобщения,нетребуютотребенкавладенияречью,онеюинеовладевает. Однакосказанноенеобозначает,чтомладенецвообщеникакнесталкиваетсясречью. Какразнаоборот: словесныевоздействиясоставляютбольшуюизначительнуючастьповедениявзрослогопоотношениюкребенку. Поэтомуможнопредполагать,чтоумладенцевранопоявляетсяособоеотношениекзвукамречивследствиеихнеразрывнойсвязисфигуройвзрослогочеловека,составляющейдляребенкацентрмиранаэтапеситуативно-личностногообщенияи. весьмаважнуюегочастьнаэтапеситуативно-деловогообщения (23).

Первыйзвук,которыйиздаетребенок, - этоегопервыйкрикприрождении. Онещенеимеетотношениякречи,ноэтоужерефлексголосовогоаппарата.

Вокализацииимеютвидкороткихилипевучихзвуков,вкоторыхвыражаетсясостояниеребенка,начинаяотвосторгаидонапряженногососредоточения.

Вокализациидетейпервогогодажизниявляютсяпредречевыми,хотяиногда,некоторыеизнихимеютвнешнеесходствосословами. Предречевыевокализациичастосопровождаютзанятиямладенцаспредметамиислужат,голосовымакомпаниментомпредметныхдействий. Однакочастовокализациииспользуютсядетьмиидляобщениясокружающимилюдьми.

Такимобразом,напервомгодужизнидетиактивнослушаютсловесныевоздействиявзрослых,априответенаобращениястаршихпартнеровивслучаяхинициированияконтактовсокружающимилюдьмииспользуютпредречевыевокализации. Ещедопоявлениясобственнойречидетиужепонимаютот50до100слов (22).

Приблизительнов8месяцевребенокначинаетподражатьзвукам,которыеслышит. Можновыдвинутьпредположениеотом,чтоещевдовербальныйпериодуребенкаскладываетсяособоеотношениекзвукамречиокружающихвзрослых. Отношениехарактеризуетсяпреимущественнымвыделениемзвуковречисредидругихнеречевыхзвуковиповышеннойэмоциональнойокраскойвосприятияпервых.

Ужевпервомполугодиисловесныевоздействиявзрослоговызываютмощнуюориентировочнуюреакциюдетей,сменяющуюсячерезнесколькосекундбурнойрадостью. До4-5месяцевразговорвзрослого,обращенныйкмладенцу,вызываетунего "комплексоживления" максимальнойсилыипродолжительности. Этовоздействиепоэффективностиравноласке,вкоторуювходятиулыбка,ипоглаживаниеребенка.

Речевыевоздействиявзрослыхвызываютвовторомполугодии,ответнойповедениеособогосостава,отличногоотответа,которыйвызываютудетейразнообразныезвуки,исходящиеотнеодушевленныхпредметов. Вповеденииребенкаприслушанииразговоравзрослоговпервуюочередьвыявляетсяориентировочноеначало. Такимобразом,ужевпервыемесяцыжизнидетиначинаютсредизвуковыхраздражителейвыделятьификсироватьречевыевоздействияокружающихлюдей (14).

Кконцупервогогодаудетейнаблюдаетсяуглублениеанализаужесамихречевыхзвуков: выделяютсядваразныхпараметратембровыйитональный. Вовторомполугодииребенокпереходиткболеесложномувзаимодействиюсвзрослым. Входеэтоговзаимодействияуребенкапоявляетсянуждавновыхсредствахкоммуникации,которыеобеспечилибыемувзаимопониманиесвзрослыми.

Такимсредствомобщениястановитсяречь,вначалепассивная,азатемактивная/инициативныевысказываниясамогоребенка/ (15).

Этапвозникновенияречи

Второйэтапслужитпереходнойступеньюмеждудвумяэпохамивобщенииребенкасокружающимилюдьми,довербальнойивербальной. Несмотрянатакоепромежуточноеположение,онрастянутво-временииохватываетобычноболееполугодаотконцапервогогодадовторойполовинывторогогода.

Основноесодержаниевторогоэтапасоставляютдвасобытия: возникаетпониманиеречиокружающихвзрослых,ипоявляютсяпервыевербализации - периодлепета,илипослоговойречи. Онпродолжаетсяприблизительнодоконцапервогогодажизни.

"Ребенокначинаетпонимать,чтозвукииихкомбинациимогутозначатьопределенныепредметы,чтосихпомощьюможнодостигнутьоченьмногого,чтосказав "ам-ам" можнополучитьесть,асказав "ма-ма",можнопозватьмаму". (6,с19)

Обасобытиятесносвязанымеждусобой,инетолькововремени,ноипосуществу. Онипредставляютсобойдвуединыйспособрешенияоднойкоммуникативнойзадачи. Задачуставитпередребенкомвзрослый. Онтребуетотдетейвыполнитьдействиепословеснойинструкцииипредусматриваетвнекоторыхслучаяхдействиенетольколокомоторное,ноивербальное. Есливзрослыйнепредусматриваетречевогоответаиненастаиваетнанем,тоудетейобразуетсяразрывмеждууровнемразвитияпассивнойиактивнойречисотставаниемпоследней. Ипониманиеречивзрослого,исловесныйответнанееосуществляетсянаосновеактивноговосприятияиегопроговаривания. Проговариваниевыступаетприэтомикакперцептивноедействие,моделирующееспецифическиеречевыетембрыикакспособпроизвольногоартикулированияпроизносимогослова.

Такимобразом,можносчитать: практическиеконтактыребенкасовзрослымвходесовместныхдействиймогутположительновлиятьнастановлениевербальнойфункции.

Некоторыеспециалисты (например: E. N. Lenneberg,1967; N. Chomsky,1968) подчеркиваютврожденныйхарактерспособностиребенкакречи. Ноионирассматриваютслышимуюречькакзвуковойматериал,изкоторогоребеноквдальнейшемстроитречь (23).

Многиеисследователисчитают,чтоотрицательноевлияниенавербальноеразвитиеоказываеттакжеречь,однообразнаявзвуковомотношении,неокрашеннаяяркимиэмоциямиинеадресованнаяпряморебенку (Г.М. Лямина,1964; М.И. Попова,1964,Н.М. Аксарина,1964; Е.К. Каверина,1950). Наэтойосновевыдвигаетсяпонятие речевойпитательнойсреды ( А.Н. Гвоздев,1948), благоприятствующейстановлениюудетейречи (26).

Этапразвитияречевогообщения

Третийизвыделенныхнамиэтаповразвитияречевогообщенияохватываетпериодотпоявленияпервыхсловидоконцадошкольноговозраста. Заэтотдлительныйсрокребенокпроходитгромадныйпуть,овладеваякегоконцусловоминаучаясьсбольшимискусствомприменятьегодляобщения (анасинтересуетименноэтаперваяфункцияречи - межиндивидуальная).

Какиежеосновныесобытияследуетвыделитьнатретьемэтаперечевогообщения? Мыотмечаемдвеосновныелинии,покоторымразвиваетсяречевоеобщениевраннемидошкольномвозрасте: во-первых,изменениесодержанияобщенияиразвитиесоответствующихэтомуфункцийречикаксредстваобщения; во-вторых,овладениепроизвольнойрегуляциейречевымисредствами (25).

Исследованиясвидетельствуютосменетрехформобщениянапротяжениитретьегоэтапа. Перваяизних - ситуативно-деловоеобщение. Впервоевремяпослевозникновенияречь,подобнодругимсредствамобщения,остаетсяситуативной: ребенокобозначаетсловомэлементыданнойнагляднойситуации (предметы,действиясними), словостановитсянекимусловнымголосовымуказательнымжестом.

Основныепараметрывнеситуативногопознавательногообщенияследующие:

1) врамкахэтойформыконтактыдетейсовзрослымисвязаныспознаниемиактивныманализированиемимиобъектовиявленийфизическогомира,или "мирапредметов";

2) содержаниемпотребностидетейвобщенииявляетсяихпотребностьвуважительномотношениивзрослого;

3) средиразныхмотивовобщенияведущееположениезанимаютпознавательные,воплощенныедляребенкавэрудициииосведомленностивзрослогочеловека;

4) основнымсредствомобщенияздесьслужитречь,таккактолькословопозволяетдетямпреодолетьрамкичастнойситуацииивыйтизапределысиюминутноговременииместа (56).

Удовлетворениепознавательныхинтересовдетейприводиткуглублениюихзнакомствасокружающимиквовлечениювсферуихвниманиямиралюдей - объектовипроцессовсоциальногомира. Приэтомперестраиваетсяиформаобщениядетей - онастановитсявнеситуативно-личностной. Ееотличительныепризнаки:

1) внеситуативно-личностноеобщениепротекаетнафонеигрыкакведущейдеятельности,нозачастуюимеетвидотдельных,самостоятельныхэпизодов;

2) содержаниемпотребностидетейвобщенииявляетсяихпотребностьвовзаимопониманииисопереживаниивзрослого,таккаксовпадениемненийиоценокребенкасовзглядамистаршихслужитдлядетейкритериемправильностиэтихоценок;

3) средимотивовобщенияведущееместозанимаютличностные,олицетворенныевовзросломкаксубъекты,имеющемсвоиособыеморальныекачества,нравственныедостоинства,всестороннююбогатуюиндивидуальность;

4) основнымисредствамиобщения,какинауровнетретьейформы,служатречевыеоперации (16).

Первыесловапоявляютсякконцупервогогодажизни. Этотпериодсовпадаетсновымэтапомразвитияпсихомоторики. Ребенокначинаетделатьпервыешаги,вкороткоевремяобучаетсяходить. Развиваетсяактивнаяманипулятивнаядеятельностьрук. Взахватываниикистьюпредметовначинаетучаствоватьбольшойпалециконечныефалангиостальныхпальцев.

Наблюдаютсянекоторыеразличиявтемпахразвитияречиумальчиковидевочек.

Произносяпервыеслова,ребеноквоспроизводитихобщийзвуковойоблик,обычновущерброливнемотдельныхзвуков. Всеисследователидетскойречиединодушнывтом,чтофонетическийстройречиисловарьдетиусваиваютнепараллельно,апоследовательнымискачками. Освоениеиразвитие (фонетическойсистемыязыкаидетвследзапоявлениемслов,каксемантическихединиц.)


Таблица1.1Примерныесрокипоявлениязвуковвречиребенка

Возраст от1года до1,5лет От1,5лет до2г.1мес. От2л.2мес. до2л.7мес. От2л.8мес. до3,3мес.   От3,4мес. до3,8мес. От3,9мес. до5лет
Звуки j,б,т,к,г Звуки ль,ф,в, ть-дь,нь, ль,гь,х Звуки сь,зь,нь, бь,мь,т,д, н Звуки фь,вь,с, з,хь,л Звуки ч,щ,у Звуки ш,ж,рь, р
      Воспроизво- дит1-2 сложные слова Воспроизво- дит3-4 сложные слова  

 

Первыеслова,употребляемыеребенкомвречи,характеризуютсяцелымрядомособенностей. Впроцессеонтогенезазначениеслованеостаётсянеизменным,оноразвивается. ВыготскийЛ.С.: "Втотмомент,когдаребёноквпервыеусвоилновоеслово…развитиеслованезакончилось,онотольконачалось; оновначалеявляетсяобобщениемсамогоэлементарноготипаитолькопомересвоегоразвитияпереходитотобобщенияэлементарноготипаквсевысшимтипамобобщения,завершаяэтотпроцессобразованиемподлинныхинастоящихпонятий" (10,с.53).

Однимитемжесловомребенокможетвыражатьчувства,желанияиобозначатьпредмет. Словамогутвыражатьзаконченноецелостноесообщение,ивэтомотношенииравнятьсяпредложению. Первыесловаобычнопредставляютсобойсочетаниеоткрытыхповторяющихсяслогов. Болеесложныеслова,могутбытьфонетическиискаженыприсохранениичастислова: корня,начальногоилиударногослога. Помереростасловаряфонетическиеискаженияпроступаютболеезаметно. Этосвидетельствуетоболеебыстромразвитиилексико-семантическойсторонаречипосравнениюсфонетической,формированиекоторойтребуетсозреванияфонеметическоговосприятияиречевоймоторики (12).


Таблица1.2Типынарушенийслоговойструктурыудетейснормальнымречевымонтогенезомисрокиихпреодоления.

Видынарушения Ккакомувозрастунарушение преодолевается
Пропускислоговизвуковвслове К2,3годам
Ошибкидобавлениячисласлогов К2,5годам
Сокращениегруппсогласных К3годам
Уподобленияслоговизвуков К2,5годам

 

Речеваяактивностьребенкавэтомвозрастеситуативна,тесносвязанаспредметно-практическойдеятельностьюребенкаисущественнозависитотэмоциональногоучастиявзрослоговобщении.

Произнесениеребенкомсловсопровождается,какправило,жестомимимикой.

Скоростьовладенияактивнымсловаремвдошкольномвозрастепротекаетиндивидуально. Особеннобыстропополняетсясловарьвпоследниемесяцывторогогодажизни. Исследователиприводятразныеданныепоколичествуслов,употребляемыхребенкомвэтотпериод,чтоуказываетнабольшуюиндивидуальностьвтемперазвитияречи (1).

 

Таблица1.3ПоданнымЕ.А. Аркина:

Возраст Количествослов
1год 9слов
1год6мес. 39слов
2года 300слов
3года6мес. 1110слов
4года 1926слов

 

Таблица1.4ПоданнымА. Штерна:

Возраст Количествослов
1,5года 100слов
2года 200 - 400слов
3года 1000 - 1100слов
4года 1600слов
5лет 2200слов

 

Таблица1.5ПоданнымА.Н. Гвоздёва: Словарьчетырёхлетнегоребёнка

Частьречи Количество%всловаре
существительные 50,2%
глаголы 27,4%
прилагательные 11,8%
наречия 5,8%
числительные 1,9%
союзы 1,2%
предлоги 0,9%
междометияичастицы 0,9%

 

Развитиесвязимеждуязыковымизнакамиидействительностьюявляетсяцентральнымпроцессомприформированииречевойдеятельностивонтогенезе.

Напервыхстадияхзнакомстваребёнкасословомребёнокещёнеможетусвоитьслововего "взрослом" значении. Отмечаетсяприэтомфеноменнеполногоовладениязначениемслова. Таккакпервоначальноребёноквоспринимаетсловокакназваниеконкретногопредмета,анекакназваниеклассапредметов. Нараннемэтаперазвитияречинапредметнуюотнесённостьсловаоказываютвлияниеситуация,жест,мимика,интонация,словоимеетдиффузное,расширенноезначение. Например,словоммишкаребёнокможетназватьиплюшевуюперчатку,таккакповнешнемувидуонанапоминаетмишку ("растяжение" значенияслова).

Помереразвитиясловаря "растяжение" значениясловапостепенносужается,таккакприобщениисовзрослымидетиусваиваютновыеслова,уточняяихзначенияикорректируяупотреблениестарых (17).

Л.П. Федоренковыделяетнесколькостепенейобобщениясловпосмыслу.

0степень - собственныеименаиназванияединичногопредмета. Ввозрастеот1годадо2летдетиусваиваютслова,соотносяихтолькосконкретнымпредметом. Названияпредметов,такимобразом,являютсядлянихтакимижеименамисобственными,какиименалюдей.

1степень - кконцу2-огогодажизниребёнокначинаетпониматьобобщающеенаименованиеоднородныхпредметов,действий,качеств - имённарицательных.

2степень - ввозрасте3летдетиначинаютусваиватьслова,обозначающиеродовыепонятия (одежда,посуда…), передающиеобобщённоназванияпредметов,признаков,действийвформеименисуществительного (полёт,краснота).

3степень - к5-6годамдетиусваиваютслова,обозначающиеродовыепонятия (растения: деревья,травы,цветы), которыеявляютсяболеевысокимуровнемобобщениядлясловвторойстепениобобщения.

4степень - кподростковомувозрасту,детиусваиваютиосмысливаюттакиеслова,какпредметность,признак,состояниеит.д.

Кконцувторогогодажизни,армируетсяэлементарнаяфразоваяречь. Существуюттакжебольшиеиндивидуальныеразличиявсрокахеепоявления. Этиразличиязависятотмногихпричин: генетическойпрограммыразвития,интеллекта,состоянияслухаусловийвоспитания.

Элементарнаяфразоваяречьвключаетвсебя,какправило,2-3слова,выражающиетребования: "мама,дай", "папа,иди", "Лилепитьдать". Еслик2,5годамуребенканеформируетсяэлементарнойфразовойречи,считается,чтотемпегоречевогоразвитияначинаетотставатьотнормы (16).

Дляфразконцавторогогодажизнихарактерното,чтоонибольшейчастью,произносятвутвердительнойформеиимеютособыйпорядокслов,прикотором "главное" словостоитнапервомместа. Вэтомжевозрастедетиначинаютговоритьсигрушками,картинками,домашнимиживотными. Кдвумгодамречьстановитсяосновнымсредствомобщениясвзрослыми. Языкжестовимимикиначинаетпостепенноугасать.

Речевоеразвитиеребенкаформируетсяоптимальноприиндивидуальномобщенииегосвзрослым. Ребенокдолженощущатьнетолькоэмоциональноеучастиевегожизни,ноипостепеннонаблизкомрасстояниивидетьлицоговорящего.

Недостатокречевогообщениясребенкомсущественносказываетсянаегоразвитиинетолькоречевом,ноиобщемпсихическом.

Натретьемгодужизнирезкоусиливаетсяпотребностьребенкавобщении. Вэтомвозрастенетолькостремительноувеличиваетсяобъемобщеупотребительныхслов,ноивозрастаетвозникшаякконцувторогогодажизниспособностьксловотворчеству.

Вречитрехлетнегоребенкапостепенноформируетсяумениеправильносвязыватьразныесловавпредложения. Отпростойдвусловнойфразыребенокпереходиткупотреблениюсложнойфразысиспользованиемсоюзов,падежныхформсуществительных,единственногоимножественногочисла. Совторогополугодиятретьегогодажизнизначительноувеличиваетсячислоприлагательных.

Вформированиисвязнойречиотчетливовыступаеттеснаясвязьречевогоиумственногоразвитиядетей,развитияихмышления,восприятия,наблюдательности. Чтобыхорошо,связнорассказыватьочем-нибудь,нужнояснопредставлятьсебеобъектрассказа,уметьанализировать,отбиратьосновныесвойстваикачества,устанавливатьпричинно-следственные,временныеидругиеотношениямеждупредметамииявлениями (56).

Носвязнаяречь - этовсе - такиречь,анепроцессмышления,неразмышления,непросто " думаньевслух". Поэтомудлядостижениясвязнойречинеобходимоуметьнетолькоотобратьсодержание,котороедолжнобытьпередановречи,ноииспользоватьнеобходимыедляэтогоязыковыесредства. Нужноуметьиспользоватьинтонацию,логическое/фразовое/ударение/ударение/выделениенаиболееважных,ключевыхслов/,подбиратьнаиболееточноподходящиедлявыраженияданноймыслислова,уметьстроитьсложныепредложенияипереходаотодногопредложениякдругому.

Связнаяречь - этонепростопоследовательностьсловипредложений - этопоследовательностьсвязанныхдругсдругоммыслей,которыевыраженыточнымисловамивправильнопостроенныхпредложениях (17).

Связнаяречькакбывбираетвсебявседостиженияребенкавовладениироднымязыком,восвоенииегозвуковойстороны,словарногосостава,грамматическогостроя. Этонезначит,однако,что,развиватьсвязнуюречьребенкаможнотолькотогда,когдаоноченьхорошоусвоилзвуковую,лексическуюиграмматическуюстороныязыка. Формированиесвязнойречиначинается,раньше.

Самыепростыезаданиянапостроениесвязноговысказыванияпредставляюткречидваважныхтребования:

1. связнаяречьдолжнастроитьсяпроизвольно,преднамеренновбольшеймеречем,например,репликавдиалоге.

2. связнаяречьдолжнапланироватьсяинамечатьвехи,покоторымбудетразвертыватьсярассказ. Формированиеэтихспособностейвпростыхформахсвязнойречислужитосновойпереходакболеесложнымееформам.

Связнаямонологическаяречьначинаетформироватьсявнедрахдиалогакакосновнойформыречевогообщения. Вдиалогесвязностьзависитотспособностейиуменийнеодногочеловека,адвух. Обязанностипоееобеспечению,выполняетпреждевсеговзрослый,нопостепенноихучитсявыполнятьиребенок. Разговариваясовзрослым,ребенокучитсязадаватьвопросысамомусебе. Диалог - перваяшколаразвитиясвязноймонологическойречиребенка.

Связнаяречь,аккумулируяуспехи,достиженияребёнкавусвоениивсехсторон,уровнейязыковойсистемы,вместестемспервыхзанятийпоееформированиюстановитсяважнымусловиемовладенияязыком - егозвуковойстороной,лексикой,грамматикой,атакжеусловиемвоспитанияуменийпользоватьсяязыковымисредствамихудожественнойвыразительностьюречи (24).

ИзвестныйсоветскийязыковедиметодистА.М. Пешковскийсчиталсознательнойпользованиеязыковымисредствамиосновнымотличиемлитературнойречиотречиобыденной. "Всякоеосознаниефактовязыкаосновано,преждевсего,насознательномвыхватываниинадвыхваченным,т.е.преждевсегонарасчленениипроцессаречи - мысли. Самособойразумеется,чтотам,гденетсноровкиктакомурасчленению,там,гдеречевыекомплексыдвижутсявмозгусловкостьюмедвежьегопользования, - тамнеможетбытьиречиосознательномпользованиифактамиязыка,обихвыборе,сличении,оценке." (9,с.38)

Звукирусскогоязыкапоявляютсявречиребенкавследующейпоследовательности: взрывные,щелевые,аффрикаты. Позднеевсегодетиобычноначинаютпроизноситьдрожащий "р". Формирующиесянормативныеречевыезвукипоначалукрайненеустойчивы,легкоискажаютсяпривозбужденииилиутомленииребенка.

Артикуляционнаяпрограммвонтогенезеформируетсятакимобразом,чтобезударныеслогивпроцессеустнойречиподвергаютсякомпрессии,т.е.длительностьпроизнесениябезударныхгласныхзначительноредуцируется. Ритмическойструктуройсловаребенокплохоуправляетсвоимголосом,струдомменяетегогромкость,высоту. Толькокконцучетвертогогодажизнипоявляетсяшепотнаяречь.

Начинаясчетырехлетжизни,фразоваяречьребенкаусложняется. Всреднемпредложениесостоитиз5-6слов. Вречииспользуютсяпредлогиисоюзы,сложноподчиненныеисложносочиненныепредложения. Вэтовремяребеноклегкозапоминаетирассказываетстихи,сказки,передаютсодержаниекартинок. Вэтомвозрастеребенокначинаеторечевлятьсвоиигровыедействия,чтосвидетельствуетоформированиирегулятивнойречи (23).

Кпятигодамребеноковладеваетобиходнымсловарем.

В5-6летребеноковладеваеттипамисклоненийиспряжений. Вегоречипоявляютсясобирательныесуществительныеиновыеслова,образованныеспомощьюсуффиксов.

Кконцупятогогодажизниребенокначинаетовладеватьконтекстнойречью,т.е.самостоятельносоздаватьтекстовоесообщение.

ПомнениюР.Е. Левиной,вэтомвозрастеаффективноенапряжениеребенкаотноситсянетолькоксодержаниюконтекстнойречи,ноикеелексико-грамматическомуоформлению.

Примернокшестигодамформированиеречиребенкавлексико-грамматическомпланеможносчитатьзаконченным (33).

РядавторовН.М. Аксарина,Е.К. Каверина,Ф.И. Фрадкинвыделяютфакторы,влияющиенаразвитиеречи: (34)

1. Слуховоевнимание

2. моторноеразвитие

3. интеллектуальныйрост

4. эмоциональноеразвитие

5. общение

А.М. Пешковскийтакжеотмечает,чтожизненнаяобстановкаиграетбольшуюрольвполноценномразвитииребенка. Дляэтогоонадолжнабытьсозданавсоответствиисеговозрастом. Строгоевыполнениережимадняспособствуетхорошемуфизическомуразвитиюиздоровью. Создоровымребенком,находящимсявбодромирадостномсостоянии,легчеустановитьобщение,унегочащеивбольшемобъемепроявляютсяречевыереакции. Правильноечередованиесна,питания,бодрствованияпозволяетпланомернопроводитьпедагогическуюработу,впервуюочередьпоразвитиюречи.

Режимныемоменты,самостоятельнаяиграиспециальноорганизуемыезанятияспедагогическойточкизрения,какформыжизнедеятельностиотличаютсядруготдругапотипувзаимоотношенийвзрослогоималыша. Обучающаярольвзрослогонаиболеечетковыражаетсяврежимныхиназанятиях (9).

Важнымвранниепериодыразвитияпечиявляетсяобщениеребенкасвзрослым. Ноприэтомкречивзрослогопредъявляютсяособыетребования. Речьлогопедаявляетсятакжеобразцомдляподражания,поэтомуонадолжнабытьобразцовойвовсехотношениях: грамматическиправильной,интонационновыразительной,негромкой,небыстрой,четкойинемногословной,богословиезатрудняетпониманиевысказыванийвзрослогоипоэтомутормозитформированиеактивныхреакцийуребенкавответнаобращеннуюкнемуречь. Исключительно,важноезначениеимеетинтонационнаявыразительностьречиучителя - логопеда. Установлено,чтораньшевсегомалышначинаетпониматьисоответственнореагироватьименнонаречевуюинтонацию. Бедностьинтонацииотрицательновлияетнаразвитиепониманиязначенийсловиусвоениеактивногословаря (24).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.