|
ДовербальныйэтапразвитияречиСтр 1 из 6Следующая ⇒ Подготовительныйэтапохватывает1-йгоджизнидетей. Срокнебольшойпосравнениюспродолжительностьючеловеческойжизни. Однакоонимеетчрезвычайноезначениевгенезисевербальнойфункцииребенка. Напротяжениипервогогодаребенок,меняетпокрайнеймередвеформыобщениясокружающимивзрослыми. Кдвуммесяцамунегоскладываетсяситуативно-личностноеобщениесблизкимивзрослыми. Онохарактеризуетсяследующимичертами: общениенаходитсянаположенииведущейдеятельностидетей,опосредуявсеихостальныеотношениясмиром. содержаниепотребностидетейвобщениисводитсякнуждевдоброжелательномвниманиивзрослых,ведущимсредимотивовобщенияявляетсяличностныймотив. основнымсредствомобщениясокружающимилюдьми,служитдлямладенцевкатегориявыразительныхдвиженийипоз. Вконцепервогополугодияребенок,овладевшийхватанием,переходитнауровеньвторой,болеесложнойформыобщениясовзрослыми. Этоситуативно-деловоеобщение. Оноотличаетсятакимиособенностями: 1. общениеразворачиваетсянафонепредметныхманипуляций,составляющихновыйвиддеятельностиребенка,котораязанимаетположениеведущей. 2. содержаниепотребностидетейвобщенииобогащаетсяновымкомпонентомстремлениемребенкаксотрудничеству,ксовместномудействиюсокружающимивзрослыми,этоткомпонентнеотменяетпрежнейнуждыдетейвдоброжелательномвниманиивзрослых,асоединяетсней. 3. ведущимсредимотивовобщениястановитсяделовоймотив,таккакдети,побуждаемыепрактическимизадачамиманипулятивнойдеятельности,ищуттеперьконтактовсвзрослыми. 4. основнымсредствомобщениясокружающимилюдьмидлямладенцемслужиткатегорияизобразительныхдвиженийипозпредметныхдействиепреобразованныхдляфункционированиявкачествекоммуникативныхсигналов (24). Эмоциональныеипервыепростыепрактическиеконтакты,замыкающиесямеждудетьмиивзрослымиврамкахдвухпервыхформобщения,нетребуютотребенкавладенияречью,онеюинеовладевает. Однакосказанноенеобозначает,чтомладенецвообщеникакнесталкиваетсясречью. Какразнаоборот: словесныевоздействиясоставляютбольшуюизначительнуючастьповедениявзрослогопоотношениюкребенку. Поэтомуможнопредполагать,чтоумладенцевранопоявляетсяособоеотношениекзвукамречивследствиеихнеразрывнойсвязисфигуройвзрослогочеловека,составляющейдляребенкацентрмиранаэтапеситуативно-личностногообщенияи. весьмаважнуюегочастьнаэтапеситуативно-деловогообщения (23). Первыйзвук,которыйиздаетребенок, - этоегопервыйкрикприрождении. Онещенеимеетотношениякречи,ноэтоужерефлексголосовогоаппарата. Вокализацииимеютвидкороткихилипевучихзвуков,вкоторыхвыражаетсясостояниеребенка,начинаяотвосторгаидонапряженногососредоточения. Вокализациидетейпервогогодажизниявляютсяпредречевыми,хотяиногда,некоторыеизнихимеютвнешнеесходствосословами. Предречевыевокализациичастосопровождаютзанятиямладенцаспредметамиислужат,голосовымакомпаниментомпредметныхдействий. Однакочастовокализациииспользуютсядетьмиидляобщениясокружающимилюдьми. Такимобразом,напервомгодужизнидетиактивнослушаютсловесныевоздействиявзрослых,априответенаобращениястаршихпартнеровивслучаяхинициированияконтактовсокружающимилюдьмииспользуютпредречевыевокализации. Ещедопоявлениясобственнойречидетиужепонимаютот50до100слов (22). Приблизительнов8месяцевребенокначинаетподражатьзвукам,которыеслышит. Можновыдвинутьпредположениеотом,чтоещевдовербальныйпериодуребенкаскладываетсяособоеотношениекзвукамречиокружающихвзрослых. Отношениехарактеризуетсяпреимущественнымвыделениемзвуковречисредидругихнеречевыхзвуковиповышеннойэмоциональнойокраскойвосприятияпервых. Ужевпервомполугодиисловесныевоздействиявзрослоговызываютмощнуюориентировочнуюреакциюдетей,сменяющуюсячерезнесколькосекундбурнойрадостью. До4-5месяцевразговорвзрослого,обращенныйкмладенцу,вызываетунего "комплексоживления" максимальнойсилыипродолжительности. Этовоздействиепоэффективностиравноласке,вкоторуювходятиулыбка,ипоглаживаниеребенка. Речевыевоздействиявзрослыхвызываютвовторомполугодии,ответнойповедениеособогосостава,отличногоотответа,которыйвызываютудетейразнообразныезвуки,исходящиеотнеодушевленныхпредметов. Вповеденииребенкаприслушанииразговоравзрослоговпервуюочередьвыявляетсяориентировочноеначало. Такимобразом,ужевпервыемесяцыжизнидетиначинаютсредизвуковыхраздражителейвыделятьификсироватьречевыевоздействияокружающихлюдей (14). Кконцупервогогодаудетейнаблюдаетсяуглублениеанализаужесамихречевыхзвуков: выделяютсядваразныхпараметратембровыйитональный. Вовторомполугодииребенокпереходиткболеесложномувзаимодействиюсвзрослым. Входеэтоговзаимодействияуребенкапоявляетсянуждавновыхсредствахкоммуникации,которыеобеспечилибыемувзаимопониманиесвзрослыми. Такимсредствомобщениястановитсяречь,вначалепассивная,азатемактивная/инициативныевысказываниясамогоребенка/ (15). Этапвозникновенияречи Второйэтапслужитпереходнойступеньюмеждудвумяэпохамивобщенииребенкасокружающимилюдьми,довербальнойивербальной. Несмотрянатакоепромежуточноеположение,онрастянутво-временииохватываетобычноболееполугодаотконцапервогогодадовторойполовинывторогогода. Основноесодержаниевторогоэтапасоставляютдвасобытия: возникаетпониманиеречиокружающихвзрослых,ипоявляютсяпервыевербализации - периодлепета,илипослоговойречи. Онпродолжаетсяприблизительнодоконцапервогогодажизни. "Ребенокначинаетпонимать,чтозвукииихкомбинациимогутозначатьопределенныепредметы,чтосихпомощьюможнодостигнутьоченьмногого,чтосказав "ам-ам" можнополучитьесть,асказав "ма-ма",можнопозватьмаму". (6,с19) Обасобытиятесносвязанымеждусобой,инетолькововремени,ноипосуществу. Онипредставляютсобойдвуединыйспособрешенияоднойкоммуникативнойзадачи. Задачуставитпередребенкомвзрослый. Онтребуетотдетейвыполнитьдействиепословеснойинструкцииипредусматриваетвнекоторыхслучаяхдействиенетольколокомоторное,ноивербальное. Есливзрослыйнепредусматриваетречевогоответаиненастаиваетнанем,тоудетейобразуетсяразрывмеждууровнемразвитияпассивнойиактивнойречисотставаниемпоследней. Ипониманиеречивзрослого,исловесныйответнанееосуществляетсянаосновеактивноговосприятияиегопроговаривания. Проговариваниевыступаетприэтомикакперцептивноедействие,моделирующееспецифическиеречевыетембрыикакспособпроизвольногоартикулированияпроизносимогослова. Такимобразом,можносчитать: практическиеконтактыребенкасовзрослымвходесовместныхдействиймогутположительновлиятьнастановлениевербальнойфункции. Некоторыеспециалисты (например: E. N. Lenneberg,1967; N. Chomsky,1968) подчеркиваютврожденныйхарактерспособностиребенкакречи. Ноионирассматриваютслышимуюречькакзвуковойматериал,изкоторогоребеноквдальнейшемстроитречь (23). Многиеисследователисчитают,чтоотрицательноевлияниенавербальноеразвитиеоказываеттакжеречь,однообразнаявзвуковомотношении,неокрашеннаяяркимиэмоциямиинеадресованнаяпряморебенку (Г.М. Лямина,1964; М.И. Попова,1964,Н.М. Аксарина,1964; Е.К. Каверина,1950). Наэтойосновевыдвигаетсяпонятие речевойпитательнойсреды ( А.Н. Гвоздев,1948), благоприятствующейстановлениюудетейречи (26). Этапразвитияречевогообщения Третийизвыделенныхнамиэтаповразвитияречевогообщенияохватываетпериодотпоявленияпервыхсловидоконцадошкольноговозраста. Заэтотдлительныйсрокребенокпроходитгромадныйпуть,овладеваякегоконцусловоминаучаясьсбольшимискусствомприменятьегодляобщения (анасинтересуетименноэтаперваяфункцияречи - межиндивидуальная). Какиежеосновныесобытияследуетвыделитьнатретьемэтаперечевогообщения? Мыотмечаемдвеосновныелинии,покоторымразвиваетсяречевоеобщениевраннемидошкольномвозрасте: во-первых,изменениесодержанияобщенияиразвитиесоответствующихэтомуфункцийречикаксредстваобщения; во-вторых,овладениепроизвольнойрегуляциейречевымисредствами (25). Исследованиясвидетельствуютосменетрехформобщениянапротяжениитретьегоэтапа. Перваяизних - ситуативно-деловоеобщение. Впервоевремяпослевозникновенияречь,подобнодругимсредствамобщения,остаетсяситуативной: ребенокобозначаетсловомэлементыданнойнагляднойситуации (предметы,действиясними), словостановитсянекимусловнымголосовымуказательнымжестом. Основныепараметрывнеситуативногопознавательногообщенияследующие: 1) врамкахэтойформыконтактыдетейсовзрослымисвязаныспознаниемиактивныманализированиемимиобъектовиявленийфизическогомира,или "мирапредметов"; 2) содержаниемпотребностидетейвобщенииявляетсяихпотребностьвуважительномотношениивзрослого; 3) средиразныхмотивовобщенияведущееположениезанимаютпознавательные,воплощенныедляребенкавэрудициииосведомленностивзрослогочеловека; 4) основнымсредствомобщенияздесьслужитречь,таккактолькословопозволяетдетямпреодолетьрамкичастнойситуацииивыйтизапределысиюминутноговременииместа (56). Удовлетворениепознавательныхинтересовдетейприводиткуглублениюихзнакомствасокружающимиквовлечениювсферуихвниманиямиралюдей - объектовипроцессовсоциальногомира. Приэтомперестраиваетсяиформаобщениядетей - онастановитсявнеситуативно-личностной. Ееотличительныепризнаки: 1) внеситуативно-личностноеобщениепротекаетнафонеигрыкакведущейдеятельности,нозачастуюимеетвидотдельных,самостоятельныхэпизодов; 2) содержаниемпотребностидетейвобщенииявляетсяихпотребностьвовзаимопониманииисопереживаниивзрослого,таккаксовпадениемненийиоценокребенкасовзглядамистаршихслужитдлядетейкритериемправильностиэтихоценок; 3) средимотивовобщенияведущееместозанимаютличностные,олицетворенныевовзросломкаксубъекты,имеющемсвоиособыеморальныекачества,нравственныедостоинства,всестороннююбогатуюиндивидуальность; 4) основнымисредствамиобщения,какинауровнетретьейформы,служатречевыеоперации (16). Первыесловапоявляютсякконцупервогогодажизни. Этотпериодсовпадаетсновымэтапомразвитияпсихомоторики. Ребенокначинаетделатьпервыешаги,вкороткоевремяобучаетсяходить. Развиваетсяактивнаяманипулятивнаядеятельностьрук. Взахватываниикистьюпредметовначинаетучаствоватьбольшойпалециконечныефалангиостальныхпальцев. Наблюдаютсянекоторыеразличиявтемпахразвитияречиумальчиковидевочек. Произносяпервыеслова,ребеноквоспроизводитихобщийзвуковойоблик,обычновущерброливнемотдельныхзвуков. Всеисследователидетскойречиединодушнывтом,чтофонетическийстройречиисловарьдетиусваиваютнепараллельно,апоследовательнымискачками. Освоениеиразвитие (фонетическойсистемыязыкаидетвследзапоявлениемслов,каксемантическихединиц.) Таблица1.1Примерныесрокипоявлениязвуковвречиребенка
Первыеслова,употребляемыеребенкомвречи,характеризуютсяцелымрядомособенностей. Впроцессеонтогенезазначениеслованеостаётсянеизменным,оноразвивается. ВыготскийЛ.С.: "Втотмомент,когдаребёноквпервыеусвоилновоеслово…развитиеслованезакончилось,онотольконачалось; оновначалеявляетсяобобщениемсамогоэлементарноготипаитолькопомересвоегоразвитияпереходитотобобщенияэлементарноготипаквсевысшимтипамобобщения,завершаяэтотпроцессобразованиемподлинныхинастоящихпонятий" (10,с.53). Однимитемжесловомребенокможетвыражатьчувства,желанияиобозначатьпредмет. Словамогутвыражатьзаконченноецелостноесообщение,ивэтомотношенииравнятьсяпредложению. Первыесловаобычнопредставляютсобойсочетаниеоткрытыхповторяющихсяслогов. Болеесложныеслова,могутбытьфонетическиискаженыприсохранениичастислова: корня,начальногоилиударногослога. Помереростасловаряфонетическиеискаженияпроступаютболеезаметно. Этосвидетельствуетоболеебыстромразвитиилексико-семантическойсторонаречипосравнениюсфонетической,формированиекоторойтребуетсозреванияфонеметическоговосприятияиречевоймоторики (12). Таблица1.2Типынарушенийслоговойструктурыудетейснормальнымречевымонтогенезомисрокиихпреодоления.
Речеваяактивностьребенкавэтомвозрастеситуативна,тесносвязанаспредметно-практическойдеятельностьюребенкаисущественнозависитотэмоциональногоучастиявзрослоговобщении. Произнесениеребенкомсловсопровождается,какправило,жестомимимикой. Скоростьовладенияактивнымсловаремвдошкольномвозрастепротекаетиндивидуально. Особеннобыстропополняетсясловарьвпоследниемесяцывторогогодажизни. Исследователиприводятразныеданныепоколичествуслов,употребляемыхребенкомвэтотпериод,чтоуказываетнабольшуюиндивидуальностьвтемперазвитияречи (1).
Таблица1.3ПоданнымЕ.А. Аркина:
Таблица1.4ПоданнымА. Штерна:
Таблица1.5ПоданнымА.Н. Гвоздёва: Словарьчетырёхлетнегоребёнка
Развитиесвязимеждуязыковымизнакамиидействительностьюявляетсяцентральнымпроцессомприформированииречевойдеятельностивонтогенезе. Напервыхстадияхзнакомстваребёнкасословомребёнокещёнеможетусвоитьслововего "взрослом" значении. Отмечаетсяприэтомфеноменнеполногоовладениязначениемслова. Таккакпервоначальноребёноквоспринимаетсловокакназваниеконкретногопредмета,анекакназваниеклассапредметов. Нараннемэтаперазвитияречинапредметнуюотнесённостьсловаоказываютвлияниеситуация,жест,мимика,интонация,словоимеетдиффузное,расширенноезначение. Например,словоммишкаребёнокможетназватьиплюшевуюперчатку,таккакповнешнемувидуонанапоминаетмишку ("растяжение" значенияслова). Помереразвитиясловаря "растяжение" значениясловапостепенносужается,таккакприобщениисовзрослымидетиусваиваютновыеслова,уточняяихзначенияикорректируяупотреблениестарых (17). Л.П. Федоренковыделяетнесколькостепенейобобщениясловпосмыслу. 0степень - собственныеименаиназванияединичногопредмета. Ввозрастеот1годадо2летдетиусваиваютслова,соотносяихтолькосконкретнымпредметом. Названияпредметов,такимобразом,являютсядлянихтакимижеименамисобственными,какиименалюдей. 1степень - кконцу2-огогодажизниребёнокначинаетпониматьобобщающеенаименованиеоднородныхпредметов,действий,качеств - имённарицательных. 2степень - ввозрасте3летдетиначинаютусваиватьслова,обозначающиеродовыепонятия (одежда,посуда…), передающиеобобщённоназванияпредметов,признаков,действийвформеименисуществительного (полёт,краснота). 3степень - к5-6годамдетиусваиваютслова,обозначающиеродовыепонятия (растения: деревья,травы,цветы), которыеявляютсяболеевысокимуровнемобобщениядлясловвторойстепениобобщения. 4степень - кподростковомувозрасту,детиусваиваютиосмысливаюттакиеслова,какпредметность,признак,состояниеит.д. Кконцувторогогодажизни,армируетсяэлементарнаяфразоваяречь. Существуюттакжебольшиеиндивидуальныеразличиявсрокахеепоявления. Этиразличиязависятотмногихпричин: генетическойпрограммыразвития,интеллекта,состоянияслухаусловийвоспитания. Элементарнаяфразоваяречьвключаетвсебя,какправило,2-3слова,выражающиетребования: "мама,дай", "папа,иди", "Лилепитьдать". Еслик2,5годамуребенканеформируетсяэлементарнойфразовойречи,считается,чтотемпегоречевогоразвитияначинаетотставатьотнормы (16). Дляфразконцавторогогодажизнихарактерното,чтоонибольшейчастью,произносятвутвердительнойформеиимеютособыйпорядокслов,прикотором "главное" словостоитнапервомместа. Вэтомжевозрастедетиначинаютговоритьсигрушками,картинками,домашнимиживотными. Кдвумгодамречьстановитсяосновнымсредствомобщениясвзрослыми. Языкжестовимимикиначинаетпостепенноугасать. Речевоеразвитиеребенкаформируетсяоптимальноприиндивидуальномобщенииегосвзрослым. Ребенокдолженощущатьнетолькоэмоциональноеучастиевегожизни,ноипостепеннонаблизкомрасстояниивидетьлицоговорящего. Недостатокречевогообщениясребенкомсущественносказываетсянаегоразвитиинетолькоречевом,ноиобщемпсихическом. Натретьемгодужизнирезкоусиливаетсяпотребностьребенкавобщении. Вэтомвозрастенетолькостремительноувеличиваетсяобъемобщеупотребительныхслов,ноивозрастаетвозникшаякконцувторогогодажизниспособностьксловотворчеству. Вречитрехлетнегоребенкапостепенноформируетсяумениеправильносвязыватьразныесловавпредложения. Отпростойдвусловнойфразыребенокпереходиткупотреблениюсложнойфразысиспользованиемсоюзов,падежныхформсуществительных,единственногоимножественногочисла. Совторогополугодиятретьегогодажизнизначительноувеличиваетсячислоприлагательных. Вформированиисвязнойречиотчетливовыступаеттеснаясвязьречевогоиумственногоразвитиядетей,развитияихмышления,восприятия,наблюдательности. Чтобыхорошо,связнорассказыватьочем-нибудь,нужнояснопредставлятьсебеобъектрассказа,уметьанализировать,отбиратьосновныесвойстваикачества,устанавливатьпричинно-следственные,временныеидругиеотношениямеждупредметамииявлениями (56). Носвязнаяречь - этовсе - такиречь,анепроцессмышления,неразмышления,непросто " думаньевслух". Поэтомудлядостижениясвязнойречинеобходимоуметьнетолькоотобратьсодержание,котороедолжнобытьпередановречи,ноииспользоватьнеобходимыедляэтогоязыковыесредства. Нужноуметьиспользоватьинтонацию,логическое/фразовое/ударение/ударение/выделениенаиболееважных,ключевыхслов/,подбиратьнаиболееточноподходящиедлявыраженияданноймыслислова,уметьстроитьсложныепредложенияипереходаотодногопредложениякдругому. Связнаяречь - этонепростопоследовательностьсловипредложений - этопоследовательностьсвязанныхдругсдругоммыслей,которыевыраженыточнымисловамивправильнопостроенныхпредложениях (17). Связнаяречькакбывбираетвсебявседостиженияребенкавовладениироднымязыком,восвоенииегозвуковойстороны,словарногосостава,грамматическогостроя. Этонезначит,однако,что,развиватьсвязнуюречьребенкаможнотолькотогда,когдаоноченьхорошоусвоилзвуковую,лексическуюиграмматическуюстороныязыка. Формированиесвязнойречиначинается,раньше. Самыепростыезаданиянапостроениесвязноговысказыванияпредставляюткречидваважныхтребования: 1. связнаяречьдолжнастроитьсяпроизвольно,преднамеренновбольшеймеречем,например,репликавдиалоге. 2. связнаяречьдолжнапланироватьсяинамечатьвехи,покоторымбудетразвертыватьсярассказ. Формированиеэтихспособностейвпростыхформахсвязнойречислужитосновойпереходакболеесложнымееформам. Связнаямонологическаяречьначинаетформироватьсявнедрахдиалогакакосновнойформыречевогообщения. Вдиалогесвязностьзависитотспособностейиуменийнеодногочеловека,адвух. Обязанностипоееобеспечению,выполняетпреждевсеговзрослый,нопостепенноихучитсявыполнятьиребенок. Разговариваясовзрослым,ребенокучитсязадаватьвопросысамомусебе. Диалог - перваяшколаразвитиясвязноймонологическойречиребенка. Связнаяречь,аккумулируяуспехи,достиженияребёнкавусвоениивсехсторон,уровнейязыковойсистемы,вместестемспервыхзанятийпоееформированиюстановитсяважнымусловиемовладенияязыком - егозвуковойстороной,лексикой,грамматикой,атакжеусловиемвоспитанияуменийпользоватьсяязыковымисредствамихудожественнойвыразительностьюречи (24). ИзвестныйсоветскийязыковедиметодистА.М. Пешковскийсчиталсознательнойпользованиеязыковымисредствамиосновнымотличиемлитературнойречиотречиобыденной. "Всякоеосознаниефактовязыкаосновано,преждевсего,насознательномвыхватываниинадвыхваченным,т.е.преждевсегонарасчленениипроцессаречи - мысли. Самособойразумеется,чтотам,гденетсноровкиктакомурасчленению,там,гдеречевыекомплексыдвижутсявмозгусловкостьюмедвежьегопользования, - тамнеможетбытьиречиосознательномпользованиифактамиязыка,обихвыборе,сличении,оценке." (9,с.38) Звукирусскогоязыкапоявляютсявречиребенкавследующейпоследовательности: взрывные,щелевые,аффрикаты. Позднеевсегодетиобычноначинаютпроизноситьдрожащий "р". Формирующиесянормативныеречевыезвукипоначалукрайненеустойчивы,легкоискажаютсяпривозбужденииилиутомленииребенка. Артикуляционнаяпрограммвонтогенезеформируетсятакимобразом,чтобезударныеслогивпроцессеустнойречиподвергаютсякомпрессии,т.е.длительностьпроизнесениябезударныхгласныхзначительноредуцируется. Ритмическойструктуройсловаребенокплохоуправляетсвоимголосом,струдомменяетегогромкость,высоту. Толькокконцучетвертогогодажизнипоявляетсяшепотнаяречь. Начинаясчетырехлетжизни,фразоваяречьребенкаусложняется. Всреднемпредложениесостоитиз5-6слов. Вречииспользуютсяпредлогиисоюзы,сложноподчиненныеисложносочиненныепредложения. Вэтовремяребеноклегкозапоминаетирассказываетстихи,сказки,передаютсодержаниекартинок. Вэтомвозрастеребенокначинаеторечевлятьсвоиигровыедействия,чтосвидетельствуетоформированиирегулятивнойречи (23). Кпятигодамребеноковладеваетобиходнымсловарем. В5-6летребеноковладеваеттипамисклоненийиспряжений. Вегоречипоявляютсясобирательныесуществительныеиновыеслова,образованныеспомощьюсуффиксов. Кконцупятогогодажизниребенокначинаетовладеватьконтекстнойречью,т.е.самостоятельносоздаватьтекстовоесообщение. ПомнениюР.Е. Левиной,вэтомвозрастеаффективноенапряжениеребенкаотноситсянетолькоксодержаниюконтекстнойречи,ноикеелексико-грамматическомуоформлению. Примернокшестигодамформированиеречиребенкавлексико-грамматическомпланеможносчитатьзаконченным (33). РядавторовН.М. Аксарина,Е.К. Каверина,Ф.И. Фрадкинвыделяютфакторы,влияющиенаразвитиеречи: (34) 1. Слуховоевнимание 2. моторноеразвитие 3. интеллектуальныйрост 4. эмоциональноеразвитие 5. общение А.М. Пешковскийтакжеотмечает,чтожизненнаяобстановкаиграетбольшуюрольвполноценномразвитииребенка. Дляэтогоонадолжнабытьсозданавсоответствиисеговозрастом. Строгоевыполнениережимадняспособствуетхорошемуфизическомуразвитиюиздоровью. Создоровымребенком,находящимсявбодромирадостномсостоянии,легчеустановитьобщение,унегочащеивбольшемобъемепроявляютсяречевыереакции. Правильноечередованиесна,питания,бодрствованияпозволяетпланомернопроводитьпедагогическуюработу,впервуюочередьпоразвитиюречи. Режимныемоменты,самостоятельнаяиграиспециальноорганизуемыезанятияспедагогическойточкизрения,какформыжизнедеятельностиотличаютсядруготдругапотипувзаимоотношенийвзрослогоималыша. Обучающаярольвзрослогонаиболеечетковыражаетсяврежимныхиназанятиях (9). Важнымвранниепериодыразвитияпечиявляетсяобщениеребенкасвзрослым. Ноприэтомкречивзрослогопредъявляютсяособыетребования. Речьлогопедаявляетсятакжеобразцомдляподражания,поэтомуонадолжнабытьобразцовойвовсехотношениях: грамматическиправильной,интонационновыразительной,негромкой,небыстрой,четкойинемногословной,богословиезатрудняетпониманиевысказыванийвзрослогоипоэтомутормозитформированиеактивныхреакцийуребенкавответнаобращеннуюкнемуречь. Исключительно,важноезначениеимеетинтонационнаявыразительностьречиучителя - логопеда. Установлено,чтораньшевсегомалышначинаетпониматьисоответственнореагироватьименнонаречевуюинтонацию. Бедностьинтонацииотрицательновлияетнаразвитиепониманиязначенийсловиусвоениеактивногословаря (24). Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|