|
Морозова И.А., Пушкарева М. А.Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5—6 лет с ЗПР. — 2-е издание, исправленное. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 136 с. Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей. Конспекты занятий могут быть использованы воспитателями коррекци-онных групп детского сада, логопедами, родителями, а также учителями-де-фектологами начальных классов в работе с детьми, испытывающими проблемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе,
© Морозова И. А., Пушкарева М. А., 2007 ISBN 978-5-86775-483-9 © «Мозаика-Синтез*, 2007 Введение Среди детей с трудностями в обучении выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития (ЗПР)»: количество таких детей среди дошкольников составляет 25%, среди неуспевающих младших школьни-ков-50%. Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению: • знания и представления об окружающем мире; • умственные операции, действия и навыки; • речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи; • познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации; • регуляция поведения. В данном учебно-методическом пособии предлагается система коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет. Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004). Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала, учитывая психические особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение. В конспектах большинства занятий при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. В скобках даются предполагаемые ответы детей в краткой форме (дефек-толог должен добиваться указанного ответа в полном объеме). Занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их продолжительность составляет 20—25 минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 02.04.01. 1249-03»). Представленное в пособии планирование занятий предполагает системный подход к организации работы всех специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель и др.) с данной категорией детей 5—6 лет. Опираясь на это планирование, каждый педагог подбирает соответствующий теме материал. Предлагаемые конспекты занятий могут быть использованы воспитателями специализированных групп детского сада, родителями в работе с детьми, испытывающими проблемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе; а также учителям и-дефектологами начальных классов. Планирование
Первый период (с 15 сентября по 30 ноября) Занятие 1 "Соотнесение числа и количества. Цифра 1." · Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов. Задачи: (обучающая) Учить искать вокруг себя предметы, которые находятся в одном экземпляре. Узнавать цифру 1. Учить соотносить число и количество предметов. (развивающая) Развивать мелкую моторику, зрительный и тактильный анализатор, координацию движений, внимание. (воспитательная) Воспитывать аккуратность в работе, уважение к сверстникам. (коррекционная) Коррегировать внимание, мышление, память. Речевой материал: Один, много. Демонстрационный материал: Картинка с изображением предметов окружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна и т.д). Раздаточный материал: По одному красному кленовому листу; мешочки с различными цифрами (от 1 до 3): из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин.
Ход занятий: 1.Организационный момент. На доске демонстрационная картинка с изображением предметов оружающего мира, которые существуют только в одном экземпляре. Дефектолог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать один предмет окружающего мира.
2. Основная часть. Работа с раздаточным материалом. В коробочках на столах у детей листья клёна (по одному листу красного цвета). Дефектолог. Что у вас в коробочках? (Лист дерева.) - Сколько листьев лежит в коробочке? (Один.) - Какого цвета лист у каждого из вас? (Красного цвета.) - Какой цифрой обозначаем один предмет? (Цифрой один.) Педагог читает стихотворение: На длинной ножке, Застыв до поры, Отдыхает палочка После игры. Повторное построчное чтение и анализ стихотворения. - Нарисуйте цифру 1 в воздухе правой (левой) рукой; выложите из фасоли, найдите в индивидуальных наборах. - Каких предметов в классе по одному? (Одна доска, одно окно.) - Каких предметов в природе по одному? (По картине.) Работа с раздаточным материалом. У каждого ребёнка в мешочке цифры от 1 до 3 (из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин). Ребёнок из всех цифр в мешочке должен узнать на ощупь и достать только цифру 1. Работа над крылатым выражением. «Первый блин комом». Предлагается три варианта смысла выражения: мама испекла блин некрасивой формы; трудное новое дело началось неулачно; бабушка испекла один блин. Дети должны выбрать правильный вариант ответа. Физкультминутка. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.) Капля два. (Прыжок.) Очень медленно сперва. (4 прыжка.) А потом, потом, потом (8 прыжков.) Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, (Руки в стороны.) От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.) Игра на внимание. Дефектолог показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять птиц, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1». Работа в тетради. 3. Итог занятия. Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии. Занятие 2. Геометрическая фигура круг Лексическая тема. «Осень». Цели. Учить детей составлять круг из частей. Демонстрационный материал. Круги двух размеров разных цветов. Раздаточный материал. По два круга из картона (большой — красного, маленький — желтого цвета); по два круга разного размера, разрезанных на 2 части; по одному кругу, разрезанному на 4 части. Ход занятия Организационный момент Дефектолог показывает детям круги и просит назвать цвет, размер и форму кругов (красный большой круг, зеленый маленький круг, желтый большой круг). Основная часть Дефектолог, £ак называются все эти геометрические фигуры? (Это круги.) — Чем отличается круг от других геометрических фигур? (Он может катиться, ему «не мешают» уголки.) (Дети выполняют соответствующее действие.) — Нарисуйте круг в воздухе правой рукой. Нарисуйте большой круг в воздухе обеими руками. Нарисуйте в воздухе ма ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|