Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Морозова И.А., Пушкарева М. А.





Развитие элементарных математических представлений. Конспек­ты занятий. Для работы с детьми 5—6 лет с ЗПР. — 2-е издание, исправленное. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 136 с.

Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.

Конспекты занятий могут быть использованы воспитателями коррекци-онных групп детского сада, логопедами, родителями, а также учителями-де-фектологами начальных классов в работе с детьми, испытывающими про­блемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе,

 

© Морозова И. А., Пушкарева М. А., 2007

ISBN 978-5-86775-483-9 © «Мозаика-Синтез*, 2007


Введение

Среди детей с трудностями в обучении выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития (ЗПР)»: количество таких детей среди дошкольни­ков составляет 25%, среди неуспевающих младших школьни-ков-50%.

Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем пара­метрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

• знания и представления об окружающем мире;

• умственные операции, действия и навыки;

• речевое развитие, предполагающее владение довольно об­ширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

• познавательная активность, проявляющаяся в соответст­вующих интересах и мотивации;

• регуляция поведения.

В данном учебно-методическом пособии предлагается сис­тема коррекционной работы по развитию элементарных мате­матических представлений у детей 5—6 лет.

Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шев­ченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004).

Система работы предполагает комплексный подход к изуча­емой в течение недели теме, что дает возможность многократ­ного повторения изучаемого материала, учитывая психичес­кие особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.

В конспектах большинства занятий при объяснении мате­риала используется такой вид работы, как беседа. В скобках даются предполагаемые ответы детей в краткой форме (дефек-толог должен добиваться указанного ответа в полном объеме).

Занятия по развитию элементарных математических пред­ставлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их про­должительность составляет 20—25 минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и норматива­ми СанПиН от 02.04.01. 1249-03»).

Представленное в пособии планирование занятий предпола­гает системный подход к организации работы всех специалис­тов (логопед, психолог, музыкальный руководитель и др.) с дан­ной категорией детей 5—6 лет. Опираясь на это планирование, каждый педагог подбирает соответствующий теме материал.

Предлагаемые конспекты занятий могут быть использованы воспитателями специализированных групп детского сада, ро­дителями в работе с детьми, испытывающими проблемы в ус­воении учебного материала при подготовке к школе; а также учителям и-дефектологами начальных классов.


Планирование

 

 

Первый период (с 15 сентября по 30 ноября)  
  Месяц   Ознакомление с окружаю- щим миром и развитие речи Развитие речевого (фонематического) восприятия Развитие элементарных математических представлений Работа с психологом (виды работы)
Обследование детей
Сентябрь 1. Начало осени. 2. Цветы осенью. 1. Звук и буква А. 1. Соотнесение числа и количества. Цифра 1. 2. Геометрическая фигура круг. Выделение лишнего признака.
1. Деревья и кустарники осенью. 2. Грибы. 1. Звук и буква А. 1. Сравнение предметов. 2. Понятия «сверху», «снизу», Выделение лишнего признака. Продолжи ряд.
Октябрь     1. Овощи. 2. Овощи. \. Звук и буква И. 1. Знакомство с образованием и составом числа 2. 2. Признаки предметов. Рассмотри и запомни их. Игра «Вершки и корешки».
1. Фрукты. 2. Наш детский сад     1. Звук и буква О. 1. Понятия «высокий — низкий», «выше — ниже», (•одинаковые по высоте*. 2. Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за*, «между»). Выделение лишнего. «Сложи картинку».
1. Овощи - фрукты. 2. Игрушки. 1. Звук 1. Закрепление понятий «больше — меньше». 2. Сравнение предметов по одному-двум признакам. Выделение лишнего «Угадай по описанию»
1. Ягоды. 2. Овощи, фрукты, ягоды. 1. Звуки и буквы А, О. 1.Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. 2. Понятия «левое», «правое». Методика А.Н.Леонтьева (опосредованные связи). «Разложи в вазу, лукош­ко и корзинку фрукты И ЯГОДЫ».
I. Середина осени 2. Повторе­ние,, 1.3вук и буква Ы. 1. Образование числа 3. 2. Понятия «один», «мно го», «мало», «несколько».- Выделение лишнего. «Запомни, какие фигуры видел».
Ноябрь 1. Столовая и кухонная посуда. 2. Цвет предметов (красный, желтый, синий). 1.3вук и буква Ы. 1. Понятия «высокий» — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте». 2. Пространственные понятия, «Чего не хва- тает?» «„Зашумлен- ные" пред- меты». «Подбери крышку к кастрюле... (по цвету)»
1. Чайная по- суда. Цвет предметов (крас­ный, желтый, оранжевый). 1. Звуки и буквы Ы, А,О. Предлоги за, перед. 1. Счет в прямом (до 3) и обратный (от 3) порядке. 2. Геометрическая фигура квадрат. «Подбери чашку к блюдцу» (по цвету). «Запомни на­звания и вы­ложи картин­ки в том же порядке».
1. Мебель. 2. Поздняя осень. 1.3вук и буква У. 1. Понятия «длинный» — «короткий», «длиннее» — «короче», «одинаковые по длине». 2. Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»). «Какое слово нужно исклю- чить?» «Назови лиш­ний признак поздней осени)».
1..Домашние птицы. 2. Признаки ранней и по­здней осени, 1.3вук и буква У. 1. Образование числа, знакомство с цифрой 4. 2. Понятия «больше», «меньше». «Кто у кого?» «Кого больше (меньше)?» Какой месяц тишний?»
Второй период с 1декабря по 28 февраля
Декабрь 1. Домашние животные. 2. Повторение пройденного материала. 1.Звуки и буквы 0, У. 1. Понятия «длинный» — «короткий», «длиннее» — «короче», «одинаковые по длине». 2. Понятия «внутри», «снаружи», «Простые аналогии», «Продолжи ряд» (по цвету).
1. Дикие жи­ вотные. 2. Геометри­ ческие фигу­ ры: треуголь­ ник, квадрат, круг. 1. Звуки и буквы А, О, У,Ы. 1. Составление числа 4 разными способами. 2. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Тест Бурдона. Методика Пьеррона — Рузера.
1. Дикие и домашние животные. 2. Цвет пред­ метов (крас­ ный, синий, фиолетовый). ГЗвук и буква К 1 Цифра 0. 2. Знакомство с тетрадью в клетку. «Нарисуй до­рожку крас­ным или си­ним цветом». «Сложи кар­тинки».
1. Зимние за­ бавы детей. 2. Новый год. 1.3вукМ, и букваМ. Предлоги на, над, под. 1. Закрепление понятий «больше», «меньше». 2. Уравнивание групп предметов. «Какое число пропущено?» «Назови лиш­нюю забаву».
  Январь Каникулы
1. Водный транспорт. 2. Воздушный транспорт. 1.3вук и буква М. Предлог между. 1. Повторение образования и состава числа 4. 2. Геометрическая фигура треугольник. «Воздух — во­да». «Сложи кар­тинки».
1. Наземный транспорт. 2. Геометри­ ческие фигу­ ры: круг, квадрат, треу­ гольник, пря­ моугольник. 1.3вук и буква Я. Предлоги на, за, перед, после, между. 1. Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. 2. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». «Назови лиш­ний предмет». «Продолжи ряд геометри­ческих фигур». «Что вчера, что сегодня?»
I. Одежда. 2. Головные уборы. 1.3вук и буква И. 1. Порядковый счет до 5. 2. Понятия «толстый» — «тонкий*, «толще* — «тоньше*, «одинаковые по толщине». «Заплаточки*. «Что забыл нарисовать художник?»
1. Зимующие птицы 2. Цвет предметов (изу­ченные цвета), 1. Звук и буква В. 1. Практическое знакомство с составом числа 5. 2. Понятие «пара». «Найди лиш- ти суток по-порядку от за­данного*.
Февраль     1. Зима. 2. Обувь. 1. Звук и буква В. I Числовой ряд до 6, образование числа 6. 2. Части суток, их последовательность. «Назони лиш- ний признак времени года*, «Подбери па­ру обуви».
I. Февраль — последний месяц зимы. 2. Одежда, обувь. 1. Различение твердых и мягких согласных звуков м— мь, н — нь, в — вь. 1. Образование числа 7. 2. Сравнение множеств. «Выделение липшего». рию сюжет­ных картинок и составь рас­сказ на тему Зима*.
1.День защитника Отечества. 2. Форма предметов: круг, овал. 1. Звуки буква К. Твердые и мягкие согласные звуки. 1. Образование числа 8. 2. Равенство и неравенство (+1,-1), сравнение количества. Запаомни эти фигуры (зрительное восприятие по Ф. Е. Рыба­кову), «Сравнение множеств».
1. Зима. 2. Величина предметов. 1. Предлоги в, на, за, над, под, между, перед. 1. Числовой ряд до 8. 2. Геометрические фигуры: круг, греугольник, квадрат. Выполни инструкцию» (ис- пользование предлогов). «Запомни и повтори пред-вджения» (слуховая память).
  Третий период (с 1 марта по 30 мая)
Март 1. Март — первый весен- ний месяц. 2. Междуна­родный жен­ский день 1.3вук и буква К. 1. Образование числа 9. 2. Сравнение множеств. «Составь рас- сказ по серии | картинок». Пословицы и поговорки о весне.
1. Весна. 2. Цвет, фор- ма, величина предметов. 1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных. 1. Числовой ряд до 9. 2. Повторение. «Отгадай загадки». Пересказ литературного текста.
1. Возвраще- ние перелет­ных птиц. 2. Семья. 1. Повторение изученных звуков и букв. 1. Образование числа 10. 2. Повторение. Таблица Шульта. «Рассыпан­ные слова* Пересказ ли­тера! урного текста по теме «Семья».
Каникулы
Апрель 1. Насекомые. 2. Пространственное по­ложение геометрических фигур. 1. Звук и буква Я. 1.Соотнесение числа и количества. 2. Повторение. «Дорисуй насекомое», Косса. i
1.Насекомые. 2.Цвет пред­метов. 1. Звук и буква/7. 1. Выделение количества, большего, чем названное число, на 1. 2. Повторение. Таблица Шульта. «Отгадай загадки о на­секомых».
1. Экскурсия с детьми в парк. 2. Мой дом. 1. Звук и буква С. 1. Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с задан- ными свойствами. 2. Повторение «Построй дом и назови его части*. «Назови приз­наки весны».
1. Мой город. 2. Российская Федерация. Москва. 1. Повторение изученных звуков и букв. 1. Выделение количества, большего или меньшего., чем названное число, на 1 2. Повторение. «Расскажи о столице». «Расскажи о своем городе».
Май 1. День Победы. 2. Повторе­ ние. 1. Обобщаю­щее занятие. 1. Повторение состава чисел 2 и 3. 2. Повторение. «Рассыпан­ные слова». «Пикто­грамма» (поА.Р.Лу-рия).
1. Как выра­ щивают хлеб? 2. Повторе­ние. 1. Обобщаю­щее занятие. 1. Повторение состава числа 4. 2. Повторение. «Сущест­венные при­знаки». «Как выра­щивают хлеб?»
1. Комнатные растения. 2. Май — по­следний ме­сяц весны. 1. Повторе­ние. 1. Повторение состава числа 5. 2. Повторение. Тест Бурдона. «Сложи кар­тинку».
1. Повторе­ние. 1. Повторе­ние. 1. Повторение.  
           

 

 


 


Первый период

(с 15 сентября по 30 ноября)


Занятие 1 "Соотнесение числа и количества. Цифра 1."

· Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов.

Задачи:

(обучающая) Учить искать вокруг себя предметы, которые находятся в одном экземпляре. Узнавать цифру 1. Учить соотносить число и количество предметов.

(развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание.

(воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам.

(коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память.

Речевой материал: Один, много.

Демонстрационный материал: Картинка с изображением предметов окружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна и т.д).

Раздаточный материал: По одному красному кленовому листу; мешочки с различными цифрами (от 1 до 3): из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин.

 

Ход занятий:

1.Организационный момент.

На доске демонстрационная картинка с изображением предметов оружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре. Дефектолог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать один предмет окружающего мира.

 

2. Основная часть.

Работа с раздаточным материалом.

В коробочках на столах у детей листья клёна (по одному листу красного цвета).

Дефектолог. Что у вас в коробочках? (Лист дерева.)

- Сколько листьев лежит в коробочке? (Один.)

- Какого цвета лист у каждого из вас? (Красного цвета.)

- Какой цифрой обозначаем один предмет? (Цифрой один.)

Педагог читает стихотворение:

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.

Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.

- Нарисуйте цифру 1 в воздухе правой (левой) рукой; выложите из фасоли, найдите в индивидуальных наборах.

- Каких предметов в классе по одному? (Одна доска, одно окно.)

- Каких предметов в природе по одному? (По картине.)

Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребёнка в мешочке цифры от 1 до 3 (из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин). Ребёнок из всех цифр в мешочке должен узнать на ощупь и достать только цифру 1.

Работа над крылатым выражением.

«Первый блин комом». Предлагается три варианта смысла выражения: мама испекла блин некрасивой формы; трудное новое дело началось неулачно; бабушка испекла один блин. Дети должны выбрать правильный вариант ответа.

Физкультминутка.

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Игра на внимание.

Дефектолог показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять птиц, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».

Работа в тетради.

3. Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Занятие 2. Геометрическая фигура круг

Лексическая тема. «Осень».

Цели. Учить детей составлять круг из частей.

Демонстрационный материал. Круги двух размеров разных цветов.

Раздаточный материал. По два круга из картона (большой — красного, маленький — желтого цвета); по два круга разного размера, разрезанных на 2 части; по одному кругу, разрезанно­му на 4 части.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог показывает детям круги и просит назвать цвет, размер и форму кругов (красный большой круг, зеленый ма­ленький круг, желтый большой круг).

Основная часть

Дефектолог, £ак называются все эти геометрические фигуры? (Это круги.)

— Чем отличается круг от других геометрических фигур? (Он может катиться, ему «не мешают» уголки.) (Дети выпол­няют соответствующее действие.)

— Нарисуйте круг в воздухе правой рукой. Нарисуйте боль­шой круг в воздухе обеими руками. Нарисуйте в воздухе ма­
ленький кружок левой рукой.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.