Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Заслуженный деятель РФ, президент МАПН,





Доктор психологических наук, профессор Новиков В.В.

Академик МАПН,

Доктор психологических наук, профессор Мазилов В.А.

Кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова

Учебное пособие представляет собой изложение одной из наиболее динамично развивающихся областей социальной психологии – гендерной психологии. Цель пособия – показать процессы и механизмы усвоения человеком гендера и его активного воспроизводства через формирование системы убеждений, ценностей и идеалов, особенности развития идентичности, и гендерных моделей поведения.

Пособие адресовано студентам учебных заведений, изучающих психологию, в первую очередь для студентов психологических, социологических и педагогических специальностей.

Ó Козлов В.В., Шухова Н.А., 2010

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….4

Глава 1. «Пол» и «гендер»...………………………………………….7

Пол как природная характеристика человека………………………7

Социокультурное наполнение понятия «пол».……………………...8

Гендер: содержание понятия и его производные…………………..13

Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции………………………………………………………………19

Понятие «гендерные стереотипы»………………………………….19

Классификация гендерных стереотипов……………………………22

Структура и содержание стереотипов маскулинности /фемининности……………………………………………………….24

Содержание стереотипов маскулинности………………………….26

Содержание стереотипов фемининности…………………………..30

Гендерные стереотипы в различных культурах……….…………..36

Гендерные идеалы в российской культуре…………….…………..41

Факторы гендерной стереотипизации……………………………...55

Свойства и функции гендерных стереотипов…………………...…61

Глава 3. Гендерная стереотипизация: основные методологические подходы……………………………………………………...………..67

Гендер как когнитивная схема………………………………………67

Механизмы стереотипизации образов мужчин и женщин с точки зрения теории социальной идентичности…………………………..72

Гендерная стереотипизация как основа установления властных отношений……………………………………………………………76

Глава 4. Гендерная идентичность: механизмы формирования и процессы развития мужчин и женщин……………………………..82

Развитие основных представлений по проблеме идентичности в зарубежной и отечественной психологии………………………….82

Определения гендерной идентичности современными исследователями……………………………………………….………………….91

Формирование гендерной идентичности в интерпретации различных теоретических подходов………………………………………..96

Психоаналитический подход………………………………………..97

Современная аналитическая психология о становлении мужской и женской идентичностей……………………………………………105

Феминистский психоанализ……………………………………….118

Теория социального научения……………………………………..126

Теория когнитивного развития…………………..…………….….129

Теория половых ролей С. Бем…………………….……….……....131

Глава 5. Гендерная социализация………………………………....135

Понятие гендерной социализации…………………………………135

Механизмы гендерной социализации……………………………..137

Факторы гендерной социализации……………...…………………138

Семья и дошкольное детство………………………………………139

Учреждения образования…………………………………………..145

Язык как фактор гендерной социализации………………………..154

Роль СМИ в гендерной социализации…………………………….158

Образы мужчин и женщин в гендерно-ориентированных журналах……………………………………………………………………164

Женщина и женский мир в гендерно-ориентированных журналах……………………………………………………………………165

Образы «настоящего» мужчины на страницах мужских журналов……………………………………………………………………169

Реклама в СМИ как транслятор гендерных стереотипов....……...174

Глава 6. Исследование гендерных характеристик личности и группы…………………………………………………………………….181

Методы исследования в рамках гендерного подхода……………181

Приложения…………………………………………………………188

Опросник «Я – мужчина/женщина…» Ожиговой Л.Н…………..188

Модифицированный вариант опросника Ожиговой Л.Н……..…189

Опросник Сандры Бэм……………………………………………..200

Модифицированный вариант опросника С. Бэм…………………204

Тест Т. Лири...………………………………………………………206

Метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) О.Л. Кустовой…………………………………………………………….213

Тест «ЛОКАА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины…………………………….219

Словарь терминов…………………………………………………..267

Литература…………………………………………………………..276

 

 


Введение

Изучение любого социально-психологического явления начинается с определения его объекта. Прежде всего, следует обозначить отрасль научного знания, в пределах которого мы ведем дискуссию и очертить границы того феномена, который необходимо познать. Науки с названием «Гендерная психология» не существовало до середины 90-х годов. В психологии прошедшего столетия, вопросам мужской и женской психологии уделялось недостаточно внимания, и рассматривались они в основном с точки зрения психофизиологии. В 70-е годы стали появляться исследования половых различий, которые имели явно выраженной эссенциалистскую направленность, поскольку объясняли психологические различия естественно биологическими особенностями.

Гендерная психология – это новая отрасль научного знания, которая стала развиваться благодаря концептуализации понятия «гендер», произошедшей в процессе развития теории феминизма и женских исследований. В результате в психологических науках стал возможен новый подход к исследованию и пониманию формирования, развития личностей обоих полов и взаимоотношений между ними.

Теоретико-методологической основой гендерной психологии является гендерный подход, предлагающий иной способ познания действительности. Последователи гендерного подхода, коим является и автор пособия, исходят из следующего положения - не пол, то есть биология и природа, а гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, интересы, занятия и отношения мужчин и женщин. Формирование этих различий происходит посредством социализации, воспитания, через культурные традиции, обычаи, правовые и этические нормы конкретного общества.

Существующие биологические различия не являются решающим, а представляют собой лишь основания для конструирования мужской и женской личности. Мужские и женские модели поведения и идентичности - это продукт культуры общества. Определяющим фактором в формировании различий является процесс социализации, организованный в соответствии с культурными стандартами и господствующей в обществе идеологией.

Центральная идея, которая положена в основу выбора содержания учебного пособия, заключается в том, чтобы обозначить и проанализировать специфические социально-психологические детерминанты формирования мужской и женской личности. Этот выбор и обусловил логику изложения.

В первой главе пособия даны определения понятий «пол» и «гендер» и обозначены причины, по которым ранее и до сих пор их смешивают. К сожалению, часто приходится иметь дело с такого рода фактами в научной литературе, когда понятие «гендер» подменяется понятием «пол». Содержание второй и третьей глав посвящено описанию источников (гендерные стереотипы и нормы) и механизмов (гендерная стереотипизация) формирования и закрепления гендерного сознания, моделей поведения, гендерных ролей, и построенного на их основе разделения труда.

В четвертой главе отражена проблематика гендерной идентичности, как ее понимали и представляли сторонники различных теоретических направлений. Пятая глава рассматривает вопросы гендерной социализации, в основном через анализ ее основных факторов.

За пределами данного пособия осталась большая часть неосвещенных вопросов, которые будут изложены в его следующей части. Среди них вопросы содержания и типологии гендерной идентичности мужчин и женщин, ограничения, накладываемые гендерными стереотипами и их влияние на процессы формирования, развития и трансформации гендерного сознания и идентичности в течение всей жизни. А так же гендерная проблематика лидерства, и многие другие вопросы.

При разработке данного пособия были проанализированы тексты учебных пособий и исследовательских статей, монографий, принадлежащие разным научным дисциплинам (социальной психологии, психологии личности, психологии развития, социальной антропологии, культурологи, языкознания и др.). Так же был использован опыт чтения лекций по гендерной психологии, для студентов Нового сибирского института, материалы семинаров по специализации интегративной психологии МАПН по теме «Инерперсона - Анима и Анимус», исследования на факультете психологии ЯрГУ. Именно для студентов – будущих психологов и написано это пособие.

 

Козлов В.В., Шухова Н.А.


Глава 1. «Пол» и «гендер»

 

 

Если природа позаботилась о создании двух вариантов человека таким образом, что ни один из них не может существовать без другого, то нет смысла сравнивать, их по шкале: кто лучше. По-видимому, выживание человека происходило благодаря,, а не вопреки этому различию.

Николаева Е.И. Мужчина и женщина

глазами психофизиолога

 

 

Пол как природная характеристика человека

Пол является природной характеристикой человека. На ее основе происходит первичное разделение людей на мужчин и женщин. Изначально такое естественное разделение исходило из анатомического различия между представителями обоих полов: наличие того или иного детородного органа. В Большой советской энциклопедии, изданной в 1975 году, пол определяется как совокупность морфологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится, в конечном счете, к оплодотворению [99]. Современная биология выделяет четыре уровня половой организации человека:

§ генетический пол (определенный набор генов);

§ гонадный пол (железы внутренней секреции);

§ морфологический пол (строение наружных и внутренних половых органов);

§ церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

Генетические, эндокринные и церебральные составляющие пола определяют не психологические различия между мужчинами и женщинами, а уровень психической и двигательной активности организма. С ними связаны двигательная подвижность, возможность применения мышечной массы в той или иной деятельности, возбудимость, скорость реакций и т.п. Сочетание различных характеристик каждого уровня образует многообразие конституциональных особенностей каждого человека. Пол, таким образом, является природным, материальным феноменом, это важнейший признак человеческой телесности, благодаря которому человек принадлежит миру, причем не только материальному, но и социальному. Поведение человека, в том числе связанное с сексуальной функцией, регулируется не только биологическими (генетическими, гормональными и пр.) причинами, но и социальными, например через обучение.

 

 

Социокультурное наполнение понятия «пол»

 

Пол, по определению, всегда был исключительно продуктом культуры … не биология, а культура становится судьбой.

Джудит Батлер.

Гендерное беспокойство.

Характерной особенностью пола как биологического признака, является то, что им не только обладают, но и демонстрируют это обладание. Причем, характер и способы предъявления себя как представителя того или иного пола всегда определялась социокультурным наполнением полового (телесного) различия. В своем поведении мужчины и женщины руководствуются системой смыслосодержащих символов, включая социальные нормы, роли, а так же социальные стереотипы относительно «мужских»/«женских» качеств и предназначения. Следует заметить, что содержание этих символов менялись в связи с изменениями исторических, социальных и экономических условий.

Однако неизменным оставалось базовое убеждение о том, что в основе социально-психологических различий между мужчинами и женщинами лежит их половая конституция. С момента рождения, люди женского и мужского пола сразу попадают в систему отношений, где им отведены определенные (женские и мужские) роли: активная мужчинам и пассивная женщинам. При этом значимость активного (мужского), всегда была выше пассивного (женского), в соответствии с иерархией социальных отношений.

Такой биологически детерминированный подход к должному «мужскому» и должному «женскому» в течение тысячелетий считался единственно верным.

Ученые философы и психологи, обсуждая вопросы «мужского» и «женского», неосознанно смешивали половые различия (мужчина и женщина) и различия в способах существования полов в социуме (мужской, женский). Подобное смешение явилось следствием маскулинных приоритетов патриархальной культуры общества. Со времен античности и практически до середины XX столетия в обыденном и научном сознании преобладало представление о том, что различия в поведении, психологии и социальных позициях мужчин и женщин определены природой, то есть биологическим полом. Таким образом, биологический пол стал социальным конструктом, в котором различия в сексуальной организации тела выстроены в определенной иерархии. В основании этой иерархии лежат функциональная и морфологическая противоположность мужских и женских половых органов (пенис и вагина). Данное противопоставление воплотилось в иерархической структуре общества, в котором мужчины и женщины имеют разные социальные статусы, выполняют взаимодополняющие роли, и соответственно обладают различными качествами, которые и закрепляют их статусное положение.

Итак, обусловленные полом различия в строении тела и половых функциях (способность мужчины к оплодотворению, а женщины к деторождению), во-первых, легли в основу разделения труда. За мужчинами было закреплено право на «внешнюю» деятельность - освоение мира и господство в нем, а значит роль субъекта в истории. Женщинам было отведено право на рождение и воспитание детей, обустройство быта в доме, где они оказались подчиненными мужскому авторитету и стали объектом мужской власти.

Во-вторых, половые различия закрепили в общественном сознании убеждение о природном происхождении различий в психологических характеристиках, способностях, возможностях мужчин и женщин. Причем эти различия жестко противостоят друг другу и рассматриваются в логике полярной оппозиции разума и тела. Разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, таких как активность, сила, сознание, рациональность, духовность и носителем их является мужчина. Тело ассоциируется с негативными – бессознательное, нерациональность, чувственность, пассивность, которые представлены женским началом. Такая оппозиция, где мужское является субъектом, а женское объектом, становится основой патриархального общества, в котором приоритет разума-логоса неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.

Вплоть до первой половины прошлого столетия различия в физиологии и психологических особенностях расценивалось как подтверждение доктрины о том, что женщина существо более низкого сорта по сравнению с мужчиной. Основа данной доктрины была заложена великими мыслителями Запада.

Начиная с античных времен (Сократ, Платон, Аристотель), и далее мыслители средневековья, патристики (Августин Блаженный, Ориген, Туртулиан) и схоластики (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский), а за ними философы эпохи Просвещения (Ж.Ж. Руссо, И. Кант) развивали в своих трудах идеи о природном несовершенстве и нерациональности женщин. Женское тело в патриархальной философской традиции определялось как стихийное, деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет в себе угрозу, и должно быть нейтрализовано. В связи с чем, на протяжении длительного исторического периода в интеллектуальной истории человечества господствовала установка, которая позже получила название мизогиния (женоненавистничество). С ее помощью патриархальное мышление находило оправдание подчиненного положения женщины в обществе, нейтрализовало и исключило женщин не только из системы рационального философского мышления, но и из системы общественной, политической и культурной жизни [46].

И, наконец, в-третьих, на основании анатомических различий в строении тела мужчин и женщин были установлены совершенно разные условия их существования в обществе: господство одной группы (мужчины) над другой (женщины).

Концепции неравенства, основанные на половой принадлежности, появились не на пустом месте, а создавались выдающимися специалистами той или иной области знаний, в том числе в психологии. Приведем некоторые из них.

Рассматривая «мужское» и «женское» в природе человеческого существования, Э. Фромм рассуждает следующим образом. Человек есть, во-первых, дух, разум, сознание, а во-вторых, тело, природа, ощущение. Он не свободен от обеих противоположных тенденций: с одной стороны, выбраться из лона матери из животной формы бытия в человеческую, а с другой - возвратиться в лоно матери в природу, в безопасное известное состояние. В той степени, в какой люди являются детьми природы и детьми матерей, они равны, и это определяет единственную ценность – жизнь. В то же время она (природа) блокирует развитие индивидуальности человека и его разума. Мужчина, который от природы не способен производить детей, не наделен функцией по их вскармливанию и воспитанию отстоит дальше от природы, чем женщина. Поскольку он меньше укоренен в природе, то вынужден развивать свой разум и строить мир идей, принципов, теорий, иными словами мир культуры [108]. Итак, Э. Фромм основывается на том же убеждении: «мужское – культура, женское – природа», что и определяет, по его мнению, жизнь пола.

З.Фрейд, основываясь на анатомических признаках, ввел в академическую науку представление о неполноценности женщины, (кастрированный мужчина) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Женщина ни к чему кроме деторождения по-настоящему не способна, а все ее изобретения имеют в своей основе чувство стыдливости, из «намерения скрыть дефект гениталий».

Отечественные мыслители так же противопоставляли психологические качества мужчин и женщин. Следует отметить, что в русской философской традиции существовал несколько иной подход к восприятию и оценке различий мужского и женского начал. То, что в европейской философии ассоциируется с мужским началом (божественное, духовное, истинное), в России ассоциируется через категорию любви, то есть с женским (фемининным) началом. Однако это не означает, что женское начало оценивается выше мужского или наравне с ним. Ни один из Российских философов не описывает женщину как самодостаточную или равную мужчине. Женское начало всегда выступает как дополнительное.

По мнению С.Н. Булгакова мужчина деятелен, полон инициативы, логичен; женщина же инстинктивна, склонна к самоотдаче, она мудра, но это нелогическая мудрость простоты [27]. Н. Бердяев пишет: «Сила женственности играла огромную, не всегда видимую, часто таинственную роль в мировой истории… Без влюбленности в Вечную женственность мужчина ничего не сотворил бы в истории мира, не было бы мировой культуры. Мужчина всегда творил во имя Прекрасной Дамы, она вдохновляет его на подвиги и соединяет с душой мира» [20, с. 254]. В этом мистическом влечении мужчины к женщине состоит, по мнению философа роль женщины в развитии культуры.

З. Фрейд, в своих исследованиях так же рассуждал о месте и предназначении женщины в культуре. Однако, как психолог он не касался области метафизического, а переводил внимание в сферу человеческой психики, и ее механизмов. По его мнению, вся культура есть ни что иное, как сублимация полового влечения мужчины к женщине. Женщина по Фрейду является носителем важной культурной функции, которая производна от материнства: «Фаза нежной доэдиповой привязанности является для будущей женщины решающей, в ней приготовляются приобретения тех качеств, благодаря которым она позднее будет соответствовать своей роли в сексуальной функции и достигать поразительных социальных успехов. В этой идентификации она приобретает привлекательность для мужчины, которая превращает эдипову привязанность к матери во влюбленность» [104, с. 384].

Нельзя отрицать, что влюбленность была и до сих пор остается одним из источников, питающих создание культурных ценностей. Женщина в любом образе: Мадонна, Мать, Прекрасная Дама, Незнакомка, или же ведьма, падшая женщина являлась побудителем к тому или иному культурному творению. Именно этим и определялась ее роль в культуре – вдохновительницы мужчины для созидательной деятельности.

И философские, и теологические, и психологические представления, утверждая принцип поляризации в понимании и описании пола, не только противопоставляли «мужское» и «женское», но и выстраивали их в иерархию. В этой иерархии «женское» как низшее, несовершенное, нерациональное, подчиняется «мужскому»: высшему, совершенному, рациональному. Понимаемая таким образом половая (данная от природы) дифференциация, превратилась в социальную иерархию и в течение тысячелетий определяла жизнь мужчин и женщин. На протяжении тысячелетий категория пола функционировала: 1) как критерий разделения общественного труда; 2) как критерий исключения или, соответственно включения в определенные функции, роли и сферы деятельности; 3) как критерий распределения всех видов возможностей и ресурсов (господства, власти и богатства) [102].

 

 

Гендер: содержание понятия и его производные

Не религия, а гендер является опиумом для народа.

И. Гофман [1]

Только в середине XX столетия веками считавшиеся незыблемые убеждения о биологическом происхождении различий и предназначении мужчин и женщин стали подвергать сомнению. В 60-70-х гг. XX века на Западе в различных отраслях научного знания активно стала заявлять о себе гендерная проблематика. Постепенно эта тенденция коснулась и отечественной науки. Среди психологических публикаций появились работы, включающие понятия «гендер», «гендерные исследования», «гендерный анализ», как отражение нового теоретического направления в развитии отечественной психологии.

В основе гендерных исследований лежит понятие «гендер», которое обязано своим появлением феминистской теории и которое до сих пор вызывает много споров и трактуется по-разному представителями различных концепций (социологии гендера, гендерной психологии, постфеминизма и т.п).

В русском языке мы не найдем адекватного перевода слова «гендер». Его написание и произношение скалькировано с английского, поэтому искать смысл и значение этого слова следует там, откуда оно пришло. В Англо-русском словаре В. Мюллера [70] «гендер» имеет два значения. Первое – грамматический род, второе – пол как шутливое обозначение. В словаре С.И. Ожегова [74] категория «род» имеет, следующие значения: грамматический категория слов (мужской, женский, средний род); разновидность чего-нибудь, обладающая каким-нибудь качеством, свойством; обозначение ряда поколений (в систематике животных - объединение нескольких видов).

Анализ значений слова «gender» из словарей разных стран, сделанный Терезой де Лауретис [143] показал следующее. В Американском словаре наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language) слово «гендер» определено, в первую очередь как классификационный термин и как морфологическая характеристика («грамматический род»). Другое значение в этом словаре – «классификация пола», «пол». Здесь же можно обнаружить еще одно значение слова «gender» – представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории, что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке.

Таким образом, понятие «гендер» обозначает отношения между одним объектом (или существом) и другими, раннее уже обозначенными классом, группой - это отношения принадлежности. Гендер следует понимать как социальное отношение, репрезентация каждого индивида в терминах специфических социальных отношений [1].

Исследователи J. Mone (1955) и R. Stoller (1968) одними из первых предложили развести понятия «пол» и «гендер» («род»). Так R. Stoller в своей работе «Sex and Gender» изданной в 1968 пишет, что до сих пор в науке можно было наблюдать две тенденции: тенденцию различать пол (имеющий свой источник в природе) и тенденцию различать способ существования пола в социуме (гендер).

R. Stoller предложил ограничить термин «пол» биологией: хромосомы, гормоны, гениталии, вторичные половые признаки. По его мнению «пол человека определяется алгебраической суммой всех этих качеств, и большинство людей принадлежит к одной из двух отдельных групп, одна из которых называется «мужчинами», а другая «женщинами» [цит. по 95, с. 329]. «Гендер», согласно Stoller, это культурный и психологический термин, относящийся к количеству мужественности или женственности человека, и «не смотря на то, что во многих людях есть смесь и того и другого, у нормального мужчины преобладает мужественность, а у нормальной женщины – женственность» [95, с. 239].

Социолог Энтони Гидденс объясняет «гендер» следующим образом - это не физическое разделение между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, таким образом, означает «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающееся как соответствующее для мужчин и женщин» [36, с. 665]. Крупнейший отечественный специалист в области гендерной лингвистики А. Кирилина, описывая историю возникновения понятия «гендер», говорит о том, что английский термин «gender» означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук – социальной философии, социологии, психологии. Перенос был сделан, что бы уйти от термина «sex» (биологический пол). Поэтому, чтобы избежать путаницы, которая возникает из-за смешения понятий, следует точно разграничить понятия «пол» и «гендер» [52, с. 18].

Итак, пол – природный признак человека. Понятие «гендер» объясняет не природную детерминированность, а поло-ролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную ценность в зависимости от их пола.

Все исследователи при определении понятия «гендер» исходят из следующих положений.

Гендер не является естественно заданным. Он имеет свой источник в культуре и обозначает социальные представления о различии полов, их предназначения и ролей в обществе.

Гендер есть совокупность символов, норм и законов, выработанных обществом в процессе своего развития, и регулирующих жизнь человека и общества. Другими словами это система культурных значений, присвоенных полу, следовательно, он является искусственным, социально сконструированным и должен быть понят как совершенно независимая категория.

Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые общество предписывает мужчинам и женщинам, на основании их половых различий. Между тем следует отметить, что гендер не сводим буквально к совокупности психологических черт личности (соответственно мужских и женских). Ключевым здесь является приписывание психологических черт индивидам, с целью закрепления за ними социального статуса и ограничения в системе гендерных отношений. Гендерные отношения – это отношения стратификации, в основе которых лежит неравенство. Различия мужского и женского сконструированы как неравенство возможностей разных групп (мужчины и женщины).

Гендер включает систему социальных институтов, воплощающих в жизнь гендерные нормы, и предписания (семья, школа, армия, государственная, правовая системы).

Гендер – это одновременно и продукт и процесс. Гендер как продукт – это сложившаяся в общественном и индивидуальном сознании система гендерных представлений, норм, ролей. Продуктом так же является сформированное гендерное самосознание конкретного человека - его представления о собственном соответствии моделям фемининности /маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения. Гендер как процесс – это практика повседневной жизни, проходя которую, человек формирует и осваивает образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». Гендер как процесс включает действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием человеком себя как представителя своего пола, и которые нормируются одобрением или осуждением со стороны общества.

Гендер не однороден, он является изменчивым и культурно зависимым феноменом. Он зависит от социально-экономического и исторического контекстов, от специфики гендерных отношений в разных этнических группах, социальных классах и поколениях. Каждое общество, в определенный исторический период формирует свою систему символов, ролей и норм, которые наполняют содержанием понятия «фемининность» и «маскулинность», предписывая мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с этими значениями.

Гендер понимается как разновидность идеологических отношений традиционного (патриархального) общества, в основе которых лежат отношения власти. Суть этих отношений – гендерное неравенство и господство одной группы (мужчины) над другой (женщины). Гендерные отношения - самые фундаментальные из всех человеческих, на глубинном уровне воздействуют на все социальные институты и определяют культурную эволюцию. Авторитет и превосходство мужчины, право силы, утвержденные в гендерных отношениях, лежат в основе всех известных авторитарных режимов – власти вождей рода, «отцов» нации, монархов, диктаторов. И пока сохраняется гендерное неравенство, сохраняется и возможность существования власти авторитарного типа. Такая авторитарная власть опирается не столько на аппарат физического и экономического принуждения, сколько на тонкие методы воздействия на сознание индивидов. Это методы культурного воздействия: формирование стереотипов должного социального поведения; методы социализации; воспитание; идеологическая обработка сознания с помощью языка, и культурных образов. Такие методы надежно оберегают власть господствующей группы (мужчины) от возмущения и противостояния подчиненной группы (женщины) во всех сферах жизни: семейной, социальной, профессиональной, экономической, политической.

Термин «гендер» имеет много производных, которые раскрывают его содержание и существование в культуре.

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [53].

Гендерные нормы – это сложившиеся в обществе и предъявляемые индивиду стандарты (правила) выполнения социальных ролей во всех сферах социальной жизни.

Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, принятых в обществе [22].

Гендерная идентичность - это аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности как независимых измерений. Как составляющая социальной, гендерная идентичность имеет свою структуру и содержание. В ее структуре выделяется три уровня: базовая идентичность – соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности-фемининности; ролевая – соотнесение поведения и переживаний личности с существующей в данной культуре полоролевыми стереотипами; персональная, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения [48].

Гендерное самосознание -является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о собственном соответствии моделям фемининности и маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [40].

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [50].

Фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин [53].

Итак, термин «гендер» необходим, он не является избыточным и не может быть заменен категорией «пол». Однако следует отметить, что эти два понятия связаны между собой. Гендер – возник в результате социокультурного наполнения половых различий и включает конкретные символы «должного» мужского и «должного женского». Это определенный тип ментальности и тип социального поведения, которые не могут рассматриваться без соотнесения их с биологическим полом.

 

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятия «пол»?

2. Объясните, почему понятие «пол» имеет социально-психологическое наполнение?

3. Связаны ли психологические различия с биологическими различиями мужчин и женщин? Если связаны, то как?

4. Объясните понятие «гендер».

5. Каковы Ваши собственные представления о присущих мужчинам и женщинам качествам и особенностях поведения? Как они были сформированы?

6. Почему необходимо разделять понятия «пол» и «гендер»?

 


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции

 

Понятие «гендерные стереотипы»

 

 

Стойкость наших верований, представлений и мыслей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.

Френк Д. Карделл. [2]

 

Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминистокв значительной степенистимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.

Социальный стереотип (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте [85].

Понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У.Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем, Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, так как являются необходимым условием взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекцией на мир его собственных чувств, ценностей.

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение – т







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.