Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ат-Табарани, Ибн Хаббан и аль-Хаким.





И есть много других аятов, хадисов и прочих указаний, свидетельствующих о достоинстве знания и побуждающих людей к его поискам, а поэтому истинный мусульманин всегда является либо знающим, либо находящимся в процессе приобретения знания, а третьего не дано.

Поиски знания не прекращаются до самой смерти.

Суть истинной учёбы состоит не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет тебе доступ к неиссякаемому источнику материальных благ и обеспечит приятное и безбедное существование, после чего тебе уже не надо будет стремиться к получению чего-то большего из сокровищниц познания. Нет, суть истинной учёбы состоит в том, чтобы ты продолжал учиться постоянно, ежедневно узнавая что-то новое сообразно слову Всевышнего:

{...и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”} “Та ха”, 114.

Наши праведные предшественники не останавливались в своём стремлении продолжать учиться и приобретать новые знания до самого конца жизни независимо от того, каких высот они достигали в сфере науки, поскольку они считали, что знание живёт и возрастает благодаря продолжению, увядая и засыхая вследствие оставления и прерывания. На эту тему им принадлежит множество прекрасных высказываний, свидетельствующих о том, сколь высоко они ценили знание и как упорно они стремились к нему, постоянно приникая к его живительному источнику. К числу этих прекрасных высказываний относятся слова Ибн Абу Гассана, который, как сообщает имам Ибн Абд аль-Барр, сказал:

“Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не перекратишь учиться, а когда ты перестанешь нуждаться в этом, превратишься в невежду”.

Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Никто из обладающих знанием не должен прекращать учиться”.

Сообщается, что как-то раз имама Абдуллаха бин аль-Мубарака спросили: “До каких пор ты будешь искать знание?” В ответ он сказал: “До самой смерти, ибо, может быть, я ещё не записал того слова, которое принесёт мне пользу!”

Когда имама Абу Амра бин аль-‘Аля спросили: “До каких пор человеку уместно учиться?” -, он ответил: “До тех пор, пока будет ему уместно жить”.

А как прекрасен ответ, который имам Суфйан бин Уйаййна дал на вопрос: “Кто из людей более всех нуждается в поисках знания?” На это он сказал: “Обладающий наибольшим знанием”. Его спросили: “Почему же?” Он ответил: “По той причине, что ошибка, допущенная им, становится наиболее отвратительной”.

Здесь можно вспомнить и об имаме Фахр ад-дине ар-Рази, крупном толкователе Корана, авторе многочисленных сочинений и наиболее выдающемся имаме своего времени.

Интересное сообщение о нём приводит просвещённый историк Йакут аль-Хамави в своём сочинении “My‘джам аль-удаба”. Он пишет:

Азиз ад-дин (один из учеников имама ар-Рази) рассказал мне следующее:

“Имам Фахр ад-дин ар-Рази, занимавший высокое положение и пользовавшийся широкой известностью и таким огромным уважением, что никому не приходило в голову подвергать проверке его слова и никто не осмеливался даже вздохнуть из почтения к нему, прибыл в Мерв. Я явился к нему, а потом стал приходить постоянно, чтобы учиться у него. Однажды он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты составил для меня хорошую книгу по генеалогии талибитов, с которой я мог бы сверяться, ибо я не хотел бы оставаться в неведении относительно этого». Я спросил его: «Ты хочешь, чтобы я составил её в виде генеалогического древа или написал обычной прозой?» Он сказал: «То, что составляется в виде генеалогического древа, не приспособлено для запоминания, а я хочу иметь нечто такое, что я мог бы запомнить». Я сказал: «Слушаю и повинуюсь!»-, и я ушёл, составил для него такую книгу, которую я назвал “Аль-Фахри”, а потом принёс её ему. И когда он ознакомился с ней, то поднялся со своей мягкой подстилки 11 и уселся на циновку, а мне сказал: «Садись на эту подстилку!» Это показалось мне слишком серьёзным, и я сказал ему: «Я всего лишь твой слуга!» Однако он прикрикнул на меня и сказал: «Садись, раз я тебе говорю!» И мною - Аллах тому свидетель - овладел такой страх перед ним, что мне осталось только сесть там, где он велел. А потом он принялся с моей помощью изучать эту книгу, сидя передо мной и спрашивая меня о том, что было ему неясно, пока не дошёл до самого конца. Закончив же изучать её, он сказал мне: «Теперь садись, где хочешь, ибо, поистине, в этой науке ты - мой учитель. Я извлекаю из этого пользу и учусь у тебя, а ученику не пристало сидеть нигде, кроме как перед своим наставником!» И я встал со своего места, а он занял его, после чего я начал учиться у него, сидя там, где сначала сидел он”.

Приведя это сообщение, Йакут сказал: “Вот это и является примером соблюдения приличий, особенно с учётом того, что речь идёт о человеке, занимавшем такое положение”.

Поистине, сердца этих учёных любили знание больше всего прочего, их души проявляли к нему глубочайшее почтение, и не было для них ничего ценнее знания, а преемники больше всего нуждаются в том, чтобы походить на предшественников.

Что мусульманину необходимо делать хорошо

Сознательный мусульманин должен усвоить, что он остаётся символом ислама в любых обстоятельствах, и стараться быть примером для других, в связи с чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается».

Если мусульманин специализируется в области одной из шариатских наук, то ему необходимо приложить все усилия, чтобы овладеть и разными другими религиозными науками и прежде всего - научиться чтению и толкованию Книги Аллаха Всевышнего, постичь науки, имеющие отношение к изучению хадисов, изучить историю и так далее, но особое внимание он должен уделять избранной им шариатской науке. Он обязательно должен хорошо знать арабский язык и, по возможности, овладеть ещё одним иностранным языком, что необходимо ему для осуществления призыва к своей религии, ознакомления людей с нею или её защиты.

В том случае, когда мусульманин специализируется в области одной из светских наук, ему необходимо знать по меньшей мере основы своей религии. Это значит, что в шариатских науках, предметом которых являются вероучение, поклонение и нравственные нормы ислама, он должен быть осведомлён настолько, чтобы этого ему хватило для правильного исповедания своей религии. Что же касается деталей этих шариатских наук, доступных только знатокам шариата, то мы уже поясняли, что это входит в круг обязанностей представителей первой группы (то есть: тех, кто специализируется в изучении шариатских наук).

Далее, ему необходимо не только прекрасно ориентироваться в той области знания, в которой он специализируется, прилагая для этого все силы и стремясь, по возможности, черпать сведения из первоисточников. Помимо этого он должен стараться как можно лучше овладеть каким-нибудь иностранным языком, чтобы по новым журналам, книгам и другим источникам следить за развитием той науки, которая является его специальностью.

Всё это необходимо делать, исходя из того, что ислам не только всегда побуждал людей к поискам знания и к размышлениям о том, что было создано Аллахом на небесах, на земле и в самом человеке, но и объявил это средством приближения к Аллаху.

Благодаря этому мусульманин всегда и везде может оставаться достойным примером ислама и мусульман, человеком, который знает и свою религию, и свою земную жизнь, и может снискать в глазах людей любовь и уважение, что, в свою очередь, будет способствовать успеху его призыва и приведёт к тому, что люди откликнутся на него.

Именно это и было характерно для учёных из числа наших праведных предшественников: они отдавали все свои силы светским или шариатским наукам, связывали всё это с тем, что было угодно Всемогущему и Великому Аллаху, и упорно стремились к обустройству земли и распространению блага.

В - Его дух

Истинный мусульманин, который заботится о своей душе и уделяет внимание своему физическому и умственному развитию, не забывает о том, что он состоит не только из тела и разума. Он понимает также, что обладает бьющимся сердцем, жаждущим духом, чувствительной душой, высокими устремлениями, побуждающими его к возвышению и погружению в мир поклонения, желанием обрести блаженство, которое может даровать ему лишь Аллах, и страхом перед Его наказанием и Его адом.

Он полирует свой дух с помощью поклонения

Из всего вышеизложенного следует, что мусульманин должен уделять внимание своему духу, прибегая к его полировке с помощью поклонения Аллаху Всемогущему и Великому и страха перед Ним, который он испытывает и днём, и ночью, в результате чего он постоянно остаётся бдительным и опасается хитроумных силков и наущений шайтана. Если же в какой-нибудь из моментов присущей людям слабости наущение шайтана всё же касается его, то на него оказывает своё воздействие память, он снова начинает видеть, к нему возвращается бдительность и он обращается к Аллаху с покаянием и просит о прощении.

Аллах Всевышний сказал:

 

{Поистине, если богобоязненных касается наущение шайтана, то они вспоминают и (сразу же) понимают.} “Преграды”, 201.

Имеется в виду, что когда богобоязненные люди под воздействием наущений шайтана совершают что-то греховное, они сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния.

Вот почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил своим сподвижникам: «Обновляйте свою веру!»—, а когда его спрашивали: “О посланник Аллаха, как же мы можем обновить нашу веру?”-, он отвечал: «Почаще произносите слова “Нет бога, кроме Аллаха”». Ахмад.

Для укрепления своего духа и улучшения состояния своей души мусульманин, проявляющий покорность, занимается различными видами поклонения, делая это ради Аллаха. Так, например, он читает Коран, проявляя выдержку и смирение и размышляя над его содержанием, смиренно поминая Аллаха сердцем, сосредоточенно совершая молитву с соблюдением всех предъявляемых к ней требований, и занимается прочими видами поклонения и духовной подготовки. Так он готовит себя к исполнению этих религиозных обязанностей, стремясь к тому, чтобы они стали его привычкой, обычаем и неотъемлемой частью самого его существа, и благодаря этому он делает свою душу и ощущения более тонкими, чувства его обостряются и постепенно он приобретает способность большую часть времени сохранять бдительность, не утрачивать внимания и бояться Аллаха тайно и явно, не забывая об этом страхе в процессе своих взаимоотношений с людьми, никого не притесняя, не отклоняясь от истины и не сходя с основной дороги.

Он постоянно поддерживает общение с праведными товарищами и участвует во встречах верующих

Кроме того, для достижения этой труднодоступной вершины мусульманин обращается к помощи праведного товарища, который всегда советует ему держаться истины, и оба они советуют друг другу хранить терпение и почаще посещать духовные встречи верующих, где часто поминают Аллаха и где люди ведут беседы об исламе и о той великой роли, которую он играет в деле воспитания отдельного человека, семьи и общества. Присутствующие на подобных встречах говорят о могуществе Великого, Всеподчиняющего и Всесильного Аллаха, для которого нет ничего невозможного ни на земле, ни на небесах, и взирают на Его изумительные творения, каковыми являются Вселенная, жизнь и человек. В ходе подобных встреч дух человека развивается, душа подвергается полировке, а сердце очищается, и всё существо человека проникается радостью веры.

Вот почему когда Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, встречал кого-нибудь из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он всегда говорил ему: “Пошли, посвятим вере в нашего Господа некоторое время!” А когда это доходило до сведения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил:

 

«Да помилует Аллах Ибн Раваху! Поистине, он любит те собрания, пребыванием в которых гордятся ангелы!» Ахмад.

Сообщается, что праведный халиф и наш господин Умар аль-Фарук, да будет доволен им Аллах, часто отвлекался от дел халифата и обязанностей правления, брал за руку одного или двух человек и говорил: “Пошли вместе с нами, увеличим нашу веру!”- после чего они совместно поминали Аллаха. Жизнь сподвижников”, 3/329.

Таким образом, даже Умар, да будет доволен им Аллах, отличавшийся благочестием и праведностью и должным образом занимавшийся делами поклонения, время от времени ощущал необходимость в очищении души и похищал эти мгновения у всевозможных мирских дел, чтобы полностью посвятить их облегчению сердца, полировке души и очищению своего духа.

Также поступал и My‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, который часто говорил своим спутникам, находясь в пути: “Присядем и посвятим некоторое время вере!”

“Жизнь сподвижников”, 3/329.

Поистине, мусульманин несёт ответственность за укрепление своего духа, очищение своей души, постоянное побуждение её к устремлённости ввысь и удержание её от того, чтобы она не вернулась к нижайшему.

Аллах Всевышний сказал:

 

{Клянусь душой и тем, что придало ей соразмерность ~ и внушило ей её греховность и её благочестие, ~ преуспел тот, кто её очистил, ~ и понёс урон тот, кто её сокрыл 12. }

“Солнце”, 7 - 10.

Вот почему от мусульманина требуется, чтобы он был осмотрительным при выборе друзей и тех мест, где он бывает, чтобы в результате этого выбора его вера, праведность, благочестие и понимание только увеличивались. И ему необходимо отстраняться от дурных товарищей из числа шайтанов в человеческом облике, а также от тех мест, где совершается что-нибудь непристойное и греховное, в которых душа темнеет, а сердце покрывается ржавчиной.

Аллах Всевышний сказал:

 

{Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них, стремясь к украшениям земной жизни, и не подчиняйся тому, сердце кого Мы заставили пренебречь (необходимостью) поминать Нас и кто последовал за своими страстями: он дошёл до крайности 13. } “Пещера”, 28.

Он часто повторяет слова и мольбы пророка,

Среди прочего для укрепления своего духа и поддержания связи своего сердца с Аллахом мусульманин прибегает к повторению слов, с которыми, как сообщается, обращался к Аллаху в тех или иных случаях посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, он определённым образом взывал к Аллаху, входя в дом и выходя из дома, провожая людей в путь и встречая их, одевая новую одежду, ложась в постель и просыпаясь ото сна. И можно сказать, что каким бы делом ни занимался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он непременно взывал к Аллаху определённым образом, обращаясь к Всевышнему с мольбами, о том, чтобы Он внушил ему правильные намерения, и удалил его от ошибок, и был милостив к нему и судил ему благо. Множество сообщений об этом содержится в сборниках достоверных хадисов, в которых приводятся слова посланника Аллаха 14, да благословит его Аллах и приветствует. И он обучал своих благородных сподвижников этим словам мольбы и поминания Аллаха, побуждая их произносить их в нужное время.

Благочестивый и сознательный мусульманин стремится заучить прекрасные слова этих обращений и поминаний по примеру благородного посланника и его праведных сподвижников и неустанно повторяет их в соответствующих случаях, если у него имеется такая возможность. Благодаря этому сердце его продолжает поддерживать связь с Всемогущим и Великим Аллахом, душа очищается, дух возвышается, а чувства обостряются.

Посредством таких духовных упражнений благородный посланник готовил первое поколение высокочтимых и благословенных сподвижников и полировал их души, в результате чего они стали сияющими, чистыми и блестящими, и в них не осталось никакого мрака, мути и недостатков. Эти люди стали олицетворением величайшего чуда ислама, суть которого состояла в создании высококультурного, развитого и единственного в истории человечества поколения людей, и этому поколению удалось в течение немногих лет совершить много удивительных вещей.

 

 

Примечания к главе 2

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.